Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Научные статьи
Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность экономики стран с переходной экономикой
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ЭКОНОМИКИ СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Мамадиев Беделбай Ырысбаевич
Заведующий кафедрой "Управление качеством"
Международного Универститета Ататюрк - Алатоо
Введение
В современном мире развивающиеся процессы интеграции между странами заставляют думать о том, как выжить в этих сложных условиях. После распада СССР кыргызская экономика пережила очень трудные моменты. Открылись границы, и страна оказалась неконкурентоспособной на международном уровне. Сейчас, когда Кыргызская Республика старается снова занять достойное место в мировой экономике, вопрос ее конкурентоспособности становится очень актуальным. Для этого необходимо выявить основные факторы, влияющие на конкурентоспособность экономики страны. В этой работе представлены главные влияющие факторы.
Цель и задача исследования
Факторов конкурентоспособности экономики страны очень много. Целью настоящего исследования является определение тех факторов, которые наиболее влияют именно на конкурентоспособность экономики стран с переходной экономикой.
Поставлены следующие задачи: изучить существующие исследования о факторах конкурентоспособности экономики страны и выявить основных.
Научная новизна
На основе подходов и точек зрения выдающихся западных, постсоветских отечественных ученых выявлены основные факторы конкурентоспособности экономики страны.
Практическая значимость полученных результатов
Выводы, рекомендации могут быть использованы для формирования национальной стратегии Кыргызской Республики по повышению конкурентоспособности экономики.
Конкурентоспособность – одна из важных и популярных тем исследования в последние годы. Она состоит из нескольких уровней: конкурентоспособность индивида, фирмы, региона, отрасли и страны. Одной из важных частей конкурентоспособности экономики страны является факторы, влияющие на нее.
Многие великие ученые-экономисты внесли существенный вклад в учение о факторах. Индийская рабочая группа «CUTS International» и турецкий ученый Э.Бакымлы выделили наиболее важный фактор конкурентоспособности страны – политическую волю государства. Это желание государства конкретными действиями осуществить прорыв в экономике и социальном развитии. Одним из этих действий является обеспечение конкуренции. И первым таким действием является принятие Закона о конкуренции и создание регуляторного органа. Конкуренция привносит динамизм в развитие национальной экономики. Если она есть на внутреннем рынке, то фирмы будут эффективнее работать, чтобы сохранить свое присутствие на этом рынке, предлагая качественные продукты по возможно низким ценам. Эффективная работа означает эффективное использование ресурсов. Поэтому государство должно обеспечить честную конкуренцию и регулировать ее не допуская ухудшения конкурентной среды. Политическая воля для создания сильного регулирующего органа имеет решающее значение для будущего успеха, так как сильный регулятор сможет сбалансировать потребности различных групп интересов, наряду с другими проблемами. Однако, в большинстве случаев политики и бюрократы, ответственные за государственное управление, могут попытаться работать в своих интересах, создавая слабые контролирующие учреждения, над которыми они могут продолжать осуществлять контроль. Китай утвердил закон о конкуренции в июне 2006 г., и по прошествии почти 30 лет после начала экономических реформ перешел из статуса страны низких доходов в страну средних доходов. В Малави, хотя ее правительство и заявило о поддержке конкуренции и принял законы о борьбе с фактами антиконкуренции, на практике только через восемь лет была создана Комиссия по вопросам конкуренции. В Бангладеш постановление о монополиях и ограничительной торговле остается в своде законов с 1969 г., унаследованных от Пакистана, от которого в 1971 г. отделился Бангладеш. Но правительство никогда и не пыталось реализовать это постановление, поскольку и частный сектор не был столь активен. В Замбии, политической воли, чтобы избавиться от финансово осушенных государственных предприятий затмили другие экономические приоритеты. Фокусирование правительства было односторонним, так как правительство поспешило с приватизацией государственных предприятий, не утруждая себя вводом в действие одновременно законов, необходимых для мониторинга, контроля и запрета антиконкурентной практики. Несмотря на то, что Закон о конкуренции и добросовестной торговле был принят в мае 1994 г. по настоянию доноров, деятельность антимонопольного органа началась только в мае 1997 г. В противовес этому, только за несколько месяцев был разработан и принят Закон о приватизации, а также создании Агентства по приватизации Замбии. Малые рынки, как правило, характеризуются доминированием монополии и/или олигополии. Кроме того, на таких рынках многие услуги предоставляются естественными монополиями в связи с большими издержками, которые не позволяют более чем одному лицу поставлять услуги. В маленьких странах культура конкуренции не может легко пустить корни из-за страха, что жесткая конкуренция может дестабилизировать хрупкий и маленький рынок. Кроме того, в малых странах преимущества консолидации бизнеса и недостатки, связанные с бизнес фрагментацией, часто приводят к оправданию монополистических и олигополистических структур. Максимизация благосостояния потребителей (в небольших странах) требует экономического анализа, который принимает во внимание вопрос о малой размерности и обособленности. Следовательно, рецепты крупных стран могут оказаться контрпродуктивными для малых развивающихся стран. Если объем рынка не позволяет установить эффективный регуляторный орган для одного сектора или единый для страны, то существуют два выхода: либо иметь регулятор нескольких секторов в маленькой стране, либо многонациональный единый регулятор одного сектора посредством механизма регионального сотрудничества. Другой проблемой маленькой экономики является тесное взаимодействие конкурентов, хорошо знающих друг друга, что затрудняет соблюдение Закона о конкуренции.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что первый шаг на пути к политической воле государства – это разработка «правил игры», единых для всех. Это – Закон о конкуренции и соблюдение этого Закона. Если страна хочет быть конкурентоспособной на мировой арене, то нуждается в принятии хорошего Закона о конкуренции. Она должна сравнить свой Закон с законами развитых стран или союзов стран, например ЕС. Недостаточно только принять Закона, главное привести его в действие. Более того, государство должно контролировать соблюдения «правил игры» путем регулирования. Это регулирование может быть отдельным для каждого сектора, если страна большая, или общим для всех секторов. Регулирование не должно быть в интересах определенных лиц или групп. А для Кыргызстана достаточно одного регулирующего органа, так как его экономика небольшая.
Другой важный шаг – формирование института поддержки конкурентоспособности страны. В разных странах формируются институты под разными названиями для повышения собственной конкурентоспособности, сосредоточивающиеся на росте благосостояния граждан путем повышения производительности. Есть и успешные и неуспешные примеры. К успешным можно отнести Японию, США, Ирландию и Хорватию, в то время как Сальвадор, Гватемала, Никарагуа, Гондурас и Коста-Рика не достигли положительных результатов.
После второй мировой войны экономика Японии столкнулась с трудностями. В 1955 г. Кабинет министров Японии решил создать Японский центр производительности (Japan Productivity Center, JPC) в целях повышения повышение уровня жизни японского народа. Он включал в себя производственников, управленцев и научные круги. В основу работы центра положены три принципа: «увеличение занятости, сотрудничество между работниками и управлением, а также справедливое распределение плодов производительности труда между производителем, управлением и потребителями». С момента своего основания философией JPC было «сохранение и уважение человеческого фактора в экономической деятельности». JPC, некоммерческие и неправительственные организации, внесли большой вклад в развитие японской экономики и улучшение жизни населения.
Из-за спада экономики в Соединенных Штатах в 1970-х гг. были проблемы. Для их решения в 1986 г. был основан Совет по конкурентоспособности, в который вошли промышленники, представители академий и профсоюзные лидеры, возглавил его генеральный директор Хьюлетт-Паккард (Hewlett-Packard) Янг. Основной задачей Совета по конкурентоспособности являлось повышение технической и инновационной позиции США в мире, а также рыночной доли американских производителей. Надо особо отметить вклад президента Рейгана в создание Совета по конкурентоспособности. В настоящее время Совет продолжает развивать «инновационные решения в области государственной политики» для повышения «производительности и лидерства США на мировых рынках и повышения уровня жизни всех американцев».
У экономики Ирландии были проблемы, как у экономики Кыргызстана: страна была бедной и уровень безработицы был высокий. «Для обеспечения дальнейшего роста экономики ... и сокращения длительной безработицы» в 1997 г. был создан Национальный совет по конкурентоспособности Ирландии (НСК). Все 15 члены НСК были из частного и государственного секторов, представителей труда и были назначены премьер-министром. НСК возглавлял представитель частного сектора, который раньше был генеральным директором Ирландского института менеджмента. Все решения принимались на основе консенсуса без какого-либо голосования. Помощники министров из ключевых министерств приняли участие в качестве консультантов, но не были членами. Совет обязан был осуществлять мониторинг и анализ конкурентоспособности ирландского бизнеса с помощью количественных показателей и статистических данных.
Безработица, неправильная приватизация, неэффективность государственных предприятий и другие проблемы заставили Хорватию в 2000 г. сформировать механизм «в целях содействия повышению конкурентоспособности и производительности труда в интересах устойчивого развития, а также устойчивому росту уровня жизни всех хорватов». На Хорватию повлиял опыт Ирландии во главе с представителем частного сектора, но в членство в Совет конкурентоспособности вошли люди из правительства, в отличие от ирландского совета. Остальные участники были представители частного сектора, производства, науки и технологий. Вопросы конкурентоспособности курировал вице-премьер-министр, но директором НСК Хорватии был избран Желыко Кович, генеральный директор самой крупной фармацевтической компании Центральной Европы. Его ассистентом был иностранец, чья работа финансировалась Агентством международного развития. У Совета были три цели: подготовить отчет о конкурентоспособности, отчет о вызовах конкурентоспособности и доклады подкомитетов, по конкретным темам конкурентоспособности. Работа хорватского совета конкурентоспособности не была прекращена, когда правящая партия проиграла на выборах в 2003 г., потому что вопрос о конкурентоспособности был принят в качестве национального вопроса, стоящей выше всех политических игр.
Одним из провалов является пример Сальвадора. В Сальвадоре первая программа конкурентоспособности была разработана в 1996 г. при поддержке Всемирного банка. Кредит в размере 20 млн. долл. США был использован для улучшения бизнес-среды, технологической подготовки и потока информации от государства для диалога между государством и частным сектором. Никакого совета конкурентоспособности не существовало, а программа конкурентоспособности была разработана Министерством экономики с «маленькой поддержкой или представительством частного сектора». Были достигнуты некоторые успехи (улучшение экспорта мёда), но программа была приостановлена из-за отсутствия сильного руководства, которое могло бы мотивировать другие стороны.
Второй пример провала – Гватемала. Программа конкурентоспособности Гватемалы была разработана в 1998 г. и поддержана Всемирным банком (маленькие пожертвования до 2002 г., потом кредит в размере 20 млн. долл.). Гватемала использовала кредит на улучшение бизнес-среды и развития кластеров. Программа была организована при вице-президенте, с привлечением комитета управления, куда входили вице-президент, министр экономики, другие министры кабинета и представители частного сектора во главе с известным бизнесменом. Более того, отличная команда была предоставлена Министерством экономики. К сожалению, со сменой правительства в 2001 г. все было приостановлено, а достижения уничтожены президентом.
Программа конкурентоспособности Никарагуа стартовала в 1998 г., и была организована вице-президентом. Мнения лидеров частного сектора по сокращению бедности были озвучены и зафиксированы на специальных собраниях, проведение которых являлось одной из главных целей программы, но они не были реализованы, вследствие чего частный сектор потерял к ней всякий интерес. Однако удалось улучшить среду для привлечения инвестиций в область туризма и производство молочных продуктов. В 2002 г. программа конкурентоспособности ожила при Министерстве экономики. Всемирный банк поддержал программу кредитом в размере 5 млн. долл. США, который был использован в трех направлениях: улучшение бизнес-среды, услуги по развитию бизнеса и кластеров. Вся программа находилась в ведении Министерства экономики, но президент в 2002 г. сформировал Президентский совет по конкурентоспособности, в администрации которого были представители государственного и частного секторов. Президентский совет по конкурентоспособности не смог предоставить замену на программу конкурентоспособности.
Национальный совет конкурентоспособности Гондураса был создан в 2002 г., его организация проходило под руководством президента. Для участия в совете были привлечены Фонд привлечения инвестиций и развития экспорта и частное учреждение, которое имело хорошую репутацию. Программу возглавлял вице-президент – известный бизнесмен. Всемирный банк предоставил кредит в размере 34 млн. долл. США для поддержки и продолжения работы над программой. Некоторые программы по развитию кластеров все еще формируются.
Тема конкурентоспособности формулировалась как важный национальный вопрос, поэтому был приглашен профессор М. Портер. Национальный совет конкурентоспособности Коста-Рики был образован в 2002 г. Президент страны как активный и заинтересованный в вопросах конкурентоспособности лидер страны привлек новые инвестиции в технологию. Его преемники не смогли добиться такого же успеха, поэтому темпы работы над программой замедлились. Новый совет состоит из восьми министров правительства и представителей торговых палат. Участие частного сектора ограничено. Никаких исследований или работ по развитию кластеров не проводится и работа носит общий характер.
Выше обсуждалась тема об институте поддержки конкурентоспособности страны. Подчеркнем его необходимость. Этот институт может быть сформирован президентом или премьер-министром, в зависимости от того, кто из них отвечает за экономику страны. В состав правления института должны входить представители частного сектора, государства и профессиональных союзов; а возглавить – успешный представитель частного сектора. Со стороны государства в правлении должны быть помощники министров вследствие занятости самих министров. Решения должны приниматься на основе консенсуса. Представители частного сектора не должны курировать свой бизнес. А главное – должен действовать только один институт в стране и его действия должны быть выше партийных интересов.
Вслед за великим американским ученым М. Портером можно сказать, что государственная политика является вторым, после политической воли, важным фактором для конкурентоспособности страны. Согласно М. Портеру, государство должно формировать политику, которая будет создавать среду для повышения конкурентоспособности. Оно должно косвенно вовлекаться в процесс, но если страна находится на ранней стадии развития, то государство может напрямую вовлекаться в процесс. С развитием страны роль государства тоже меняется и здесь есть одна проблема: некоторые программы повышения конкурентоспособности длятся больше, чем срок правления правительства. Программа повышения конкурентоспособности может включать в себя улучшение навыков рабочих, повышение квалификации администрации компаний, инвестиции в новые технологии, лоббирование и проникновение на внешние рынки. На это может понадобиться несколько десятков лет. Для правительства это очень длинный срок. В таких случаях правительство в ожидании краткосрочных результатов начинает субсидировать отрасли, что ведет к снижению темпов обновления и вредит динамичному развитию. Основная функция государства – обеспечить хорошее образование, фундаментальную инфраструктуру, здравоохранение и исследования в интересах народа. Если возникнут какие-либо барьеры, государство должно направлять усилия на их устранение. Это будет более эффективно, чем регулирование импорта и экспорта. В Китае проводилась политика импортозамещания через протекционизм. Однако это не помогло, наоборот, конкурентоспособность продукции Китая снизилась. Тогда Китай поменял стратегию и принял экспортоориентированную политику. Правительство Китая выбрало несколько отраслей и напрямую поддержало их через систему налоговых льгот и дотаций. Эти отрасли – производство одежды, компьютерной техники, электрического оборудования и запасных частей, продукции телекоммуникационных технологий. При этом Китай импортировал товары с более низкой добавленной стоимостью, чем экспортировал, что благоприятно сказалось на работе перерабатывающих отраслей. Из налоговых льгот надо отметить налог на прибыль корпораций. Налоговая ставка корпораций с иностранным капиталом составляла 30%, но если корпорация вела бизнес в свободной экономической зоне (СЭЗ), то она понижалась до 15%. Кроме этого, в некоторых СЭЗ снижали налог на прибыль до 50% в первые два года. 40%-ная льгота в реинвестиции (увеличение собственного капитала или учреждение новой корпорации в КНР) предоставлялась корпорациям с иностранным капиталом, которые уже проработали не менее 5 лет. Если корпорация была в убытке, то убыток вычитали из прибыли следующего года. Это повторялось до 5 лет. Очень важный момент в политике Китая – предприятиям добычи полезных ископаемых налоговые льготы и вычеты не предоставлялись.
Для достижения хороших результатов М. Триппл и Г. Майер предлагают привлекать ученых с мировым именем с узкой специализацией по выбранной теме или сектору, а если нет такого в стране, то нужно пригласить из других стран. У этого ученого должно быть много опубликованных работ в международных авторитетных журналах, которые часто цитируются. Они называют такого ученого «звёздным» (star scientist). Исследования 197 звездных ученых из базы данных ISI (база данных научных исследований часто цитируемых ученых) показали, что они вносят огромный вклад на развитие экономики. Звездный ученый отлично знает свой сектор; может быть советником государства по разработке и осуществлению политики развития выбранного сектора; имеет технологические разработки, которые может привезти с собой (трансферт технологии); может быть советником или членом правления в частном секторе и коммерциализировать результаты исследований; работать в вузе развивать проекты сотрудничества вуза и частного сектора, готовить кадры высшей квалификации (в основном это последипломные студенты).
Государственная политика в развивающихся странах должна учитывать важную роль прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Проблемы нехватки финансирования для экономического развития и отсутствие внутреннего капитала в развивающихся странах решаются через иностранный капитал. В последнем десятилетии отмечался значительный рост глобальных потоков ПИИ. Приток ПИИ зависит от улучшения бизнес-среды, макроэкономического роста и технологических изменений, а также от нахождения региона с более низкой стоимостью труда, новыми рынками, конкурентоспособной и высококвалифицированной рабочей силой, для того, чтобы максимизировать плоды своих инвестиционных стратегий.
Исследование эффекта государственной политики в направлении обеспечения конкурентоспособности страны позволяет сделать следующие выводы. Мировой опыт показывает, что государство должно относиться к вопросу конкурентоспособности очень серьёзно и ставить его выше политических интересов, так как это напрямую связано с тем, какой будет страна. Оно должно выбрать конкретные нефинансовые секторы или подсекторы и предпринять конкретные, реализуемые меры для постоянного развития этих секторов или подсекторов. Опыт Китая показал, что не надо закрываться, а надо умеренно открываться и конкурировать на международной арене. Только так товары страны могут оставаться конкурентоспособными. Налоговые льготы следует предоставлять перерабатывающим отраслям, а сектор полезных ископаемых не должно быть субсидирован. Для разработки политики необходимо привлечь всемирно признанных ученых-экспертов своей страны или других стран. Недостаток средств на реализацию политики необходимо пополнить за счет привлечения иностранных инвестиций, включая специальный пункт в разработанные меры реализации политики. Кыргызстану необходимо опираться на ограниченное количество реальных отраслей экономики для того, чтобы сделать их конкурентоспособными на международной арене путем предоставления налоговых льгот и дотаций, и субсидировать только те отрасли, которые добавляют стоимость, а не экспортеров сырья.
Третий важный фактор – это инфраструктура, который был предложен известным индийским ученым Дж. Бхагуати. Дж. Бхагуати и его команда доказали тесную связь между конкурентоспособностью экономики и инфраструктурой. По их мнению, в стране должна быть хорошая инфраструктура в виде автомагистралей, железных дорог, энергетики и коммуникаций, для производства и распределения товаров и сырья. Это создаст конкурентное преимущество для предприятий страны на международной арене. Результатом улучшения инфраструктуры является снижение затрат на торговлю. Производительность повышается за счет перераспределения деятельности между фирмами: из за низких затрат на торговлю, неэкспортирующие фирмы с низкой производительностью будут вынуждены прекратить деятельность, a неэкспортирующие фирмы с высокой производительностью смогут увеличить свои продажи за счет экспорта, тем самым увеличивая всеобщую производительность.
Эффективность и положительный вклад промышленных зон, другая форма инфраструктуры, в экономику Турции описываются в работе А. Шахина. Он дефиницирует промышленную зону как объединение промышленных предприятий, расположенных на одной территории, имеющих единую систему инфраструктуры. Промышленные зоны Турции появились для развития не только крупных предприятий тяжелой промышленности, но и малых и средних предприятий, занятых преимущественно в легкой промышленности. От промышленных зон ожидается достижение нижеследующих целей:
- формирование условий для развития и повышения эффективности малых и средних предприятий;
- параллельное развитие экономики различных регионов;
- гармонизация соразвития промышленности и города через устранение негативных эффектов развития промышленности и города.
Обсуждение эффекта инфраструктуры для конкурентоспособности позволило сделать следующие выводы. Если инфраструктура страны плохая, то издержки транспортировки и коммуникации увеличатся, что приведет к потере конкурентоспособности. Более того, если заказывающая сторона не получит свой заказ вовремя, то это отрицательно повлияет на ее авторитет. Ни одна компания не согласится построить дорогу или средства генерации электричества или поставки газа или коммуникации на свои средства. Это огромные добавочные затраты. Государство должно взять на себя обязанность обеспечения беспрерывной энергией, транспортными линиями и средствами коммуникации. Следует организовать промышленные зоны, где можно собрать производителей, подотрасли и поставщиков и создать для них следующие условия:
- центр утилизации отходов производства (издержки фирм на утилизацию снизятся);
- центр тестирования продуктов на соответствие стандартам (некоторые стандарты требуют соответствия товара определенным нормам, которые можно испытать на дорогой аппаратуре);
- центр консультаций для бизнеса (консультирование фирм о том, как писать контракты, как найти финансирование, как вести бизнес с зарубежными партнерами, юридические консультации).
Доминиканские ученые Р. Капеллан, К. Алманзар и К. Манфре показали важность человеческого капитала в обеспечении конкурентоспособности экономики развивающихся стран. Из кыргызских ученых, аналогичный результат можно увидеть в работах Дж. Мусаевой, которая показала, что человеческий капитал сильно влияет на конкурентоспособность. В связи с этим можно говорить о четвертом важном факторе – человеческом капитале. Страна конкурентоспособна, если в ней есть конкурентоспособный человеческий капитал. Поэтому страна должна обратить внимание на те отрасли, которые способствуют развитию человеческого капитала: образование и здравоохранение. Инвестиции в образование населения (начальное, среднее и высшее, переподготовка кадров) и здравоохранение (например, прививки в детстве) положительно влияет на конкурентоспособность страны. Можно поднять на более высокий уровень жизни населения: повышает продолжительность жизни, расширяет возможности трудоустройства, повышает производительность труда, привлекает больше инвестиций, а также усиливает способность увеличения доходов как мужчин, так и женщин.
Президент Российской Федерации В. Путин в своем Обращении к участникам Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» обращает внимание на то, что сохранение и укрепление здоровья нации входит в число важнейших приоритетов государства. Это связано с состоянием здравоохранения, демографической обстановкой, экологической и духовно-нравственной ситуацией в стране. Далее, В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию РФ затрагивает тему человеческого капитала и подчеркивает важность доступности качественной медицинской помощи и возрождения профилактики заболеваний, он описывает, что будет, если не уделять внимания человеческому капиталу. Во-первых, повыситься смертность в стране. Алкоголизм и наркоманию простым запретом не искоренить; надо дать такое образование, чтобы человек сам осознал пагубность этой зависимости. Во-вторых, снизится рождаемость. Дети – это будущее нации. Если понизится рождаемость, то через какое-то время страна будет не в силах кормить свой народ. В-третьих, снизится статус и качество работы учителей, врачей, работников культуры, науки и военнослужащих, то есть тех, кто отвечает за здоровье и образование граждан, сохранение традиций и духовных ценностей предков, разрабатывают стандарты развития общества и участвуют в подготовке элиты страны.
Наука также играет роль в формировании конкурентоспособного человеческого капитала. Она включает разработку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Ученые и специалисты должны уметь обеспечивать высокий уровень НИОКР. Если реализация инновации – цикл, который начинается с рождения идеи, а завершается поступлением продукта на рынок, то НИОКР – один из элементов этого цикла. Результат НИОКР необходимо внедрять в промышленность, и он должен иметь денежный эквивалент. А.А. Матиташвили объясняет отличие НИОКР от других видов деятельности тем, что конечный результат НИОКР должен иметь элемент новизны продукта.
Исследованиями доказан положительный эффект, который человеческий капитал оказывает на формирование конкурентоспособности. Опираясь на них можно сказать, что развитие человека начинается с момента его рождения. Необходимо создавать качественную базу для его здоровья, образования и реализации его способностей.
Пятый фактор – качество. Европейские учёные изучили влияние качества на конкурентоспособность. Дж. Лемминк и Х. Каспер доказали его положительный эффект. Точка зрений на понятие качества может быть субъективной. Американская ассоциация качества дает следующие определения качества:
- характеристика продукта или услуги, которые несут способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности;
- продукт или услуга без недостатков.
По Джозефу Джурану, качество означает «пригодность для использования», а Филипп Кросби дефиницирует качество как «соответствие требованиям».
В нынешнее время для достижения качества используются системы управления качеством. Это новый подход, позволяющий контролировать качество на всех стадиях производства, вовлекая также высшее руководство предприятия. Ион Ионита с коллегами в своем исследовании показали, как румынские компании должны управлять качеством, если они хотят выходить на европейский или мировой рынок. Внедрение систем управления качеством поощряется разными премиями. Вот три наиболее часто используемых премии:
- премия Деминга в Японии,
- национальная премия качества Малькольма Болдриджа в США,
- Европейская премия качества.
Основанная в 1951 г., премия Деминга была создана союзом японских ученых и инженеров (JUSE), чтобы отметить вклад доктора Эдварда Деминга в развитие японской промышленности и культуры качества в компаниях Японии. Премия Деминга имеет две категории: для физических лиц и за внедрение. Вторая премия – премия Болдриджа – является ежегодной, национальной, американской премией качества, которая была создана в 1987 г. в целях повышения осведомленности о качестве и понимания требований к совершенству качества и повышению производительности, признания достижений в области качества американских компаний, а также публикации успешных стратегий управления качеством и производительностью. Премия выдается президентом США и признается в частном и государственном секторах. Европейская премия качества была учреждена в 1991 г. при поддержке Европейской организации по качеству и Европейской комиссии, для усиления позиции западноевропейских компаний на мировом рынке за счет ускорения принятия систем управления качеством в качестве стратегии достижения глобальных конкурентных преимуществ, а также стимулирования и содействия улучшению качества. Ныне эта премия переименовано в премию Европейского фонда менеджмента качества.
Д. Самсон и М. Терзиовски тоже выявили положительную связь между системой всеобщего управления качеством (Total Quality Management) и производительностью фирм. По их мнению, фирмы, применяющие систему всеобщей управления качеством, концентрируются на управлении всех стадий процесса и в конце процесса производят качественные товары. Кроме того, эти системы включают в себя не только производство качественного товара, но и качество в управлении, сервисе после продаж и выборе поставщиков. Более того, требования потребителей часто меняются, а эти системы способствуют быстрой адаптации к новым требованиям. Повышение производительности фирм страны повысит и общую производительность этой страны.
Выводы и результаты исследования
Решение задачи выявления основных составляющих и факторов конкурентоспособности экономики страны стало возможным благодаря исследованиям известных ученых и авторитетных международных организаций. Самым важным фактором явилось определение политической воли государства, которая состоит из обеспечения честной конкуренции и создания института поддерживания конкурентоспособности экономики страны. За этим следует государственная политика, которая нужна для поддерживания политической воли. Государственная политика может включать в себя улучшение навыков рабочих, повышение квалификации администрации компаний, инвестиции в новые технологии, лоббирование и проникновение на внешние рынки. Основная функция государства – обеспечить хорошее образование, фундаментальную инфраструктуру, здравоохранение и исследования в интересах народа. Инфраструктура, третий фактор, включает не только дороги, электроснабжение и т.д., но и создание промышленных зон, что является новым подходом. Это создаст конкурентное преимущество для предприятий страны на международной арене. Следующий фактор – человеческий капитал. Он нужен для производства конкурентоспособной продукции. Страна конкурентоспособна, если в ней есть конкурентоспособный человеческий капитал. Поэтому страна должна обратить внимание на те отрасли, которые способствуют развитию человеческого капитала: образование и здравоохранение. Инвестиции в образование населения (начальное, среднее и высшее, переподготовка кадров) и здравоохранение (например, прививки в детстве) положительно влияют на конкурентоспособность страны. Последний фактор – качество. Оно определяется как удовлетворение ожидания потребителей. Такие развитие страны, как США, Япония и страны Западной Европы показали, что качества нужен системный подход и назвали эго управлением качеством – от топ менеджмента то потребителя. Этот процесс является динамичным и требует постоянного внимания. Сейчас фирмы этих стран используют современные методы управление качеством (всеобщее управление качеством, метод шести сигм, метод бережливого производства и т.д.), чтобы непрерывно улучшать свое качество, благодаря чему они постоянно соответствуют меняющимся требованиям покупателей. Государство может стимулировать компании в управлении качеством вручением призов и наград, как это делается в Японии, Америке и странах ЕС. Расходы на качество не должны быть приняты как расходы, так как вопрос качества касается будущего. Если не учитывать качество, то в будущем появятся издержки на повторное производство товаров плохого качества, повторный контроль, повторную документацию и повторную транспортировку внутри и за пределами завода. Вся работа за этот период не добавит ценности товару. Для обеспечения конкурентоспособности национальной экономики кыргызским предприятиям нужно понять, что для выхода на международный рынок надо иметь общепризнанные сертификаты управления качеством. Опыт заграничных стран показывает, что государство должно стимулировать предприятия на выпуск качественной продукции и услуг.