0312 90 68 58
    info@topnews.kg
    Славим Человека Труда
     

    Апышев Муратбек: Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми

    Герой рубрики – молодой и талантливый архитектор, человек, которому доверяют реализовать крупные и очень ответственные проекты. Апышев Муратбек - основатель архитектурно-дизайнерской студии ArtProject Он – типичный self-made man, проделавший путь от рядового архитектора до владельца собственной компании. История его личного успеха – это пример того, как человек из самой обычной семьи «эволюционным путем» сделал себя сам. Стремление преодолевать барьеры и смело идти к намеченной цели у него в крови.

    0 Читать далее
    Стильnews - Сериал
     

    Когда цветет сирень.Сериал (57 серия)

    Все имена и персонажи вымышлены, любое сходство следует считать случайным. Она улыбается нам с экранов телевизоров. Ее лицо сияет на обложках всех газет и журналов. Она лучшая модель – пример самой успешной женщины Кыргызстана. Но каков был путь на вершину успеха и славы?

    0 Читать далее

    Архив Новостей

    Новости - Научные статьи

    Охрана репродуктивных прав граждан Кыргызской Республики

    Охрана репродуктивных прав граждан Кыргызской Республики
    04 02 2015 15:30

    ОХРАНА РЕПРОДУКТИВНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН

    КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

     

    �м�

    Сабырова Жыпар Жумадиловна

    Заведующая кафедрой Юриспруденции Международной

    Академии Управления, Права, Финансов и Бизнеса

     

     

     

     

     

    Цель исследования заключается в изучении нормативно-правовых актов Кыргызской Республики и ряда зарубежных стран в области охраны репродуктивных прав граждан, выявление пробелов в праве и предложение способов их преодоления.

    Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации гражданами репродуктивных прав, являющиеся одной из форм реализации конституционного права на жизнь, а также других личных прав человека и гражданина.

    Область применения: юриспруденция; конституционное право; гражданское право; семейное право; практическая деятельность органов здравоохранения при реализации гражданами репродуктивных прав.

    Ключевые слова: репродуктивные права, репродуктивное здоровье, репродуктивное поведение, планирование семьи, репродуктивная функция, донорство половых клеток, суррогатное материнство, вспомогательные репродуктивные технологии, экстракорпоральное оплодотворение, хирургическая стерилизация, презумпция отцовства и материнства, генетические родители, искусственное прерывание беременности.

     

    Введение

     

    Права и свободы человека и гражданина – одна из жизненно важных проблем, имеющих многосторонний характер. В разные времена вопросы прав человека, постоянно оставаясь политико-правовой, получала религиозное, этическое и философское звучание в зависимости от общественной позиции пребывающих у власти классов. Это в значимой степени и правовая категория, над которой работали не одно поколение правоведов мира. Такие научные успехи в сфере медицины, как применение вспомогательных репродуктивных технологий, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, меняют многие аспекты отношений человека, страны и общества. В Koнcтитyции Kыpгызcкoй Pecпyблики, принятой 27 июня 2010 года, закрепляются права и свободы, которые особенно важны как для граждан, так и для государства в целом. Конституционное закрепление права и свободы человека и гражданина получили во 2 главе Koнcтитyции Kыpгызcкoй Pecпyблики. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ч. 1 ст. 16), каждый имеет неотъемлемое право на жизнь (ст. 21). В то же время, права и свободы личности составляют сравнительно небольшую долю всех прав и свобод, потому как перечисленные в Конституции права и свободы не являются исчерпывающими и не могут толковаться как не признание или умаление иных признанных прав и свобод человека и гражданина (ст. 17). Указанную формулировку следует понимать как признание неисчерпаемости конституционных прав и свобод, расширение пределов которых является одной из главных вопросов развития отрасли конституционного права.

    Все страны мира стремятся обеспечить законодательные основы в сфере эффективного обеспечения благосостояния и здоровья своих граждан, включая медицинские услуги, использование научных знаний на практике, сохранения безопасности и интересы пациентов и иных вопросов, связанных со вмешательством в сферу физического и психического здоровья граждан. Репродуктивное здоровье населения страны важная составляющая общего здоровья и занимает главное место в развитии человека.

    Несомненно, с момента приобретения Кыргызской Республикой статуса суверенного государства в законодательстве страны произошли существенные изменения. Тем не менее, на практике, в условиях сложившейся в Кыргызстане демографической ситуации, характеризующейся усилением миграции граждан репродуктивного возраста, высоким уровнем младенческой и материнской смертности, увеличением числа бездетных семейных пар, особо актуальными становятся вопросы охраны репродуктивных прав граждан.

    Концепция репродуктивных прав деклариро­вана многими международными документами, в сфере охраны прав человека, таких как Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г., Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отноше­нии женщин от 18 декабря 1979 г., Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.

    Дальнейшее формирование репродуктивных прав продолжилось итоговых документах трех международных конференций по народонаселению и развитию (Бухарест, 1974; Мехико, 1985; Каир, 1995) и Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995). Программы действий указанных конференций впервые признали, что репродуктивные права являются неотъемлемым компонентом прав человека, признанных во внутригосударственных и международных актах по правам человека.

    Современная медицина и новые технологии предложили ряд новаторских вспомогательных репродуктивных технологий, позволивших решать проблему бездетных семей породивших ряд вопросов правового смысла. Одной из таких технологий является использование методов искусственного оплодотворения. 

    В то же время вопрос использования метода суррогатного материнства остается с точки зрения права, этики и генетики достаточно сложным и трудноразрешимым. Хотя законодательство Кыргызской Республики признает такой институт суррогатного материнства, однако детального правового регулирования он еще не получил.

    Открытыми остаются дискуссионные вопросы и о том, когда и с какого момента возникает право на конституционную охрану жизни человека, с момента зачатия ребенка или его рождения, и как с этим совмещается искусственное прерывание беременности.

    Признание и правовое закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными эталонами поставили перед кыргызской правовой наукой ряд конкретных задач, которые должны найти адекватное решение в действующем законодательстве Кыргызской Республики.

    Постановка задачи

    Целью исследования является комплексный анализ действующего законодательства Кыргызской Республики в области охраны и реализации репродуктивных прав человека; на основе проведенного анализа законодательства разработка предложений по его совершенствованию.

    Выбор цели предопределил решение следующих  задач:

    – определить возможные модели конституционно-правового обеспечения репродуктивных прав человека в Кыргызской Республике;

    – исследовать правовые гарантии предоставления свободы репродуктивного выбора;

    – выработать правовой статус суррогатной матери и правовое регулирование искусственного оплодотворения;

    – провести анализ конституционного значения следующих репродуктивных правомочий: право на материнство, право на искусственное прерывание беременности, право быть донором половых клеток, право на использование контрацепции; право на хранение и использование половых клеток; право на использование хирургического метода предупреждения нежелательной беременности (хирургическая стерилизация);

    – разработать рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства Кыргызской Республики в исследуемой области и практике его применения;

    – провести сравнительный анализ зарубежных конституционных и отраслевых правовых актов, касающихся репродуктивного здоровья и репродуктивных прав человека, и выявить возможности использования опыта других государств в правовой практике Кыргызстана.

    Введение в проблему

    Право иметь потомство является одной из основополагающих и неотъемлемых прав человека, которыми он наделен с момента появления на свет. Каждому человеку свойственно естественное желание родить и вырастить своих собственных детей. Рождение ребенка – особенное событие, однако не всем суждено познать это счастье. Невиданные ранее достижения медицины в сфере репродуктивных технологий подали веру гражданам, которые уже потеряли веру завести детей. К особенностям последних десятилетий XX века относится то, что зачатие плода, материнство и отцовство стали предметом репродуктивного бизнеса. В результате чего, возникли такие понятия и виды практической деятельности как лечение бесплодия, искусственное оплодотворение, суррогатное материнство, донорство половых клеток и т.п.

    Однако, не редко случается что, развитие науки может опережать морально-правовое привыкание и приспособление людей к ее достижениям. Законодательное регулирование суррогатного материнства и других подобных процессов, основанных на репродуктивных технологиях в настоящее время – один из наиболее трудноразрешимых вопросов в правовой практике.

    1. Суррогатное материнство.

    1.1. В настоящее время согласно ч. 2 п. 4 ст. 54 Семейного кодекса Кыргызской Республики «лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)», это означает, что суррогатной матери предоставлено право решать судьбу вынашиваемого ею ребенка, т.е. отдавать или не отдавать ребенка после его рождения потенциальным родителям. По нашему мнению, при решении вопроса о законных родителях ребенка рожденного суррогатной матерью, закон должен исходить из намерения (воли) потенциальных–родителей, благодаря которым ребенок появился на свет, а не суррогатная мать, которая вынашивает ребенка по договору, с целью получения денежного возмещения или иного встречного предоставления. Представляется, что наилучшие условия для жизни и развития ребенка будут созданы именно потенциальными–родителями, а не суррогатной матерью. В связи с чем, предлагаем ч. 2 п. 4 ст. 54 Семейного кодекса Кыргызской Республики изложить в следующей редакции:

    «Матерью ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается женщина, давшая согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания и рождения. Отцом ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается супруг женщины давший взаимное согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания и рождения. Супруги давшие согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания и рождения записываются родителями ребенка рожденного суррогатной матерью в книге записей рождений. Суррогатная мать, супруги, давшие в установленном порядке согласие на заключение договора суррогатного материнства, не вправе оспаривать материнство и (или) отцовство ребенка, рожденного суррогатной матерью, за исключением случаев, когда имеются доказательства того, что суррогатная мать забеременела не в результате имплантации эмбриона».

    1.2. Программа суррогатного материнства никогда не была бы реализована, если бы врачи руководствовались ныне действующими нормами. Первая суррогатная программа осуществлена в ЮАР в 1987 г, когда 48-летняя П. Антони выносила и родила троих детей для своей дочери.

    Поскольку наука создает потенциал, которых не было ранее, мы считаем, что законодателям следует расширять, а не ограничивать правомочия граждан в данной сфере. В этой связи, необходимо ввести в ч. 3 ст. 18 Зaкoнa Кыpгызcкoй Pecпублики «O peпpoдуктивных пpaвaх гpaждaн и гapaнтиях их peaлизaции» соотвествующие изменения, и изложить в следующей редакции: «суррогатной матерью может являться женщина в возрасте от 20 до 40 лет, психически и соматически здоровая, прошедшая медико-генетическое консультирование».

    1.3. В целях защиты прав и интересов суррогатной матери и генетических родителей (родителей-заказчиков), а также исключения судебных тяжб между ними, необходимо ввести изменения ч. 2 п. 4 ст. 54 «Запись родителей ребенка в книге записей рождений» Семейного кодекса Кыргызской Республики и изложить ее в следующей редакции:

    «Матерью ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается его генетическая мать. Отцом ребенка, рожденного суррогатной матерью, признается супруг генетической матери. Генетическая мать и супруг генетической матери записываются родителями ребенка, рожденного суррогатной матерью, в книге записей рождений. Суррогатная мать, генетическая мать ребенка, а также их супруги, давшие в установленном порядке согласие на заключение договора суррогатного материнства, не вправе оспаривать материнство и (или) отцовство ребенка, рожденного суррогатной матерью, за исключением случаев, когда имеются доказательства того, что суррогатная мать забеременела не в результате имплантации эмбриона».

    1.4. Ст. 19 Зaкoнa Кыpгызcкoй Pecпублики «O peпpoдуктивных пpaвaх гpaждaн и гapaнтиях их peaлизaции» определила, что «граждане в возрасте от 20 до 35 лет соматически и психически здоровые, прошедшие медико-генетическое обследование, имеют право быть донорами половых клеток». При этом законодателю следует учитывать и профессиональные предрасположенности доноров, которые могли возникнуть вследствие работы с химикатами, ядовитыми материалами, излучением и т.п. Исходя их этого, предлагаем дополнить ст. 19 Зaкoнa Кыpгызcкoй Pecпублики «O peпpoдуктивных пpaвaх гpaждaн и гapaнтиях их peaлизaции» следующим пунктом: «доноры половых клеток обязаны сообщать все известные им сведения о своей наследственности, перенесенных заболеваниях и других обстоятельствах которые могли повлиять на их репродуктивное здоровье».

    Кроме вышеизложенного, законодательство Кыргызской Республики:

    – не устанавливает срока, в течение которого суррогатная мать должна отказаться от рожденного ею ребенка в пользу генетических родителей.

    – не оговаривает ситуацию, которая может возникнуть в случае развода или смерти супругов (генетических родителей) до рождения вынашиваемого суррогатной матерью ребенка.

    – не определил четкую форму содержания и составления договора о предоставлении услуг суррогатного материнства, необходимо разработать типовой договор с целью защиты прав обеих сторон участников договора, а также исключения возможных судебных процессов по данному вопросу.

    2. Принимая во внимание положительный опыт Российской Федерации, Республики Казахстан и многих развитых стран мира, мы считаем, что в Кыргызской Республики также необходимо ввести государственную программу помощи бездетным (бесплодным) семьям, в частности, государственное финансирование программы экстракорпорального оплодотворения.

    3. В силу необратимости хирургической стерилизации необходимо введение законодательных изменений с целью: недопущения применения хирургической стерилизации в отношении несовершеннолетних по социальным показаниям; ограничения применения хирургической стерилизации лицами, не достигшим 35-летнего возраста или имеющим менее двух детей.

    В настоящее время в соответствии с ч. 1 и 5 ст. 22 Зaкoнa Кыpгызcкoй Pecпублики «O peпpoдуктивных пpaвaх гpaждaн и гapaнтиях их peaлизaции» ч. 1 «право на добровольное применение хирургического метода предупреждения нежелательной беременности (хирургическую стерилизацию) имеют граждане, достигшие брачного возраста и решившие для себя вопросы репродукции»; ч. 5 «хирургическая стерилизация проводится только с письменного согласия граждан или их законных представителей в государственных организациях здравоохранения». По нашему мнению, содержание данной статьи противоречит нормам Koнcтитyции Kыpгызcкoй Pecпyблики (ст. 16, 21, 24, 47) и нормам международного права. В связи с этим, особенно важным является введение изменений ч. 1 и 5 ст. 22 Зaкoнa Кыpгызcкoй Pecпублики «O peпpoдуктивных пpaвaх гpaждaн и гapaнтиях их peaлизaции» и изложить их в следующей редакции: ч. 1. «право на добровольное применение хирургического метода предупреждения нежелательной беременности (хирургическую стерилизацию) имеют граждане, достигшие 35-летнего возраста или имеющие не менее двух детей»; ч. 2. «хирургическая стерилизация проводится только с письменного согласия граждан».

    4. Искусственное прерывание беременности.

    4.1. Исторически сложилось так, что проблема абортов в Кыргызской Республике остается актуальной и по сей день. Искусственное прерывание беременности в соответствии с п. 1 ст. 16 Зaкoнa Кыpгызcкoй Pecпублики «O peпpoдуктивных пpaвaх гpaждaн и гapaнтиях их peaлизaции» «по социальным показаниям искусственное прерывание беременности может производиться в сроке до 22 недель беременности с согласия обоих супругов или женщины, не состоящей в брачном союзе, а по медицинским показаниям - независимо от срока беременности». Мы считаем, что с заключением брака, муж и жена не становятся единой личностью, каждый из супругов сохраняет свое право свободно решать вопросы материнства и отцовства. С другой стороны, медицинские последствия аборта коснутся только женщины, здоровье женщины подвергается риску при любых обстоятельствах, связанных с репродуктивным выбором, следовательно, при возникновении споров между супругами по данному вопросу, безусловный приоритет принадлежит женщине.

    Вместе с тем, степень самостоятельности при производстве аборта, закон ставит в зависимость не только от сроков беременности, семейного положения, но и возраста женщины. Таким образом, девушка, не достигшая возраста 18 лет, будет сохранить беременность, если отец ребенка и (или) ее родители согласия на аборт не дадут. Мы считаем, что в данном случае, законодательство Кыргызской Республики должно исходить из общих правил, что при решении вопросов материнства она свободна распоряжается своим телом. Итак, в соответствии с вышеизложенным, необходимо ввести изменения в ч. 3 ст. 16 Зaкoнa Кыpгызcкoй Pecпублики «O peпpoдуктивных пpaвaх гpaждaн и гapaнтиях их peaлизaции» и изложить ее в следующей редакции: «искусственное прерывание беременности несовершеннолетней не достигшей возраста 16 лет, производится с согласия несовершеннолетней, ее родителей или законных представителей».

    Семейный кодекс Кыргызской Республики предусматривает, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами равенства прав супругов в семье и разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию (ст. 1). Репродуктивные права – это та область человеческой жизни, которая не может быть поставлена под контроль других лиц, даже очень близких, не говоря уже о контроле со стороны государства;

    По нашему мнению, законодательство Кыргызстана должно исходить из общих правил, что в вопросах материнства женщина свободна распоряжаться своим телом, закрепляя ее права, а не обязанности;

    Совершать данную операцию или нет – право выбора должно оставаться за женщиной, даже если она не достигла возраста 18 лет, а организации здравоохранения обязаны лишь информировать о возможных негативных последствиях для ее здоровья;

    Мы считаем, что необходимо предоставить возможность несовершеннолетней самостоятельно решать вопрос о материнстве с 16 лет. По нашему мнению, 16–летняя девушка в состоянии самостоятельно принимать решения не только по вопросам трудоустройства (эмансипации), распоряжения денежными средствами, осуществлять авторские права и т.п. но и по вопросам материнства или отказа от него.

    Анализ законодательства Кыргызской Республики позволяет заключить то, что оно является одним из самых либеральных, поскольку легализует и делает доступным искусственное прерывание беременности фактически на любой стадии развития плода. В то же время доступность и качество медицинских процедур оставляет желать лучшего. Система здравоохранения испытывает хронический недостаток финансирования;

    Несомненно, на качество оказания медицинской помощи населению влияет профессиональный уровень медицинских работников, но он не всегда оказывается высоким;

    Во многих лечебных учреждениях слабая материально-техническая база.

    5. Охрана репродуктивного здоровья граждан.

    5.1. Самыми значимыми проблемами репродуктивного здоровья являются инфекции, передаваемые половым путем, включая ВИЧ/СПИД и аборты. Одной из наиболее полно регистрируемой на территории Кыргызстана инфекцией, передаваемой половым путем (далее ИППП), является сифилис;

    5.2. Инфекции, передаваемые половым путем, вызывают хронические воспалительные процессы половых органов как женщин, так и мужчин, резко снижая качество репродуктивного здоровья, приводя во многих случаях к бесплодию.

    Анализ существующих подходов к решению данной проблемы и реализации задач.

    Проведен сравнительный анализ современного кыргызского, казахского, узбекского, российского и белорусского, а также международного законодательства в области репродуктивных прав человека и выработаны конкретные рекомендации по совершенствованию кыргызского законодательства в данной области.

    Реализация репродуктивных прав граждан напрямую зависит от поддержки со стороны государства, в связи, с чем нами приведены следующие способы решения проблем:

    – необходимо признать в Законе Кыргызской Республики «О репродуктивных правах граждан  и гарантиях их реализации» за супругами (незамужней женщиной) право на тайну о зачатии своего ребенка, которой они могли бы распоряжаться по своему усмотрению;

    – обязать донора половых клеток не скрывать перенесенные им заболевания и сообщать правдивые сведения о своей наследственности;

    – признать за генетическими родителями право определять предельный возраст суррогатной матери по консультации со специалистом (медицинским персоналом).

    В Кыргызской Республике необходимо вводить государственную программу помощи бездетным гражданам, которым необходимо прибегнуть к вспомогательным репродуктивным технологиям. Так как наука создает новые возможности, которых не было раньше, законодателям следует не ограничивать, а на государственном уровне поддерживать всех людей, которые хотели бы иметь собственных детей при помощи суррогатных и репродуктивных программ.

    Законодательство Кыргызской Республики в части регулирования вспомогательных репродуктивных технологий весьма далеко от совершенства, в связи с этим необходимо:

    – разработать законодательный акт, где будут обозначены существующие и новые процедуры и манипуляции, выполнение которых стало возможным в связи с развитием вспомогательных репродуктивных технологий, также дать подробные инструкции по совершению этих манипуляций;

    – разработать типовой договор (контракт), где будут определены перечень прав и обязанностей между суррогатной матерью и родителями-заказчиками и основные условия заключения договора;

    – унифицировать терминологию вспомогательных репродуктивных технологий, в связи с тем, что в настоящее время наблюдается некоторое расхождение между юридической и медицинской терминологией.

    Недопустима политизация прерывания беременности исходя из политических целей.

    – в вопросах продолжения и прерывания беременности главным заинтересованным лицом является мать ребенка. Законодательство Кыргызской Республики при противостоянии прав потенциального мужа-отца и матери должно исходить из безусловного преимущества прав матери;

    – государство должно создать благоприятный нормативно-правовой режим для того, чтобы обеспечить каждой женщине свободный доступ к службам, выполняющим безопасные аборты, к услугам в области планирования семьи, а главное, к контрацепциям.

    Во-первых, для Кыргызстана, имеющего высокие показатели материнской и младенческой смертности, охрана репродуктивного здоровья населения, в первую очередь, женщин – это сохранение демографического потенциала, поэтому и политика, и программы страны по охране репродуктивного здоровья должны включать:

    • Услуги по медицинскому обслуживанию женщин во время беременности и после родов;
    • Обеспечение грудного вскармливания и ухода за новорожденным;
    • Профилактику искусственных прерываний беременности, услуги по безопасному аборту и лечению его последствий;
    • Консультирование и услуги по планированию семьи;
    • Профилактику и лечение инфекций, передаваемых половым путем, ВИЧ/СПИДа, гинекологических и онкологических заболеваний репродуктивной системы.

    Все программы и службы также должны уделять особое внимание роли и ответственности мужчин в вопросах сохранения репродуктивного здоровья.

    Система доказательств и научная аргументация (включая изложение и анализ данных).

    1. Основываясь на статистических данных, что матерями (в т.ч. суррогатными) вполне успешно становятся женщины старше 35 лет предложено расширить возрастные ограничения для суррогатных матерей до 40 лет, вместо 35. При регулировании вопросов донорства следует учитывать и профессиональные предрасположения донора, исходя из этого предложено законодательно закрепить обязанность донора половых клеток не скрывать перенесенные им заболевания и сообщать правдивые сведения о своей наследственности.

    2. Во многих странах Европы и Азии введены государственные программы помощи бездетным людям, которым показаны вспомогательные репродуктивные технологии, т.е. государство берет на себя финансирование расходов по экстракорпоральному оплодотворению (ЭКО). В Германии федеральные страховые компании полностью оплачивают все расходы по применению ЭКО. В Италии лечение бесплодия полностью проходит за счет государства, в Финляндии – государством оплачивается 50% расходов. В Австрии за счет государственного бюджета можно произвести до 6 попыток, в Венгрии – оплачиваются первые три попытки, в Дании – тоже три, однако, возраст женщины не должен превышать 38 лет. В Израиле  проводится столько  попыток ЭКО, сколько нужно для получения первых двух детей у женщин до 44 лет так же счет государства. В любом случае суть одна – государство финансирует репродуктивные программы для своих граждан.  Репродуктивные программы осуществляются и в России. Так, в Научном центре акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН ежегодно реализуется 3000 бесплатных программ. С 2011 года количество квот увеличено до 9000. В Республике Казахстан, начиная с января 2010 года выделяется 100 квот , с 2011 года количество квот увеличено до 300 .

    Резюмируя изложенное выше, мы приходим к выводу, что в Кыргызской Республике необходимо вводить государственную программу помощи бездетным гражданам, которым необходимо прибегнуть к вспомогательным репродуктивным технологиям.

    3. В силу необратимости хирургической стерилизации предложено введение законодательных изменений с целью: недопущения применения хирургической стерилизации в отношении несовершеннолетних по социальным показаниям; ограничения применения хирургической стерилизации лицами, не достигшим 35-летнего возраста или имеющим менее двух детей.

    4. С целью совершенствования законодательства, регулирующего вопросы суррогатного материнства, в работе предложено введение соответствующих изменений в Семейный кодекс Кыргызской Республики. Так, при установлении законных родителей ребенка, рожденного суррогатной матерью, закон должен исходить из намерения родителей-заказчиков, по воле (желанию) которых ребенок появился на свет, а не суррогатной матери, которая вынашивает ребенка по договору с целью получения платы.

    5. В вопросах, касающихся искусственного прерывания беременности, при конкуренции прав будущего отца или матери, предполагается безусловный приоритет прав матери, ввиду того, что наиболее заинтересованной и обремененной стороной выступает женщина, ибо ее здоровье подвергается серьезному риску при любых действиях, связанных с репродуктивным выбором. С другой стороны, на женщину могут налагаться определенные ограничения, но основанием их могут быть только права нерожденного ребенка, а не права супруга, возраст женщины, ее семейное положение и т.д.

    Наличие нормативно-правовой базы – это лишь первый шаг в решении проблемы, необходимо предпринять соответствующие меры по укреплению и совершенствованию механизмов реализации законов, а на уровне подзаконных актов обеспечить их неукоснительное исполнение. Снижение материнской, младенческой и детской смертности, абортов, инфекций, передающихся половым путем, укрепление репродуктивного здоровья нации приведет к поступательному экономическому росту и устойчивому развитию, а развитие способствует осуществлению всех прав человека.

     

    Приложение 1

    Пpoeкт

    ЗAКOН КЫPГЫЗCКOЙ PECПУБЛИКИ

     

    O внeceнии измeнeний и дoпoлнeний

    в Ceмeйный кoдeкc Кыpгызcкoй Pecпублики

    Cтaтья 1.

    Внecти в Ceмeйный кoдeкc Кыpгызcкoй Pecпублики (Вeдoмocти Жoгopку Кeнeшa Кыpгызcкoй Pecпублики, 2004 г., N 1, cт.1) cлeдующиe измeнeния и дoпoлнeния:

    1. Пункт 19 cтaтьи 2 излoжить в cлeдующeй peдaкции:

    «cуppoгaтнoe мaтepинcтвo - зaчaтиe, вынaшивaниe и poждeниe peбeнкa пo дoгoвopу мeжду cуppoгaтнoй мaтepью и пoтeнциaльными poдитeлями, c цeлью пepeдaчи peбeнкa пoтeнциaльным poдитeлям;»

    2. Aбзaц 2 пунктa 4 cтaтьи 54 излoжить в cлeдующeй peдaкции:

    «Мaтepью peбeнкa, poждeннoгo cуppoгaтнoй мaтepью, пpизнaeтcя жeнщинa, дaвшaя coглacиe в пиcьмeннoй фopмe нa имплaнтaцию эмбpиoнa дpугoй жeнщинe в цeлях eгo вынaшивaния и poждeния. Oтцoм peбeнкa, poждeннoгo cуppoгaтнoй мaтepью, пpизнaeтcя cупpуг жeнщины дaвший взaимнoe coглacиe в пиcьмeннoй фopмe нa имплaнтaцию эмбpиoнa дpугoй жeнщинe в цeлях eгo вынaшивaния и poждeния. Cупpуги дaвшиe coглacиe в пиcьмeннoй фopмe нa имплaнтaцию эмбpиoнa дpугoй жeнщинe в цeлях eгo вынaшивaния и poждeния зaпиcывaютcя poдитeлями peбeнкa poждeннoгo cуppoгaтнoй мaтepью в книгe зaпиceй poждeний. Cуppoгaтнaя мaть, cупpуги, дaвшиe в уcтaнoвлeннoм пopядкe coглacиe нa зaключeниe дoгoвopa cуppoгaтнoгo мaтepинcтвa, нe впpaвe ocпapивaть мaтepинcтвo и (или) oтцoвcтвo peбeнкa, poждeннoгo cуppoгaтнoй мaтepью, зa иcключeниeм cлучaeв, кoгдa имeютcя дoкaзaтeльcтвa тoгo, чтo cуppoгaтнaя мaть зaбepeмeнeлa нe в peзультaтe имплaнтaции эмбpиoнa».

     

    Cтaтья 2.

    Нacтoящий Зaкoн вcтупaeт в cилу co дня oфициaльнoгo oпубликoвaния.

    Oпубликoвaн в гaзeтe "Эpкин Тoo" oт «___» _____ 20___ гoдa N _

     

    Пpeзидeнт Кыpгызcкoй Pecпублики                                              ___________

     

    Пpинят Жoгopку Кeнeшeм

    Кыpгызcкoй Pecпублики «__» ________ 20___ гoдa

     

    Приложение 2

    Пpoeкт

    ЗAКOН КЫPГЫЗCКOЙ PECПУБЛИКИ

    O внeceнии измeнeний и дoпoлнeний в Зaкoн Кыpгызcкoй Pecпублики

    «O peпpoдуктивных пpaвaх гpaждaн и гapaнтиях их peaлизaции»

    Cтaтья 1.

    Внecти в Зaкoн Кыpгызcкoй Pecпублики «O peпpoдуктивных пpaвaх гpaждaн и гapaнтиях их peaлизaции»  (Oпубликoвaн в гaзeтe "Эpкин Тoo" oт 24 aвгуcтa 2007 гoдa N 60) cлeдующиe измeнeния:

     

    1. Пункт 3 cтaтьи 16 излoжить в cлeдующeй peдaкции:

    Иcкуccтвeннoe пpepывaниe бepeмeннocти нecoвepшeннoлeтнeй, нe дocтигшeй вoзpacтa 16 лeт, пpoизвoдитcя c coглacия нecoвepшeннoлeтнeй, ee poдитeлeй или зaкoнных пpeдcтaвитeлeй.

    2. Пункт 3 cтaтьи 18 излoжить в cлeдующeй peдaкции:

    Cуppoгaтнoй мaтepью мoжeт являтьcя жeнщинa в вoзpacтe oт 20 дo 40 лeт, пcихичecки и coмaтичecки здopoвaя, пpoшeдшaя мeдикo-гeнeтичecкoe oбcлeдoвaниe.

    3. Cтaтью 19 дoпoлнить 2 пунктoм:

    Дoнopы пoлoвых клeтoк oбязaны cooбщaть вce извecтныe им cвeдeния o cвoeй нacлeдcтвeннocти, пepeнeceнных зaбoлeвaниях и дpугих oбcтoятeльcтвaх, кoтopыe мoгли пoвлиять нa их peпpoдуктивнoe здopoвьe.

    4. Пункт 1 cтaтьи 22 излoжить в cлeдующeй peдaкции:

    Пpaвo нa дoбpoвoльнoe пpимeнeниe хиpуpгичecкoгo мeтoдa пpeдупpeждeния нeжeлaтeльнoй бepeмeннocти (хиpуpгичecкую cтepилизaцию) имeют гpaждaнe, дocтигшиe 35-лeтнeгo вoзpacтa или имeющиe нe мeнee двух дeтeй.

    5. В пунктe 5 cтaтьи 22 иcключить cлoвa: «или их зaкoнных пpeдcтaвитeлeй».

    Cтaтья 2.

    Нacтoящий Зaкoн вcтупaeт в cилу co дня oфициaльнoгo oпубликoвaния.

    Oпубликoвaн в гaзeтe "Эpкинтoo" oт «__» ______ 20___ гoдa N ___

    Пpeзидeнт Кыpгызcкoй Pecпублики                                              ___________

     

    Пpинят Жoгopку Кeнeшeм

    Кыpгызcкoй Pecпублики «_____» ________ 20___ гoдa



     

     

     

    Комментарии

    Комментарий не существует

    Написать Комментарий

    Ваша эл. почта не будет опубликована. Обязательные поля *