Китайские миллионы в действии. Что дает Кыргызстану "Джунда"

Ведущие журналисты Кыргызстана имели возможность на практике ознакомиться с работой крупных предприятий, где задействованы китайские инвестиции. Эта поездка, организованная посольством Китая в стране, продемонстрировала, что проекты с участием китайских компаний - это не только цифры на бумаге, но и реальная польза для экономики, включая новые рабочие места и передовые технологии.
Одним из ключевых объектов, который посетила делегация, стал нефтеперерабатывающий завод "Джунда" в Кара-Балте. Этим предприятием, занимающим более 5 тысяч гектаров, являются одними из крупнейших китайских инвестиционных проектов в Кыргызстане. Основным инвестором выступает Среднеазиатская энергетическая компания, входящая в состав Шаньсийского угольно-энергетического холдинга. Завод начал свою работу в 2017 году и в настоящее время производит различные марки бензина, дизельное топливо и сжиженный газ.
В Кыргызстане у компании имеется сеть из 27 автозаправочных станций, а также продукция реализуется через сторонние сети. Общая сумма инвестиций в проект составляет около 520 миллионов долларов. В пиковые периоды на заводе работало до 1 200 человек, большинство из которых - местные специалисты. В настоящее время численность персонала составляет около 1 000 человек, включая как кыргызстанцев, так и китайских специалистов.
Эта поездка наглядно продемонстрировала, что китайские инвестиции в Кыргызстане - это не просто планы, а действующие предприятия, которые открывают новые возможности для экономического роста страны.
Влияние на экономику и социальные аспекты
На встрече с представителями СМИ руководство завода поделилось подробностями о своей работе и значении для Кыргызстана. Генеральный директор ОсОО Чайна Петроль Компани "Джунда" Хуан Цян и руководитель Среднеазиатской энергетической компании Юй Шанлинь ответили на вопросы журналистов.
По словам Хуана Цяна, завод составляет важную часть инициативы "Один пояс, один путь" и служит ярким примером эффективного сотрудничества между Китаем и Кыргызстаном. Он подчеркнул, что компания не только занимается производством, но и активно работает над социальными проектами, создавая новые рабочие места.
"На сегодняшний день завод обеспечивает работой сотни кыргызстанцев и косвенно создает тысячи рабочих мест в сферах транспорта, строительства и услуг. Мы рассматриваем завод не только как промышленное предприятие, но и как двигатель развития региона", - отметил он.
На пике своего функционирования число сотрудников достигало 1 300 человек, сейчас на заводе трудится 300–500 специалистов. Несмотря на приостановку планов по расширению сети АЗС из-за пандемии, компания продолжает работать над развитием в Кыргызстане.
Юй Шанлинь добавил, что в будущем компания намерена продолжать расширение сети автозаправочных станций для обеспечения доступности продукции завода для населения различных регионов.
Журналисты также задали вопросы о качестве топлива и экологии. Эколог завода Рыспай Юсупов сообщил, что контроль за производственными процессами осуществляется на каждом этапе, и соблюдение экологических стандартов остается приоритетом для предприятия.
Таким образом, "Джунда" представляет собой символ двустороннего партнерства и подтверждение того, что крупные инвестиционные проекты могут обеспечивать стабильные рабочие места и укреплять энергетическую безопасность страны.
Вызовы и будущее
Руководство завода откровенно поделилось трудностями, с которыми сталкивалось предприятие в последние годы. Основной проблемой остается нехватка сырья, в частности южной нефти, что вынуждает компанию искать альтернативные источники поставок.
Также обсуждалась ценовая политика. Представители завода отметили, что продукция "Джунды" имеет более низкие цены по сравнению с конкурентами благодаря инвестиционному соглашению с правительством Кыргызстана, подписанному летом прошлого года, которое предоставляет налоговые льготы по акцизам и НДС на пять лет.
"Мы ценим поддержку государства и стремимся поддерживать доступные цены, чтобы кыргызстанцы могли ощутить выгоду от нашего сотрудничества", - добавил Хуан Цян.
До пандемии завод внес в бюджет около 12 миллиардов сомов в виде налогов. Во время вынужденного простоя зарплаты сотрудников сохранялись, и для восстановления работы предприятия было инвестировано 100 миллионов юаней на ремонт и модернизацию. На сегодняшний день завод постепенно выходит на стабильный уровень функционирования.
Руководство связывает особые надежды с соглашением о поставках нефти из Казахстана, которое, если будет реализовано, позволит заводу работать на полную мощность - до 800 тысяч тонн переработки в год, что обеспечит страну необходимым топливом.
Выбор Кыргызстана для строительства завода объясняется отсутствием аналогичных объектов в стране и выгодным географическим положением. В настоящее время "Джунда" рассматривается как ключевой стратегический актив, способствующий укреплению энергетической безопасности республики.

Читайте также: