Есть ли у Алматы шанс стать городом без «пробок», экологичным и безопасным?
Алматы, будучи одним из наиболее привлекательных туристических центров, также занимает высокие позиции в мировых рейтингах по таким негативным показателям, как уровень пробок, загрязнение воздуха и опасность на дорогах.
В связи с этим растет количество призывов к внедрению радикальных мер для уменьшения автомобильного трафика. Среди обсуждаемых инициатив: введение платного въезда в город, создание зон с низкими выбросами и повышение цен на парковку. Платформа Spik.kz решила внести свой вклад в эту дискуссию, исследуя потенциальную эффективность предлагаемых мер. Экспертное мнение можно узнать, читая здесь.
Абай Капабаев, архитектор и директор компании A-Concept Design, утверждает:
«Комплексный подход позволит решить множество транспортных проблем»

— Во-первых, Алматы и его окрестности занимают первое место в стране по количеству дорожно-транспортных происшествий, что приводит к множеству летальных случаев, особенно среди пешеходов. Власти должны осознать серьезность ситуации и предпринять необходимые шаги для улучшения дорожной обстановки. Вот некоторые предложения.
Первое — внедрение кольцевых развязок. Они, хоть и небольшие, могут значительно улучшить транспортное движение в отличие от светофоров, которые замедляют поток. Хотя количество мелких столкновений может увеличиться, такие развязки существенно снижают риск серьезных аварий, поскольку исключают угловые столкновения.
Кроме того, кольцевые развязки способны увеличить пропускную способность дорог и не требуют много места, что делает их экономически более выгодными по сравнению с многополосными улицами и светофорами. Важно отметить, что современные «умные» светофоры не всегда оправдывают ожидания, как показывает практика в Астане.
Второе — необходимо снизить лимиты скорости в городе. Исследования показывают, что максимальная скорость в 60 км/ч не влияет на общее время в пути. Во многих странах введены ограничения до 30-40 км/ч в жилых зонах, что помогло снизить количество ДТП.
Третье — повсеместная установка камер наблюдения. Неважно, будут ли это «Сергек» или другие системы. Важно, чтобы они помогали контролировать соблюдение ПДД и снижали число нарушений. Примеры успешных реализаций таких систем можно увидеть в Астане.
Четвертое — стоит рассмотреть возможность реверсивного движения на основных магистралях. Утром можно выделить две полосы в город и одну из него, а вечером наоборот. А также изменить расписание работы крупных организаций, чтобы уменьшить наплыв транспорта в часы пик.
Пятое — развитие общественного транспорта. Создание более прямых маршрутов, выделение отдельных полос и внедрение бесплатных пересадок помогут повысить удобство и привлекательность общественного транспорта.
Шестое — введение платного въезда в определенные зоны, что уже успешно применяется в некоторых странах. Этот шаг поможет регулировать поток автомобилей.
Седьмое — провести в образовательных учреждениях занятия по безопасному поведению на дорогах. Учитывая, как люди сейчас передвигаются, погруженные в смартфоны, необходимо повышать осведомленность о правилах дорожного движения.
Восьмое — обеспечить безопасность передвижения для мопедов, мотоциклов и велосипедов, создавая специальные дорожки. Это особенно актуально в южных регионах, где такой вид транспорта может разгрузить город от пробок.
Девятое — приоритет для пешеходов. Учитывая климат Алматы, необходимо стимулировать горожан к пешеходным перемещениям, что поможет улучшить экологическую ситуацию и освободить город от автомобильной зависимости.
Если реализовать данные меры комплексно, можно значительно улучшить транспортную ситуацию в Алматы и сократить количество ДТП. Это непростая задача, особенно с учетом ожидаемого роста населения до трех миллионов, но она жизненно важна. Гражданам следует научиться планировать свои поездки и менять культуру вождения в сторону большей терпимости и уважения к жизни.
Эти изменения также положительно скажутся на экологии города, и все мы стремимся к тому, чтобы Алматы стал чистым, безопасным и привлекательным для туристов местом.
Адиль Нурмаков, политолог и руководитель Urban Forum Kazakhstan, добавляет: «Важно создать надежные и комфортные альтернативы автомобилям»

— Существует мнение, что Алматы не готов к такому количеству автомобилей и жителей. Однако важно понимать, что это наблюдение актуально для всех развивающихся городов и свидетельствует о их привлекательности и экономической активности.
Города долго пытались адаптироваться к росту автомобильного трафика, но только в последние десятилетия стало очевидно, что проблема не в недостаточной инфраструктуре, а в самом количестве автомобилей. Чем меньше автомобилей, тем меньше пробок.
Если мы принимаем эту точку зрения, стоит задуматься, как можно обойтись без автомобилей. Необходимо донести до людей, что это всего лишь средство передвижения, а не символ успеха. Но прежде всего, важно обеспечить наличие комфортных и надежных альтернатив.
Первое — создание удобных маршрутов для общественного транспорта, который должен ходить по расписанию и избегать переполненности. Второе — развитие микромобильности: велосипеды и самокаты станут реальными альтернативами только при наличии безопасной инфраструктуры.
Третье — сокращение количества машин на дорогах, что может быть достигнуто через систему платной парковки, которая должна быть достаточно дорогой, чтобы стимулировать использование общественного транспорта и обеспечивать ротацию мест. На уровне государства нужно внедрить строгие экологические и безопасные стандарты для транспорта и топлива.
Обсудим?
Смотрите также: