Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Научные статьи
Повышение качества подготовки кадрового научного потенциала страны по экономике
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ
КАДРОВОГО НАУЧНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ
ПО ЭКОНОМИКЕ
Шестакова Вера Ивановна
Ведущий научный сотрудник института экономики
Национальной академии наук КР, кандидат экономических наук.
С тех пор, как созданы разнообразные философские и экономические учения о том, что труд создал человека, способствовавшего развитию и смене общественно-экономических формаций очевидным стало то, что огромное значение в развитии цивилизации общества играл одаренный, качественно обученный и профессионально подготовленный кадровый потенциал любой страны. Утверждение «кадры решают все» является актуальным и важным в современном периоде формирования и развития рыночной экономики во всех странах, в том числе и в Кыргызстане.
В Стратегии социально-экономического развития Кыргызстана, в условиях формирования рыночной экономики предусматривается подготовка кадров высшей квалификации, способных продвигать нашу страну по пути прогресса, обеспечивая благополучное существование населения страны. Однако в достижении процветающего общества страны серьезным препятствием является коррупция, которая захватывает все новые и новые сферы экономики и общества, представляя угрозу поступательному ее развитию. Проблема характеризуется появлением и неимоверным расползанием вширь всех составляющих коррупции. Коррупция в виде сращивания государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, в виде подкупа и продажности политических, общественных деятелей и государственных чиновников ставит на грань выживания страну. Начинается она со взяточничества, мздоимства, злоупотреблений служебным положением, поборов, авторитаризма начальствующего блока руководителей, представляя червоточину нашего общества.
Проявление склонности к коррупции обусловливается как средой воспитания, так и системой подготовки кадров в учебных и научных учреждениях страны.
Кадровый потенциал страны
Становится очевидным, что получение ученой степени в области экономических наук способствует созданию среды возникновения и распространения коррупции. Получение дипломов докторов, кандидатов наук и ученых званий является в нашей стране пропуском к продвижению по служебной лестнице, способствует карьерному росту, выдвижению на руководящие должности, обеспечивает повышение заработной платы (в некоторых ведомствах практикуется сразу до 30%), вхождение в кадровую элиту страны. В связи с этим растет число страждущих получить заветный диплом, но, как правило, не способных, не склонных к науке, творчеству, исследовательской, аналитической и преподавательской деятельности людей.
Отмечается особенно большой спрос на получение ученых степеней в области экономических наук. Объясняется это широким спектром потенциальных возможностей приложения своего труда как высокопрофессиональных специалистов по экономике в структурах республиканского, областного, городского и других уровней: госуправленческого, президентского, парламентского, министерского, ведомственного, финансового, производственного, образовательного, научного, предпринимательского, неправительственного. Тем не менее наличие ученой степени, ученого звания еще не гарантирует высокой образованности, функциональной грамотности, наличия профессиональных навыков, умения результативно и эффективно работать.
«Изготовление» диссертационных работ сейчас пущено на поток, как правило, за очень короткий срок (1-3 года). Известные следующие способы:
а) простое «скачивание» из сетей Интернета диссертационных, дипломных или иных работ по аналогичной или близкой к заявленной теме, а иногда содержащих лишь намек на исследуемую тему в виде отдельных слов, абзацев и фраз;
б) приобретением за финансовое вознаграждение диссертаций у лиц, занимающихся «изготовлением» научных работ (курсовых, дипломных, диссертационных) приведенным выше способом;
в) использование информационного производственного ресурсного материала руководимой отрасли, благодаря чему становится возможной защита сразу двух диссертаций (кандидатской и докторской) в течение одного-двух лет.
Затем такой тезисный научный плагиат, логически не увязанный, содержащий большое количество ошибок, несоответствий и неточностей, оформляется в виде диссертационных работ, зачастую без соблюдения требований ВАК к их разработке и оформлению, и подается в виде готового научного продукта руководителю диссертации к защите в специализированном совете.
Как отмечается практикой, такой произведенный «научный» продукт по экономическим специальностям руководителем в большинстве случаев не читается, а если и держится в руках, то только для того, чтобы пролистать, написать отзыв или подписать уже готовый отзыв для дальнейшего этапа прохождения защиты (отзыв, за редким исключением, готовит сам диссертант, и чаще всего он носит общий, неконкретный характер). И вот тут начинает действовать распространенная в некоторых научных институтах, имеющих аспирантуру и специализированный совет (в частности, в Институте экономических исследований НАН КР), технология коллективной работы по самой диссертации, ее доведению до приемлемого к защите состояния (на мой взгляд, просто преступная технология, превращающая индивидуальный труд диссертанта в коллективный).
Так, приказом директора института назначается комиссия из грамотных специалистов для рассмотрения, обсуждения и доведения диссертации до стадии готовности к прохождению дальнейших этапов защиты в специализированном совете по присуждению ученых степеней. Члены такой комиссии практически начинают выполнять работу руководителя диссертанта (читать ее, вносить свои замечания и предложения, касающиеся и содержания, и формы выполненной работы). Благодаря имеющимся в комиссии грамотным специалистам, диссертант получает практическую помощь в завершении своей диссертационной работы.
Таким образом, идет эксплуатация знаний, опыта подотчетных руководству института грамотных работников. При этом у руководителя растет число защитившихся аспирантов, а у фактически выполнивших его обязанности работников нет ни аспирантов, ни даже слов благодарности за оказанную экспертную помощь в работе, как это принято по международным стандартам указывать во введении при написании статьи, книги, диссертации. При этом такая экспертная помощь должна оцениваться соответствующим материальным вознаграждением и оцениваться очень высоко.
Последствия подобного «очковтирательства» очевидны: у диссертанта не будет глубоких знаний, он не приобретет навыков исследовательского труда, а главное, он не получит выстраданного им результата. Поэтому и диссертации защищаются массово, пишутся в короткие сроки и зачастую на уровне, а иногда и ниже студенческих дипломных работ. Имеется очень существенная разница между диссертациями советского и современного периода в глубине знаний, в качестве и результативности работ. Опасность же заключается в том, что создается атмосфера, благоприятствующая купле-продаже в научной среде, когда амбициозные «ученые» уверены в возможности получения ученой степени за деньги, купив готовую диссертационную работу или наняв того, кто за них это сделает. Спрашивается, нужны ли стране такие специалисты и какую пользу они могут принести ее экономике?
Естественно, низкое качество знаний в области исследуемой темы, экономическая безграмотность таких «остепененных» специалистов растут с геометрической прогрессией, затем распространяются на подчиненных, на воспитываемых или обучаемых ими учеников, студентов, аспирантов, порождая такой же низкий уровень знаний и низкую результативность выполняемых ими исследовательских, аналитических, образовательных и других видов работ. И такая цепная реакция уже поражает безграмотностью и низким качеством знаний все отрасли экономики страны, создавая в итоге дефицит специалистов и дефицит качественных знаний в кадровом потенциале страны. Поэтому в стране много докторов и кандидатов экономических наук, но низкая результативность и, естественно, низкая эффективность их работ для экономики страны.
Причины такой низкой эффективности кроются в организации работы по присуждению ученых степеней. Рассмотрим и проанализируем коррупционную составляющую в стране, порождаемую финансовыми затратами диссертантов на получение вожделенного диплома кандидата или доктора экономических наук.
Финансовые затраты диссертанты (будущие ученые) в процессе защиты диссертации несут огромные – 500 и более тысяч сомов. А если они еще и не сами проводят исследования, а покупают их у занимающихся изготовлением дипломных, диссертационных, курсовых и других работ людей, то сумма, с учетом покупных затрат, увеличивается вдвое –от 8 до 10 тыс. долл., или порядка 600 тыс. сом. и более.
Составляющие этих затрат:
- защита кандидатской диссертации оплачивается в специализированном совете в сумме 20 тыс. сом. для кандидатской и 30 тыс. сом. – докторской. Квитанции об оплате этих денег диссертант не получает, то есть деньги идут, обходя налоговые поступления в бюджет;
- приглашение диссертантом членов спецсовета в заранее заказанное кафе сразу же после защиты диссертации в спецсовете (до утверждения ее ВАК), вошедшее в практику регламентной диспроцедурой, обходится диссертанту в 20-30 тыс. сом. Неэтичным является факт, что члены спецсовета за 2-часовую работу (обсуждение диссертации на заседании спецсовета) получают официально по 1,5 тыс. сом. и более, а также участвуют в банкете за чужой счет;
- дополнительные одаривания избранных членов спецсовета благодарственными подарочными пакетами разнообразного содержания. Стоимость такого пакета, составляющая 1000 и более сомов, увеличивает затраты диссертанта еще примерно на 10 тыс. сом. И элита ученого общества, кроме полученных из официальных источников денежных средств за выполненную ими работу, как должное, берет эти пакеты, утрачивая при этом свой имидж;
- накрывание «рабочего стола» для заседания членов спецсовета по защите диссертации фруктами, сладостями с подачей им кофе или чая в процессе защиты требует не только финансовых затрат, но и привлечения обслуживающего персонала в лице родственников, что увеличивает общую сумму затрат диссертанта еще на 3-5 тыс. сом.;
- обслуживание оппонентов всякими изысками культурно-оздоровительного, развлекательного (иногда с привлечением известных артистов) характера в достопримечательных местах страны, с обязательной оплатой их приезда, проживания в гостиницах и отъезда (если они иногородние) обходится иногда в 100 и более тысяч сомов;
- руководитель также одаривается финансовыми и другого рода подношениями независимо от того, работал он с диссертантом или даже не читал его диссертацию.
Таким образом, источником проявления всех негативных моментов в формировании кадрового ресурсного потенциала страны являются факты коррупции. В какой обстановке человек воспитывался, иначе говоря, взращивался, в какой среде он получал образование, становился как специалист, формировался его профессиональный рост, продвигался по службе, зависит и его отношение к коррупционным действиям, порождаемым чувством зависти, жажды и стремления к нетрудовым накоплениям, правонарушениям ради так называемого материального благополучия. В сложившейся ситуации необходимо реализовать действенный механизм для искоренения причин коррупции, сводящей практически на нет все президентские и правительственные намерения и усилия по интенсивному развитию экономики, нацеленному на экономическое процветание страны, имеющей для этого потенциальные факторы развития: географические, природно-климатические, водные, минеральные и другие ресурсы.
Борьбу с коррупцией в стране необходимо начинать с совершенствования системы подготовки кадрового ресурсного потенциала в высших учебных заведениях и научных организациях страны, присуждения и утверждения ученых степеней, ученых званий в Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики (ВАК КР).
Мои предложения по совершенствованию работы специализированных советов и ВАК КР по присуждению ученых степеней и званий в области экономических наук представлены в нижеследующих пунктах.
1. Диссертационные советы необходимо специализировать отдельно по защите кандидатской и по защите докторской диссертации, сократив численность каждого до 9 человек без учета председателя и ученого секретаря.
2. Высшая аттестационная комиссия по присуждению и утверждению ученых степеней и званий в стране должна быть независимым учреждением в составе Правительства Кыргызской Республики.
3. Экспертный совет Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики должен быть независимым и находится в составе Правительства Кыргызской Республики, входящие в него эксперты должны иметь высокую заработную плату. Наличие ведомственных экспертов по защищающимся диссертациям не оправдывает себя, так как в них используется ведомственный ресурс, складываются группировки оппонентов и руководителей для взаимного продвижения своих аспирантов на защиту, а также имеет место назначение лиц, аффиллированных руководству спецсоветов.
4. Необходимо создать ведомственный спецсовет по защите диссертаций по экономической теории и теоретическим основам рыночной экономики при Институте экономики Национальной академии наук Кыргызской Республики (специальность 08.00.01), а также вузовские спецсоветы по международным отношениям и мировой экономике и истории экономических учений (в том числе древних философов) при КРСУ им. Б.Ельцина на базе кафедр международных отношений и мировой экономики, а также зарубежного опыта.
5. В ведомственные спецсоветы по экономическим специальностям должны обязательно входить доктора и кандидаты экономических наук с базовым образованием и ученой степенью кандидата наук только по профилю спецсовета, а также с наличием публикаций по данной специальности без соавторов.
6. Председатель и ученый секретарь спецсовета по экономическим направлениям должны назначаться после обязательного прохождения аттестации. Не должны назначаться на эти должности кадры, имеющие докторскую ученую степень, полученную не по профилю специальности спецсовета, а также они должны иметь ученую степень кандидата наук по профилю специальности спецсовета. Кроме этого, не должны назначаться на данные должности доктора и кандидаты наук, защитившиеся по совокупности опубликованных работ, так как, пройдя такой процесс защиты, они не владеют процессом написания самой диссертации.
7. Все, имеющие ученую степень доктора или кандидата наук, обязательно после защиты, как минимум, 1 раз в 5 лет, должны проходить переаттестацию на предмет подтверждения своего профессионального уровня знаний и роста по наличию публикаций по теме полученной специальности без соавторов, а также подготовленных аспирантов и защитившихся диссертантов по данной специальности.
8. Для проведения переаттестации защитившихся кандидатов и докторов наук Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики необходимо разработать требования как к самим аттестуемым, так и по организации их переаттестации.
9. Необходимо, при приеме защищенных диссертаций следить за тем, чтобы не встречался повтор тем, для чего, желательно, в Высшей аттестационной комиссии страны иметь журнал (реестр) по опубликованным темам защищенных диссертаций с краткими аннотациями, практическим применением и указанием, соответственно, присвоенной ученой степени у авторов.
10. Необходимо разработать законодательную документацию Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики, включающую запрещение следующих действий:
- взимать с диссертанта денежную платe за защиту диссертаций без выдачи ему соответствующей квитанции об оплате;
- включать в ведомостях отсутствующих по какой либо причине членов спецсовета на проводимых его заседаниях по защите диссертаций;
- участвовать членам спецсоветов в каких-либо застольных мероприятиях, организуемых диссертантом, до того, как она была рассмотрена и утверждена в Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики;
- проводить оплату членам Спецсовета за их участие в его заеданиях и защите диссертаций не на основе нормативно затраченного времени, а на основе только их присутствия, без ведомости. Также производить оплату членам спецсовета согласно имеющихся у них различий в ученых степенях и ученых званиях, что не должно допускаться, так как отдача каждого из них на этих заседаниях, практически, является одинаковой;
- назначать руководителями диссертаций членов спецсовета.
11. Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики принимать от ведомственных Спецсоветов ведомости с оценочными показателями сдачи аспирантами экзаменов, в объеме кандидатского минимума, состоящими, в основном, из оценок «хорошо» и «отлично».
12. Необходимо Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики обратить внимание на единодушное положительное голосование членов ведомственных спецсоветов, рассматривающих диссертации у аспирантов на соискание ученых степеней по экономическим специальностям, на отсутствие дискуссионных мнений по защищаемым проблемам диссертаций, а также на отсутствие особых мнений при голосовании, в случае либо неточностей, либо ошибок в ответах диссертанта на вопросы и наличии неконкретности и неполноты раскрываемых направлений исследования, проводимого диссертантом.
13. Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики необходимо разработать документацию по переводу на рыночные отношения системы оплаты оппонентов, членов спецсоветов за их присутствие на защите и рассмотрение диссертаций, а также членов экспертных комиссий.
14. Диссертации, выполненные не по паспорту специальностей спецсоветов, узаконенных Высшей аттестационной комиссией Кыргызской Республики, не должны приниматься на рассмотрение как спецсоветами, так и Высшей аттестационной комиссией Кыргызской Республики на утверждение проведенной защиты.
15. Диссертации, выполненные по теме смежных экономических и отраслевых специальностей должны приниматься Спецсоветами как выполненными на стыке экономической специальности с отраслевым направлением. При утверждении же уже защитившихся в Спецсоветах таких диссертаций без наличия отзывов отраслевой направленности, эти диссертации просто не должны приниматься на утверждение.
16. Руководителями диссертаций не должны являться члены Спецсоветов в защищаемом Спецсовете по защите диссертаций, а также не могут быть научными руководителями диссертаций члены Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики. Кроме этого, руководитель диссертации, в обязательном порядке, должен иметь идентичную специальность ученой степени со специальностью руководимого им аспиранта.
17. Ученый секретарь Спецсовета по защите диссертации должен иметь сведения о защитившихся ранее темах аспирантов, а также планируемых темах к будущей защите.
18. В нормативных актах, касающихся работы Спецсоветов, необходимо учесть вопрос обязательной связи темы диссертации с направлением непосредственной работы диссертанта.
19. Необходимо рассмотреть возможность внедрения рыночных отношений в системе оплаты оппонентов, членов Экспертных комиссий, рецензентов по рассмотрению, обсуждению, проведению экспертных обсуждений диссертаций и т.п. в Спецсоветах и Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики.
20. Желательно, чтобы Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики разработала перечень защищаемых тем в будущем диссертационных работ, учитывающих отраслевую и народнохозяйственную необходимость для экономики страны.
21. Необходимо провести переаттестацию работников самих Спецсоветов на предмет их профессиональной пригодности, а также качества выпущенных ими специалистов с присвоенными учеными степенями, для чего нужно разработать нормативно-законодательную документацию, а также требования по их переаттестации.
22. Предлагается, кандидатам, защитившим свои диссертации в советское время (до 1992 года) присвоить ученую степень докторов экономических наук, с учетом рассмотрения наличия у них имеющихся публикаций, как по защищенной теме диссертации, так и в других отраслевых направлениях индивидуального авторства на основе проведения их переаттестации за 7 последних лет.
23. Для исключения возможности разработки и написания диссертации на основе коллективного обсуждения материалов по тезисной наброске текста диссертации аспирантов, по указанию, в приказном порядке, руководства Института, в качестве проведения экспертного обсуждения такого материала, Высшей аттестационной комиссии необходимо разработать законодательную нормативную документацию по ее запрещению.
24. Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики необходимо разработать нормативно-законодательную документацию по принятию публикаций, отзывов, рецензий и других материалов от защитившихся диссертантов только при наличии идентичной специальности у авторов этой документации. Кроме того необходимо узаконить тот факт, что газетные статьи не могут считаться научной публикацией.
25. Для исключения в Спецсоветах существующего в процессе рассмотрения защищаемых диссертаций на присвоение ученых степеней, зачитывание диссертантом доклада по написанному тексту вместо хорошего выступления по самой работе. Необходимо законодательно предусмотреть снятие с защиты такой работы, мотивируя это тем, что диссертант плохо владеет материалом защищаемой им работы.
26. Необходимо Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики разработать нормативно-законодательную документацию по запрещению нижеперечисленных нарушений, таких как имеющих место в Институте экономики НАН КР:
- наличие ученого секретаря и заведующего аспирантурой Института не имеющих ученых степеней;
- совмещение обязанностей ученого секретаря и заведующего аспирантурой Института не имеющих ученых степеней;
- обязательное присутствие заведующего аспирантурой Института в комиссиях по приему экзаменов в объеме кандидатских минимумов по экономическим специальностям..
27. Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики необходимо отклонять прием на утверждение прошедших в Спецсоветах защит диссертационных работ по экономическим специальностям, практически, выполненных на стыке специальностей без участия в защите диссертаций представителей совмещенных отраслевых направлений в экономике.
28. Желательно, чтобы Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики учитывала наличие тематической разнонаправленности приведенных публикаций у авторов, подающих документы на присвоение ученых степеней и званий, вместо необходимого наличия их только по специальностям.
29. Желательно, чтобы Высшая аттестационная комиссия Кыргызской Республики не утверждала прошедшие в Спецсоветах защиты диссертаций, имеющих многочисленные подстрочные ссылки на используемую литературу не по странице, а имеющие сплошную нумерацию по тексту, что явно свидетельствует о плагиате.
30. Желательно Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики разработать методические материалы, указывающие на недопустимость защиты диссертации в Спецсоветах, содержащие разделы используемых литературных источников, приводящихся совсем оторванными от текста, и на которые, практически, в тексте диссертаций по ним нет ссылок и дискуссий, что также настораживает о некачественном написании работы.
31. Необходимо создание Независимой единой экспертной комиссии по приему защитившихся диссертаций при Правительстве Республики, так как ныне существующий процесс работы Экспертных комиссий, оппонентов в Спецсоветах приводит к созданию в них группировок, поддерживающих и продвигающих на защите диссертационных работ аспирантов друг у друга.
32. Желательно запретить получение ученых степеней и званий работникам Аппарата Президента, Правительства, Жогорку Кенеша, неправительственных организаций и других подобных государственных бюджетных учреждений и предприятий. Все те работники, которые в перечисленных государственных структурах имеют ученые степени и звания должны обязательно пройти переаттестацию на предмет их подтверждения, на основании наличия у них публикаций, издаваемых в журналах, утвержденных Высшей аттестационной комиссией Кыргызской Республики, индивидуального авторства по теме специальности, полученной при защите. Для этого Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики необходимо разработать нормативно-законодательную документацию на проведение процесса переаттестации и предъявляемых требований к переаттестуемым лицам, имеющим ученые степени и звания в бюджетных государственных организациях.
33. Желательно в журналах, утвержденных Высшей аттестационной комиссией Кыргызской Республики, занимающихся публикацией научных статей, откорректировать составы редакционной коллегии, где, на мой взгляд, присутствуют повторяющиеся фамилии, не занимающиеся редакционной деятельностью, а просто формально.
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что выполнение вышеперечисленных мер и мероприятий по совершенствованию среды образования, качества подготовки кадров в высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах, их аспирантурах; в подготовке и защите аспирантами диссертаций, а также в присуждении и утверждении ученых степеней и званий в работе Спецсоветов и Высшей аттестационной комиссии Кыргызской Республики, будет способствовать борьбе с коррупцией и созданию экономически грамотного высокопрофессионального кадрового потенциала и элиты в стране.