«Не прозевать свой шанс». Мнения Апаса Джумагулова и Арзыбека Кожошева о тарифной политике Трампа
Мы проводим опросы среди влиятельных бизнесменов, общественных деятелей и руководителей государственных структур, чтобы узнать их мнение о текущей ситуации.
Первыми участниками нашего опроса стали Омурбек Бабанов и Ильяс Тулекеев. Их мнения доступны по этой ссылке.
Также свои взгляды высказали Данияр Амангельдиев и Феликс Кулов.
В нашем исследовании участвуют:
- Апас Джумагулов, бывший премьер-министр Кыргызстана и экс-секретарь ЦК Компартии КР.
- Арзыбек Кожошев, министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии от Кыргызстана и бывший министр экономики.
Апас Джумагулов
- Какие изменения происходят в мировой экономике из-за тарифов Трампа и как это отразится на Кыргызстане?
- Кыргызстану следует внимательно следить за тем, как на повышение пошлин США отреагирует Европейский союз и отдельные страны Еврзоны. Важно отслеживать, какие товары попадают под новые пошлины и есть ли у нас с ними торговые связи.
В таком случае наше государство может вести прямые переговоры о возможности закупок или поставок этих товаров.
Продукция, ранее отправляемая в США, может быть перенаправлена к нам. За этим нужно следить и налаживать прямые контакты.
Важно не упустить свой шанс и воспользоваться ситуацией, если появится выгодное предложение.
Варианты могут быть разнообразными. Необходимо договориться о том, что мы можем предлагать, а что они могут предоставить нам. Учитывая небольшой объем нашей экономики, крупных проблем возникнуть не должно.
Арзыбек Кожошев
- Каковы мировые экономические изменения в свете введения тарифов Трампа?
- Решение президента Трампа повысить тарифы вызвало шок во многих странах. Однако он установил временный тариф в размере 10% на 90 дней для достижения соглашений по устранению «торгового дисбаланса».
Для Китая же было сделано исключение, и пошлина на китайские товары была поднята до 145%. С 2 апреля, когда были объявлены новые тарифы, средний импортный тариф в США может вырасти с 2,3% до 25%, что не наблюдалось с начала 20 века, даже в периоды торговых войн 1930-х годов.
Некоторые страны начали заявлять о готовности отменить импортные пошлины на американские товары до введения новых тарифов. Более 75 стран уже выразили намерение начать переговоры о «нормализации» торговых отношений.
Например, 1 апреля этого года советник премьер-министра Израиля Дмитрий Гендельман сообщил о намерении аннулировать все пошлины на импорт из США.
5 апреля Дональд Трамп объявил, что Вьетнам готов отменить все пошлины на американские товары в обмен на торговое соглашение с США. Власти Южной Кореи сообщили, что не будут «сопротивляться» новым пошлинам из-за исторических обязательств перед США.
Тем не менее, масштабный «тарифный ультиматум» создает прецедент, который может разрушить не только международную торговую систему, но и глобальные производственные цепочки и экономические связи, сложившиеся на протяжении полувека.
В последние годы система ВТО сталкивалась с множеством проблем и не могла справиться с вызовами, возникающими в международной торговле.
Действия Трампа повысили неопределенность и серьезно подорвали будущее существующей системы. Даже если это сделано для улучшения переговорных позиций США, ущерб, нанесенный ВТО, будет трудно исправить.
Говоря о влиянии тарифов на ЕАЭС, стоит отметить, что они окажут негативное воздействие на все страны, включая и США. Во-первых, в условиях неопределенности инвестиции заморозятся, а волатильность на финансовых рынках возрастет. Во-вторых, повышение тарифов вызовет рост потребительских цен, снизит прибыль компаний и реальные заработные платы, что приведет к сокращению спроса на энергоресурсы и другие факторы производства. Все это может привести к рецессии.
- Как это скажется на ЕАЭС и Кыргызстане?
- ЕАЭС за свою недолгую историю переживал несколько кризисов и был создан в условиях постоянных экономических трудностей. Таможенный союз возник в конце кризиса 2008 года, а ЕАЭС был создан в 2014 году. Союз также столкнулся с кризисом, вызванным COVID-19, и сейчас мы наблюдаем последствия кризиса 2022 года.
У нас выработались устойчивые механизмы реагирования на экономические колебания.
Мы научились обеспечивать продовольственную и энергетическую безопасность за счет внутренних ресурсов, значительно увеличили долю взаимной торговли в национальных валютах и быстро адаптировали логистику и цепочки добавленной стоимости, наращиваем кооперацию между нашими государствами.
Среди стран ЕАЭС Казахстан оказался под угрозой высоких тарифов Трампа, с возможным повышением ставки до 27%. По оценкам экспертов, доля США в казахстанском экспорте составляет около 2%. Учитывая, что экспорт Казахстана в основном включает сырьевые товары, на него это повышение практически не повлияет.
Что касается России и Беларуси, то повышения пошлин на их товары не произошло, но стоит отметить, что экспорт этих стран в США значительно сократился: в 2024 году он уменьшился на 82% для России и на 94% для Беларуси по сравнению с 2020 годом. Основной экспорт России в США составляет удобрения, драгоценные металлы и сырьевые продукты.
Таким образом, прямого влияния на Россию не ожидается. Однако снижение цен на энергоресурсы и сырье может косвенно сказаться на российской экономике, так как это основные экспортные товары страны.
Экспорт Армении и Кыргызстана в США за последние годы значительно возрос: в 2024 году по сравнению с 2020 годом он увеличился на 82% и 177% соответственно. Однако в денежном эквиваленте это незначительно в общей массе экспорта (Армения – 129 млн долларов, Кыргызстан – 17 млн долларов).
Торговые войны заставят многих производителей, особенно китайских, переосмыслить географию производства, чтобы снизить риски от высоких тарифов. В первую очередь это затронет страны Юго-Восточной Азии, такие как Вьетнам, Малайзия и Индонезия, которые могут стать важными игроками в новых цепочках добавленной стоимости для экспорта в США и Европу.
На начальном этапе возможны попытки обойти «заградительные пошлины» путем перенаправления торговых потоков через другие страны. Тем не менее, такие схемы не смогут иметь массовый характер, так как таможенные органы США легко обнаружат недобросовестных импортеров.
В этой ситуации страны ЕАЭС имеют хорошие перспективы для привлечения инвестиций, локализации производства и трансфера технологий. Например, их можно было бы локализовать на собственных территориях, что раньше делалось в Китае и направлялось в США.
Китай, столкнувшись с американскими тарифами, может развивать сотрудничество с ЕАЭС в рамках инициативы «Один пояс – один путь», не только в плане логистики, но и в создании цепочек добавленной стоимости на Шелковом пути. Страны, вовлеченные в эту инициативу, должны рассматривать себя не только как транзитные точки и источники сырья, но и как активных участников производственных цепочек.
Если в краткосрочной перспективе не удастся достичь соглашений, экспорт многих товаров в США и Китай станет экономически нецелесообразным, что приведет к изменению целевых рынков сбыта, включая страны ЕАЭС. Это создаст новые вызовы и угрозы для внутренних производителей Союза. Однако в ЕАЭС существуют механизмы для предотвращения последствий от увеличенного или демпингового импорта.
В заключение, основываясь на предыдущем опыте торговых войн и кризисов, страны ЕАЭС будут продолжать активно развивать взаимную торговлю, укреплять кооперацию в промышленности, повышать уровень продовольственной и энергетической безопасности внутри Союза, а также стремиться к достижению технологического суверенитета.
Обсудим?
Смотрите также: