0312 90 68 58
    info@topnews.kg
    Славим Человека Труда
     

    Апышев Муратбек: Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми

    Герой рубрики – молодой и талантливый архитектор, человек, которому доверяют реализовать крупные и очень ответственные проекты. Апышев Муратбек - основатель архитектурно-дизайнерской студии ArtProject Он – типичный self-made man, проделавший путь от рядового архитектора до владельца собственной компании. История его личного успеха – это пример того, как человек из самой обычной семьи «эволюционным путем» сделал себя сам. Стремление преодолевать барьеры и смело идти к намеченной цели у него в крови.

    0 Читать далее
    Стильnews - Сериал
     

    Когда цветет сирень.Сериал (57 серия)

    Все имена и персонажи вымышлены, любое сходство следует считать случайным. Она улыбается нам с экранов телевизоров. Ее лицо сияет на обложках всех газет и журналов. Она лучшая модель – пример самой успешной женщины Кыргызстана. Но каков был путь на вершину успеха и славы?

    0 Читать далее

    Архив Новостей

    Новости - Научные статьи

    Народное IPO

    Народное IPO
    28 10 2014 11:16

     

     

    НАРОДНОЕ IPO (ПУБЛИЧНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ) КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА В КОМПАНИЮ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛЕЙ

     

    Дюшеналиева Эркайым Бекжановна

    старший преподаватель Института инновационных профессий при КГУСТА,

    старший консультант-аналитик финансовой компании «Сенти»

     

     

    Аннотация

    В Кыргызской Республике имеется большое количество предприятий с государственной долей, эффективность которых напрямую зависит от большого объема инвестиций. Данную проблему может решить Народное IPO или публичное размещение ценных бумаг среди граждан страны. Народное IPO позволит не только привлечь денежные средства на предприятие, но и станет одним из факторов развития рынка ценных бумаг Кыргызстана.

    Кыргыз Республикасында мамлекеттик энчиси менен иншканалардын саны коп. Алардын майнаптулуугу инвестициялардын коломунон багынычтуу. Бул проблемасы Элдик IPO (олконун жарандардын арасында балуу каздарды айкын жайгаштыруу) менен чечилет. Элдик IPO ишканага акча каражаттарды тартууга мумкун берет жана Кыргызстандын балуу кагаздардын рыноктун онугуу факторлордун бири болот.

     

    Ключевые слова:

    IPO, публичное размещение ценных бумаг, рынок ценных бумаг, предприятия с государственной долей, Народное IPO, фондовая биржа, энергетическая компания, ценные бумаги, акции

     

    Введение

    С развитием процессов глобализации и повышением мобильности капитала в Кыргызстане становится актуальным метод фондирования через выход на публичный рынок. Это связано с тем, что лишь фондовый рынок может удовлетворить даже самые амбициозные потребности компаний. Кроме того, это дает возможность раскрыть весь имеющийся потенциал компании при достижении высокого уровня своего развития.

    На западе размещение акций на фондовой бирже уже давно является одним из основных инструментов финансирования дальнейшего развития компании. Привлечение финансовых средств в ходе IPO позволяет компании приобрести необходимые для расширения активы, которые она не может приобрести на собственные средства и на приобретения которых считает невыгодным брать кредит.

    Публичный рынок является относительно новым для отечественных предприятий, что объясняется историческим выбором финансового рынка Кыргызстана - развитие банковского кредитования. В результате компании в большей степени привыкли работать на долговом рынке, как правило, имея дело с кредитами. Поэтому рассматривают фондовый рынок всего лишь как дополнительный источник привлечения капитала. В тоже время возможности и потенциал публичного рынка последних лет позволяют с уверенностью говорить о его динамичном развитии в Кыргызской Республике.

    В последние годы все больше отечественных предприятий привлекают дополнительное финансирование деятельности путем выпуска облигационного займа. Однако выпуск корпоративных облигаций является долговым обязательством компании, по которому необходимо выплачивать фиксированный процент и определенный срок. В то время, как выпуск акций (IPO) позволяет привлекать более длинные деньги, доходность которых зависит от результатов деятельности компании.

    IPO открывает путь к более дешевым источникам капитала за счет повышения уровня публичности компании и позволяет снизить стоимость привлеченного финансирования. Так же IPO способствует оптимизации структуры капитала и получению более эффективного доступа к рынкам капитала, в том числе зарубежным, а так же открывает новые возможности для развития бизнеса.

    Заниженная рыночная капитализация большинства компаний в Кыргызстане препятствует привлечению значительных объемов финансовых средств, что не дает им возможности динамично развиваться. В этой ситуации, именно рынок IPO позволяет обрести тот необходимый вес и публичность, которые в дальнейшем будут способствовать более динамичному развитию компании и дадут возможность выйти на мирровые рынки капитала.

    В настоящее время в экономике страны наблюдается высокая насыщенность компаниями с государственным участием. Исторически сложилось, что именно эти компании являются наиболее ликвидными и надежными, что придает им статус наиболее привлекательных для инвестиций. Выход на IPO таких компаний может повысить их эффективность, поскольку в ходе процесса публичного размещения, они проходят через процесс реструктуризации, раскрытия информации о собственной деятельности и денежных потоках, то есть становятся информационно открытыми для инвестиционного сообщества. Прозрачность бизнеса – важнейшее условие для понимания инвесторами сферы деятельности компаний, в которые они намереваются вкладывать собственные средства.

    В связи с вышеизложенным, проведение Народного IPO в Кыргызстане является актуальным: государственные предприятия нуждаются в больших инвестициях, фондовый рынок развивается медленными темпами и в экономике страны требуются новые инструменты развития.

    Целью данной работы является попытка рассмотреть процесс реализации первичного публичного размещения акций компаний с государственной долей через фондовый рынок, определить его основных участников, выявить преимущества и недостатки данного вида фондирования, а так же определить смысл и стратегические цели Народного IPO. Кроме того, был проведен анализ возможности проведение Народного IPO предприятиями с государственной долей.

     

    Постановка задачи

    Рынок ценных бумаг Кыргызстана начал свое формирование с провозглашением независимости страны. К настоящему времени рынок развит недостаточно, кроме того остается изолированным и слабо интегрированным в мировые финансовые рынки.

    Рынок ценных бумаг в Кыргызстане как основной механизм перераспределения денежных ресурсов еще не сложился, являясь одним из сдерживающих факторов развития экономики. Рынок ценных бумаг характеризуется ограниченным выбором и отсутствием многообразия финансовых инструментов.

    Исторически в Кыргызстане сложилась банковская модель финансового рынка, фондовому рынку отведена второстепенная роль. В результате, банковский сектор получил доминирующее влияние в обеспечении потребности реального сектора в финансовых ресурсах. При возникновении необходимости дополнительных денежных средств, как частный, так и государственный сектора привлекают кредитные ресурсы, а не выпускают ценные бумаги. В то время как рынок ценных бумаг дает возможность привлечения денег для финансирования крупных инвестиционных проектов и является основным инструментом мобилизации и привлечения капитала в экономику. 

    Институциональная структура рынка ценных бумаг имеет следующий вид:

    ·      Брокерские компании – 24;

    ·      Реестродержатели – 20;

    ·      Инвестиционные фонды – 5;

    ·      Депозитарии – 3;

    ·      Фондовая биржа – 1.

    Финансирование реального сектора через фондовый рынок не смогло получить адекватного развития. Чтобы понять причину низкой эффективности фондового рынка в обеспечении корпоративного сектора финансовыми ресурсами, необходимо рассмотреть ключевые факторы, определяющие предложение и спрос на ценные бумаги. Эти факторы во многом взаимосвязаны.

    Предложение на рынке ценных бумаг формируется эмитентами. Ключевыми факторами для эмитентов в вопросе выпуска ценных бумаг являются:

    а) необходимость в средствах (прибыльность проектов);

    б) стоимость заимствования.

    Так сложилось, что для крупного бизнеса в Кыргызстане наиболее предпочтительным  является банковское кредитование, в то время как средний и малый бизнес не рассматривает фондовый рынок из-за высокой стоимости заимствования, боязни прозрачности и иных факторов. Отсутствие широкого спектра привлекательных с инвестиционной точки ценных бумаг обеспечивает низкий спрос на ценные бумаги.

    Как известно, спрос на ценные бумаги формируют инвесторы. Ключевыми факторами в принятии инвестиционных решений инвесторами является доходность инвестиций и уровень риска. Низкий уровень ликвидности корпоративных ценных бумаг (а значит и высокий риск) и их недостаточное количество является ключевой проблемой, препятствующей развитию инвесторской базы в Кыргызстане. Кроме того, развитию спроса препятствует низкая финансовая грамотность и законодательные ограничения.

    На данный момент в Кыргызстане имеется опыт обращения акций отечественных компаний, корпоративных облигаций, государственных казначейских векселей и муниципальных облигаций. С развитием рынка ценных бумаг появляются все новые финансовые инструменты. Так в 2012 году на рынок был выпущен новый финансовый инструмент – жилищные сертификаты. Жилищные сертификаты представляют собой эмиссионные ценные бумаги, удостоверяющие право их собственников на приобретение определенной общей площади жилья или на получение дивидендов в виде индексированной суммы стоимости жилищного сертификата. На финансовом рынке Кыргызстана жилищные сертификаты были представлены компанией ОсОО «Гранд Хаус».

    Рынок ценных бумаг является отражением экономической ситуации в стране. Увеличение числа предприятий выходящих из тени, увеличение темпа роста прибылей компаний, увеличение финансовой грамотности и уровня доверия населения финансовому рынку – все это будет основным двигателем развития рынка ценных бумаг.

    На рис. 2.1.1 представлен объем и количество биржевых сделок с ценными бумагами. Согласно рисунку максимальный объем биржевых сделок зафиксирован в 2009 году. Это связано с тем, что в этом году были выпущены акции Камбаратинкой ГЭС. В 2013 год объем торгов с ценными бумагами на фондовой бирже составил 1 648,1 млн. сомов, что почти на 25% больше показателя 2012 года. Рост объема торгов в последний анализируемый период было обусловлено со значительным объемом выпуска корпоративных облигаций.

    �м�

    Рис. 1. Объем и количество биржевых сделок с ценными бумагами за 2009-2013 гг.

    За анализируемый период в структуре объема сделок на первичном и вторичном рынках незначительно преобладал объем сделок, совершенных на вторичном рынке. Так, на конец 2013 года объем сделок на вторичном рынке ценных бумаг составил 871 млн. сомов, или 52,8% от общего объема биржевых торгов, объем первичного рынка ценных бумаг составил 777,1 млн. сомов, или 47,2 % от общего объема биржевых торгов. 

    �м�

    Рис. 2. Объем торгов с ценными бумагами на первичном и вторичном рынках за 2009-2013 гг.

    По состоянию на 1 января 2014 года зарегистрировано всего 2 729 выпусков ценных бумаг эмитентов. Общий объем эмиссии составил 66 958,75 млн. сомов, в том числе акций на сумму 65 831,1 млн. сомов, облигаций на сумму 954,05 млн. сомов, инвестиционные паи на сумму 101 млн. сомов и жилищные сертификаты на 72,6 млн. сомов. В структуре объема эмиссии ценных бумаг по отраслям экономики преобладают финансовый сектор (37%), промышленность (35%) и сфера услуг (16%).

    �м�

    Рис. 3. Изменение объема эмиссий и количества выпусков ценных бумаг эмитентов Кыргызской Республики за период 2009-2013 гг.

    Корпоративные облигации

    В 2013 году наблюдается значительное развитие сектора корпоративных облигаций. Сумма торгов корпоративными облигациями за 2013 год в 3 раза превышает сумму торгов в предыдущем году.

    За гол было зарегистрировано 5 эмиссий корпоративных облигаций трех компаний и коммерческого банка, что в сумме составило 292,8 млн. сом. В то время как, в 2012 году основную долю торгов составляли торги на вторичном рынке, а также на первичном рынке облигациями, выпущенными в предыдущем году.

    �м�

    Рис. 4. Изменение объема эмиссий и количества выпусков облигаций в Кыргызской Республики за период 2004-2013 гг.

    Первой компанией выпустившей корпоративные облигации в 2013 году стала уже известная и пользующаяся спросом на фондовом рынке компания – ЗАО «Шоро». Так, в марте была начата вторая эмиссия облигаций, объем которой составил 23,00 млн. сом. Номинальная стоимость и доходность ценных бумаг не изменилась и составила 1 000,00 сом и 17% соответственно. В течение года объем торгов корпоративными облигациями составил 51,87 млн. сом, из них сделки на сумму 28,87 млн. сом прошли на вторичном рынке.

    Через месяц впервые на фондовый рынок вышла еще одна компания по продаже металлопроката - «Первая Металлобаза». ОсОО «Первая Металлобаза» выпустила 10 000 экземпляров облигаций номинальной стоимостью 5 000,00 сом, доходностью 20% годовых на 3 года. После удачного первого размещения корпоративных облигаций (облигации были размещены в течение двух дней) 20 мая компания «Первая Металлобаза» решила выпустить корпоративные облигации на сумму 70,00 млн. сом с теми же условиями, но уже на 3,5 года. По итогам года сумма торгов облигациями данной копании составила 124,56 млн. сом, из которых 49,56 млн. сом прошли на вторичном рынке.

    Первым банком, выпустившим облигационный займ стал ОАО «Кыргызский Кредитно-Инвестиционный банк». В сентябре были выпущены облигации на сумму 100,00 млн. сом. Интересным стал и тот факт, что годовая доходность облигаций банка была минимальной за всю историю выпуска облигаций – 14%. Номинальная стоимость – 1 000,00 сом, срок обращения – 2 года. Общий объем торгов за 2013 год составил 120,40 млн. сом, соответственно 20,40 млн. сом прошли на вторичном рынке.

    Кроме того, в течение года на вторичном рынке проходили торги с корпоративными облигациями ОсОО «Компания Росказмет». Сумма торгов ценными бумагами данной компании составила – 6,45 млн. сом. К тому же в октябре уходящего года был продлен первый выпуск облигаций данной компании еще на 2 года, таким образом, новой датой погашения является 29 октября 2015 года.

    Корпоративные облигации вышеперечисленных компаний и банка прошли листинг на Кыргызской фондовой бирже. Листинг является индикатором устойчивого финансового состояния компании, что в результате повышает уровень доверия инвесторов. Другим преимуществом листинга является то, что если ценные бумаги компании прошли листинг по категории Blue Chips (категория, следующая за наивысшей) инвесторы освобождаются от уплаты подоходного налога. 

    В секторе нелистинговых облигаций лишь одна компания – ОсОО «Строительный Атлант-Холдинг», которая выпустила ценные бумаги в конце апреля 2013 года. Объем эмиссии составил 49,80 млн. сом, номинальная стоимость одной облигации – 1 000,00 сом, доходность – 20% годовых, срок обращения – 2 года. К сожалению, годовой объем торгов составил 4,13 млн. сом. Причиной незначительного объема продаж стало не только отсутствие прохождения листинга, но и слабая маркетинговая стратегия по продвижению ценных бумаг компании на рынок. 

    Жилищные сертификаты

    В 2013 году продолжилось размещение жилищных сертификатов. Жилищные сертификаты – новый финансовый инструмент на Кыргызской фондовой бирже – которые были представлены строительной компанией ОсОО «Гранд Хаус» в декабре 2012 года. Хотелось бы напомнить, что жилищные сертификаты являются не только финансовым инструментом по преумножению своих денежных средств, но и инструментом, позволяющим в рассрочку приобрести жилье. В течение 2013 года было продано 448 экземпляров средней стоимостью 36 059,25 сом. Объем сделок составил 16,15 млн. сом и занял 2% от общей суммы торгов на Кыргызской фондовой бирже.

    Муниципальные ценные бумаги

    Событием 2013 года в целом стал выпуск муниципальных ценных бумаг в виде облигационного займа мэрией г. Бишкек. Главной целью данной эмиссии является рефинансирование ранее выпущенных муниципальных облигаций. Мэрией было выпущено 1 100 000 облигаций по цене 100,00 сом за штуку на общую сумму 110 000 000,00 сом. Доходность муниципальных облигаций составила 12% годовых.

    Подводя итоги 2013 года можно, несомненно, сказать, что это был один из самых продуктивных периодов за историю финансового рынка Кыргызстана. 2013 год был насыщен, как положительными, так и отрицательными событиями, однако можно наблюдать явную тенденцию роста на Кыргызской фондовой бирже. На рынок корпоративных ценных бумаг вышли не только частные компании и банк, которые на своем опыте узнали об их выгодности, но и мэрия г. Бишкек. В будущем 2014 году ожидается еще большее количество новых эмитентов, а также рост инвесторов. Число инвесторов будет расти за счет роста финансовой грамотности населения страны, которое в свою очередь будет способствовать развитию и достижению целей местных компаний и экономики Кыргызстана в целом. Все вышеперечисленное подтверждает позитивный прогноз устойчивого развития финансового рынка в ближайшие годы.

    Анализ существующих подходов к решению данной проблемы и реализации задач

    Народное IPO – то же самое, что и «классическое», но с небольшим отличием. Приставка «народное» означает, что продажа акций в первую очередь предназначена физическим лицам и в частности гражданам страны, в которой действует компания-эмитент.   

    Самым выгодным моментом приобретения акций компании на бирже является первый день публичных торгов в процессе так называемого IPO (Initial Public Offering) – первоначального публичного предложения акций. Акции в этот день способны взлететь в цене и на 10%, и на 30%, и на 50%. Продавая акции на биржах, владельцы компаний тем самым получают дополнительные деньги на развитие своего предприятия, его модернизацию и, соответственно, готовы делиться за это с новыми совладельцами компании, выплачивая им дивиденды. Выгоду получают и компании, и акционеры – но только в том случае, если акции в цене растут.

    По такому же принципу происходит и так называемое Народное IPO, когда на торги выводятся не частные, а государственные компании. И предлагаются эти компании в первую очередь населению страны – той, в которой они оперируют. Часто подписка на акции для физических лиц открывается раньше, чем для остальных инвесторов, что позволяет миноритариям получить существенное преимущество перед крупными покупателями. Иными словами, государство посредством Народного IPO осуществляет масштабную приватизацию своей собственности. Для чего оно идет на такие меры, и в чем выгода?

    Во-первых, как и в случае с частными компаниями, средства, привлеченные госкомпаниями в ходе биржевых торгов, пойдут на дальнейшее расширение и модернизацию их производства.

    Во-вторых, предоставляя населению возможность приобрести акции ведущих предприятий, государство расширяет круг инвесторов. Увеличивающийся спрос на акции приводит к росту их ликвидности, что в свою очередь положительно влияет на развитие фондового рынка.

    И, наконец, владение акциями успешных предприятий дает гражданам возможность получать прибыль от их развития и роста - как при увеличении цены акции, так и за счет выплаты дивидендов.

    Мировая практика имеет множество примеров проведения Народного IPO. Во многих развитых странах размещение пакета акций государственных предприятий стало главным фактором развития фондового рынка. Однако вопреки бытующему мнению не все IPO и не все Народные IPO проходят успешно. Участие в процессе первоначального публичного предложения акций – дело, связанное не с риском, а с большим риском. Как, впрочем, и участие в любой биржевой игре. Мировой опыт показывает, что успешность Народного IPO зависит от множества факторов, в том числе выбора времени проведения и компании-эмитента, объективности оценки стоимости компании и цены акций, грамотности и информированности населения, степени готовности инфраструктуры фондового рынка и множества других. Государства, имеющие большой опыт в проведении кампаний по размещению акций госпредприятий на рынке, тщательно к ней готовятся: подбирается благоприятный период, проводится большая образовательная работа с населением, усиливается информационное сопровождение IPO, потому что от этого зависит конечный результат.

    В разное время масштабную приватизацию государственной собственности посредством публичного размещения провели многие страны. К числу наиболее успешных Народных IPO можно отнести размещения акций в Германии в первой половине прошлого века, в Малайзии – в 1970-х годах, в Польше и в странах Персидского залива – уже в начале века нынешнего. В результате первого Народного IPO в Германии в 1930 году жители страны стали совладельцами тех предприятий, на которых работали.

    Инвестиции, вложенные за несколько лет в немецкую промышленность, позволили экономике страны сделать огромный скачок. А еще одно Народное IPO, проведенное в Германии уже в нынешнем столетии – в 2004 году обеспечило акциям государственного банка Deutsche Postbank взлет цены почти вдвое. В результате приватизации государственных корпораций в Малайзии в 1970–1980-х годах на рынок акций страны было привлечено более 8 млн. человек, что дало сильный толчок развитию фондового рынка, а акции госпредприятий и по сей день остаются самыми ликвидными инструментами малайзийского рынка капитала. А властям Польши масштабная приватизационная кампания более 740 предприятий по схеме Народного IPO в 2009-2011 годах позволила залатать брешь в бюджете и значительно сократить объемы внешних заимствований. С другой целью, а именно с целью развития фондового рынка, осуществляли размещение акций госкомпаний власти стран Персидского залива: в Катаре акции Industries Qatar в 2003 году приобрела седьмая часть населения страны, в Саудовской Аравии во время IPO компании Yanbu National Petrochemicals заявки поступили от 40 % взрослого населения, а в Арабских Эмиратах спрос на акции Aabar Petroleum Investments превысил предложение в 800 раз.

    Между тем ни одна страна в мире не застрахована от неудачного Народного IPO - проанализировать все факторы успешного размещения да еще с учетом непредвиденных событий крайне сложно. Несмотря на то, что в западных странах спрос на акции при первичном размещении на рынках капитала традиционно высок, примеров неудач наберется немало и здесь. В той же Германии акции государственного монополиста в области связи Deutsche Telekom за десять лет после IPO упали на 18 %. А в процессе приватизации крупнейшего в Польше банка Bank Slaski его акции взлетели  сначала более чем в 14 раз - до 337,5 долл. Однако за колоссальной переоценкой акций банка в первые недели после размещения последовал не менее впечатляющий обвал, спровоцировавший в итоге потерю порядка 40 % капитализации польского фондового рынка в 1994 году. А в Великобритании в рамках приватизации железных дорог 1990-х годов прошлого века акции компании Railtrack в процессе IPO сначала резко подскочили в цене, а затем столь же сильно упали, и компания в результате так и не смогла оправиться от резкого падения своей рыночной стоимости и в 2002 году была продана.

    К сожалению, список неудачных Народных IPO пополнился и российскими госкомпаниями. Начиная с 2006 года три российских гиганта – «Роснефть», Сбербанк и ВТБ провели первичное публичное размещение своих бумаг. Наибольшее количество инвесторов (131 тыс. человек) удалось привлечь к бумагам ВТБ, но больше остальных в денежном выражении - порядка 750 млн. долл. смогла собрать «Роснефть». Однако через некоторое время после размещения все бумаги упали в цене: «Роснефть» – на 25,81 %, Сбербанк - на 49,21 %, ВТБ – на 61,54 %. Дивиденды по итогам года также были низкими. Так что тысячи купивших акции этих компаний россиян не только не смогли увеличить сбережения, но и понесли серьезные убытки.

    Весной 2012 года было проведено первое Народное IPO в Белоруссии, которое пока можно назвать успешным. На открытую продажу были выставлены акции государственного предприятия ОАО «Минский завод игристых вин». По итогам Народного IPO было продано 68,63% от общего объема дополнительной эмиссии. Однако нельзя предсказать изменение цены акций в долгосрочном периоде.

    В 2012 году началась обширная кампания по проведению Народного IPO в Казахстане. Народное IPO в Казахстане разделено на несколько этапов, в рамках которых на фондовый рынок будут выходить все новые компании до 2015 года включительно. Первой компанией-участницей Народного IPO стала АО «КазТрансОйл». По итогам торгов общая сумма поступлений от продажи акций составила 184,1 млн. долл. США. Конечно же, говорить об успешности Народного IPO в Казахстане еще рано. Однако хотелось бы подчеркнуть, что первичное размещение акций АО «КазТрансОйл» прошло успешно, и спрос на акции компании превысил предложение. Кроме того, в рамках программы проведения Народного IPO прошла масштабная работа по повышению финансовой грамотности населения, которая показала положительные результаты. Уровень осведомленности казахстанцев о Народном IPO достигает 51,7%.

    Так или иначе инвестиции в акции несут в себе высокие риски. Рисковые активы на то и рисковые, что приносят высокие доходы. А вложения в акции государственных компаний считаются более надежными, подразумевая, что государство всеми силами будет стараться не допустить банкротства компании. Хотя от снижения цены акций гарантий, безусловно, нет. Считается, что акции госкорпораций являются недооцененными, и потому в дальнейшем – как правило, в среднесрочной перспективе - их доходность растет. В первый день Народного IPO доходность акций в среднем составляет 23%, а доходность в случае, когда акции не сразу продают, а держат их (стратегия buy and hold), с учетом дивидендов может составить в первый год владения порядка 30 %. За пять лет цена акций может удвоиться. И это не предел. Оттого и популярность Народного IPO в странах с большой историей развития фондового рынка весьма велика.

    Система доказательств и научная аргументация

     

    В настоящее время в базе данных единого государственного регистра статистических единиц Национального статистического комитета зарегистрировано 512 функционирующих и 675 нефункционирующих государственных предприятий, однако по информации Министерства юстиции в республике зарегистрировано 428 государственных предприятий.

    Самыми крупными государственными предприятиями являются:

    1)      ОАО «Электрические станции»

    2)      ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана»

    3)      ОАО «Северэлектро»

    4)      ОАО «Востокэлектро»

    5)      ОАО «Жалалабатэлектро»

    6)      ОАО «Ошэлектро»

    7)      ОАО «Бишкектеплосеть»

    8)      ОАО «Кыргызнефтегаз»

    9)      ОАО «Международный аэропорт «Манас»

    10)  ОАО «Авиакомпания Кыргызстан»

    11)  ОАО «Кыргызтелеком»

    12)  ОАО «РСК Банк»

    13)  ОАО «Айыл Банк»

    14)  ОАО «Капитал Банк Центральная Азия»

    15)  ОАО «ТНК Дастан»

    16)  ОАО «Кыргызалтын»

    17)  ОАО «Чакан ГЭС»

    18)  ОАО «МКК Фонд развития предпринимательства»

    19)  ОАО «Дос-Кредобанк»

    20)  ОАО «БТА Банк»

    21)  ЗАО «АКБ Толубай Банк»

    22)  ЗАО «Шоро»

    23)  ОАО «ЭкоИсламикБанк»

    24)  ОАО «Карабалтинский горнорудный комбинат»

    25)  ОАО «Кантский цементно-шиферный завод»

    Как показала практика других стран проведение Народного IPO имеет множество преимуществ. Народное IPO является выгодным для эмитента, частным лицам (инвесторам) приобретающих акции и в конечном итоге является необходимым для дальнейшего развития страны.  Так, для компаний-участников публичная продажа акций является источником привлечения крупных инвестиций. Народное IPO поможет в краткие сроки привлечь необходимую сумму денежных средств для ведения эффективной деятельности или модернизации производственных мощностей предприятия.

    Владение акциями гражданами дает возможность получать прибыль за счет развития и роста компании, и это происходит как при ежегодных выплатах с прибыли – дивидендов, так и за счёт увеличения цен на акции. При проведении Народного IPO отбираются наиболее стабильные компании, большинство из которых формируют свой доход за счёт деятельности внутри страны, то есть не зависят от ситуации на мировых рынках. Эта стабильность привлекает инвесторов, что поддерживает спрос на них, а значит и цены.

    Кроме этого Народное IPO имеет ряд преимуществ для страны в целом. Во-первых, публичное продажа акций государственного предприятия – это способ привлечь народные деньги в развитие экономики страны. Во-вторых, Народное IPO может стать большим «скачком» в развитии фондового рынка, так как акции компаний-участников преимущественно будут продаваться физическим лицам. Кроме того активность населения в покупке ценных бумаг привлекает крупных инвесторов, которые принесут на рынок большие деньги. В-третьих, государство с помощью программы распределяет национальные богатства между гражданами страны. Новый финансовый инструмент преумножения капитала, должен поспособствовать росту их благосостояния, а значит росту благосостояния всего государства.

    Конечно же, нельзя забывать и о том, что Народное IPO может стать площадкой по повышению финансовой грамотности населения. Покупателями акций предприятий-участников могут стать только граждане Кыргызской Республики. Для привлечения большего числа акционеров в рамках Народного IPO будут проводиться консультации, тренинги и другие обучающие мероприятия. Главная цель этих мероприятий – разъяснения о работе фондового рынка, о возможностях и рисках инвестирования денежных средств в ценные бумаги и многое другое.

    В настоящее время проведение Народного IPO в Кыргызстане является актуальным: государственные предприятия нуждаются в больших инвестициях, фондовый рынок развивается медленными темпами и в экономике страны требуются новые инструменты развития. Как показали статистические данные, Кыргызстан имеет много крупных предприятий, доля государства в которых достигает 90%. Для сохранения полного контроля над предприятием будет достаточно 67% акций. Так, от 5% до 15% принадлежащих государству акций могут быть реализованы путем проведения Народного IPO.

    В соответствии с Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы одним из приоритетных мероприятий развития рынка ценных бумаг является реализация доли акций компаний с государственным участием через торговые площадки лицензированных организаторов торгов.

    Основной целью выхода предприятий с государственной долей на Народное IPO является установление справедливой рыночной стоимости пакетов акций компании, поддержание их в свободном обращении за счет имеющегося устойчивого спроса и предложения. Народное IPO поможет привлечь большое количество инвесторов, что в свою очередь позволит увеличить ликвидность и обеспечить рост активности на фондовом рынке.

    Немаловажным является и то, что продажа акций на Народном IPO будет способствовать привлечению финансовых средств для покрытия дефицита республиканского бюджета. В этой связи, реализация части
    акций компаний с государственной долей участия путем открытой продажи на рынке через фондовую биржу является также целесообразной.

    Отдельным направлением можно выбрать национализированные компании. В данный момент акции национализированных компаний невозможно продать по их оценочной стоимости, что подтверждается, к примеру, неоднократно несостоявшимся аукционом по продаже ЗАО «Альфа Телеком». В этой связи, можно предложить провести Народное IPO с привлечением широкого круга инвесторов. С инвестиционной точки зрения, предлагаемые компании очень прибыльные и не менее привлекательнее государственных предприятий. Только продажа 15% акций ЗАО «Альфа Телеком» может принести в бюджет государства дополнительно порядка 4-5 млрд. сомов, что, в свою очередь, будет способствовать мощному развитию фондового рынка.

    Проведение серии IPO крупных государственных компаний позволит аккумулировать значительные денежные средства на балансе данных организаций, вследствие чего они смогут более эффективно реализовывать намеченные проекты. При этом проведение первичного и вторичного размещения акций придаст определенный стимул развитию фондового рынка Кыргызстана, который нуждается в повышении эффективности инфраструктурной модернизации.

    От проведения Народного IPO в Кыргызстане ожидается:

    · предоставит новый инструмент преумножения сбережений;

    · поможет развитию пенсионной системы страны;

    · повысит стандарты корпоративного управления в бизнесе страны, что важно с точки зрения международных инвесторов;

    · любой гражданин Кыргызстана может стать акционером и улучшить свое благосостояние. Теперь это будет не просто чья-то компания, а их компания с совершенно другим уровнем управления и контроля;

    · данная программа повысит инвестиционную культуру и финансовую грамотность населения страны;

    · программа «Народное IPO» создает предпосылки для усиления общественного контроля за государственными компаниями.

     В целом Народное IPO придаст импульс дальнейшему развитию рынка ценных бумаг в стране, позволит диверсифицировать и приумножить сбережения населения, создать культуру инвестирования в ценные бумаги, а также повысить прозрачность и эффективность крупнейших отечественных компаний. Вместе с тем участие в программе Народное IPO подразумевает также принятие части ответственности за развитие экономики страны и повышение собственного благосостояния.

    Выводы и результаты исследования

    Рынок ценных бумаг в Кыргызстане как основной механизм перераспределения денежных ресурсов еще не сложился, являясь одним из сдерживающих факторов развития экономики. Рынок ценных бумаг характеризуется ограниченным выбором и отсутствием многообразия финансовых инструментов. При возникновении необходимости дополнительных денежных средств, как частный, так и государственный сектора привлекают кредитные ресурсы, а не выпускают ценные бумаги. Рынок ценных бумаг дает возможность привлечения денег для финансирования крупных инвестиционных проектов и является основным инструментом мобилизации и привлечения капитала в экономику.

    Несмотря на это наблюдается рост числа компаний-эмитентов и объема привлеченных денежных средств на рынке ценных бумаг. Все большее число предприятий стало понимать преимущества выхода на открытый рынок, путем выпуска ценных бумаг.

    На сегодняшний день на территории Кыргызстана функционирует более 500 предприятий с государственной долей. Из их числа 25 компаний являются стратегически важными для экономики и населения страны. Каждая крупная государственная компания нуждается в привлечении инвестиций для дальнейшего развития и модернизации. Эту проблему может решить Народное IPO – продажа 5-15% акций на Фондовой бирже. Продажа такого количества акций не будет способствовать потери контроля над предприятием, так как для контроля достаточно 67%, а государство владеет более 80% в каждом из предприятий.

    В заключение хотелось бы отметить, что любое публичное привлечение средств — это, прежде всего, продажа будущего компании таким, каким видят его текущие собственники. Для его успеха необходимо четко сформулировать и довести до сведения участников рынка свои цели и стратегию. Нередко компании направляют все усилия на достижение краткосрочных результатов, которых, как им кажется, ожидает от них рынок. Но гораздо плодотворнее сконцентрироваться на долгосрочных целях и помочь инвесторам поверить в способность компании их достичь. Построение  правильной  стратегии развития и осознание IPO как очередного шага на пути к ее реализации станет именно тем фактором, который позволит инвесторам поверить в успех компании, а перед самой компанией откроет новые горизонты.

    Комментарии

    Комментарий не существует

    Написать Комментарий

    Ваша эл. почта не будет опубликована. Обязательные поля *