Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Политика
Дж.Оторбаев обозначил приоритеты в развитии Бишкека
Текст выступления премьер-министра Кыргызстана Джоомарта Оторбаева на заседании коллегии мэрии г. Бишкека 29 января 2015 г.
Стенограмма предоставлена пресс-службой правительства.
Сегодня мы подводим итоги годовой работы органов исполнительной власти города Бишкека – столицы нашей страны – основного экономического центра Кыргызстана. У меня подготовлен большой, серьезный доклад, но я позволю себе его не читать. Сегодня я вижу свою задачу в представлении личного видения развития города, его экономики и социальной сферы с точки зрения правительства КР. Я пришел на коллегию мэрии Бишкека не читать лекции. Вы столицу знаете не хуже меня, а лучше, поэтому позвольте мне представить взгляд на текущую работу с точки зрения исполнительной власти нашей страны. Самое главное, чтобы заседание коллегии было полезным. Предлагаю провести встречу в жестком, конструктивном формате. Мы с вами находимся на государственной службе не для того, чтобы хвалить друг друга, а чтобы развивать страну и улучшать жизнь граждан.
Давайте сегодня, используя активы и достижения, которых добился город, рассмотрим возможность получения резервов и перспектив развития. Мы должны определить те места, где мы не дорабатываем и где работа может идти еще лучше.
Правительство КР работает по плану. У нас есть частные планы министров, руководителей ведомств, а также личные обязательства членов правительства. Общее число сотрудников составляет 776 человек. Будут также включены личные планы мэров городов Бишкека и Оша и акимов районов. Те планы, которые мы делегируем вам, вы должны делегировать соответствующим управлениям и службам для их своевременного и четкого выполнения.
В целом очевидно, что мы должны повышать качество жизни горожан, гостей столицы, развивать экономику, создавать для инвесторов благоприятные условия. По определению в столице самая развитая инфраструктура, высокий кадровый потенциал и широкие туристические возможности. Столица является самым благоприятным местом для привлечения инвестиций.
Это создает определенную расположенность в отношении эффективной работы в данном направлении. Надо действовать так, чтобы и горожане, и субъекты экономической деятельности хотели и могли комфортно жить и работать в нашем городе. Для этого надо создавать все необходимые условия.
На первое место в рамках приоритета я бы поставил общественную безопасность. Город должен стать действительно комфортабельным местом для жизни и деятельности людей. В этом ключе необходимо энергично развивать работу. Ту деятельность, которую проводил в городе бывший начальник ГУВД Мелис Турганбаев, необходимо продолжать.
Среди инноваций и подходов, которые он реализовывал и благодаря которым он был повышен в должности, Мелис Турганбаев выбрал приоритет – связь с общественностью.
Милиция должна каждый день взаимодействовать с гражданами, общественными советами для совместного обеспечения безопасного проживания горожан.
Я прошу вновь назначенного начальника ГУВД города обратить особое внимание на укрепление связей с общественностью, работу с людьми, а также совместное обеспечение безопасности.
Необходимо основательно работать над улучшением инфраструктуры. Это все мы знаем.
В данном случае речь идет о транспортной инфраструктуре. Да, мы должны больше инвестировать в развитие города, улучшать дорожно-транспортную сеть, привлекать больше ресурсов, поскольку это лицо страны. В городе, конечно, проводится такая работа, которой правительство, в свою очередь, будет уделять особое внимание. Основные донорские потоки, среди которых турецкий кредит, а также различные гранты и кредиты международных институтов мы будем продолжать инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры столицы.
В энергетической структуре городу не хватает мощностей, на сегодняшний день распределительные сети очень слабы, но мы все же будем продолжать эффективную работу. В качестве приоритета был выбран город Бишкек. Мы продуктивно используем китайский кредит по модернизации ТЭЦ-1, однако этот сектор требует решительных действий, поэтому мы будем привлекать инвестиции в модернизацию ТЭЦ-2.
Завтра состоится расширенное заседание правительства КР, где будет презентована генеральная схема газификации Кыргызстана на период до 2030 года. На заседание приезжает председатель правления «Газпром» Алексей Миллер. Уверен, что мы услышим очень амбициозные планы инвестиций «Газпрома» в газотранспортную систему Кыргызстана. Та финансовая поддержка, которую мы закладывали в Межправительственном соглашении в размере 20 млрд рублей на 5 лет, будет превышена в полтора раза уже в ближайшие три года.
Необходимо начинать разрабатывать схему газификации города Бишкека с точки зрения будущей программы. Мы сейчас потребляем как страна 200 млн кубометров, а в ближайшее время мы будем потреблять до 1 млрд кубометров газа. Вы видите, что электричества нам самим не хватает, надеяться на воду ненадежно. Нам надо переходить на экологически чистые современные газовые технологии. Руководство «Газпрома» во время переговоров дало нам обещание сделать «Газпром Кыргызстан» лучшей компанией в мире в отношении инфраструктуры и финансовых технологий.
Конечно, мы начнем масштабную газификацию в городе Бишкеке. Нам надо очень четко поработать в отношении магистральных газопроводов, дистрибъютерских сетей, принципов единого закачивания при газификации зданий и сооружений как частного сектора, так и предприятий.
В этой связи я хочу заверить вас, что проект ТЭЦ-2 по строительству газотурбинной проливочной станции поможет Бишкеку выйти из нынешнего энергетического коллапса. Это совершенно ненормально, когда строительные компании не могут получить техусловия на подключение энергетики. Уже летом я давал поручение Госстрою разработать технический регламент, согласно которому мы смогли бы заводить в многоэтажные дома газ для отопления и пищеприготовления. Этот технический регламент мог бы быть российским, поскольку одна и та же компания обслуживает наши страны.
Поэтому в ближайшее время ведомства, курирующие сектор строительства, должны дать возможность строительным компаниям современными методами осуществлять газификацию построек. Другими словами, доступ к инфраструктуре должен быть обеспечен.
В отношении инфраструктуры позвольте сказать о транспорте. Мы видим, что город приближается не просто к трудностям, а к транспортному коллапсу. Есть прописанные правила. Кыргызстан - не первая столица, в мире существует 200 столиц, почти в половине из них есть проблемы с транспортом. Нужно изучать лучшие практики и заниматься этой проблемой углубленно.
Это ненормально, когда на дорогах некомфортно: появляются нервозность и неудовлетворенность. Мы разговаривали с мэром полгода назад по вопросам парковки.
Надо отдавать операционное управление частным лицам, чтобы они обслуживали граждан. Нужно решить вопрос с маршрутками. Вы не найдете в СНГ ни одного города, в частности столицы, где происходят такие трудности из-за маршруток. Нужно разговаривать с инвесторами о поставке автобусов с большой вместимостью либо заниматься муниципальным развитием. Есть операторы, курирующие государственно-частное партнерство, в рамках которых эти проекты могут быть реализованы. Это очевидные факты, но приходится эти вопросы поднимать на коллегии.
У нас по-прежнему имеются значительные проблемы в архитектуре. Мы наблюдаем хищническую, безконтрольную застройку нашего города, имеющую точечный принцип: кто больше дал, тот больше и получил. Это сфера муниципальной ответственности. Если нужно, давайте реструктуризируем характер отношений. Скандалы, которые сотрясают на протяжении последних 20 лет Бишкекглавархитектуру, также продолжаются. Что сделано для наведения порядка?
Горожане недовольны, происходят информационные скандалы, проверка показала полное отсутствие контроля над строительством, имеются случаи нарушения трудового законодательства, техники экологического законодательства в области строительства. Мы говорим, давайте перераспределим полномочия государственных центральных органов власти и муниципальных, только предоставьте предложения.
Давайте в течение месяца мы этот вопрос решим. Я не говорю о тех поручениях, которые мы даем государственным органам. Там у нас тоже будут серьезные дополнительные решения. Не надо спать, уважаемая мэрия, Архитектура. Заберите ее себе, внесите предложения. Будете полностью отвечать за этот участок. Я не имею никаких специальных решений, которые мы будем навязывать. Предлагайте идеи. Так продолжаться больше не может. Горожане недовольны. Происходят застройки, о которых люди не информированы.
Отношения с общественностью должны быть самой главной целью работы исполнительной власти столицы. Давайте заслужим доверие горожан. Давайте информировать населения о своей деятельности.
Почему нет диалога с гражданами в отношении реформ? По крайней мере, мы видим в прессе жалобы на отсутствие контакта с городскими службами, акимиатами. Мы не должны забывать, уважаемые руководители, что в городе сосредоточены лучшие интеллектуальные силы страны, горожане – самые образованные, интеллектуально подкованные люди, потенциал которых надо использовать для решения социальных проблем. Здесь также нужна специальная программа по связям с общественностью.
Вопрос, связанный с общественностью, хромает и у нас. Мы уделяем этому внимание, но город должен иметь специфический подход. Если вы можете использовать телеканал, который специально сориентирует горожан, СМИ, контакты для оповещения граждан, это будет важно и принципиально.
В области строительства у нас также непочатый край работы. Вы бываете в других столицах. Если взять, к примеру, четыре центральноазиатские столицы и сравнить с нашей столицей, чем мы можем гордиться? Это сказывается на всех других отношениях.
Несмотря на либерализм, рыночность, конкурентность экономики необходима регуляторная функция государства. В этом мы хромаем. Если необходимо перераспределение функций государственных органов муниципальным, я готов обсудить этот вопрос.
По земельным отношениям нет порядка. Все приватизировано. Как мы будем привлекать инвестиции в строительство и экономику? Надо подумать над перераспределением территорий города за счет Чуйской области. Давайте вносите предложения, резервируйте земельный фонд для привлечения инвестиций. Для того чтобы мы в приоритетном порядке инвестировали в развитие инфраструктуры, у вас есть возможности расширения территории города? Хотим мы того или нет, инвестиции будут приходить сюда. Даже если мы будем создавать налоговые льготы дотационным регионам, все равно город с его логистикой, человеческими ресурсами, инфраструктурой будет на первом месте. Поэтому нам надо создавать фонд земельных ресурсов для предоставления инвесторам, расширения жилищного строительства.
На сегодняшний день мы можем говорить о начале работы Кыргызско-Российкого фонда на 500 миллиардов долларов. Мы будем собирать от города предложения. Предположим, ту же ипотеку, где вы бы могли развивать инвестирование в жилищное строительство. В конце концов, надо смотреть по развитию города, я думаю, не на два-три-пять, а на десять-двадцать лет вперед. Это обычная практика. Здесь нужно взять лучший мировой опыт и посмотреть, что мы можем в этом отношении сделать. Конечно, можно говорить об освещении, мусоре — но здесь все понятно. Если надо, пожалуйста, повышайте тарифы, но качество обслуживания надо улучшать.
И мы подходим к очень важному вопросу – это вопрос доходов. Мы говорим о расщеплении, это больная тема, и я хочу сказать, что мы должны все-таки гармонично развивать нашу страну, и понятно, что депрессивный удаленный дотационный регион нуждается в поддержке. Или завтра мы получим все наши 6 миллионов граждан, живущих в городе Бишкеке либо в городе Оше. Поэтому дотации удаленным регионам, приоритетные инвестиции в инфраструктуру, создание рабочих мест будут оставаться приоритетом работы правительства. И понятно, что дотации будут осуществляться, прежде всего, из столицы. Надо определить принципы, когда сохраняется мотивация служб города и руководителей подразделений в улучшении своей работы. Должна быть мотивационная компонента, которая должна измениться, фактор пятипроцентных инвестиций в развитие — это, конечно, плохо, но это в целом ситуация по стране.
Давайте продолжать обсуждать. Многие меня спрашивают, зачем нам городская налоговая инспекция. Я сам, честно говоря, не понимаю. У нас есть районные, которые занимаются доходами. По моему мнению, городская налоговая должна заниматься политикой, должна заниматься новыми направлениями повышения доходов. А не посылать инспекторов по второму кругу проверять тех же людей. Еле-еле меня уговорили, чтобы я ее не расформировал. Если работа будет продолжаться в таком же ключе дублирования и параллелизма с районными налоговыми, то это [расформирование] произойдет очень быстро.
Сфера теневой экономики в стране 50 % — мы все знаем. Где она происходит? В городе Бишкеке. В сфере услуг, которые концентрируются в Бишкеке, процентов на 70. И торговля, и общественное питание, и иные виды бизнеса, которые работают здесь, находятся в теневом секторе.
Почему наши регионы – сельское хозяйство – мы не облагаем налогами, а датируем 5 миллиардов сомов? Чтобы люди там работали, чтобы могли продавать свою продукцию.
У нас промышленность, которая составляет 15-20 %, в ВВП дает половину налогов. Что это значит? Что остальные вообще не платят.
Мы начинаем работать по легализации теневой экономики. В любом ресторане и магазине должен быть пос-терминал для безналичных платежей. Мы сделаем изменения в положение о защите прав потребителей и обяжем все точки обеспечивать возможность безналичного расчета.
Факт нашего вхождения в Евразийский экономический союз тоже играет немаловажную роль. В вопросах импортно-экспортных отношений формат безналичных платежей будет активно использоваться.
Я недавно проводил совещание с руководством МВД по безобразиям дорожно-патрульной службы и дал поручение в течение месяца взымать штрафы только безналичным путем. Если у инспектора ДПС в кармане наличные деньги, значит, это взятка. Т.е. здесь идет речь о системной работе по легализации платежей через банковскую систему.
Можно даже сегодня при всем уважении просить налоговую службу Баткенской или Таласской областей первыми перейти на безналичный расчет. Мы должны и будем это делать, в первую очередь, по городу, поэтому здесь большая работа по изменению и устранению дублирования налоговых служб. Занимайтесь политикой, занимайтесь политикой налогообложения, чтобы мы вышли из теневой экономики, начиная с города.
Здесь будет нюанс, связанный с государственными гарантиями. У меня сегодня была встреча с миссией МВФ по потенциальной программе развития страны. Мы им сказали: никакой нашей плотной опеки больше не будет. Если вы будете по-прежнему залазить в наши заимствования, в нашу налоговую политику, мы не будет продолжать программу. Если вы нам поможете по структурной реформе, по изменению характера улучшения качества госуправления в соответствии с лучшими практиками, мы будем с вами работать.
Вот недавно у меня «Теплосеть» была. Их представитель говорит: «Я через два года все эти ресурсы израсходую». На рынке ведь можно позаимствовать, не обязательно идти в коммерческие банки. Надо заниматься доходами, уважаемые присутствующие, с тем, чтобы было развитие. Смотрите, учитесь, заимствуйте практики, занимайтесь этим вопросом.
Поэтому здесь очень большой характер работы. Я хочу подчеркнуть одну очень важную вещь. В городе лучшее образование, в городе лучшее здравоохранение, лучшая социальная система, лучший подход к безопасности, к инфраструктуре. Ту реформу, которую город будет реализовывать, ту и заимствуют регионы. Понимаете, я сейчас вижу, будучи в правительстве, что именно город Бишкек будет тем локомотивом, за которым пойдут вагоны. Практики и направления, которые вы здесь выберете и разовьете, выберет потом страна, уважаемые руководители. Если здесь имеет место быть такая тенденция, как спячка, — это непозволительно. Лучшие кадры страны хотят здесь работать. Нужно использовать весь потенциал, не ждать, не смотреть по сторонам, здесь и сейчас очень много работы.
Вы все это знаете. Я описал это так, как это видится со стороны правительства. Возможно, мои наблюдения будут вам полезны.
В заключение я хотел бы сказать, что мы обсуждали план действий по работе правительства, хочу отметить, что в целом работа проводилась энергично. Около 80 % запланированных мероприятий удалось реализовать, остальные находятся на стадии исполнения.
В отношении предстоящего года предстоит большая работа. Мы завершаем процесс вступления в Евразийский экономический союз. У нас этот год знаковый, так как это будет год выборов, о подготовке к которым в ближайшее время будет принято решение. В планах целый ряд национальных событий, одно из которых - семидесятилетие победы в Великой Отечественной войне. Я бы здесь назвал мероприятия по празднованию пятилетия и десятилетия наших революций. В следующем году планируется Саммит глав государств СНГ, поэтому мы должны продумать план по улучшению инфраструктуры города.
Все задачи, которые были мною озвучены, требуют работы, уважаемые руководители, и структурного подхода. Под вашим руководством работают десятки и сотни сотрудников, а в некоторых службах и тысячи, поэтому очень важно, чтобы государственная машина работала четко, по плану и жестким принципам. Нужно правильно проанализировать прошедший год и вынести верные уроки.
Я бы хотел еще раз сказать, что впереди большой фронт работ, правительство готово обсуждать различные вопросы для достижения плодотворной работы и ждет ваших конструктивных предложений.