Сохраб Сепехри – певец природы
Сохраб Сепри появился на свет 6 октября 1928 года в Куме, однако вскоре его семья перебралась в Хансар. Родители и предки Сохраба имели корни в Кашане, и со временем они осели в районе Дарвазе-Аттар этого города. Его деда звали Мирза Насролла Сепехри, и он стал первым руководителем Кашанской телеграфной службы. Сохраб был третьим из пятерых детей в семье. Его отец Асадулла и мать Махджабин были увлечены искусством и литературой.
Сохраб Сепехри провёл детство в Кашане, получив начальное образование в школе имени Хайяма и продолжив обучение в средней школе имени Пехлеви.
Отец Сохраба был талантливым художником и каллиграфом, он также мастерил тара – струнный инструмент, на котором играл с виртуозностью. Для заработка он работал в телеграфно-почтовом отделении Кашана. Когда Сохраб был подростком, его отец перенёс паралич. Вспоминая о нём, Сохраб говорил: “Я был ещё ребёнком, когда отец заболел и так и не выздоровел до конца своей жизни, до 1962 года. Искусству живописи я обучился у него”.
Некоторые стихотворения матери Сохраба были опубликованы в книге “Иранские мастерицы слова”. Его дед по матери также увлекался искусством и литературой, а работа “Насих ат-таварих” считается одним из его творений. У Сохраба был брат Манучехр и три сестры: Хомаю́н-дохт, Пари́-дохт и Парване́.
Летом 1943 года Сохраб завершил выпускные экзамены средней школы с уклоном в литературу и, получив аттестат полного среднего образования, поступил в двухгодичное подготовительное заведение для мальчиков и начал работать в Департаменте культуры Кашана.
С самого раннего возраста Сохраб начал рисовать и в десять лет написал своё первое стихотворение в жанре рубаи́. В подростковом возрасте он выражал свои чувства и повседневные события в стихах. В это время он также учился играть на санту́ре – струнном ударном инструменте.
Когда Сохраб стал юношей, он переехал в Тегеран и поступил в Институт изящных искусств Тегеранского университета. Во время учёбы он также работал в Тегеранской нефтяной компании, но уволился через восемь месяцев. В 1951 году он завершил обучение и в течение трёх лет участвовал в различных выставках по всему Ирану. После окончания института он вернулся в Кашан и в декабре 1954 года начал работать в Главном управлении изящных искусств.
Затем он начал преподавать в училище изящных искусств. Он познакомился с поэтом Мушфеком Кашани, известным под псевдонимом Аббас Кайманеш, который помог ему углубиться в изучение персидского аруза – системы стихосложения, основанной на количественном подходе.
Мошфек вдохновлял его на написание стихов, что побудило Сохраба задуматься о карьере поэта. В этот период он начал изучать творчество Саиба Табризи и Бедиля Дехлави и выпустил свой первый сборник поэзии.
Интересы Сохраба выходили за пределы живописи, поэзии и музыки. Он проявлял живой интерес к восточной культуре и много путешествовал. Он посетил Индию, Пакистан, Афганистан, Китай и Японию, знакомясь с культурой и искусством каждой из этих стран.
В Японии он изучал резьбу по дереву и перевёл на персидский язык древние поэмы Китая и Японии. Путешествия Сохраба не ограничивались Восточной Азией. В 1957 году он объездил Европу, проведя некоторое время в Лондоне и Париже.
Он поступил в Парижскую школу изящных искусств для изучения литографии, но вскоре его стипендия закончилась, и чтобы остаться во Франции и продолжать заниматься живописью, Сохраб подрабатывал даже промышленным альпинистом.
Эти поездки во многом сформировали духовный путь Сепехри. Его время, проведённое в странах Восточной Азии и знакомство с индуизмом и буддизмом, оказали значительное влияние на его поэзию. В этот период Сохраб стал известным поэтом с уникальным стилем и завоевал признание у множества поклонников.
После длительного пребывания в Париже Сохраб Сепехри вернулся в Иран в 1974 году, на обратном пути посетив Грецию и Египет. Его творческая деятельность продолжалась, и вскоре он принял участие в первом Тегеранском международном фестивале искусств, где был награждён поэтической премией имени поэтессы Форуг Фаррохзад.
Затем он выступил на Международной художественной выставке в Базеле в качестве художника и вернулся в Кашан в конце 1977 – начале 1978 года. В это время был издан его сборник стихов “Восемь книг”, который включает восемь малых сборников, написанных в разные годы. В следующем году он провёл персональную выставку своих работ в галерее Сейхун в Тегеране.
Осенью 1979 года у Сохраба диагностировали лейкемию. Он уехал в Лондон на лечение вместе с сестрой и провёл там некоторое время. Вернувшись на родину, 22 марта 1980 года он был госпитализирован в больницу “Парс” в Тегеране и скончался 21 апреля.
Сохраб Сепехри никогда не состоял в браке и не имел детей. В его работах и биографии нет сведений о личной жизни. Он провёл большую часть своей взрослой жизни в одном доме с матерью и младшей сестрой Парване.
Сохраб был интровертом, отличался мягкостью в общении, спокойствием и чувствительностью. У него был приятный голос и проницательный взгляд. Он проявлял аккуратность и тщательность как в повседневной жизни, так и в своих произведениях. Он подписывал свои картины или отправлял стихотворения на публикацию только тогда, когда был полностью удовлетворён результатом. Из-за своей интровертности он избегал публичной жизни и не реагировал на негативные отзывы о своих работах.
Сохраб покоится во восточном дворе усыпальницы Султан-Али ибн Мухаммада, сына имама Бакира, расположенной в селении Машхаде Ардахал в окрестностях Кашана. На его надгробии высечены строки из его стихотворения “Оазис в мгновении”:
Если отправитесь меня искать,
приближайтесь медленно, осторожно,
чтоб не потрескался вдруг
хрупкий фарфор моего одиночества.
Первым поэтическим опытом Сепехри стал опубликованный в 1947 году сборник “На краю луга, или Мавзолей любви”, в котором заметно сильное влияние романтиков, с их склонностью к любовной лирике и стремлением к уединению.
Поэт оставил после себя значительное наследие живописных и графических работ, которые можно увидеть в музеях по всему миру, автобиографическую повесть “Отаге аби” (“Голубая комната”) и восемь литературных сборников, вошедших в книгу “Хашт кетаб” (“Восемь книг”: Смерть цвета, Жизнь снов, Солнечный ливень, Восток тоски, Звук шагов воды, Путешественник, Зелёный объем, Мы – ничто, мы – взгляд).
Стихи из этой книги известны и популярны в Иране, они часто цитируются в прессе многими литераторами и деятелями искусства, некоторые из них вошли в школьные учебники и повседневную речь иранцев, а название стихотворения “Дом друга где?” (1987) стало названием фильма, снятого известным режиссёром, лауреатом премии “Золотая ветвь” Каннского кинофестиваля Аббасом Киаростами.
За морями
Построю лодку.
Я построю лодку.
Спущу на воду,
уплыву отсюда,
от чуждой мне земли, где никого
нет, кто бы посреди лесной долины
любви героев ото сна бы пробудил.
В лодке моей сетей не будет,
в сердце не будет тяги к жемчугам.
Плыть буду, плыть.
Не привяжусь душой
ни к моря синеве, ни к волооким
русалкам, возникающим в сияньи
рыбацких одиночеств, с длинных кос
что рассыпают сказки рыбакам…
И послание в пути
Однажды
приду, однажды я посланье принесу.
По венам свет пущу и крикну что есть мочи:
“корзины, полные корзины сна!
я яблоко принёс, яблоко-красно солнце”.
Приду,
вложу в ладони попрошайке гроздь сирени,
красавице в проказе подарю
новые серьги и скажу слепому:
“разве не дивно любоваться садом?”,
буду лоточником ходить по переулкам,
вслух распевая: “посмотрите на росу!”,
прохожему скажу: “Как ночь темна.
Ты прав. Дарю Путь Млечный”. На мосту
безногая девчушка глядит в небо.
На шею ей Медведицы Большой
надену ожерелье…
Вырву брань из уст,
снесу все эти стены, все заборы,
разбойникам я крикну: “караван
привёз улыбок драгоценных сундуки!”
Обсудим?
Смотрите также: