Что Супермен расскажет вам об американской внешней политике
Может ли обладатель невероятных способностей выбрать бездействие?
Сложно воспринимать всерьез мужчину в синих трико и красных трусах. В новом фильме, который вышел 11 июля, Супермен берет на себя серьезную роль мирового полицейского. Человек из стали (Дэвид Коренсвет, на фото, впервые облачённый в спандекс) вмешивается, чтобы остановить агрессию одного государства против другого, полагая, что его действия правильны и спасают жизни. Однако Лоис Лейн (Рэйчел Броснахэн, придающая своей героине остроту) выражает сомнения относительно одностороннего вмешательства: задумывается ли Супермен о последствиях своих действий в конфликтах других стран? Об этом сообщает The Economist.
Размышления о геополитике могут показаться неуместными в супергеройском фильме, который обычно акцентирует внимание на мускулатуре и зрелищных трюках. Тем не менее, подобные картины часто служат аллегориями для понимания роли Америки в мире. Особенно это актуально для историй о Супермене, чья миссия — защищать «истину, справедливость и американский образ жизни». Этот персонаж остается актуальным уже почти девять десятилетий благодаря своей привлекательности, нейтральности и способности адаптироваться к изменениям в значении «американского образа жизни» в различные исторические эпохи.
Рик Бауэрс, автор книги о Супермене, назвал его «воплощённым американцем». Хотя герой прибыл из Криптона младенцем, он вырос на Среднем Западе, усвоив ценность труда, и стал единственным американцем, который способен буквально поднять себя за волосы. Супермен был создан Джерри Сигелом, сыном еврейских иммигрантов из Литвы. Сигел, будучи застенчивым подростком, писал истории и был особенно близок с отцом, который владел комиссионным магазином в неблагополучном районе Кливленда. После убийства отца во время ограбления, фантазии Сигела воплотились в образ героя с невероятной силой. В первом рассказе он спасает пожилого мужчину от нападающего.
Супермен впервые появился на обложке первого выпуска «Action Comics» в июне 1938 года, где он поднимает автомобиль. На первой странице он осознает, что «должен направить свою титановую силу на благо человечества», и с тех пор его образ ассоциируется с добродетелью, решимостью и благородством. Изначально его действия сосредоточивались на внутренних делах США — в той же истории он спасает невинную женщину от электрического стула. В то время Америка придерживалась изоляционистской политики, несмотря на растущее беспокойство Франклина Рузвельта по поводу действий нацистской Германии.
Когда Америка вступила во Вторую мировую войну, Сигел и иллюстратор Джо Шустер столкнулись с дилеммой. Чувство справедливости их персонажа подсказывало, что он должен выступить на стороне союзников. Однако даже угроза люфтваффе не могла бы составить конкуренцию герою в плаще. Создатели боялись, что рассказы о легких победах Супермена могут деморализовать солдат, ведь 80% чтения в американской армии составляли комиксы, и Супермен был самым популярным героем.
Поэтому Кларк Кент, гражданская личность Супермена, был «отклонен» от службы после неудачи на тесте на зрение. Супермен провел войну, сражаясь с различными злодеями, в том числе немецкими и японскими, в других местах. Тем не менее он оставался символом мужества и правоты Америки. Обложка одного из выпусков за июль 1944 года изображала Лейн под руку с американскими солдатами с надписью: «Вы — мои Супермены!»
Позже Супермен начал задумываться о необходимости вмешательства в дела Земли. В фильме «Супермен II» (1980) он отказывается от своих способностей ради обычной жизни с Лоис Лейн, что делает Америку и весь мир уязвимыми перед амбициями генерала Зода — агрессивного экспансиониста. (Послание этого фильма, созданного в разгар холодной войны, легко расшифровать.) В итоге фильм завершается тем, что Супермен возвращает свои силы, вновь становится защитником мира и водружает американский флаг над Белым домом.
В комиксах и фильмах конца XX — начала XXI века Супермен всё чаще проявляет осторожность в вопросах внешнего вмешательства и суверенитета. «Какое я имею право, — задается он вопросом в одном из эпизодов, — навязывать свои ценности кому бы то ни было?» Он стремится достигать своих целей с минимальным применением силы, применяя точечные удары для устранения террористических ячеек. Это отражает американскую стратегию, начиная с 2002 года, когда уничтожение отдельных целей осуществляется с помощью беспилотников.
Сейчас Человек из стали переосмыслен в свете современных политических реалий. Новый фильм о Супермене сохраняет свойственные ему наивные диалоги и угрозы глобального масштаба. Тем не менее, без лишних спойлеров, становится очевидно, что конфликт, в который он вмешался, оказался ловушкой. Это, по сути, отражает точку зрения части внешнеполитической команды Дональда Трампа на зарубежные конфликты: Америка только теряет, когда вмешивается. Хотя может показаться странным, что человек, способный на всё, задумывается о бездействии, именно это и делает фильм актуальным.
Обсудим?
Смотрите также: