Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Общество
Тачкист на рынке зарабатывает больше, чем образованный учитель
16 сентября состоялось выездное заседание Комитета Жогорку Кенеша по образованию, науке и культуре. Цель - добиться увеличения заработной платы учителей и повышения их социального статуса. Низкая зарплата и плохое социально-экономического положение вынудило педагогов объявить о своем намерении выйти на митинги.
На заседании председатель Центрального комитета Профсоюза работников образования и науки КР А. Токтогулов заявил, что социальное положение учителей с каждым годом ухудшается и влечет ухудшение статуса учителей.
Депутат Каныбек Осмоналиев отметил, чтобы повысить оплату труда педагогических работников профильным комитетом ЖК подготовлены предложения для правительства. В частности, предлагается повысить зарплату учителей до уровня среднемесячной зарплаты по республике и внести изменения в оплату труда учителя за внеурочную работу (приравнять к стоимости одного часа урочной работы учителя, а не в 50% от ее размера как в настоящем начислении заработной платы). Нардеп также предлагает ввести нормативную нагрузку педагогов в неделю: 16 часов для учителей начальных классов и 18 часов для 5-11 классов. В настоящее время директора школ самовольно устанавливают нагрузку педагогам, что также негативно отражается на их зарплате.
Также К. Осмоналиев добавил: «Нужно внести поправку в части того, что надбавка за стаж работы в условиях высокогорья должна начисляться на зарплату учителя, а не ограничивать 32 часами педагогической нагрузки учителя, как это предусмотрено в настоящем документе».
В ходе заседания стало известно, что по республике работает свыше 70 тыс. педагогов в системе среднего образования. Их заработная плата составляет в среднем 5 -7 тыс. сомов. За два последних года работу оставили 1095 педагогов.
На сегодняшний день в стране не хватает 2 300 учителей.
Согласно проекту бюджета республики на 2015 год в следующем году на образование предусматривается 20 миллиардов 34 миллиона сомов. Это на 3,5 миллиарда сомов меньше, чем в предыдущие годы. Из них 435 миллионов сомов будет направлены на горячее питание школьников, на покупку учебных книг - 120 миллионов сомов, на ремонтно-восстановительные работы в школах - 100 миллионов сомов и так далее.
К. Осмоналиев обратился к замминистру финансов А. Кожошеву, просьбой разъяснить есть ли средства в Госказне на повышение зарплаты педагогам.
А. Кожошев ответил, что на эти цели, средств нет и предложил постепенное увеличение зарплаты.
Депутат Г. Садырбаева заявила, что Минфин имеет задолженность работникам образования.
«До сегодняшнего дня есть молодые преподаватели, не получившие средства по программе «Депозит молодого учителя. Проект был давно завершен, а долг Минфина перед учителями составляет 18 миллионов сомов»,- заявила Г. Садырбаева, которая также предложила статс – секретарю Министерства Образования К. Шадыханову рассмотреть и вернуть надбавку к зарплате "за категорию", "стаж педагогов".
«У нас в Республике свыше 60 % учителей имеют высшую категорию, а это опытные, заслуженные учителя, а по нынешнему исчислению зарплаты не учитываются вышеназванные критерии и они приравниваются к молодым преподавателям. Конечно, это несправедливо и вызывает недовольство наших уважаемых учителей», - говорит Садырбаева.
М. Идирисов, преподаватель арабского языка в КГУ имени И. Арабаева в своей речи отметил:
« Многие работники образования, будь то ВУЗ или средней школы, живут на съемных квартирах, не имеют прописки, чтобы встать на очередь.Мы были бы рады, если наше правительство подумало о предоставлении бюджетных квартир или ипотечных кредитов. Наш час работы государство оценивает в 40 сомов, а сколько надо потратить времени и сил на подготовку, вот я посчитал, тачкист на рынке за 15 минут работы получает 70 -100 сом. »
Мы решили узнать мнение рядовых школьных учителей о сложившейся ситуации. (По их просьбам мы не можем назвать фамилии наших респондентов и мы изменили их фамилии и место работы ).
Динара, учительница одной из школ Октябрьского района города Бишкека:
- Что только не говорят о педагогах. Я вот учительница начальных классов, ученики в классах переполнены, нам еще предъявляют претензии, что мы при поступлении берем взятки. Да, в начале года, нам приходится собирать деньги на мел, средства гигиены. А зарплата - "кот наплакал". За проверку тетрадей 30 сомов в месяц, а в классе 38 учеников. Вот и считайте сами.
Вероника, педагог с 15-летним стажем:
- Сейчас я получаю около 8 000 сомов плюс вычет за соцпакет, вот и делайте выводы. Дело не только в мизерной зарплате, но и в том, что мы совершенно беззащитны в правовом отношении: на нас могут подать жалобу только за то, что повысил голос или поставил не ту оценку, тут же пресса, НПО прибегут, и давай права качать, вы нарушаете права ребенка, наносите вред его психике…
А. Сарыбаев, доктор экономических наук, профессор отметил о ситуации в секторе образования следующее: образовательная диверсия – страшнее экономической диверсии. Общеизвестно, что в развитых странах на образование тратятся миллиарды, профессия учителя в тех странах считается самой престижной, высокооплачиваемой, образавательная отрасль одна из самых приоритетных;в нашей стране все наоборот: денег на образование выделяется в последнюю очередь, учитель влачит жалкое существование. Если на образование не будем должного внимания, то страна тоже будет находиться в подобном положении.