Чего ждать экономике Кыргызстана в 2026 году? О рисках и прогнозах в отчете ЕФСР
В отчете аналитики представили детальную оценку макроэкономических показателей, прогнозируя, что экономика страны будет двигаться от стадии восстановления к устойчивому росту.
1
Темпы роста ВВП и инвестиции
После достижения пиковых значений около 10% в 2025 году, темпы роста ожидаются на уровне 6,4% в 2026 году, а в 2027 и 2028 годах — от 5,5% до 6%.
По мнению экспертов, основным фактором роста станет инвестиционный спрос. Значительные вложения в энергетику, такие как проект Камбаратинской ГЭС-1, а также в транспортную инфраструктуру, создадут мультипликативный эффект для промышленного сектора. Вместе с тем, ожидается замедление потребительской активности из-за строгих условий денежно-кредитной политики.
2
Инфляция и денежно-кредитная политика
Прогнозируется, что инфляция в Кыргызстане начнет снижаться, достигнув 6,4% в 2026 году и стремясь к целевому уровню в 5,8% к 2028 году.
ЕФСР подчеркивает, что политика Национального банка Кыргызской Республики сыграла важную роль в контроле инфляции. Увеличение учетной ставки с 9% до 11% стало необходимым шагом для снижения вторичных эффектов от роста тарифов на электроэнергию и отопление.
Тем не менее, в прогнозируемом периоде сохраняются проинфляционные риски, вызванные ежегодным увеличением тарифов на электроэнергию, а также высокими ценами на продовольствие и топливо. Устойчивое снижение цен возможно лишь при снижении ценовой волатильности на международных рынках и ужесточении денежно-кредитной политики.
3
Валютный курс и международные резервы
Предполагается, что курс доллара США к сом будет составлять 96 в 2026 году, 97,5 в 2027 году и 98,5 в 2028 году.
Фонд оценивает состояние международных резервов как «комфортное». Активная политика Национального банка по накоплению золота привела к тому, что резервы покрывают 5,9 месяца импорта, что создает надежный буфер против валютных колебаний.
4
Государственные расходы и бюджет
Бюджетный сектор характеризуется высоким уровнем государственного участия. В 2025 году расходы на поддержку государственного сектора составили 11% от ВВП.
Ранее основными получателями бюджетной поддержки были убыточные энергетические компании, такие как ОАО «Национальная электрическая сеть Кыргызстана» и ОАО «Электрические станции». Однако в 2025 году список реципиентов значительно расширился, и более 50% бюджетной поддержки теперь направляется в банковский сектор, строительную отрасль и транспорт.
Согласно проекту республиканского бюджета на 2026–2028 годы, список предприятий, получающих поддержку, будет увеличен, в первую очередь за счет компаний финансового сектора.
ЕФСР также отмечает «экспансионистский характер» фискальной политики. Несмотря на высокие неналоговые доходы, дефицит бюджета, учитывая квазифискальные операции, составит около 3,6% от ВВП. Эксперты советуют постепенно переходить к бюджетной консолидации для обеспечения долгосрочной устойчивости.
5
Внешнеэкономический баланс и переводы
Ожидается, что торговый баланс останется с значительным дефицитом, который будет частично компенсироваться притоком денежных переводов. Однако фонд предупреждает о рисках, связанных с зависимостью от экономической ситуации в странах-партнерах. Стабильность экспорта золота и продукции швейной промышленности будет критически важна для поддержания платежного баланса.
6
Ключевые риски
ЕФСР выделяет три потенциальных сценария развития, где основными негативными факторами являются недостаток поливной воды для сельского хозяйства и низкий уровень воды в Токтогульском водохранилище. Эти условия могут ограничить экспортный потенциал и привести к увеличению импорта электроэнергии.
Читайте также:
