0312 90 68 58
    info@topnews.kg
    Славим Человека Труда
     

    Апышев Муратбек: Занимайтесь тем, что делает вас счастливыми

    Герой рубрики – молодой и талантливый архитектор, человек, которому доверяют реализовать крупные и очень ответственные проекты. Апышев Муратбек - основатель архитектурно-дизайнерской студии ArtProject Он – типичный self-made man, проделавший путь от рядового архитектора до владельца собственной компании. История его личного успеха – это пример того, как человек из самой обычной семьи «эволюционным путем» сделал себя сам. Стремление преодолевать барьеры и смело идти к намеченной цели у него в крови.

    0 Читать далее
    Стильnews - Сериал
     

    Когда цветет сирень.Сериал (57 серия)

    Все имена и персонажи вымышлены, любое сходство следует считать случайным. Она улыбается нам с экранов телевизоров. Ее лицо сияет на обложках всех газет и журналов. Она лучшая модель – пример самой успешной женщины Кыргызстана. Но каков был путь на вершину успеха и славы?

    0 Читать далее

    Архив Новостей

    Новости - Научные статьи

    Социально-экономическая модель развития независимого Кыргызстана

    Социально-экономическая модель развития независимого Кыргызстана
    29 12 2014 13:46

    Социально-экономическая модель развития независимого Кыргызстана

     

    �м�

     

    Койчуева Мэрим Тураровна

    Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Финансы и кредит»

    Кыргызско-Российского Славянского Университета

     

     

     

     

     

     

     

    В данной работе теоретически обоснована социально-экономическая модель развития Кыргызстана. Выдвинуты основные положения теории «переходной экономики». Определены исходная и основная цели экономики государства. Определены методологические подходы к социально-ориентированной, открытой, рыночной экономике.

     

    В странах СНГ уже 23 года осуществляются экономические реформы, и практически все они избрали модель свободной, открытой, многоукладной экономики с рыночным режимом и социальными ориентирами. Экономика уже имеет иную институциональную структуру, и уже изменились ее отраслевые направления.

    Изменились экономические основы и экономические отношения. Складываются новые тенденции развития, как под влиянием современного состояния реальной экономики, так и новой общественной экономической среды.

    Изучение и определение этих тенденций развития, проявления новых законов и закономерностей представляет безусловный интерес. Это необходимо, чтобы правильно оценить пройденный путь начального этапа переходного периода (1991-2002 гг.), извлечь уроки, увидеть позитивные находки и взять их с собой в завтра, а выявленные негативы изжить, и научиться строить экономику более квалифицированно.

    Сегодня в научной теории постсоветского пространства идет процесс утверждения широкого плюралистического понимания, которое предполагает, исходя из реальных экономических процессов, рациональное использование положений различных экономических теорий в их взаимодополнении при объяснении экономического развития, определении научных прогнозов и методологических подходов к анализу экономики.

    Основные положения «теории переходной экономики»:

    • институциональные изменения и формирование многоукладности экономики;
    • на основе полезности и стоимости труда, спроса и предложения разработать рыночные механизмы;
    • представлять свою экономику как часть мирового экономического сообщества, человек и его ценности - изначальный и конечный движущий мотив экономики;
    • экономика способна оставаться нужной человеку только при расширенном саморазвитии;
    • государство, не мешая экономической свободе, должно в целом управлять общенациональной экономикой и сохранять и укреплять ее целостность и ее роль должна быть заметной.

    Чтобы успешно пройти адаптацию к рынку и правильно понять законы рыночных отношений, психологически воспринимать новые условия хозяйствования, правила «игры и поведения», обществу необходимо определить для себя:

    • каковыми будут социальная и экономическая модели развития;
    • как определить исходную цель производства и основную цель общественного производства;
    • каковы исходное и основное производственные отношения и конечное взаимоотношение социальных слоев и групп-участников экономических отношений;
    • демократическое государство, в отличие от капиталистического и коммунистического, какую роль играет в развитии общества.

    Исходной целью экономики является производство полезного продукта или оказание полезных услуг.

    Основная (а также конечная) цель экономики, которая отражается в основном экономическом законе, это производство полезных для обеспечения жизнедеятельности общества товаров и услуг, которые в условиях универсальных рыночных отношений выступают в виде товаров, приносящих прибавочную стоимость как условие расширения возможностей общественного производства.

    Исходное производственное отношение в непосредственном процессе производства и услуг – это равноправное, договоренное отношение между собственниками капитала и обладателями наемной рабочей силы как равноправных факторов производства.

    Основное производственное отношение – это отношение между экономически свободными товаропроизводителями разных форм собственности (хозяйствующими субъектами) по поводу обмена и распределения материальных благ и услуг.

    Конечное социально-экономическое отношение – это отношение между обществом (населением) и хозяйствующими субъектами по поводу потребления (использования) произведенных и распределенных благ и услуг.

    В демократическом государстве с социально ориентированной экономикой объективно действует закон социального приоритета на всех уровнях производственных и общественно-экономических отношений, отражающий основную целевую ориентацию общества – самодостаточное формирование (расширенное воспроизводство) самое себя как дееспособного общества.

    Это означает:

    • подготовить, воспитать образованную, высококвалифицированную, здоровую личность;
    • концентрировать владение, распоряжение и управление экономикой в руках самого гражданского населения;
    • обеспечить такую структуру экономики, которая направлена на обеспечение социальных и материальных потребностей населения;
    • создать условия для роста жизненного уровня народа.

    Закон социального приоритета как бы "защищает" социальную ориентацию экономики.

    Экономические и социальные цели общества могут быть выполнены только в том случае, если в обществе между социальными группами населения существует конструктивное партнерство, обусловленное общей ориентацией общества, связывающей интересы всех. В демократическом обществе при определении его целей и правил, социальные слои рассматриваются не как конфликтующие силы, а естественно и социально связанные взаимообусловленными групповыми интересами и общими интересами общества и государства в целом. Значит, объективно существует закон партнерства на всех уровнях отношений, который как бы носит и «технологический характер».

    Исследование экономики переживающей переходный этап, безусловно, предполагает особый методологический подход, который заключал бы в себе суть и стратегическую цель открытой, свободной экономики, особенности переходного периода, а также учитывал уровень социально-экономического развития на данном этапе.

    К исследованию экономики переходного периода от командной советской к свободной, открытой, социально-ориентированной, рыночной, экономических законов и закономерностей демократического общества должны быть определены следующие методологические подходы:

    1) рассматривать экономическую систему на начальном (нынешнем) этапе переходного периода как еще полностью не сформировавшуюся (в институциональном и отраслевом планах), неустойчивую, нестабильную (а на пути к ней), с неотработанными «до конца», рыночными механизмами, с наследием коммунистического режима в экономических и социальных решениях;

    2) объективно, проявление специфических экономических законов и закономерностей демократического общества, которое тоже находится на начальном этапе строительства, можно считать еще слабым и незрелым и, поэтому, учитывая нынешние особенности и характер их действий, предвидеть возможное их проявление в будущем, чтобы «заранее» готовить экономические методы, механизмы, рычаги для их использования;

    3) действие специфических экономических законов и закономерностей демократического общества необходимо оценивать с позиции, в какой мере оно направлено на реализацию социальных, экономических, политических ценностей строящегося демократического общества;

    4) результаты исследования должны привести к конструктивным идеям, как дальше преобразовать экономику и решать социальные проблемы и какие могут быть выработаны экономические методы, и механизмы управления экономикой на всех уровнях.

    Какие можно извлечь уроки из опыта мировых реформ?

    1. Потребность в реформах возникает тогда, когда сложившаяся и действующая государственная организация экономики, и управление ею не способствуют росту экономики, а становятся ее тормозом.

    2. Такой сложный живой организм, как экономика, нуждается в гибком, динамичном механизме регулирования, который импульсирует стимул к действию, ответственность за действия, результативность действий и достижение  цели. Таким «естественным» механизмом, «трогающим» и «естество» (желание, психологию, сознание) человека, и социальную сущность, является рыночный, признанный мировым опытом универсальным. 

    3. Однако рыночный механизм ни в коей мере не может отменить значение и необходимость государственного вмешательства в экономику, государственного управления экономикой (другое дело - методы), государственного сектора экономики.

    4. Сильная экономика является прочной базой проведения человеко-ориентированной политики. Амбициозный верх политики над экономикой в странах СНГ сгубил экономику, разорвал экономические связи между ними, обусловил падение жизненного уровня населения. В руках политиков имитация реформирования экономики нередко становилась самоцелью, а истинной целью реформы является создание лучшей и эффективной экономики и обеспечение благополучия в обществе. Страны СНГ не извлекли достаточные уроки из опыта экономических реформ в мире, чтобы использовать достоинства и избежать их ошибок.

    Обобщая анализ социально-экономического развития стран Содружества независимых государств более чем за  20 лет (1991-2014 гг.),  можно сделать следующие выводы:

    1. В результате экономического кризиса (1991-1995 гг.) и неоправданного ослабления экономических связей между собой экономика стран СНГ оказалась настолько «разоруженной», что она в 1991-2003 годы не смогла приобрести стабильность и устойчивость. Что доперестроечный уровень (1991 года) экономического состояния и роста не достигнут и наблюдается значительное отставание.

    2. Резко снизился уровень жизни населения стран СНГ. В большинстве стран СНГ, значительная часть населения находится ниже черты бедности. Так называемые национальные стандарты определения бедности, не раскрывают реальный уровень бедности, а “успокаивают” мировую и национальную общественность, косвенно показывая скудные и ограниченные возможности и соответственно очень низкие минимальные потребительские бюджеты.

    3. Чтобы обеспечить комплексный и устойчивый рост экономики, страны СНГ   должны для себя определить наиболее приемлемую и эффективную форму сотрудничества  и совместно обеспечить ее «работу». Нецелесообразно делиться на ряд групповых союзов, пространств, неработающих и «сиюминутных», у которых нет реального будущего, и «играть в сотрудничество». Целесообразно отработать действенные экономические, правовые механизмы реализации сотрудничества.

    4. В процессе решения проблем  сотрудничества целесообразно активно «подключать» позицию гражданского общества и предпринимателей.

    5. Всецело заменяющей сотрудничество стран СНГ альтернативы нет. Необходимо определить селективную ориентационную политику, в каких направлениях рационально и приоритетно сохранять и развивать конкретные экономические и торговые связи со странами СНГ, а  в каких - со странами «дальнего зарубежья». С учетом всех факторов важно выработать обоснованную прагматическую долгосрочную политику. Сотрудничество со странами СНГ и сотрудничество с дальним зарубежьем должно дополнять друг друга, а в случае необходимости замещать друг друга, но все это должно быть экономически просчитано и определено на  уровне государственной политики, в выработке которой должен активно участвовать предпринимательский мир.

    Что характерно для развития экономики Кыргызстана? После тяжелого экономического кризиса начался экономический рост в целом, но стабильности и устойчивости еще нет, и не все отрасли обеспечивают рост. Страна потеряла или намного сократила возможности интенсивного роста и усилила свой экстенсивный характер развития.

    Малый и средний бизнес является экономической базой формирования «среднего класса», т.е. социальной группы людей со средними доходами.

    Когда этот «средний класс» еще незначителен (а он должен составить основную группу населения), в обществе сохраняется тенденция увеличения бедных слоев населения и это создает социальную напряженность.

    Если судить по количеству зарегистрированных хозяйствующих субъектов, то можно было бы утверждать о преимущественной роли малого и среднего предпринимательства в развитии экономики Кыргызстана.

    Но по тому, как работают малые и средние предприятия и какую долю занимают в валовом продукте страны, еще рано говорить о реальной значимости роли малого и среднего бизнеса в предпринимательстве.

    В чем заключается взаимодействие государства и бизнеса? В условиях многоукладной, рыночной экономики одной из основных функций государства должна быть поддержка и защита бизнеса. Государство не должно быть врагом бизнеса. Государство – целостная система, бизнес – ее часть. Государство устанавливает «правила игры» через законотворчество, бизнес – берет на себя ответственность перед обществом и обязательства перед государством.

    Малый и средний бизнес является экономической базой формирования «среднего класса», т.е. социальной группы людей со средними доходами. Когда этот «средний класс» еще незначителен (а он должен составлять основную часть населения), в обществе сохраняется тенденция увеличения бедных слоев населения и это создает социальную напряженность. Отсутствие или малозначимый средний слой населения характеризует экономическую неустойчивость, уязвимость экономической и, шире, национальной безопасности.

    По данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, число действующих хозяйствующих субъектов на 1 января 2014 года составило 580,2 тыс. действующих хозяйствующих субъектов, как юридических, так и физических лиц. По сравнению с аналогичной датой предыдущего года их число возросло на 7,2 процента.

    В общем числе действующих хозяйствующих субъектов преобладают субъекты с частной формой собственности (около 98 процентов).

    Наибольшая доля (64,6 процента) хозяйствующих субъектов осуществляют деятельность в сфере сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (17 процентов), а также на транспорте и в связи (5,7 процента).

    Действующие хозяйствующие субъекты по формам собственности и видам экономической деятельности на 1 января 2014г.

    (единиц)

    �м�

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Если судить по количеству зарегистрированных хозяйствующих субъектов, то можно утверждать о преимущественной индивидуального и крестьянского предпринимательства в развитии экономики Кыргызстана. В структуре хозяйствующих субъектов преобладают крестьянские (фермерские) хозяйства – 48,53% и индивидуальные предприниматели – 46%.

    Как видим, малое и среднее предпринимательство в Кыргызстане еще весьма незначительно и нестабильно, и, следовательно, не играет важную роль в экономике. Индивидуальные предприниматели, судя по статистике, в большей степени влияют на экономику страны. Но стратегически, индивидуальные предприниматели бесперспективны. И выход здесь практически один – в формировании коллективных хозяйств, в объединении и кооперации в разных формах хозяйствования.   

    По тому, как работают малые и средние предприятия, и, какую долю занимают в валовом продукте страны, еще рано говорить о реальной значимости роли малого и среднего предпринимательстве.

    О ведущей роли малого и среднего бизнеса говорить еще очень и очень рано. В частном секторе и в сфере малого предпринимательства много простаивающих предприятий. Помочь найти свою нишу малому предпринимательству безошибочно и содействовать его подъему – вот одно из важнейших направлений государственной экономической политики.

    Безусловно, если малому и среднему бизнесу отводить заметную нишу в экономике, то должна быть выработана продуманная политика содействия, направленная не на иждивение, а на инициативу, энергичность и дееспособность предпринимателей.

    В Кыргызстане властью сейчас декларируется необходимость опираться на собственные возможности. Но насколько это реально возможно, при отсутствии достаточных финансовых ресурсов и колоссальном внешнем долге страны?

    Экономика страны во многом испытывает проблемы. Много бездействующих предприятий. Еще не созрели в достаточном количестве частные компании и предприятия, которые накопили бы крупные инвестиции и могли бы внести весомый вклад в инновационное развитие. Значительно количество убыточных предприятий.

    Для накопления инвестиционных ресурсов важно добиться прибыльной работы действующих предприятий в реальном секторе экономики. Но, внутренних ресурсов для сбережения, накопления и инвестирования в реальный сектор имеется в весьма скромных размерах. Еще, ведь, из этой суммы надо произвести налоговые и прочие обязательные отчисления и платить по долгам. 

    Поэтому, органической составной частью государственной политики должно быть привлечение внимания зарубежных инвесторов и бизнесменов к малому и среднему предпринимательству в Кыргызстане. И сегодня важнейшая задача – это совместными силами проанализировать деятельность предприятий, определить причины недостатков и выработать конкретные меры для обеспечения эффективной деятельности всех совместных и иностранных предприятий малого и среднего бизнеса.

    Эти действия должны включать как благоприятные налоговый режим и другие условия для работы, так и строгий подход при оценке экономической состоятельности отечественных и иностранных бизнесменов, намеревающихся «открыть дело» и получить разрешительную лицензию.

    Важно защитить предпринимателей и от чиновничьего, бюрократического произвола, когда нечистоплотными элементами допускаются поборы. Необходимо очистить дорогу малому и среднему предпринимательству от коррупционеров.

    Необходимо на качественный уровень поставить школу обучения предпринимательству. Стране сегодня нужнее не столько большое количество вузов, сколько специализированные школы обучения предпринимательству и управлению бизнесом, рыночному образованию, новым профессиям, которые потребуются как в рыночных условиях, так и в период крупных структурных преобразований в экономике.

    Экономические связи между бизнесменами должны строиться на справедливой взаимовыгодной основе, закрепляться грамотными, стимулирующими доверительные отношения договорами. Резервы и желания нужно быстрее превращать в реалии.

    В бизнесе успешными, значимыми и признанными могут стать только те, которые по человеческим качествам безупречны и искренни в поступках, честны и совестливы в действиях, настойчивы и усердны в достижении цели. Впрочем, в любой сфере жизнедеятельности общества заслуживают уважения только такие. Кому-то покажется эта мысль наивной романтикой и недостижимой идеей. Реальная жизнь преподносит иные «нездоровые» антиценности. А, все-таки, в конечном счете, будущее за светлыми личностями, в том числе и в бизнесе!   

    Формирующаяся свободная, открытая, рыночная экономика естественно, сопровождалась развитием внешнеэкономического сотрудничества.

    Из-за ограниченности собственных ресурсов, Кыргызстан, как известно, в значительных размерах привлекал иностранные инвестиции.

    Однако иностранные вливания “постепенно” становятся “скупыми”. Для иностранцев просто непривлекательна “проблемная” экономика.

    Причин может быть несколько:

    • неустойчивое развитие экономики;
    • ограниченность ресурсов и, отсюда, относительная инвестиционная непривлекательность страны и недоверие инвесторов;
    • налоговый и другие финансовые режимы, не стимулирующие приток инвестиций;
    • политическая ситуация вокруг и в самом Кыргызстане, озадачивающая инвесторов;
    • близость недавних военных и террористических очагов (Афганистан, Таджикистан, Узбекистан), также влияющая на инвестиционные настроения;
    • отсутствие грамотной, активной работы по привлечению прямых инвестиций со стороны отечественных предпринимателей и государственной власти;
    • неумение показать “рекламно” свои ресурсы, которые, безусловно, могли бы заинтересовать иностранных инвесторов.

    Нужна более активная и эффективная политика привлечения иностранных инвестиций.

    Во-первых, необходимо разработать научно обоснованную программу привлечения инвестиций, с конкретными параметрами: сколько нужно и в какие объекты нужно направить, когда и в каких масштабах ожидать результаты.

    На основе этой программы должна быть принята Государственная политика поддержки предпринимателей оказывающая содействие в поиске и в привлечении инвестиций.

    Государство должно выработать гибкую налоговую политику и использовать другие экономические партнерские договорные и рыночные механизмы, которые устранят преграды типа “выгодности” и “невыгодности” вложений.

    Экономической стратегией, политикой и ее реализацией власть должна содействовать комплексному подъему реальной экономики, находя и используя эффективные экономические и правовые механизмы, включая как интенсивные факторы, так и экстенсивные ресурсы.

    Динамика показателей уровня жизни населения Кыргызской Республики свидетельствует о низком уровне жизни населения.

    Величина прожиточного минимума, принятая для определения корзины потребительского минимума, необходимого для сохранения жизнедеятельности человека и установления черты бедности, не соответствует в реальности необходимой потребности для сохранения и поддержания дееспособности человеческого организма даже в минимуме.

    Прогрессивные изменения структуры экономики, стабилизация ее работы, научно-технические нововведения, более полная занятость трудовых ресурсов должны дать дополнительные эффекты. Возможны «прорывы» в виде ярких и крупных инновационных, научных и технологических достижений и экономических результатов. Да, важно сохранить или обеспечить среднегодовые темпы в 5,3 % с тенденцией возрастания, но пусть 5 % служат порогом, ниже которого ни в коем случае нельзя опускаться, а ориентироваться нужно на большее, даже если не задавать конкретных темпов.

    Теоретически модель экономического развития Кыргызской Республики сводится к следующему:

    • многоукладная рыночная экономика социальной ориентации и регулируемой открытости;
    • привлекательная экспортная состоятельность и способность импортозамещения;
    • рациональное использование экстенсивных факторов и одновременное ориентирование на интенсивные рельсы;
    • взаимодействие крупного, среднего и малого предпринимательства;
    • увеличение занятости трудовых ресурсов, повышение уровня жизни населения и значительное сокращение бедности;
    • действенное и демократическое влияние государства на экономику;
    • ответственность перед обществом экономически свободных предпринимателей;
    • эффективная система экономических, правовых и социальных механизмов хозяйствования
    • и, в конечном счете, самодостаточная, общественно-полезная и прибыльно работающая экономика - надежная основа дальнейшего экономического процветания, благополучия народа, государственной целостности и национальной безопасности страны.

    1) Одной из отличительных, принципиальных характеристик экономической модели должна быть интернационализация экономики, т.е. формирование открытой экономики, разрешение создавать полностью иностранные и совместные с иностранцами предприятия, компании и фирмы во всех сферах народного хозяйства, если проекты предусматривают производство благ и оказание услуг, способствующих росту уровня жизни населения, вносящих качественные улучшения в экономику и стандарты жизни, не наносящих вред экологии и здоровью населения, не связанных с запрещенными производствами и услугами.

    Страна с ограниченными территорией, населением и ресурсами, со слаборазвитой экономикой, окруженная более крупными и экономически с большим потенциалом странами, не может создавать самодостаточную экономику без открытости, расширения и углубления экономических, торговых, научно-технических и культурно-образовательных связей с широким мировым экономическим сообществом.

    2) Конечной целью новой концепции является облегчение и улучшение жизни населения. Поэтому особо важно определить новые подходы к социальной политике, политике в области зарплаты с учетом того, что формируется «интернационализированная» экономическая и социальная среда. Главное в политике зарплаты должно заключаться не в обреченной зависимости от экономики, а в поиске методов и механизмов, которые бы инициировали обратное воздействие политики зарплаты на экономический подъем.

    3) Радикально надо менять систему налогов. Налоги населения нужно поставить в зависимость от доходов семьи.

    1. Подоходные налоги каждого должно быть заменены прогрессивными подоходными налогами семьи. Необходимо ввести статистический учет семьи (состава, количества работающих, общего уровня или суммы ее доходов, дохода семьи в расчете на 1 члена семьи) и разработать шкалу семейного подоходного налога. Семьи, доходы которых в расчете на 1 члена не превышают размера минимального потребительного бюджета и относятся к бедному населению, от семейного подоходного налога должны быть освобождены.

    2. Ставки налогов на доходы экономических субъектов (предпринимателей, компаний, фирм, предприятий, крестьянских кооперативных и индивидуальных хозяйств и т.д., и т.п.) должны быть прогрессивными, разумеется, строго обоснованно, и со стимулирующим конкуренцию значением, сдерживая монополизацию, которая при определенных условиях может стать тормозом для развития экономики.

    3. Необходимо исключить всякие экономически необоснованные налоги, взносы, отчисления и другие «поборы». В частности, лишено всякого основания введение налога на непроизводственную недвижимость населения. В принципе, на недвижимость населения для собственного пользования устанавливать налог противоречит социальной цели и он «утверждает» антисоциальное действие – «не дам жить нормально».

    4. Налог на частную производственную недвижимость необходим. Он не ущемляет интересы частного собственника, а стимулирует, побуждает к использованию ее, чтобы и ему было выгодно, и населению, и экономике страны, и госбюджету, т.е. чтобы искоренить бесхозяйственное и равнодушное к интересам экономики отношение.

    5. Ренту нужно рассматривать как источник благополучия населения и государственного бюджета. Как известно и объективно, земля и природные ресурсы (минеральные, топливно-энергетические, водные, лесные, природные стройматериалы, флора и фауна) являются общенациональным достоянием. И они не могут быть переданы в частную собственность как объекты владения. Они могут быть переданы в частный сектор как объекты хозяйственного пользования на платной основе. «Естественной» формой платежей за используемые природные ресурсы является рента. В виде рентных платежей в государственном бюджете могут быть аккумулированы «солидные» средства. Они могут быть использованы для приличного решения социальных проблем: бесплатного медицинского обслуживания, общеобразовательных школ, учреждений культуры и искусства, физической культуры и спорта, фундаментальной науки, социального фонда населения. Рентные платежи должны собираться в Фонде рентных платежей. И еще, не менее существенное. Должен быть создан Фонд граждан в национальном достоянии, в котором должен быть открыт счет на каждого гражданина страны «со дня рождения» (получения свидетельства о рождении) до «ухода в иной мир». Средства в этот фонд должны отчисляться из Фонда рентных платежей. Чтобы рентные платежи сыграли свою действенную роль, ставки должны быть такими, когда ресурсы не будут рассматриваться как даровой ресурс. С другой стороны, ставки не должны быть обременительными и снижающими хозяйственный интерес. А для этого должна быть произведена обоснованная экономическая оценка ресурсов, как с учетом «международных стандартов» в оценке соответствующих ресурсов, так и с учетом потребностей страны в их использовании для внутреннего потребления и заинтересованности внешнего мира в их освоении.

    6. Экономическая политика, - научно обоснованная, соблюдающая конституционные требования общества, преследующая прогресс в экономике и уровне жизни населения и потому вызывающая доверие и поддержку у народа и консолидирующая нацию, - играет активную роль «штурвала» управления экономикой. Но эта роль может стать успешной, если разработана и обществом признана стратегия развития как фундамент экономической политики.

    Какие цели себе должна ставить Кыргызская Республика?

    Войти из разряда бедных и отсталых стран в группу среднеразвитых стран и занять прочное серединное место или выше среднего места в этой группе – это стратегическая цель первого двадцатилетия XXI - века. Достижение этой цели ознаменовало бы собой значительный успех Кыргызской Республики.

    В период движения к этой цели, какие особенности будут или должны характеризовать экономику Кыргызстана?

    Во-первых, экономика Кыргызстана должна стать уже зрелой (относительно прошлого) рыночной экономикой и имеющее свое место в масштабе ЦА, Евразии, ШС (шанхайского союза), СНГ.

    Во-вторых, экономика Кыргызстан уже должна самодостаточно, самоуважающе «сидеть» в глобализированной экономике, беспроигрышно, выгодно и перспективно.

    В-третьих, в стране по сравнению с нынешним периодом должен существенно подняться уровень жизни, и уровень бедности не должен превышать 25 % населения страны.

    Экономический Ренессанс – это заметно возросший уровень экономического развития и динамизм, приличный уровень жизни населения, становление трудоспособного гражданина страны дееспособной самодостаточной личностью и активная занятость полезной деятельностью.

    В конечном счете, сегодняшний путь развития мы будем оценивать по тому, в какой мере возвысились над вчерашним состоянием, что внесли нового в наши стандарты и правила, насколько экономически и духовно живем богаче, содержательнее, заслужили ли доверия и уважения других народов, насколько человек стал свободным и развитым.

     

     

    Комментарии

    Комментарий не существует

    Написать Комментарий

    Ваша эл. почта не будет опубликована. Обязательные поля *