Впервые Олимпиада проводится с привлечением независимой организации.
Новости - Научные статьи
Влияние миграционных процессов на экономическую безопасность Кыргызстана

ВЛИЯНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ
БЕЗОПАСНОСТЬ КЫРГЫЗСТАНА
Байтерекова Гульмира Саматовна
Руководитель офис - регистратуры института непрерывного открытого образования
Кыргызского экономического университета им. М.Рыскулбекова, к.э.н., доцент
Актуальность темы исследования. Современная социально-экономическая ситуация в Кыргызской Республике характеризуется множеством разнонаправленных тенденций. С одной стороны, имеет место макроэкономическая стабилизация, рост инвестиционных вложений, увеличение реальной заработной платы и сокращение уровня бедности населения. С другой стороны, можно отметить низкую конкурентоспособность экономики, значительную дифференциацию доходов населения, ухудшение обеспеченности социальными услугами, кризисное состояние сельского хозяйства и промышленности, усиление процессов внешней миграции трудовых ресурсов страны, в том числе квалифицированных кадров.
Надежная и эффективная система обеспечения экономической безопасности является гарантом суверенитета и независимости страны и стабильного социально-экономического развития.
Проблема миграции занимает важное место не только в науке, но и в экономической политике государства, поскольку ее воздействие и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны.
Одним из факторов усложняющих социально-экономическую обстановку в стране является не столько усиление масштабов миграционных потоков, а возможные негативные последствия процесса трудовой миграции.
Поэтому состояние и тенденции развития экономической безопасности государства под воздействием миграционных процессов нуждаются в дальнейшем обстоятельном научном осмыслении. В последнее время существенно изменились функции государственных органов в сфере реагирования и контроля миграции, которыми не до оцениваются угрозы и опасности, связанные с миграционными процессами.
Таким образом, в условиях нарастания интенсивности миграционных процессов в современном Кыргызстане, в процессах формирования адекватной миграционной политики приобретают особенную значимость проблемы дальнейшей выработки теоретических, организационных мер государственного регулирования миграции.
Целью исследования является разработка рекомендаций к основным направлениям государственного регулирования миграционных процессов в контексте экономической безопасности, основывающихся на учете тенденций и закономерностей развития миграции как социального явления.
В соответствии с поставленной целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- исследовать методику укрепления экономической безопасности государства в структуре миграционных процессов;
- разработать эконометрическую модель, позволяющую прогнозировать изменения внешней трудовой миграции в контексте экономической безопасности;
- внести предложения по улучшению системы государственного регулирования миграционных процессов в современном Кыргызстане.
Кыргызстан, став открытым государством, влился во всемирный поток перемещающихся людей. С точки зрения национальной безопасности, государство не может равнодушно относиться к любым перемещениям населения в пределах и за пределами государственных границ. Любое миграционное перемещение с одной территории на другую содержит в себе потенциальную угрозу безопасности, причем не, только массовый миграционный поток, но и каждый отдельно взятый.
Миграция может создать реальные или потенциальные угрозы почти любому аспекту безопасности. Общество сталкивается с проблемами «утечки мозгов», очаговой деформации своей территориальной, демографической и социально-профессиональной структуры. К этим угрозам безопасности могут добавиться угрозы, производные от возвращения мигрантов, например, вследствие привнесения ими в родную среду неограниченных образцов чужой культуры или образцов потребления, заимствованных в стране, регионе пребывания.
Однако миграция рождает не только угрозы безопасности. Неоднократно отмечался положительный эффект миграции для стран-доноров: рассасывание аграрного перенаселения, приток денежных переводов в депрессивные районы, образование межтерриториальных экономических и социальных связей, взаимная диффузия городской и сельской культуры, политически интегрирующая роль центров притяжения мигрантов в масштабах страны, улучшение ее положения в международной системе разделения труда, более полное подключение к мировым ресурсам и информационным потокам.
Каким бы ни было действительное соотношение положительных и отрицательных последствий миграции, оцениваемых в системе координат «опасность–безопасность» на государственном уровне, в конце концов, оно получает более или менее объективное отражение в государственной политике, межгосударственных отношениях, законодательстве, а иногда и в господствующей идеологии.
Один из основных методологических подходов к разработке концепции регулирования миграционных процессов состоит в том, что она должна базироваться на тщательном анализе социально-экономической ситуации за достаточно длительный период времени и рассматриваться как функция изменяющихся политических, экономических и социальных условий.
Сущность экономической безопасности находит выражение в социальных гарантиях государства. Высокий уровень безработицы, а также низкий уровень заработной платы на предлагаемых вакансиях не соответствует стоимости жизни, отсюда – отток населения. Экономическая безопасность граждан является необходимой предпосылкой обеспечения экономической безопасности страны (высокий уровень бедности не может характеризовать государство как процветающее). В связи с этим экономическая безопасность как важнейшая составная часть национальной безопасности представляет собой определенное состояние экономической системы, при котором обеспечивается гарантированная защита прав и интересов общества, смягчение внутренних и внешних угроз и достижение адекватного уровня социально-экономического развития. Стратегическим путем обеспечения экономической безопасности страны должно являться повышение конкурентоспособности экономики страны.
Мировая практика показывает, что каждая страна должна выработать и проводить такую политику для своих граждан, которая обеспечивает целесообразное размещение населения, национальную безопасность, экономический рост и территориальную целостность.
Рассмотрение научных взглядов по вопросам определения сущности миграционных процессов показывает, что миграция в контексте экономической безопасности становится одним из самых актуальных вопросов государственной политики многих стран. Объяснения этого могут быть самыми разными – от перенасыщения страны мигрантами до необходимости возмещения демографического дисбаланса посредством миграционного притока. Любое государство озабочено тем, как миграционные процессы влияют на национальную безопасность, интересы личности, общества и государства, легитимированные правами и свободами человека.
Чрезвычайную остроту для Кыргызстана, в плане формирования миграционной ситуации, приобретает трудовая миграция.
Процесс перехода к рыночной экономике в республике повлек за собой многочисленные сокращения рабочих мест, республика столкнулась с такими понятиями, как бедность и безработица.
Четверть взрослого населения страны – за границей. О миграции сказано много, однако рычагов, позволяющих регулировать этот процесс, не создано и отток граждан трудоспособного возраста увеличивается с каждым годом. Страна теряет свой главный ресурс – население. Константное, но незначительное отрицательное сальдо в миграционном обмене с зарубежными странами в Кыргызстане наблюдается с начала 1970-х гг. Однако с обретением независимости страны миграционный процесс приобрел существенные масштабы.
Массовая внутренняя миграция, характеризующаяся переселением сельских жителей в города, в данном случае одновременно выступает в качестве причины и следствия несбалансированности рынка труда.
Межобластные перемещения по-прежнему направлены в г. Бишкек и Чуйскую область, остальные регионы стабильно теряют население.
Стабилизация внешней миграции возможна лишь при условии роста экономического развития и создания дополнительных рабочих мест. При этом следует также учесть фактор иммиграционной политики таких государств, как Россия и Казахстан, которые заинтересованы в привлечении квалифицированной иностранной рабочей силы, а также молодежи для улучшения демографической ситуации.
Данные показатели могут быть расценены уже не как миграция, а как «эвакуация» населения. Отток трудоспособных граждан из Кыргызстана – прямая угроза национальной безопасности страны. В условиях отсутствия должного законодательства, включая обеспечение элементарной безопасности трудовому мигранту, этот процесс сопровождается множеством проблем.
В данной ситуации одна страна получает дополнительный шанс для решения экономических и демографических проблем, а другая лишь сожалеет об оттоке из страны квалифицированных специалистов, снижении численности деятельных граждан трудоспособного возраста. В результате Кыргызская Республика становится «донором» мигрантов, теряет наиболее деятельную часть населения: квалифицированных специалистов, молодежь, частных предпринимателей, бизнесменов, что приводит к усугублению социально-экономических проблем.
В процессе внешней миграции значительную часть - 73% составляют граждане трудоспособного возраста, мужчины составляют - 51%, подростки - 13%, лица старше трудоспособного - 14%. Почти половина мигрантов (47%) - молодежь в возрасте 14-34 лет.
Среди отъезжающих специалисты в области образования составили 19%, здравоохранения и социальных услуг - 15%, рабочих сельского хозяйства, охоты и лесоводства - 22%, строительства - 14%, ремонта авто и бытовых предметов - 13%, транспорта и связи - 7%, обрабатывающей промышленности - 6%.
Эмигрантов с высшим образованием - 22%, средним общим - 39%, средним специальным - 27%. Среди эмигрантов 57% состояли в браке, 27% - никогда не вступали в брак, 8% - вдовые или разведенные, 24% взрослых эмигрантов уехали со всей семьей, 15% - с частью, 61% - в одиночку без семьи.
Трудовая миграция у нас стала красноречивым показателем, как экономического состояния страны, так и социальной защищенности граждан.
Причины резкого оттока населения кроются и в системных проблемах в государственном управлении. В немалой степени в этом повинна коррупция, высокий уровень которой, в конечном счете, приводит к деградации экономики.
России выгодно наличие трудовых мигрантов, где сегодня наблюдается демографический кризис, а развивающейся экономике нужны рабочие руки, поэтому мигранты, в том числе трудовые, необходимы. Тем более предпочтительны мигранты из Кыргызстана, ввиду их более легкой ассимиляции благодаря свободному владению русским языком, схожей культуре, наличием исторического опыта проживания в одном государстве. Поэтому Россия все более охотно привлекает мигрантов, чтобы покрыть недостаток на рынке труда, особенно низкооплачиваемого и неквалифицированного.
Взгляды специалистов на процесс миграции неоднозначны, но все единодушны во мнении, что эта проблема требует серьезного научного анализа.
Спад экономической активности вследствие сокращения платежеспособного спроса в регионе отразился на развитии реального сектора экономики Кыргызстана, и в частности на миграционных процессах.
Поскольку влияние миграционных процессов на защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз вполне очевидно, нельзя не признать влияние миграционных процессов на экономическую безопасность страны.
Обеспечение экономической безопасности – важнейшая предпосылка устойчивого экономического роста, преодоления проблем и трудностей переходного периода. Ключевую роль здесь играют денежно-кредитная, налогово-бюджетная, валютная, внешнеэкономическая, инвестиционная, социальная и миграционная политики, призванные ограничить уровень роста цен, снизить безработицу, укрепить национальную валюту, создать необходимую макроэкономическую среду для роста производства и улучшения платежного баланса государства и др.
Выбор данного перечня индикаторов можно обосновывать следующими логическими заключениями, основанными на изучении трудов отечественных и зарубежных экономистов, касающихся проблем экономической безопасности.
Бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства удерживать под контролем финансовую ситуацию в государстве.
Однако с получением независимости, по причине внутренней инфляции и экономического кризиса, расходы государства существенно превысили доходы и Кыргызстан «окунулся» в хронический дефицит бюджета.
Стремление к равновесию бюджетных доходов и расходов путем несбалансированности государственного бюджета – это сегодня одна из главных задач.
Для поддержания стабильного уровня государственного долга к ВВП в долгосрочном периоде необходимым условием является превышение реальных темпов прироста ВВП над реальной процентной ставкой выплат по государственному долгу и уровнем инфляции. Пороговое значение данного индикатора составляет -0,62.
На основе анализа данных по большой совокупности стран мира (от 88 до 158 в зависимости от наличия данных по выбранным показателям) специалисты Российского института экономического анализа (ИЭА) предложили перечень показателей экономической безопасности, который позволяет выявить следующую закономерность: страны с минимальной величиной государственных расходов (менее 17 % к ВВП) демонстрируют самые высокие темпы прироста ВВП на душу населения – в среднем 2,4 % в год. В случае с Кыргызской Республикой данный индикатор (пороговый уровень 17,25 %) вызывает определенное беспокойство.
Задачей исследования является определение зависимости экономической безопасности от миграционных процессов в Кыргызской Республике.
Коэффициент экономической безопасности (ECONBEZ) взят как количество превышений фактических значений индикаторов экономической безопасности над пороговым уровнем в данном году в разы.
Таблица 1 – Динамика индикаторов экономической безопасности Кыргызской Республики за 1995-2010 гг.
№ |
Индикаторы экономической безопасности |
Порог. значения * |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
1. |
Темп прироста реального ВВП, % |
Не менее 6,075 |
-5,4** |
7,1 |
9,9 |
2,1 |
3,7 |
5,4 |
5,3 |
0 |
7 |
7 |
-0,2 |
3,1 |
8,5 |
8,4 |
2,3 |
8,5 |
2. |
Отношение государственного внешнего долга к ВВП, % |
Не более 101,08 |
33,7 |
35,6 |
44,4 |
56,2 |
92,9 |
95,1 |
94,1 |
98,3 |
92,4 |
88,4 |
76,2 |
69,4 |
54,6 |
40,5 |
55 |
62,2 |
3. |
Импорт товаров и услуг к ВВП, % |
Не более 39,7 |
35,5 |
42,8 |
36,5 |
46,1 |
45,3 |
38,6 |
37,6 |
44,6 |
45,5 |
51,3 |
56,8 |
79,1 |
85,4 |
92,4 |
80,9 |
83,0 |
4. |
Объемы инвестиций к ВВП, % |
Не менее -0,62 |
|
3,9 |
6,1 |
19,9 |
5,6 |
3,8 |
7,4 |
8,6 |
10,7 |
10,8 |
11,5 |
16,5 |
17,2 |
15,5 |
19,7 |
23,1 |
5. |
Государственные расходы к ВВП, % |
Не более 17,25 |
23,4 |
28,6 |
22,2 |
21,8 |
21,4 |
18,6 |
17,3 |
16,6 |
20,2 |
20,3 |
20 |
22,4 |
25,7 |
24,3 |
29,8 |
34,8 |
6. |
Сальдо текущего счета платежного баланса к ВВП, % |
Не менее -6,8 |
-15,7 |
-23,6 |
-7,8 |
-22,3 |
-14,9 |
-6,8 |
-1,6 |
-3,1 |
-4,2 |
-3,4 |
-8,5 |
-6,4 |
-8,2 |
-2,2 |
-3,5 |
-8,4 |
7. |
Отношение ставки по кредитам к ставке по депозитам в нацвалюте |
Не более 4,33 |
|
2,4 |
1,6 |
0,7 |
2,4 |
4,7 |
3,6 |
8,9 |
9,9 |
12,5 |
12,9 |
13,6 |
10,9 |
10,6 |
9,5 |
18,3 |
|
Превышение над пороговыми значениями, разы |
|
3 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
2 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
3 |
4 |
4 |
|
Превышение над пороговыми значениями, в % от общего количества индикаторов |
|
42,9 |
42,9 |
28,6 |
57,1 |
57,1 |
42,9 |
28,6 |
42,9 |
42,9 |
42,9 |
71,4 |
57,1 |
57,1 |
42,9 |
57,1 |
57,1 |
Источник: Расчеты из Годовых отчетов и Бюллетеней НБКР, 1997–2010 гг.
* Теория и методология оценки вероятности наступления кризиса (на примере Кыргызской Республики / Т.С.Дыйканбаева, И.С. Шатманов, Э.С.Джапарова и др. Б., 2010. – 98 с.
** выделенные серым цветом области указывают на превышение индикаторов в данном году своих пороговых значений
На рис. 1 изображен график миграционных процессов и коэффициента экономической безопасности с лагом запаздывания в два периода. При этом можно отметить высокую коррелированность переменных, т.е. схожие динамические движения. Из рисунка видно, что миграционные процессы отстают от динамики экономической безопасности на два года. Это означает, что ухудшение экономической ситуации способствует оттоку местного населения за рубеж, причем с некоторым промежутком времени.
Если лаг на запаздывание применить для количества эмигрантов, выезжающих из КР на 4 периода, то можно наблюдать схожие динамические процессы с тенденцией коэффициента экономической безопасности (рис.2). Данное применение лага позволяет прогнозировать ситуацию с экономической безопасностью КР на ближайшие 3 года, т.е. 2011 г. самый негативный с точки зрения положения экономической безопасности, а уже в 2012 г. и далее произойдет снижение уровня экономической опасности.
Выборка для эконометрического анализа влияния экономической безопасности на миграционные процессы в Кыргызской Республике состоит из 16 временных периодов с 1995 по 2010 г. В ходе анализа большого числа форм модели было установлено, что наилучшими статистическими характеристиками обладает нижеследующая простейшая модель:
ECONBEZ(-2) = 6,3*10-5 EMIGR + 1,45 (1)
где ECONBEZ(-2) отражает уровень экономической безопасности с лагом в два периода.
EMIGR – количество эмигрантов за год, чел.
Модель (1) показывает положительную взаимосвязь количества уезжающих за пределы республики граждан страны и ухудшение экономической безопасности.
С целью улучшения статистической значимости модели (1) были введены новые показатели, позволяющие абстрагироваться от приростных показателей численности населения. Поэтому в качестве независимой переменной был взят показатель количества эмигрантов на душу населения и получена следующая зависимость:
ECONBEZ(-2) = 0,35 EMIGR/PEOPLE + 1,25 (2)
где EMIGR/PEOPLE – количество эмигрантов на 1000 человек постоянного населения КР за год, чел.
При анализе значимости модели, полученной с помощью эконометрического метода, были получены следующие оценки: значение R2=0,64, F-тест = 19,25, которые в совокупности с другими оценками показывают значимость модели в целом, что дает основание сделать вывод о возможности использовать данную модель при проведении прогнозных расчетов влияния миграционных процессов на экономическую безопасность.
При моделировании различных комбинаций показателей экономической безопасности и миграционных процессов было выяснено запаздывание влияния миграционных процессов на экономическую безопасность, что позволяет сделать вывод и о взаимообратной зависимости миграции от уровня экономической безопасности.
Особенностью современной международной трудовой миграции Кыргызстана является расширение географии трудоустройства. В настоящее время трудовые мигранты из Кыргызстана работают во многих странах мира. С некоторыми из этих стран имеются официальные контракты на вывоз рабочей силы. Особенно интенсивно осваиваются рынки труда таких стран, как Россия и Казахстан. Среди стран дальнего зарубежья - Турция, ОАЭ, Корея. Сейчас мигранты Кыргызстана работают даже в таких отдаленных странах мира, как США, Канада, Австралия. Население Кыргызстана активно осваивает рынки труда государств Западной, Восточной и Центральной Европы.
Факторами внешней миграции является низкая заработная плата, уровень безработицы особенно среди молодежи, бедность, неэффективность функционирования государственных служб занятости в результате структурных изменений экономики, социальная стратификация, которая протекает в виде поляризации бедных и богатых, спрос на нелегальные иностранные рабочие, работающие за границей без социальных страховок, в опасных для жизни и вредных для здоровья условиях.
Влияние трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность в России и Казахстане, государствах, являющихся основными миграционными партнерами Кыргызстана, на социально-экономическую ситуацию в республике очень велико и имеет как негативные, так и позитивные последствия.
Государственный контроль над процессами миграции в Кыргызстане, находящемся на пути экономического развития, в первую очередь, актуален с позиции всестороннего обеспечения национальной безопасности.
В настоящее время в этой сфере правовую базу составляют международно-правовые акты и соглашения, участником которых является Кыргызская Республика, а также законы Кыргызской Республики "О внешней миграции", "О беженцах", "О внутренней миграции" "О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике", "О порядке пребывания иностранных граждан в Кыргызской Республике", "О гражданстве Кыргызской Республики", "О государственной границе КР", "О занятости населения", указы Президента КР, а также ряд постановлений Правительства.
Выход на эффективную миграционную политику должен быть предопределен тщательным анализом региональной и этнической специфики миграционных стимулов к территориальному перемещению населения, учетом всего комплекса факторов, их обусловливающих. Миграционная политика Кыргызстана должна представлять собой неотъемлемую часть общей внешней и внутренней стратегии социально-экономического развития государства.
Отсюда – задача государства создать механизмы, позволяющие снизить негативные последствия миграции. С целью обеспечения наибольшей полноты и достоверности как социально-демографических состояний населения на всех стадиях его жизненного цикла, так и социально-экономических процессов необходимо создание автоматизированной системы персонифицированного учёта населения, актов гражданского состояния и миграции населения (АСПУ).
В целях регулирования процессов миграции необходима государственная политика, которая учитывала бы особенности развития регионов, складывающуюся демографическую ситуацию и соотносилась бы с перспективными задачами социально-экономического развития страны. В ней должны быть заложены, с одной стороны, механизмы по работе с трудовыми мигрантами, выезжающими за пределы республики, с другой – альтернативные механизмы создания условий, благоприятных для жизни в своей стране.
Следует разработать механизмы:
1) стимулирования самозанятости населения на местах путем создания условий для организации мелких производств;
2) по привлечению специалистов в зоны оттока квалифицированных кадров, основанные на стимулирующих дивидендах (примером может быть предоставление жилья и земельных наделов для государственных работников);
3) контроля и регулирования процессов внутренней и внешней миграции в целях осуществления сбалансированной политики трудоустройства населения;
4) поощряющие привлечение средств мигрантов к различным проектам развития на местном уровне.
Дополнительно важно:
5) разработать программу по развитию территорий, которая позволит восстановить и улучшить инфраструктуру регионов страны;
6) восстановить систему подготовки кадров в средне-специальных учебных заведениях;
7) провести реформу образования в вузах, которая, в первую очередь, предусматривала бы запросы рынка труда. Эта работа требует привлечения специалистов-маркетологов;
8) развивать миграционное законодательство, с тем, чтобы выработать комплексный механизм регулирования миграционными процессами, определить четко действующий институт лицензирования и контроля за деятельностью посреднических организаций;
9) обучение пошаговой организации конкретного бизнеса для той категории мигрантов, которые по возвращении пытаются создать свое дело;
10) популяризировать положительный опыт вложения ресурсов вернувшихся трудовых мигрантов, направленных на развитие малой родины;
11) масштабное осуществление информационно-профилактических мероприятий в целях предоставления подробной информации и консультаций по проблемным вопросам, с которыми сталкиваются трудовые мигранты.
Отмечена проблема незаконного въезда и выезда иностранных граждан и лиц без гражданства, что влечет за собой обострение криминогенной обстановки. Усиливается внутренняя миграция населения.
Опорными элементами должны стать сдерживание трудовой миграции посредством реальных реформ в приоритетных отраслях экономики, предусматривающих закрепление населения в областях его традиционного проживания или перераспределение на экономически освоенные территории, с защитой прав трудовых мигрантов, работающих за рубежом. При этом должны быть разработаны и внедрены в практику механизмы постепенного возврата трудовых мигрантов на родину.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. В целях регулирования процессов миграции необходима сбалансированная государственная политика, которая учитывала бы особенности регионального развития республики, тенденции демографического развития всех регионов республики и соотносила бы направления с перспективными задачами социально-экономического развития страны.
2. Достижение институциональности в решении вопросов миграции, оптимизации и гармонизации нормативно правовой базы регулирования миграционных процессов (внутренних и внешних) позволит координировать воздействия со стороны государства и правительства внутренней и внешней политики.
3 .Миграционная политика республики должна гармонировать с Программой стратегии развития страны (СРС). Мероприятия по миграционной политике должны разрабатываться в контексте общей стратегии занятости населения, с соответствующим взаимодействием с другими стратегиями – образовательными, торговыми и инвестиционными.
4. Активизировать многосторонние и двусторонние межгосударственные отношения по защите прав мигрантов, усилить контроль за выполнением условий международных соглашений по трудовой миграции.
5. Следует совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и неправительственными организациями систематически проводить мониторинг законодательства в области внешней трудовой миграции.
6. Интересы экономической безопасности требуют объективного и многофакторного мониторинга экономики и общества целом с использованием индикаторов экономической безопасности.
7. Предложенная эконометрическая модель позволяет учитывать фактор времени при выработке решений по управлению миграционными потоками. Объединение всех имеющихся зависимостей позволит создать систему раннего предупреждения и выработать стратегию осуществления эффективной экономической политики по снижению влияния или ликвидации угроз экономической безопасности нашей страны.
8. Очевидна необходимость достижения практического результата и нормативного закрепления системного подхода к формированию миграционной базы данных и межведомственного информационного обмена.
9. В целях обеспечения государственных интересов в области экспорта и импорта трудовых ресурсов необходимо усилить государственное регулирование субъектам предпринимательства осуществляющих свою деятельность в этой области путем ведения обязательных вкладов и страховок обеспечивающих права и гарантии работников.
10. Создание условий для сбалансированного развития столицы и регионов Кыргызской Республики путем снижения социального, демографического и трудоресурсного напряжения в Бишкекской и Ошской агломерациях, позитивного изменения миграционной ситуации и оптимизации расселения населения.