Гуо Фэй: КР открываются уникальные возможности в сотрудничестве с КНР

Гуо Фэй, специалист по международному сотрудничеству, рассказал о провинции Шэньси, подчеркивая её экономический потенциал и интересы в Центральной Азии. Эта провинция, являющаяся ключевым узлом на пути древнего Шелкового пути и "Пояса и пути", показывает значительные успехи в экономике и углублении сотрудничества с Центральной Азией.
Одним из главных достижений стало открытие грузового ж/д экспресса Китай-ЕС (CEU) из Сианя, который стал важным логистическим маршрутом между Китаем и Центральной Азией. В 2024 году объёмы перевозок по этому маршруту составили 524 000 TEU, увеличившись на 21,9% по сравнению с прошлым годом. Количество отправлений в Центральную Азию в первом квартале 2024 года достигло 190, что на 71,2% больше, чем в 2023 году. Сиань стал важным центром для торговли и логистики между Китаем и Центральной Азией, сформировав эффективную цепочку поставок.
Аэропорт Сиань "Сяньян" также демонстрирует активность, открыв 387 маршрутов, охватывающих пять стран Центральной Азии. В первом квартале 2024 года аэропорт обслужил 30 700 пассажиров, что в 4,67 раза больше по сравнению с предыдущим годом. Новый терминал в Казахстане усиливает логистическое взаимодействие между регионами.
Импорт и экспорт Шэньси в страны Центральной Азии в 2024 году вырос на 48,1%, при этом экспорт составил 5,27 млрд юаней в 2023 году, увеличившись в 2,2 раза. Особенно заметен рост в экспортных поставках автомобилей - на 477,9% и фотоэлектрических батарей - на 588,9%. В первом квартале 2024 года стоимость внешнеэкономической деятельности составила 2,269 млрд юаней, что на 2,4 раза больше, чем в прошлом году.
Шэньси продолжает развивать крупные проекты, такие как нефтяной проект Zhongda от Shaanxi-Coal Group и фотоэлектрический проект LONGi Green Energy в Узбекистане. Больница Ош от Shaanxi Construction Engineering в Центральной Азии получила награду "Luban Award", подчеркивающую её достижения в контрактовании.
Секретариат саммита "Китай-Центральная Азия" находится в Сиане, что способствует ускорению реализации его результатов. Провинция активно развивает культурные обмены и мероприятия, включая создание международных городов-побратимов в Центральной Азии, что усиливает взаимопонимание.
Шэньси продолжает интегрироваться с другими регионами Китая и укрепляет международные цепи поставок через размещение складов и строительство транспортных коридоров, что сокращает время доставки товаров до 11 дней.
В будущем Шэньси планирует развивать всестороннее сотрудничество с Центральной Азией, ориентируясь на логистику, торговлю, промышленность и гуманитарные науки. С углублением инициативы "Пояс и путь", провинция может стать экономическим центром, связывающим Китай с Центральной Азией и Евразией, способствуя общему процветанию.
Как вы видите приоритеты сотрудничества Кыргызстана и Китая в 2025 году?
Исходя из действующих тенденций и уникальных возможностей провинции Шэньси, можно выделить ключевые области для сотрудничества Кыргызстана с этой провинцией в 2025 году:
Транспорт и инфраструктура: акцент на региональное взаимодействие и строительство железной дороги Китай – Европа, которая может перейти в стадию полного строительства в 2025 году.
Машиностроение: предприятия Шэньси могут участвовать в строительстве инфраструктуры, включая тоннели и мосты, используя свои технические навыки.
Образование: сотрудничество вузов для разработки программ обучения в области инженерного менеджмента и подготовки специалистов для строительства железных дорог.
Логистика и модернизация портов: развитие цифровизации пограничных переходов и изучение автоматизированной таможенной очистки в Сиане для повышения эффективности.
Научные исследования: сотрудничество в разработке платформ больших данных для оптимизации расписания движения челночного поезда Китай-ЕС через Центральную Азию.
Развитие гидроэнергетики и фотоэлектрических проектов: участие Шэньси в строительстве крупных фотоэлектрических станций и модернизации существующих гидроэлектростанций в Кыргызстане.
Совместные экологические инициативы: проведение трансграничного мониторинга и создание системы раннего оповещения о геологических катастрофах.
Модернизация сельского хозяйства: создание демонстрационных баз по производству пшеницы и кукурузы, внедрение технологий беспилотного посева.
Строительство логистических центров в Кыргызстане: для организации поставок меда и органических фруктов на китайский рынок.
Расширение производства новых энергетических транспортных средств: инвестиции от компаний Шэньси в строительство заводов по сборке таких автомобилей в Кыргызстане.
Углубление сотрудничества в высшем образовании: расширение "Стипендий Шелкового пути" и создание кафедр кыргызского языка в университетах Шэньси.
Совместные исследования и охрана культурного наследия: создание фонда для поддержки археологических исследований и реставрации культурных реликвий.
В 2025 году сотрудничество между Китаем и Кыргызстаном будет сочетать экономические и культурные аспекты, где Шэньси сыграет важную роль в передаче технологий и культурной самобытности.
Как международная нестабильность и санкции могут повлиять на сотрудничество Кыргызстана и Китая?
Ситуация с санкциями действительно создает вызовы для мировой экономики, однако она также открывает новые возможности для углубления сотрудничества между Китаем и Кыргызстаном. Кыргызстан, как важный узел на маршруте Китай-Европа, может стать ключевым игроком в реализации инфраструктурных проектов, таких как железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан, что поможет сократить время доставки.
В 2024 году товарооборот между двумя странами достиг $22.7 млрд, увеличившись на 44.7% в первом квартале. Импорт из Кыргызстана вырос в 93 раза, что свидетельствует о растущей эффективности логистики.
Некоторые трудоемкие отрасли могут переместиться в Центральную Азию, что даст возможность Кыргызстану привлекать инвестиции через создание индустриальных парков.
Потенциал цифрового Шелкового пути может быть использован для создания цифровой инфраструктуры, что поможет развитию умных городов и увеличению экономической устойчивости.
Состоявшийся саммит "Китай-Центральная Азия" стал важным шагом в институционализации регионального сотрудничества, в то время как Китай и Кыргызстан могут углубить совместные усилия в области безопасности, здравоохранения и сельского хозяйства.
Как эксперт в международном сотрудничестве, я убежден, что образовательное взаимодействие станет основным фактором устойчивого развития двусторонних отношений.
Какой потенциал для логистических проектов в Кыргызстане с участием провинции Шэньси?
Кыргызстан, как центр Центральной Азии, имеет значительный потенциал для развития транс-евразийской логистики в сотрудничестве с провинцией Шэньси. Основные направления могут включать:
- Строительство современного железнодорожного узла и внедрение интеллектуальных систем для повышения эффективности.
- Создание логистического парка в Бишкеке или Оше с привлечением инвестиций из Шэньси для предоставления логистических услуг.
- Построение холодных складов для экспорта сельскохозяйственной продукции из Кыргызстана на китайские и европейские рынки.
- Открытие складов для электронной коммерции в Кыргызстане для охвата рынков Центральной Азии и России.
- Создание сборочных заводов для автопроизводителей из Шэньси в Кыргызстане.
Эти проекты позволят интегрировать Кыргызстан в логистическую сеть "Пояса и пути", укрепляя позиции Шэньси как ключевого игрока в евразийской логистике.
В условиях различий в бизнес-среде Китая и Кыргызстана, какие инновационные подходы следует внедрить для успешного развития бизнеса в Кыргызстане?
В будущем рекомендуется внедрить инновационные решения, учитывающие особенности экономики Кыргызстана, такие как использование технологии блокчейн для управления грузовыми документами и цепочками поставок. Китайские компании могут внедрить интеллектуальные логистические платформы для повышения эффективности.
Бишкек сталкивается с проблемами пробок и энергоснабжения. Необходимо внедрение интеллектуальных систем управления энергопотреблением и транспорта, а также создание сети 5G.
Использование сельскохозяйственных дронов может решить проблемы с нерациональным использованием пестицидов и развивать устойчивый туризм на основе местных ресурсов.
Создание центра цифровой торговли в Бишкеке и интеграция с китайско-кыргызской платформой экономического сотрудничества откроет новые возможности для трансграничных платежей.
Для решения проблем финансирования МСП можно применить китайские модели финансирования и разработать систему оценки кредитоспособности на базе блокчейна. Пилотирование цифровой валюты Центрального банка поможет упростить международные транзакции.
Основными стратегиями будущего развития должны стать технологии, поддерживающие местный спрос, "зеленые" преобразования и глубокая интеграция в общественные сети, что позволит эффективно решить проблемы инфраструктуры, экологии и рынка, обеспечивая взаимные выгоды.
Обсудим?
Смотрите также: