Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Аналитический обзор
К вопросу возрождения угледобычи в Кыргызстане

Правительство Кыргызстана ввело государственное регулирование цен на уголь. Что важно понимать: регулирование вводится в условиях энергокризиса, вызванного катастрофическим маловодьем в республике. В соответствии с постановлением правительства, предельный уровень цен на уголь станет единым для каждого региона республики, что, как предполагается, позволит обеспечить население топливом по доступным ценам. Новые ГЭС «Камбарата-1» и «Камбарата-2» будут достроены ещё не скоро, да и делать ставку исключительно на гидроэнергетику было бы рискованно. Поэтому снова говорим о вариантах развития энергетики республики.
Зимний режим работы кыргызской энергетики
С наступлением холодов цены на уголь, как обычно, выросли, достигнув в некоторых районах на юге Кыргызстана 192 долларов за тонну (для сравнения — по скандальному контракту с ЮАР Украина покупала там уголь по 86 долларов за тонну). Большинство угольных шахт находятся на юге республики, но именно там фиксируются самые высокие цены на него. В среднем по республике в этом году цены на уголь выросли на 20%.
В 2008 году (тогда в связи с низким уровнем воды на Токтогульской ГЭС в Кыргызстане тоже наблюдался энергетический кризис) руководство республики вспомнило об угольной отрасли, обратившись к населению с требованием использовать для отопления домов уголь, а не электроэнергию. С тех пор каждый год перед отопительным сезоном правительство открывает в регионах угольные базы, где реализует населению уголь по ценам ниже рыночных.
Со стороны эти действия правительства могут показаться заботой о населении. Но на самом деле это лишь показуха. Качество угля на этих базах очень низкое, экономия себя не оправдывает. По факту оказывается выгоднее потратиться на более дорогой уголь.
В целом же можно сказать, что все усилия по подготовке к очередному отопительному сезону, проводимые правительством с 2008 года, сводятся к тому, чтобы снизить нагрузку на гидроэлектростанции в осенне-зимний период. Однако эффективность этих усилий сомнительна. Во-первых, вся региональная инфраструктура (котельные для отопления школ, больниц и госучреждений), ориентированная на использование угля, была уничтожена. Во-вторых, населению банально дешевле использовать электроэнергию. Даже после подорожания стоимость 1 КВт·ч составляет $0,03 (по текущему курсу НБКР).
Плачевное состояние угольной промышленности
Со времени развала СССР добыча угля в Кыргызстане сократилась с 4 млн тонн в год до 484,8 тыс. тонн в год (2008 г.). Правда, с тех пор ситуация в отрасли улучшилась, а добыча существенно выросла, составив 1,425 млн тонн в 2013 году. Однако потребностей республики (не менее 2 млн тонн в год) она по-прежнему не покрывает.
В основном угледобывающие предприятия были закрыты во времена реализации программы «Песак» (реорганизации и ликвидации убыточных предприятий), которая проводилась в 1994–1996 гг. В те годы население и большинство государственных учреждений для отопления перешли на электричество. В 2005 году по требованию Всемирного Банка была прекращена господдержка угольной отрасли по статье «Капвложения».
Лишившись господдержки, угольные предприятия остались брошенными на произвол судьбы. Отсутствие государственного контроля привело к тому, что некоторые крупные угольные разрезы стали контролировать криминальные группировки. Эта ситуация отпугивает иностранных инвесторов, не спешащих вкладывать деньги в отрасль.
Добыча угля ведётся стихийно и бессистемно, в некоторых шахтах — и вовсе допотопными методами, то есть «кирка в руку и копай». О технике безопасности и говорить не приходится. Очень напоминает ситуацию на украинском Донбассе, где во времена предыдущего президента тоже расцвела добыча угля в т.н. «копанках». И это совсем не удивительно, поскольку обе республики движутся по одним и тем же орбитам.
Ввиду отсутствия оборудования или его несоответствия технологическим требованиям себестоимость добычи угля на шахтах увеличивается. Транспортировка, а также сезонное повышение цен перекупщиками увеличивает её ещё больше.
В зависимости от температуры зимой, цены на уголь достигали 300 долл./т. Даже на Украине с её нынешней экономической ситуацией и сопутствующими политическими обстоятельствами цены на качественный антрацит ниже, чем в южных регионах Кыргызстана. Соответственно, усилия властей, направленные на стимулирование использования населением угля вместо электроэнергии, не дают и не дадут значимых результатов. Средняя зарплата в Кыргызстане не превышает 200 долл., население попросту не может покупать такой дорогой уголь.
Логика реинтеграции
Решение напрашивается простое: для снижения цен на уголь в республике надо увеличить объёмы добычи. Перестав завозить уголь из Казахстана, можно дать работу своим гражданам, убрать из формулы стоимости излишнее транспортное плечо и риски валютных колебаний. Более того, став экспортёром угля (запасы угля — более 28 млрд т — это позволяют), Кыргызстан сможет частично дотировать продажу угля населению за счёт доходов от экспорта, снизив тем самым нагрузку на энергетику в зимний период.
Разумеется, всё это требует серьёзных вложений. В начале материала я упомянул о проблемах с инвестициями в отрасль. Где же взять деньги?
Вступление КР в Таможенный союз создаёт благоприятные условия для привлечения инвестиций и технологий, а также общего развития угольной отрасли. Членство в ТС станет позитивным сигналом для инвесторов, позволит начать в республике строительство высокотехнологичных шахт. Это не только повысит добычу, но и снизит себестоимость, а также обеспечит местное население новыми рабочими местами.
Логика реинтеграции позволит правительству Кыргызстана попутно решить и вопрос дефицита электроэнергии — все мы понимаем, что бытовое отопление углём лишь временная полумера, а совсем не решение проблемы. Повышение добычи угля создаёт в республике потенциальный рынок его сбыта. Потребителями же могут стать новые угольные ТЭС, спроектированные специально с учётом особенностей местного (в основном каменные угли низкой степени метаморфизма и бурые энергетические угли) топлива. Причём строительство этих ТЭС диктуется не только необходимостью сбыта будущих объёмов киргизского угля, но и логикой развития ТС и реиндустриализации в РФ. Российские власти вскоре придут к необходимости частичной реэмиграции трудовых мигрантов из Средней Азии с вынесением в азиатские республики тех производств, на которых мигранты заняты сейчас в РФ. А для этого в республиках сперва следует наладить производство электроэнергии.
Для самого же Кыргызстана их строительство будет означать снижение нагрузки на гидроэлектростанции и высвобождение водных ресурсов для сельского хозяйства.
Источник: odnako.org