Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - ПартияNews - Программы и программные заявления
Программа партии СДПК
Программа партии
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Положение в стране и наша главная задача
2. Приоритеты
2.1. Управление государством
2.1.1 Ответственность за действия
2.1.2 Региональное развитие
2.1.3 Эффективная внешняя политика
2.1.4 Свободные СМИ
2.1.5 Развитие гражданского общества
2.2 Экономическая политика
2.2.1 Краткосрочные меры - «Антикризисное управление экономикой»
2.2.2 Среднесрочные меры - «Развитие базовых отраслей для прорыва»
2.2.3 Долгосрочные меры - «Занять достойное место в мировой экономике»
2.3 Национальная безопасность и оборона
2.4 Повышение правопорядка
2.4.1 Сильная и современная милиция
2.4.2 Реформирование судебной системы
2.5 Социальная политика
2.5.1 Преодоление бедности
2.5.2 Развитие образования
2.5.3 Развитие здравоохранения
2.5.4 Доступное жилье
2.5.5 Пенсионная реформа и социальная поддержка граждан
2.5.6 Молодежь - будущее страны
3. Национальное возрождение и многонациональная культура
3.1 Развитие государственного языка и культуры
3.2 Развитие многонациональных связей и обеспечение этнического многообразия
4. Что уже сделано СДПК
1. Введение
1.1. Положение в стране и наша главная задача
Политические события весны и лета 2010 года стали глубоким испытанием для экономики и общества страны. Экономика страны находится в преддверии жесточайшего кризиса. Разрушены и пострадали предприятия малого и среднего бизнеса, серьезные убытки понесли сектор туризма и сфера услуг. Негативное воздействие экономика страны испытывает и со стороны внешнего спроса. Закрытие границ соседними странами привело к практическому прекращению экспорта сельскохозяйственной продукции, сильно пострадали швейные и перерабатывающие предприятия. Закрытие ряда банков, замораживание средств микрофинансовых компаний, падение уровня возвратности по кредитам, ослабление национальной валюты оказывают негативное влияние не только на финансовую систему страны, но и на экономику в целом.
По итогам 6-ти месяцев (январь-июнь 2010 года) благодаря инерционному движению рост экономики составил 5%, но уже в августе рост экономики сократился до 0,3%, ожидается, что по результатам года экономический рост будет отрицательным и составит -5,4%. Наибольший спад произойдет в сфере услуг и сельском хозяйстве. Отрицательные темпы экономического роста скоро проявят себя резким падением благосостояния граждан по всей стране, и в первую очередь это коснется социально уязвимых слоев населения. Ситуация усугубляется последствиями событий на юге страны, где многие граждане потеряли не только источники доходов, но и крыши над головой. Рост цен на основные продукты питания и ГСМ повлечет за собой существенное сокращение реальных доходов населения. С наступлением осенне-зимнего периода все острее встанут вопросы обеспечения населения теплом, на сегодняшний день даже в благополучном Бишкеке вместо планируемых запасов на август в 200 тысяч тон угля на ТЭЦ завезено всего 54 тысячи тонн угля. В регионах эта цифра еще меньше.
В этих тяжелейший условиях, для вывода экономики из кризиса стране нужен четкий план действий.
Сегодня исторический момент для нашего народа, возникла угроза выживания Кыргызстана как государства, и в этой связи возникла необходимость создания общенационального плана действий, который сможет обеспечить подъем экономики и направить в созидательное русло эмоциональное состояние общества.
С момента обретения независимости Кыргызстан пытается найти свой путь развития. Забыты заветы предков, все это время мы подвергались мощной экспансии чуждых нам ценностей. Все это время нашему народу насаждались сладкие картины западного мира, наши руководители пытались представить чужие модели и чужие ценности привлекательными для нашего народа. Все, что делалось в стране, делалось под диктовку очередных советчиков, пытающихся научить наш народ, как жить правильно. Модели других стран: Швейцарии, Малайзии, Китая предлагались как пути развития, без учета менталитета нашего народа.
Отличающей чертой кыргызского народа всегда была способность сохранить свою идентичность и государственность. У нас есть все возможности стать благополучным, успешным государством, в котором наши традиции будут сочетаться с демократическими ценностями.
Настало время взять ответственность за свою судьбу, подумать самим за себя, за свой народ, за свою страну.
Для того чтобы следующие годы стали периодом политической стабильности и процветающего экономического развития, СДПК, осознавая ответственность за судьбу народа и страны, представляет эту программу действий.
СДПК видит важнейшей задачей страны не только экономический рост, для нас важны ценности социал-демократии - каждый гражданин нашей страны должен ощущать свободу выбора, защищенность своей собственности, прав и иметь возможность достойно вырастить детей. При решении государственных задач не должны ущемляться права простых граждан. Любые реформы теряют смысл, когда жизнь простых людей становится хуже.
Для СДПК главное - рост благосостояния граждан страны. Мы будем проводить только те реформы, которые обеспечат благосостояние простых граждан.
Грядущие выборы будут определяющими для будущего страны и народа. Гражданам нашей страны нужна в первую очередь политическая стабильность и безопасность, когда можно с уверенностью смотреть в будущее, планировать свою жизнь и не переживать за будущее детей. И поэтому наша общая задача - тпрекратить бесплодные внутренние раздоры и осознать, что мы все в равной степени отвечаем за нашу страну. Главное для развития нашей страны сегодня - это просто обеспечить десятилетие стабильности и безопасности.
Основной задачей государства должно быть обслуживание граждан страны и защита их интересов посредством предоставления им достойных условий для жизни и работы. Для этого необходимо реформировать систему государственного управления.
Центризм, которым руководствуется СДПК, - это холодный разум и чистые руки, это способность решать реальные проблемы народа Кыргызстана. Для народа главным является порядок и законность.
Порядок - это понятные, простые, удобные и единые для всех граждан законы, и самое главное - законы всеми соблюдаемые. Закон должен быть для всех одинаков.
2. Приоритеты
Порядок, законность, экономическое развитие и социальная справедливость - залог будущего процветания страны.
Наши основные приоритеты:
- безопасность граждан;
- соблюдение законов;
- равноправные отношения между властью, бизнесом и обществом;
- развитие экономики;
- создание новых рабочих мест;
- справедливое распределение материальных благ.
СДПК готова взять на себя ответственность за установление в стране экономического и правового порядка. Мы не обещаем никому золотых гор и чудесного наступления светлого будущего уже завтра: те, кто занимается популизмом в расчете на политические дивиденды, вряд ли сами верят в эти сказки.Наши обязательства просты, измеримы, и самое главное - достижимы.
Если по итогам парламентских выборов нам окажут доверие и будет сформировано правительство, за которое мы сможем нести ответственность, мы гарантируем, что наш проект развития Кыргызстана будет воплощаться в жизнь.
2.1 Управление государством
В последние годы происходила поступательная узурпация власти, Президент и его аппарат подменили собой все органы власти, даже парламент превратился в инструмент, легализующий чужие указания. Таким образом, система сдержек и противовесов была уничтожена, что, в свою очередь, привело к снижению прозрачности государственных финансов и стандартов управления. Для недопущения подобного в будущем наша партия поддержала новое политическое устройство Кыргызстана: переход от президентско-парламентской к парламентской президентской республике.
Органы государственного управления на сегодняшний день во многом несовременны, неэффективны, слабы и при этом непропорционально дорогостоящие. Наблюдается высокая степень дублирования функций среди государственных органов, что привело к чрезмерному уровню регулирования с их стороны, раздуванию органов государственного аппарата и его штата, которые сопровождались низким уровнем мотивации, высоким уровнем коррупции и возможностями для коррупционных проявлений. Отдельно необходимо выделить неэффективную систему планирования бюджета и расходов и низкий уровень общественного доверия к правительству. Сегодня органы государственного управления решают задачи выживания, работая по принципу «латания дыр», но они не в состоянии гарантировать экономическое развитие и конкурентоспособность Кыргызстана в будущем. СДПК считает, что государство должно стать средством общенациональной консолидации и инструментом решения самых острых проблем народа. Но для этого власть должна в полной мере нести ответственность перед гражданами за свои действия. Для улучшения и повышения эффективности государственной службы СДПК намерена:
- Провести кардинальные институциональные изменения, создав эффективную систему управления;
- Оптимизировать количество государственных и муниципальных служащих;
- Улучшить систему поощрений государственных и муниципальных служащих;
- Максимально сократить возможности для проведения коррупционных схем;
- Улучшить механизм планирования бюджета и государственных расходов;
- Свести к минимуму регулирование частного сектора государственными органами.
2.1.1 Ответственность за действия
Безответственность власти - одна из главных причин социальных потрясений последних десятилетий. Бессчетное количество комиссий, рабочих групп привело к отсутствию персональной ответственности. Ответственная власть - гарантия от принятия необоснованных и корыстных решений, залог стабильности и безопасности граждан, основа честных взаимоотношений государства и граждан.
Взаимоотношения внутри структур законодательной и исполнительной власти будет упрощено, мы сократим количество функций государственных органов до минимально необходимого. Работа органов власти будет полностью открытой для общества.
Мы планируем создать эффективные административные процедуры и судебные механизмы разрешения споров между гражданами и государством. Такие механизмы необходимы для создания цивилизованного общества. Сегодня, к сожалению, многие проблемы, возникающие между гражданами и властью, решаются не по закону, а посредством взяток. Для нашей партии борьба с коррупцией является приоритетом. Государство будет непримиримым ко всем случаям нарушения законности, и в особенности к тем, кто поставлен ее охранять и соблюдать. Подобные нарушения, особенно когда они носят масштабный и организованный характер, должны рассматриваться как тягчайшее преступление против государства и народа.
Наконец, эффективная и ответственная власть требует профессиональных госслужащих - молодых, образованных и энергичных. Следует окончательно разрушить барьер непотизма, землячества и кумовства: карьера в органах госуправления должна стать доступной для всех, у кого есть необходимые способности и профессиональные качества, а самое главное - желание взять ответственность за будущее своей страны.
Таким образом, оптимизация государственного управления складывается из пяти пунктов:
- Сокращение количества государственных функций;
- Доступность для всех граждан информации о работе органов власти;
- Возможность для всех граждан влиять на работу органов власти - не только через выборы, но и через соответствующие административные процедуры, а также через суд;
- Ужесточение мер против коррупции и других правонарушений со стороны работников государственных органов (особенно - правоохранительных);
- Доступность карьеры в органах власти для всех талантливых и энергичных людей.
2.1.2 Региональное развитие
Более 90% всей территории страны составляют горы. Экономическое развитие страны в региональном плане неоднородно. Страна в рамках административного деления разделена на 7 областей: 4 северные области (Чуй, Нарын, Иссык-Куль и Талас) и 3 южных (Ош, Джалал-Абад и Баткен). В 2009 году ВВП составил 196,4 млрд. сомов, ВВП на душу населения 630 долларов США, при этом вклад г.Бишкека, Чуйской и Иссык-кульской областей составил более 50% от ВВП страны.
Проблемы регионального развития имеют чрезвычайное значение для современного Кыргызстана. Мы остро осознаем, что нерешенность региональных проблем тормозит реформы и искажает их содержание, разрушает экономику на всех уровнях - от республиканского до районного. Они осложняют межнациональные, конфессиональные, социальные отношения в стране, обостряют межрегиональные противоречия и территориальные диспропорции. Таким образом, нерешенность региональных проблем не просто отрицательно влияет на жизнь страны, тормозит ее выход из кризиса, но также угрожает экономической и территориальной целостности Кыргызстана как государства.
В то же время Кыргызстан - это страна, где издревле проживают многие народы с их культурными и религиозными особенностями, и как следствие сосуществуют различные экономические уклады. Политика государства должна быть подчинена сохранению и развитию этого многообразия как единого целого.
Партия видит свою задачу, чтобы каждый гражданин Кыргызстана имел возможность самореализации.
Сохранение особенностей отдельных областей требует повышения их самостоятельности, а сохранение целостности Кыргызстана - повышения ответственности региональных властей перед жителями регионов.
СДПК выступает за ресурсное укрепление органов местного самоуправления с одновременным повышением за ними контроля со стороны населения, политических партий и местных общественных организаций.
При этом бюджет местного самоуправления должен иметь собственные стабильные источники, независимые от трансфертов и грантов из республиканского бюджета. Люди на местах должны сами определять, куда направлять выделенные средства для улучшения жизни в городах и селах. В связи с этим выделение средств из республиканского бюджета для регионов будет производиться на программной основе.
В свою очередь, местная власть должна отвечать перед населением за состояние хозяйства, контролировать и спрашивать с чиновника. Очищение власти должно идти не только сверху, но и снизу, с органов местного самоуправления.
Итак, оптимизация региональной политики складывается из трех пунктов:
- Децентрализация власти путем передачи больших прав местному самоуправлению. Все вопросы развития местных сообществ должны решаться на местах выбранными народом местными органами самоуправления.
- Реформирование финансовых отношений между республиканским и местным бюджетами. Будут внесены соответствующие изменения в законодательные акты, порядок сбора и распределения налогов для местного бюджета будут пересмотрены в целях развития местных сообществ.
- Повышение потенциала государственных территориальных администраций (область, район, айылный округ) и органов самоуправления. На базе Академии управления при Президенте КР будут организованы ускоренные курсы повышения квалификации, все руководители в обязательном порядке должны будут пройти обучение и сдать экзамены.
Немедленными действиями, с которых мы начнем, будут:
Проведение всестороннего анализа структур областей, районов и айылных округов;
- Устранение дублирования функций между государственными администрациями областей, районов и местными органами самоуправления;
- Устранение лишних функций и полномочий областных государственных администраций;
- Введение выборности определенных государственных и муниципальных должностей на территории районов.
2.1.3 Эффективная внешняя политика
Внешняя политика Кыргызстана будет прежде всего исходить из национальных интересов.
Внешняя политика будет построена на национальных приоритетах, прагматизме, экономической эффективности и борьбе с терроризмом.
Ограниченные ресурсы, которыми располагает сегодня Кыргызстан, необходимо в первую очередь задействовать для решения внутренних проблем. Это потребует взаимодействия всех ветвей власти и тесной увязки внешней политики с внутренней.
Внешняя политика Кыргызстана должна также содействовать процессам объединения страны, надежной защите ее суверенитета и территориальной целостности.
Внешняя политика Кыргызстана будет носить дифференцированный, многовекторный характер с учетом стратегического партнерства с Россией и направлена на развитие партнерских и взаимовыгодных связей со всеми странами мира, интеграционными, политическими и экономическими объединениями.
Стратегия внешней политики будет базироваться на следующих принципах:
- Государственность. Вся внутренняя и внешняя политика должны обеспечивать государственность, независимость и суверенитет Кыргызстана.
- Ответственность каждого государственного деятеля и служащего, каждой политической партии за будущее страны.
- Патриотизм - отказ от комплекса неполноценности «малой и бедной страны», а также пораженческих теорий о бесперспективности самостоятельного развития.
- Прагматизм - линия на максимально возможное избежание любой конфронтации с ближайшими соседями, в целях обеспечения стабильности и экономического развития Кыргызстана.
2.1.4 Свободные и социально-ответственные СМИ
Падение авторитарного режима необязательно влечет за собой возникновение демократического общества. СДПК считает, что СМИ должны стать символом гражданского общества, и должны быть гарантом необратимости развития общества по демократическому пути. Задача СМИ - сделать работу государства максимально открытой и понятной для граждан, влияя не только на общественное мнение, но и на власть.
СДПК выступает за свободу СМИ от давления как со стороны коммерческих структур, так и со стороны структур власти.
Мы считаем, что в Кыргызстане:
- Государство не должно контролировать и управлять СМИ;
- Содержание информации, предлагаемой газетами и телеканалами, должно определяться аудиторией, а не предписаниями власти;
- СМИ должны быть открытыми общественными институтами, в которых каждый имеет возможность принять участие в качестве получателя информации.
2.1.5 Развитие гражданского общества
За последнее десятилетие Кыргызстан столкнулся с различными вызовами в области развития. Гражданское общество активно участвовало в решении многих проблем развития и политических процессах. Акты гражданского неповиновения вызвали смену политической власти в 2005-м и 2010 годах.
К сожалению, существующая практика показывает, что развитие механизмов взаимодействия гражданского общества и государства в процессе подготовки, принятия и реализации политических решений сталкивается с рядом проблем. Так, например, остается значительным недоверие между органами государственного управления и институтами гражданского общества.
Более того, в самом гражданском секторе нет согласия по многим вопросам взаимодействия с государством. Эффективность НПО и степень их влияния на власть во многом зависит от субъективных факторов.
СДПК верит, что гражданское общество в Кыргызской Республике должно стать одной из движущих сил общественного прогресса, аккумулируя в себе человеческие ценности, традиции и опыт, гражданскую инициативу и ответственность.
СДПК считает, что в обществе надо создать жесткие и действенные механизмы контроля власти, которые будут строиться на основе следующих базовых принципов:
1. Ни одно важное решение не должно приниматься без участия общественности. Как минимум гражданское общество должно иметь законодательное право обращаться в государственные органы за информацией и пояснениями по принимаемым решениям;
2. Гражданское общество должно иметь законодательное право вносить свои предложения и получать мотивированные ответы на них, участвовать в формировании институтов согласования интересов, вносить предложения по рассмотрению конкретных вопросов высшему руководству страны;
3. Представители гражданского общества должны привлекаться на постоянной основе к участию в заседаниях Жогорку Кенеша, правительства, коллегий министерств и ведомств, где рассматриваются вопросы, имеющие общественный интерес.
2.2 Экономическая политика
Кыргызстан - страна с маленькой и открытой экономикой. Основными секторами экономики являются торговля и услуги, а также сельское хозяйство. Экономика республики представляет собой мелотоварную, аграрную, торгово-сервисную систему.
Благодаря членству в ВТО и либеральному таможенному законодательству Кыргызстан стал региональным центром по транзиту китайских товаров на рынки Центральной Азии и России.
В то же время экономика страны характеризуется отсутствием устойчивых межрегиональных и межотраслевых экономических связей внутри страны, что привело к делению экономики страны на две параллельные системы. Так Юг страны интегрирован с экономикой Узбекистана, в то время как Север страны интегрирован с Казахстаном. Север и Юг имеют связь только через автомагистраль Бишкек - Ош.
В целом устойчивость экономики Кыргызстана находится в сильнейшей зависимости от погодных условий ввиду большой доли аграрного сектора, а также экономических тенденций в региональной и мировой экономике.
СДПК ставит своей целью сделать Кыргызстан страной с индустриально развитой экономикой. Экономическая политика государства и корпоративная политика бизнеса будут направлены на достижение этой цели.
Макроэкономическая политика государства в целом и в частности монетарная политика, будет направлена на обеспечение финансовыми средствами стратегических отраслей экономики.
Экономическая программа СДПК позволит не только преодолеть последствия экономического кризиса и событий на Юге страны, но и обеспечить страну достойным местом в мировой экономике.
Наш амбициозный план - удвоение объёма ВВП за 5 лет.
План действий СДПК:
Первый этап
Политические события 2010 года стали глубоким социально-экономическим потрясением для всей страны. На первом этапе СДПК ставит перед собой только две задачи: удержание экономической ситуации и скорейшее восстановление Южного региона.
Удержание экономической ситуации
Доходы бюджета в 2010 году составят 62 млрд. 122 млн. сомов, а расходы 83 млрд. 791 млн. сомов. Политические события привели к падению доходов, с одной стороны, и резкому росту расходов - с другой стороны, и уже разрыв составил дополнительно 12 млрд. 437 млн. сомов. По предварительным оценкам дефицит бюджета вырастет до 8 млрд. 954 млн. сомов и составит 15,3 процента ВВП, при этом более половины этой суммы - непокрытый финансовый разрыв. Налоговые доходы в этом году снижаются на 3 млрд. 42 млн. сомов, республиканские доходы от налогов на 1 млрд. 887 млн. сомов. Общее выпадение ресурсов составит 6 млрд. 142 млн. сомов.
Ситуация усугубляется тем, что в 2011 году экономика в стране не будет восстановлена полностью, последствия недавних событий будут длиться не один год. При низкой экономической базе доходный потенциал государственного бюджета не увеличится, в то время как социальные обязательства государства будут расти. По прогнозам, дефицит бюджета на 2011 год может превысить 433 млн. долларов США, что составит 8,6 процента к ВВП.
В связи с этим одним из самых сложных вопросов, стоящих перед республикой, является обеспечение устойчивости государственного бюджета. Прогнозируется сокращение ранее запланированных доходов не только республиканского бюджета, но и местных бюджетов. В этой связи под угрозой находится реализация государством предусмотренных социальных программ, финансирование деятельности государственных органов и мер по поддержке секторов экономики. Ситуация усугубляется высоким уровнем коррупции и воровства при пополнении бюджета.
СДПК предлагает принять ряд мер краткосрочного и среднесрочного характера, которые позволят обеспечить полную прозрачность действий таможенных и налоговых органов, изменить ситуацию и увеличить доходную часть бюджета в 1,5-2 раза.
Для многих увеличение доходной части бюджета в 1,5-2 раза может показаться нереальным, но мы со всей ответственностью заявляем, это ВОЗМОЖНО, и самое главное есть опыт в данном направлении. В 2007 году за 8 месяцев удалось увеличить доходы государственного бюджета в 1,5 раза.
Мы начнем свои действия со следующих шагов:
1). По доходной части бюджета:
- повысим сборы налоговых и таможенных платежей путем сокращения коррупционных схем и воровства;
- проведем инвентаризацию и оценку всех имеющихся финансовых активов государства с целью определения дополнительных возможностей по увеличению доходов бюджета;
- гарантируем целевое использование средств международных финансовых институтов (МВФ, АБР, ВБ);
- повысим эффективность работы налоговых и таможенных органов, ужесточим контроль над высокодоходными сферами предпринимательской деятельности (алкогольная, табачная, энергетическая отрасль, оборот ГСМ, игорные виды деятельности и пр.);
- пересмотрим виды и размеры существующих неналоговых платежей с целью максимального использования потенциала данных сборов;
- введем прогрессивный платеж за удержание лицензии на право недропользования (поступления от лицензионного платежа будут направляться местным сообществам для повышения заинтересованности в присутствии горнодобывающих компаний на их территории).
2) По расходной части бюджета:
- пересмотрим и сократим расходы бюджета за счет оптимизации системы государственного управления;
- пересмотрим затраты на финансирование ряда государственных предприятий, которые остались в наследство от СССР и вновь созданных госпредприятий;
- введем режим жесткой экономии бюджетных средств. До окончательного определения ресурсных возможностей бюджета, финансирование из бюджета будет осуществляться только по защищенным статьям бюджета и коммунальным расходам (с ограничениями). Все остальные расходы будут осуществляться только при установлении их чрезвычайности.
Восстановление Южного региона
В результате событий 10-14 июня 2010 года в Южном регионе разрушено значительное количество частных домов и много жителей остались без крова. Также пострадало множество социальных объектов. Отсутствие у населения собственных ресурсов для восстановительных работ задерживает восстановление жилья и бизнеса и потребует значительных средств. Предстоит восстановление жилых домов, школ, больниц и театров. Необходимо строить новые современные жилые районы и кварталы в Оше и Джалал-Абаде. Нуждаются в восстановлении и реконструкции объекты инженерной инфраструктуры (водопровод, канализация, линии электропередачи).
Для оперативной помощи СДПК предлагает использовать уже существующую инфраструктуру финансовых институтов (банков, микрокредитных компаний, кредитных союзов) для предоставления:
- Микрокредитов;
- Ипотечных кредитов;
- Льготных кредитов.
Государство будет выделять целевые средства на условиях срочности, платности и возвратности коммерческим банкам и микрофинансовым организациям для последующего льготного кредитования.
Параллельно будут вестись работы по восстановлению:
- Общественной безопасности и правопорядка на юге
- Социальных объектов: школ, больниц и театров.
- Объектов инженерной инфраструктуры (водопровод, канализация, линии электропередачи).
Отдельно будет рассмотрен вопрос выплаты компенсаций предпринимателям, пострадавшим во время трагических событий. Мы намерены сделать упор на наиболее социально уязвимый малый и средний бизнес и помочь в восстановлении бизнеса гражданам нашей страны.
Мы также намерены проработать вопрос пролонгации кредитов и займов полученных предпринимателями и организациями Южного региона, а в некоторых случаях пойти на списание задолженности. Для этих целей СДПК планирует поручить Национальному банку провести работу и изыскать возможности и механизмы целевой поддержки предпринимателей.
В среднесрочном периоде государственная политика в Южном регионе будет направлена на достижение устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни посредством инвестиций в инфраструктурные проекты.
Будет реабилитирована транспортная инфраструктура, при этом особое внимание должно быть уделено стратегическим проектам (объездные дороги вокруг анклавов, дороги республиканского и межобластного значений).
Города Ош и Джалал-Абад должны стать центрами культуры и ядром экономического, духовного и гуманитарного развития Южного региона. В городах Ош и Джалал-Абад будут сформированы условия для развития образования, медицинских и других социальных услуг.
Для синхронизации экономической политики СДПК начнет параллельно реализацию второго этапа "Развитие базовых отраслей".
2.2.2 Второй этап - "Развитие базовых отраслей".
В Кыргызстане пришли в упадок системообразующие базовые отрасли экономики. В результате мы пришли к тому, что наша экономика во всех ключевых отраслях находится в зависимости от импорта из других стран. Страна импортирует даже те продукты, которые может и должна производить сама. Например, в сельском хозяйстве страны используется семенной материал, племенной скот и агротехнологии, произведенные в других странах.
Страна частично утратила достижения предшествующих поколений по выращиванию собственного высокопродуктивного племенного скота, районированию элитных семян по основным земледельческим культурам. Текущее состояние научно-технического потенциала не позволяет добиваться определяющих успехов при их воспроизводстве и совершенствовании.
Отсутствие собственных инноваций, устойчивая технологическая зависимость Кыргызстана приводит не только к снижению конкурентоспособности экономики, но и ставит барьер для достижения более высоких показателей социально-экономического развития.
Без активной поддержки базовых отраслей со стороны государства мы можем полностью утратить их, поэтому необходимо усилия государства сфокусировать на отраслях, которые не только являются базовыми отраслями, но и могут стать прорывными, столь необходимыми для развития нашей экономики сегодня.
2.2.2.1 Рост ресурсодобычи
Энергетика
За предыдущие годы энергетическая отрасль превратилась в кормушку для пополнения личного кармана семей, стоящих у власти. Недобросовестное управление и отсутствие прозрачности привело к кризисному положению в этой системообразующей отрасли.
Мы верим, что можем исправить положение и снова вернуть этой отрасли важную роль локомотива в развитии нашей экономики. У нашей страны есть огромный, но пока еще нереализованный потенциал в этой области, ведь Кыргызстан обладает 30% гидроэнергетических ресурсов Центральной Азии, из которых в настоящее время используется только 10% ресурсов.
В первую очередь в наших планах стоит обеспечение энергетической безопасности страны, для чего следует:
- Обеспечить надежную и бесперебойную поставку энергии посредством своевременного строительства и реконструкции энергообъектов;
- Реабилитировать системообразующие и распределительные сети;
- Реабилитировать Бишкекскую ТЭЦ-1, Уч-Курганскую и Ат-Башынскую ГЭС;
- Развивать дальше национальную системообразующую сеть, в том числе, строительство подстанций и прокладка ЛЭП «Датка-Кемин», «Датка-Худжант», «Айгульташ-Самат»;
- Строительство линии электропередачи напряжением 500кВ по маршруту Камбар-Ата-Кемин-Алматы.
Мы планируем за счет средств государственного бюджета, прямых инвестиций, концессии и механизма государственно-частного партнерства:
- Ускорить начало строительства гидроэлектростанции Камбар-Ата-1;
- Завершить строительство Камбар-Ата-2;
- Рационально сочетать выработку электроэнергии на ГЭС и ТЭЦ;
- В горных районах построить малые ГЭС;
- дополнительно построить ГЭС на реках Нарын и Сары-Джаз;
- Разработать и внедрить программу развития альтернативных видов выработки электроэнергии.
Горная добыча
Горнодобывающая промышленность в настоящее время является основой промышленного производства Кыргызстана. Кыргызстан имеет подтвержденные запасы угля - 1,3 млрд. тонн, но при этом угольная промышленность находится в кризисном состоянии; имеющиеся запасы нефти составляют 97,4 млн. тонн, а нефтеперерабатывающий завод в г.Джалал-Абаде загружен местным сырьем только на 15%; запасы олова - 208 тыс. тонн и вольфрама 125 тыс. тонн, а добычи нет, запасы золота на 25 месторождениях более 500 тонн, а разрабатываются только 5.
Мы будем уделять особое внимание развитию угледобывающей и нефтегазовой отраслей.
Мы планируем за счет средств государственного бюджета, прямых инвестиций, концессии и механизма государственно-частного партнерства:
- Ввести в эксплуатацию находящиеся на стадии проектирования золоторудные месторождения: Куру-Тегерек, Иштамберды, Тереккан, Солтон-Сар», Тоголок, Куранджайлоо, Талды Булак левобережный, Джеруй и Чаарат;
- Удвоить добычу строительных материалов.
2.2.2.2 Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности
Сельское хозяйство
Более 65% всех жителей страны проживают в сельской местности, более 30% ВВП производится в сельском хозяйстве. Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность являются важнейшей частью экономики. СДПК рассматривает сельское хозяйство не как одно из многих направлений народного хозяйства, а как направление с множеством ответвлений.
Аграрно-земельная реформа и ликвидация колхозов привела к мелкотоварности, которая стала главным тормозом развития аграрного сектора экономики. Разбиение крупных хозяйств на мелкие привело к снижению производительности труда в с/х, и, соответственно, к снижению объемов производства отрасли. Продукция аграрного сектора не выдерживает конкуренции ни на внутреннем, ни на региональных рынках. В результате по ряду важнейших продуктов у нас усилилась импортозависимость, а это уже прямая угроза национальной безопасности. Можно прожить без стали или угля и даже без электричества, но невозможно прожить без продуктов питания.
http://www.sdpk.kg/ru/party/program/
Источник: Партия СДПК