0312 90 68 58
    info@topnews.kg
    Славим Человека Труда
     

    Апышев Муратбек: Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми

    Герой рубрики – молодой и талантливый архитектор, человек, которому доверяют реализовать крупные и очень ответственные проекты. Апышев Муратбек - основатель архитектурно-дизайнерской студии ArtProject Он – типичный self-made man, проделавший путь от рядового архитектора до владельца собственной компании. История его личного успеха – это пример того, как человек из самой обычной семьи «эволюционным путем» сделал себя сам. Стремление преодолевать барьеры и смело идти к намеченной цели у него в крови.

    0 Читать далее
    Стильnews - Сериал
     

    Когда цветет сирень.Сериал (57 серия)

    Все имена и персонажи вымышлены, любое сходство следует считать случайным. Она улыбается нам с экранов телевизоров. Ее лицо сияет на обложках всех газет и журналов. Она лучшая модель – пример самой успешной женщины Кыргызстана. Но каков был путь на вершину успеха и славы?

    0 Читать далее

    Архив Новостей

    Новости - Научные статьи

    Эффективность административно-территориального устройства Кыргызстана: проблемы, концепции, решения.

    Эффективность административно-территориального устройства Кыргызстана: проблемы, концепции, решения.
    15 04 2015 12:02

     

    ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА КЫРГЫЗСТАНА: ПРОБЛЕМЫ, КОНЦЕПЦИИ, РЕШЕНИЯ.

    �м�

     

     

    Касымбекова Айпери Баисбековна

    Ведущий специалист Операционного отдела БЦФ ОАО «Оптима  Банк»

     

     

     

    Аннотация

    С приобретением суверенитета наша республика вошла в струи рыночной экономики без подготовки и без научно обоснованных программ и рекомендаций. В результате государственный бюджет  республики из год в год исполняется дефицитом.

    В этой связи, автор излагает свое видение исполнения республиканского бюджета профицитом,  путем оптимизации  государственных структур и административно-территориальных устройств.

     

    Ключевые слова: экономика, эффективность, регионы, зоны, округи, бюджет, бедность, уровни жизни, сельское хозяйство, инвестиция, укрупнение, финансы.

     

    В настоящее время дискуссии о смысле и содержании проводимых реформ во многом определяются разногласиями по поводу роли и места государства в рыночной экономике. Это и понятно, поскольку степень воздействия государства на протекание экономических процессов – своеобразный индикатор и типа государственного управления, и масштабов социализации общества, и возможностей реализации индивидуальных прав и свобод.

    Понятно также то, что любое государство мира более свободно от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Все большее число государств может позволить себе (хотя на практике этого все же не наблюдается) полностью отказаться от прямого вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием (через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений; через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций и т.п.). Но ни одно государство в мире, как бы оно ни декларировало и ни обеспечивало самостоятельность своих территориальных единиц, не может, а главное не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, от проблем недопущения экологических, экономических, этнических и иных региональных депрессий, от вопросов развития всех территориальных государство как среды жизнеобеспечения народа.

    Все это – норма поведения каждого государства в относительно спокойной фазе его существования, но норма превращается в приоритетную императивную госфункцию в периоды кризисов и войны, коренных ломок прежних и попыток формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти периоды государства подвергаются самым сильным территориальным перенапряжениям, и именно неуправляемые территориальные демографические процессы оборачиваются для народа нечислимыми бедствиями.

    У каждого народа своя история, самобытная культура, свой жизненный путь, свои традиции, свой менталитет. Тем не менее, анализ стратегий и концепций экономических программ стран с переходной экономикой показывает, что при внешних различиях и особенностях, независимо от места расположения и численности, у всех стран есть обязательные меры, которых никому не избежать, а уже затем своя особая форма хозяйствования, вытекающая из культуры, из истории и национальных черт народа.

    У нас уникальная возможность построить систему социально ориентированной рыночной экономики. Это и значительные природные ресурсы, достаточные материальные ресурсы, подготовленные трудовые ресурсы, отсутствие значительных военных расходов.

    Стратегической целью развития Кыргызстана в ближайшие десятилетия должна быть превращение страны из слаборазвитой в страну с развитой рыночной экономикой и устойчивым повышением уровня качества жизни населения. К 2025 году Кыргызстан должен войти в группу развивающихся стран мира с доходом выше среднего – по производству валового национального продукта (ВНП) на душу населения.

    Приходится констатировать, что нынешнее переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных  расхождений между существом проблемы и методом ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой,  как в вопросе о государственном регулировании территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикальна, чем модель отношений экономических. Но если в экономике процессы перехода к рыночным основам хоть в какой-то мере направляются ориентирами мирового опыта и теорией, то в сфере региональных отношений ситуация совершенно иная. Здесь каждое государство поступает так, как ему заблагорассудится. Чего греха таить? Иногда развитие регионов подвластны политическим течениям, а не экономическим. Создается своеобразный “заколдованный круг”, и выход из него возможен только при сильной политической воле к упорядочению государственного регулирования территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах Кыргызстана, его регионов и его народа.

    Естественно, что обязательной задачей любого государства является недопущение или снятие остроты кризисных социальных, экономических, экологических и иных ситуаций в отдельных регионах, как поводов к появлению аномально высокой территориальной дифференциации, нежелательной ни в одном нормально функционирующем государстве. Следует подчеркнуть, что речь идет именно об аномалиях, поскольку территориальная дифференциация, как таковое, - явление обычное и распространенное. Разумеется в каждой стране есть относительно процветающие и безусловно отсталые регионы, почти в каждом регионе существуют  “хорошие” и “нехорошие” регионы, даже  в отдельном городе бывают кварталы богатых и бедных.

    В этом отношении Кыргызстан не исключение. По уровню жизни населения, по развитию регионов имеются существенные различия. Так, по данным Нацстаткома Кыргызской Республики стоимостная величина общей черты бедности в 2013г. составила 27768,5 сомов в год на душу населения, крайней – 16249,1 сомов. За чертой бедности в 2013 г. проживали 2135 тыс. человек, из которых 73,6% являлись жителями сельских населенных пунктов, а за чертой крайней бедности соответственно 159 тыс. человек и 79,8 % . Различие бедности по регионам республики видно из следующих данных (таблица 1).

    Как видно из таблицы 1, в 2013 г. самый высокий уровень бедности наблюдались в Баткенской, Джалал-Абадской, Нарынской и Ошской области. Причем,  в последних двух областях уровень бедности в 2013г.  по сравнению с 2011 годом не ощутимо, но все – таки снизилась, а в первых – наоборот увеличились, особенно, в Баткенской – с 35,6%  до 53,9% отметим, что за счет производства и реализации фасоли уровень бедности в Таласской области снизилась соответственно с 50,2 до 23,1%.

     

    Таблица 1. Изменения уровня бедности по регионам Кыргызской республики

    (в % к численности населения)1

     

    2011

    2012

    2013

    1

    Кыргызская Республика

    38,8

    28

    37

    2

    Баткенская область

    35,6

    34,2

    53,9

    3

    Джалал-Абадская область

    45,3

    55,7

    46,4

    4

    Ыссык -Кульская область

    29,5

    28,1

    39,5

    5

    Нарынская область

    49,9

    39,9

    43,8

    6

    Ошская область

    44,7

    51,4

    43,4

    7

    Таласская область

    50,2

    39,6

    23,1

    8

    Чуйская область

    28,6

    16,6

    23,6

    9

    г. Бишкек

    18,4

    21,4

    20,4

    10

    г. Ош

    -

    -

    40,9

    1Расчет автора по данным Нацстаткома Кыргызской Республики

     

    До принятия суверенитета наша республика характеризовалась, как промышленно-развитой, индустриально-аграрной страной. Весь промышленный, научный, сельскохозяйственный потенциал был вовлечен во всесоюзный народнохозяйственный процесс и экономика республики, казалось, будет всегда развиваться по восходящей. Однако,  Кыргызстан за двадцать три года стал одной из бедных стран мира, занимая 140-е место по уровню производства продукции на душу населения в год, среди 185 стран с 3222 долларами США. На первом месте стоит административный район Макао Китайской Народной Республики, где этот показатель равен 142564 долларам, далее республика Катар (131758 долл.), Люксембург (90790 долл.). В России производят – 24120, в Казахстане – 23206 долларов США.

    Одной из причин такого глубокого кризиса с самого начала стало отсутствие единой государственной программы по экономическому, социальному развитию страны. Каждый новый состав Правительства (за 23 года уже 25-е Правительство) как бы имел “свое видение” по управлению народным хозяйством, которую выдавали как очередную новую программу республики, а по сути это было видение или желание бывших, беглых Президентов государства. Незащищенность, сплошная коррупция привели к массовой безработице, миграции из-за того, что гиганты индустрии республики – завод сельскохозяйственного машиностроения им. Фрунзе, завод контрольно-измерительных приборов, завод «Электродвигатель», завод им. Ленина и десятки других, в лучшем случае, “законсервированы”, а многие ликвидированы, сельское хозяйство доведено до экстенсивных форм хозяйствования. В южных регионах и Таласской области из-за низких цен и нерентабельности перестали выращивать знаменитый кыргызский табак, в Чуйской долине – сахарную свеклу. Прекратились активные работы по семеноводству и селекции. Государство самоустранилось от защиты внутреннего рынка.

    Статистические данные последних лет еще раз подтвердили, что социально-экономическое положение в республике остается очень неустойчивым, близким к критическому. Почему так случилось? В чем наши ошибки? Как получилось, что Кыргызстан, находящийся на перекрестке дорог Великого Шелкового пути, в самом центре Евразии, испокон веков соединяющий Восток с Западом, Юг с Севером, упустил все возможности для своего развития?

    Да, случилось то, что должно было случиться. Потому что наши горе-реформаторы, не имея за плечами практического опыта управления народным хозяйством, без научно обоснованной программы развития страны, шарахались из одной крайности к другой, принимая за основу модель развития то одной страны, то другой. Знающих людей, опытных специалистов и ученых не услышали, их мнения попросту игнорировались.

    Опыт экономического развития ряда стран показывает, что при правильном определении стратегии развития страны, достаточной демократизации, открытости, даже при ограниченности природных, материальных, денежных ресурсах можно достичь впечатляющих результатов. Этому свидетельствуют примеры развития Нидерландов, Германии, Японии, Китая и других азиатских стран.

    Аграрная сфера играет огромную роль сокращения бедности, так как в структуре прожиточного минимума доля продовольственных товаров составляет в порядке 65-70%. Пенсионеры, большинство которых являются социально уязвимым слоем населения тратят более 70% прожиточного минимума на питание и только 10% непродовольственные товары, а затраты на услуги доходят до 20%. В этой связи, повышения эффективности аграрной отрасли, путем оптимизации административно-территориальных единиц, особенно сельской местности требование сегодняшнего времени. Это вызвано еще и тем,  что  в сельской местности Кыргызстана проживает более 65% населения и трудятся около 80% сельского населения, и как явствуют  данные исследования больше половины которых бедствуют.

    Установлено, что увеличение валовой продукции сельского хозяйства на 1% снижает бедность в сельской местности на 1.06 процентных пункта [2., стр.6].

    Несмотря на большую ограниченность территории, особенно пахотнопригодных земель, сельскохозяйственные предприятия Кыргызской Республики в процессе исторической специализации сельского хозяйства, еще в 1960-х гг. были размещены в сложившихся семи различных природно-климатических, почвенных землях, каждая из которых имеет относительно однородные производственные условия, определенные направления в развитии сельскохозяйственного производства (Приферганская хлопковая; Приферганская хлопково-животноводческая; Приферганская табачно-животноводческая; Чуйская свекловично-животноводческая; Таласская овцеводческо-табачная; Прииссыккульская овцеводческо-животноводческая; высокогорно-овцеводческая) [1. с. 64-75; 2. с. 13].

    Вследствие того, что эти зоны не отождествлены с зонами природы, они внутри себя делятся также на несколько подзон, численность которых составляет больше двадцати. В это же время каждая из этих сельскохозяйственных зон объединяет группу административных районов с относительно одинаковыми климатическими, природно-экономическими условиями, общими условиями почв и землепользования, идентичными направлениями, специализациями, перспективами развития земледелия и животноводства, охватывая ряд природных поясов от долинных земледельческих до высокогорных пастбищ, используемых отгонным животноводством.

    При определении этой специализации авторы, состоящие из ведущих ученых и специалистов, а также опытных практиков, исходили в основном, из того, чтобы достигнуть цели научно обоснованного размещения сельского хозяйства и специализации зон с преимущественным  ростом производства тех видов сельскохозяйственной продукции, для которых является наилучшие условия, и в которых достигается наибольшая экономия затрат труда, средств в расчете на единицу продукции.

    Сейчас нет необходимости перечислять значение и достоинства каждой из этих зон, к тому же оно не входит в задачи нашего исследования, но одно бесспорно, что используя место и роль этих исторически сложившихся эффективных зон, можно заново пересмотреть административно-территориальное устройство нынешних регионов.

    Так, например, по тем данным исследования, Приферганская хлопковая зона, была расположена на высоте 600-900 метров над уровнем моря, среднегодовая температура воздуха составляла +12 градусов Цельсия, за год выпадало  около 325 мм осадкво, охватывала она Кара-Суйский, Араванский районы Ошской области, Ленинский (ныне Ноокенский), Базар-Коргонский, Сузакский районы Джалалабадской области. В этих районах традиционно выращивался, в основном, хлопок-сырец и им обеспечивались крупнейшие текстильные фабрики некогда мощного СССР, с распадом которого  с каждым годом уменьшались потребности на него. Естественно, огромная армия хлопкоробов остались не у дел и все больше стали пополнять ряды мигрантов. В поисках лучшей жизни люди трудоспособного возраста, оставив свои обжитые места, потекли в крупные города и зарубеж. Таких примеров можно привести  по всем остальным зонам республики.

    Разумеется, рыночные отношения допускают таких перекосов жизни, но нам кажется пришло время собирать камни, повернут русло экономики в нужное направление. Речь идет о кардинальной необходимости в административно-территориальном реформировании. 

    В настоящее время в Кыргызстане имеются 2 столицы – Бишкек и Ош, 7 областей 40 районов, 31 город и т.д. Кроме этого, существует более 500 различных подведомственных организаций, управлений, департаментов и т.д. В высшем эшалоне власти действуют дублирующие друг друга Аппараты Президента и Правительства, с подачи ловких политиков избраны 120 депутатов с огромным аппаратом, с одним только громким названием министерств имеются 15 единиц, не говоря о нескольких комитетах и службах, приравненных к ним.

    Короче, в этих неэффективных, раздутых, чиновничьих аппаратах трудятся более 18 тыс. человек, из них 3,3% в законодательной, 85,6% - в исполнительной и 11,1% - в судебной ветви власти. Если из всего населения Кыргызстана (5665 тыс. чел.), около 60% или 3400 тыс. человек является трудоспособным, то соотношение госчиновников и работающего населения составит 1:191, а с учетом миграции за пределы республики (около 1,5 млн. чел.) еще меньше – 1:110. Это только высший эшалон власти, а сколько думаете чиновничий аппарат средних и мелких уровней? Если считать, что в Кыргызстане по данным Нацстаткома имелись 598877 хозяйствующих субъектов, из них 6767 государственных и 5709 муниципальных предприятий, то все становится ясным, в каждом из них имеются не меньше 10-15 больших, маленьких управленцев. Поэтому по числу управленческого персонала наша страна занимает одно из первых мест в мире.

    По расчетам специалистов на содержание аппарата управления из казны государства ежегодно расходуется около 29-30% бюджетных средств. Это только узаконенная сумма, а сколько уходит по коррупционным схемам, точной цифры еще никто не подсчитал. Ясно одно, что чем больше аппарат чиновников, тем больше бюрократии, а значит процветание коррупции. Уровень теневой и ненаблюдаемой экономики составляет более 40% от внутреннего валового продукта. В результате государственный бюджет исполняется постоянно дефицитом. В большинстве случаев вовремя не выплачиваются пенсии и пособия.

    В этой связи настало время, в первую очередь, тотально упорядочить административно-бюрократическую систему республики.

    Как говорят в народе “рыба гниет с головы”, необходимо начинать с верхушки власти, объединить аппарат Президента с аппаратом Правительства и главой исполнительной власти должен стать сам, всенародноизбранный Президент. Он должен инициировать внесение изменений и дополнений в (Основной закон) Конституцию Кыргызской Республики об оптимизации законодательной власти и административно-территориального устройства государства. В измененном Основном законе должно быть не более 45-50 депутатов с одним только помощником или консультантом и на весь Жогорку Кенеш не более 5-6 соответствующих профильных комитетов с небольшой штатной численностью профессиональных сотрудников. Всем известно, что в нынешнем Жогорку Кенеше, кроме 120 депутатов и их 240 консультантов, помощников и 120 личных водителей, еще целый аппарат во главе руководителя аппарата с отдельным помощником и двумя заместителями. Аппарат Жогорку Кенеша состоит из 31 отдела и 5 секретариатов (по количеству фракционных партий в Парламенте) с общей численностью около 300 штатных единиц, вместе с автопарком.

    По официальным источникам известно, что на содержание аппарата Жогорку Кенеша ежегодно из бюджета выделяется от 550 до 600 млн. сомов. Если сократить хотя бы на половину количество парламентариев и их обслугу, то доходная часть бюджета пополнилась бы, как минимум, на 250-270 млн. сомов.

    Необходимо также кардинально пересмотреть структуру исполнительной власти – министерств и ведомств. Для нашего унитарного Кыргызстана достаточно было бы иметь не более 12 министерств. Для этой цели следовало бы некоторые министерства ликвидировать, а некоторые  объединить. Так, например, Министерство социального развития можно было бы безболезненно  объединить с Министерством здравоохранения, поскольку объект обслуживания обоих министерств являются малообеспеченная, социальноуязвимая часть населения. Следовало бы также объединить Министерство труда, миграции и молодежи с Государственным агентством по физической культуре и спорту, часть отдельных функций первого передав в Министерство образования и науки. Например, Агентство по профтехобразованию Министерства труда, миграции и молодежи для пользы дела можно и нужно передать в Министерство образования и науки. Можно было совсем и навсегда ликвидировать Государственную кадровую службу, так как в их статс-секретарях и других кадрах ни одно министерство и ведомство особо не нуждаются. К тому же эта служба, кроме проведения компьютерной аттестации и сбора информации о декларациях госчиновников, особо не отличается.

    Таких примеров можно привести достаточно.Или же, зачем в министерствах держать 3-4 заместителей министров, и еще на правах заместителей-руководителей аппаратов?

    Мы считаем, что у любого министра достаточно иметь одного первого заместителя и руководителя аппарата, обязанности другого заместителя, можно возложить, если есть необходимость в этом,  на руководителя аппарата.

    Забегая вперед скажем, что у руководителей областных и районных уровней (акимиатов) тоже 3-4 , в некоторых местах и того больше, заместителей, которые, по нашему мнению, тоже являются лишней обузой, с точки зрения расходования бюджетных средств и бюрократических проволоков. Если их тоже привести в соответствие с требованиями времени, то безусловно будет сэкономлено несколько десятков миллионов сомов. Вот тебе, дополнительный источник пополнения бюджета.

     

    Таблица 2.   Предлагаемая структура вновь образуемых округов вместо нынешных районов и городов  Республики.[1]

     

    Зоны[2]

    Какие административных районы входят в состав вновь образуемый округ

    Примечание

    (Какие города входят в этой зоны)

    1

    Приферганская хлопковая

    (южнокыргызстанская хлопковая)

    1. Ноокен, Базар-Коргон, Сузак                 

        2. Кара-Суу, Араван              

     1. Кочкор-Ата, Кок-Джангак

    2. Кара -Суу

    2

    Предгорноферганская хлопковоживодноводческая

    (предгорнобаткенская хлопково-животноводческая)

    1. Баткенский, Ляйлякский, Кадамжайский

    Исфана, Баткен, Кызыл-Кыя, Сулукту

    3

    Предгорноферганская  табачно-животноводческая

    (южнокыргызская табачно-животноводческая)

    1. Узгенскиий и Ноокатский                          2. Аксыйский, Ала-Букинский и Токтогульский

    1. Узген                                                2. Таш-Кумыр, Майлы-Суу,Кара-Кол

    4

    Чуйская свекловично-животноводческая

    1. Кеминский, Чуйский, Ыссык-Атинский, Ала-Мудунский (восточная часть долины)                                                    2. Сокулукский, Московский, Панфиловский,

    1.Токмок, Кант,

     

     

    2. Шопокова, Кара-Балта

    5

    Таласская овцеводческо-животноводческая

    1. Манасский, Кара-буринский, Чаткалский                                                         2. Бакай Атинский, Таласский

     

     

    2. г. Талас

    6

    Прииссык-Кульская овцеводческо-скотоводческая

    1. Ысык-Кульский, Тюпский                  

       2. Джети-Огузский, Ак-Сууский , Тонский

    1. г. Чолпон-Ата, Балыкчы                  

      2. г. Каджи-Сай

    7

    Высокогорно-овцеводческая

     

     

    1. Ак-Талинский, Тогуз-Тороуский     

       2. Ат-Башинский, Нарынский                  

     3. Кочкорский, Джумгальский,     

    В этой зоне Алайский район является под зоной

     

    По нашему мнению, в ближайшие 2-3 года необходимо перейти в двухуровневое государственное управление или бюджетирование: республиканское и окружное. При  этом следует объединить районы в крупные округи, с учетом различия сложившихся природно-климатических особенностей регионов и развития аграрного производства (табл. 2).

    Как видно из таблицы 2,  на базе прежних советских времен специализированных сельскохозяйственных зон, в республике можно образовать 14 крупных округов (зон) и 1 подзону. Такая специализация сельскохозяйственного производства и размещение сельскохозяйственных предприятий по этим зонам дала бы ощутимый результат.

    1. Приферганской хлопковой зоне можно организовать только два крупных района, объединив, например, близко расположенные Ноокенский, Базар-Коргонский и Сузакский в один округ, а Кара-Суйский и Араванский в другой. В перспективе, как и было до 90-х годов прошлого столетия, должна сохраняться своя специализация по производству хлопка-сырца. С учетом высокой плотности населения в этих районах можно увеличить производство овощей, особенно ранних, винограда, граната, молока, яиц и других продуктов;
    2. Предгорноферганской животноводческо-хлопковой зоне Баткенский, Ляйлякский и Кадамжайский районы объединить в одну зону со специализацией производства хлопка-сырца, табака, фруктов, винограда при одновременном увеличении производства молока, яиц, шерсти, овощей и т.д. А высокогорные районы Алайской долины и Кара-Кульджи – в другой – со специализацией производства овцеводческой продукции;
    3. Предгорноферганской табачно-животноводческой зоне можно было организовать тоже две крупные зоны: отдельно на базе Узгенского и Ноокатского районов и на базе Аксыйского, Ала-Букинского и Токтогульского районов – другой;
    4. Промышленно развитую, густонаселенную Чуйскую область можно было бы разделить на две части: в Восточную, куда вошли бы Кеминский, Чуйский, Иссык-Атинский и Аламудунский районы, с промышленно развитым центром – г. Токмок, и в Западную – Сокулукский, Московский, Жаилский и Панфиловский районы, с центром г. Кара-Балта. Эта долина расположена на высоте 600-900 метров над уровнем моря, со средней годовой температурой воздуха +10...+12 градусов и является пригородной молочно-овощной подзоной столицы Кыргызстана - г. Бишкек.

    Вообще, Чуйская долина – благодатная, золотая зона во всех отношениях. Здесь можно выращивать все виды растений и животных. Поэтому сейчас и в перспективе можно вести разнообразнын формы хозяйствования. Сельское хозяйство должно быть направлено на овощно-молочную специализацию. А конкретные хозяйства должны быть связаны со специализированными скотоводческими предприятиями: откормочными, ремонтными и племенными. Поголовье овец в долине необходимо содержать в предгорном поясе при одновременном увеличении удельного веса маточного состава.

    В связи с интенсивным развитием в долине отраслей пригородного хозяйства производство раннего картофеля, овощей, плодов и винограда целесообразно концентрировать на специализированных предприятиях с высоким уровнем механизации производственных процессов и передовых технологий производства.

    В предгорной зоне всей долины наряду с развитием овцеводческих хозяйств возможно широкое развитие садо-виноградческих плантаций.

    1. Таласскую область, состоящую из четырех районов, можно разделить на две зоны: Манасский и Кара-Буринский районы в Западную и Бакай-Атинский и Таласский район. Таласская долина, как прежде, с успехом могла развивать табачно-животноводческую отрасль, а западная часть – еще и высокорентабельную фасоль.
    2. Прииссыккульскую овцеводческо-скотоводческую зону тоже можно разбить на две части – в северную и южную. В перспективе обе части должны развивать овцеводческо-скотоводческое направление производства. Для снабжения мясом, молоком, яйцами, овощами, фруктами населения гг. Каракол, Чолпон-Ата и Балыкчы, а также туристов и отдыхающих на курортах, пансионатах и домах отдыха необходимо предусмотреть повсеместное развитие этих отраслей.
    3. В высокогорной овцеводческой зоне, каковым является Нарынская область,  можно образовать три района, объединив Тогуз-Торозский район с Ак-Талинским, Ат-Башинский с Нарынским и Кочкорский с Джумгальским. Данная зона характеризуется высоким уровнем специализации производства продукции животноводства. В структуре производства на долю приходится более 90%, в том числе на овцеводства – около 80%.

    Рельеф овцеводческой зоны исключительно сложен. Большую часть территории представляют пастбищные угодья. Земледелие сосредоточено в низких и от части средневысотных впадинах, его главное направление – производство зерна и корма для животноводства. Полеводство в районах этой зоны развито слабее, чем в любой другой сельскохозяйственной зоне республики. Здесь насчитываются около 3 млн. га селькохозяйственных угодий, однако, на долю пашни в обработке приходится лишь 4,2%.

    Из дополнительных отраслей в этой высокогорной зоне получили развитие мясо-молочное скотоводство, яководство и скотоводство. Следует отметить, что в республике выращивание определенных сельскохозяйственных культур, зернопроизводство, кормопроизводство и животноводства различных направлений развиты во всех регионах в зависимости от спроса и предложения на них.

    Недостаточное внимание региональному сегменту в развитии республики привело к значительному дисбалансу в социально-экономическом развитии, преобладанию примитивного сельского хозяйства в регионах, и высокому уровню бедности на региональном уровне. Недостаточный финансовый и институциональный потенциал областей привел к неспособности органов местных самоуправлений соответствовать требованиям развития местной экономики.

    Следует также подчеркнуть, что время основная инициатива по реформам вносятся высшим и эшалонами власти, тогда как непосредственная реализация большинства элементов реформ возлагается на региональные органы власти, которые в большинстве своем поддерживают, но до конца, до логического завершения не доводят, так как они не всегда видят конечный результат или макро-картину необходимых мер для реализации реформ. Нехватка инструментов, которыми наделены региональные органы власти приводят к неспособности учреждений, осуществляющих администрирование регионов разрабатывать, реализовывать и контролировать  региональную политику. В некоторых случаях, дальше национальных мероприятий государственная политика не реализуется в результате отсутствия финансовых средств. Поскольку аграрная отрасль Кыргызстана, финансируемая из местных бюджетов, варьирует от 0,1% до 0,3% от расходной части местного бюджета. Между тем, с точки зрения местных налоговых доходов от сельского хозяйства, налог на землю составляет практически половину доходов местного бюджета. Поэтому потенциал региональных органов власти зачастую затрачивается только на сбор статистических данных и анализ текущей ситуации.

    Финансирование аграрного сектора в республике производится в основном из трех источников: правительственное – доминирующее в форме прямых государственных инвестиций, донорское – в форме технической помощи и правительственное финансирование – в виде натурального вклада в реализацию различных программ. Кроме них, в Кыргызстане пока еще отсутствуют потенциально крупный источник финансирования сельского хозяйства.

    Доноры неохотно идут в сельское хозяйство, так как оно не доходно и не устойчиво. Поэтому в Кыргызстане до сих пор нет ни одного совместного предприятия инвестируемого иностранным донором по производству сельскохозяйственной продукции. Наиболее привлекательными отраслями для инвесторов за все эти годы являлись операции с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг потребителям, удельный вес которых в общем объеме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) составил 40,9%, обрабатывающая промышленность – 35,2%, финансовая деятельность – 9,5%.

    Таким образом, Кыргызская Республика ныне находится на этапе глубоких качественных преобразований, с которыми связана система административно-территориального устройства, осуществление которой – процесс долговременный и фундаментальный. Эта стратегия, ближайшая цель которой вывести страну из кризисного состояния и добиться стабилизации экономики, в последующем обеспечить качественное обновление производственных сил и налаживание производственных отношений, на основе которых повысить уровень жизни людей, улучшить структуру потребления и систему жизненных ценностей и ориентаций.

    Выводы:

    1. Кыргызстан с первых дней приобретения суверенитета начал экономическую реформу без научно обоснованной программы, без соответствующих специалистов-рыночников. В результате оказался в глубоком экономическом кризисе, на преодоление которого потратил без малого четверть века;
    2. Кыргызстан, как горная аграрная страна, с разными природно-климатическими условиями, имеет специфические особенности создать свои агропромышленные комплексы. Поэтому не умоляя значимость прежних систем ведения сельского хозяйства и не претендуя на абсолютную истину, предлагается образовать 14 узкоспециализированных, специфических сельскохозяйственных зон, производимые продукции которых будут кокурентоспособны и качественны, а стало быть высокодоходны;
    3. Продолжение проводимой экономической реформы требует оптимизоровать государственную структуру управления и численность государственных служащих в них;
    4. Предлагаемая концепция реформы административно-территориального устройства Кыргызстана может быть осуществлена в жизни сначала широким обсуждением в гражданском обществе, затем директивным способом.

     

    Комментарии

    Комментарий не существует

    Написать Комментарий

    Ваша эл. почта не будет опубликована. Обязательные поля *