Главные новости » Эксклюзив » Китай отказывается от ГЭС: 300 плотин уничтожены на Красной реке
Эксклюзив

Китай отказывается от ГЭС: 300 плотин уничтожены на Красной реке

251

Китай, следуя примеру других стран, начинает сворачивать свою программу малой гидроэнергетики с целью улучшения состояния экологии рек, сообщают СМИ.

С пятью годами назад началась инициатива по восстановлению реки Сишуй, также известной как Красная река.

Согласно данным правительственного агентства Xinhua News Agency, на сегодняшний день ликвидированы 300 из 357 плотин. Из 373 гидроэлектростанций, ранее функционировавших на этой реке, 342 остановлены.

Эти действия являются частью обширной программы по восстановлению водной экологии, запущенной правительством КНР в 2020 году. Реки страны, пострадавшие от промышленного развития, требуют серьезного внимания. В частности, река Чишуй была перегорожена плотинами практически на каждом километре своего течения.

Задача – восстановление корейского осетра

Эта река протяженностью 400 километров является основным притоком Янцзы, когда-то служившим важным местом обитания корейского осетра, который встречается только в Янцзы и её притоках. Осетры мигрируют от мест нереста к богатым кормом территориям и обратно, однако плотины стали серьезным препятствием для их миграций. Многие рыбы также погибают на турбинах ГЭС, а застойная вода в резервуарах имеет низкое содержание кислорода и высокую концентрацию токсичных веществ.

С 2000 года ни разу не удавалось обнаружить осетра в Красной реке. В 2022 году Международный союз охраны природы признал этот вид вымершим в дикой природе.

На данный момент среда обитания корейского осетра восстановлена на 90% по всей длине реки. В 2023 и 2024 годах Институт гидробиологии Китайской академии наук в Ухане выпустил в реку десятки особей, и их поведение было отмечено как нормальное. Исследователь Лю Фэй выражает надежду на успешное размножение: «Это достижение говорит о том, что экологические условия Красной реки соответствуют потребностям корейского осетра для обитания и размножения».

Китай за последние 15 лет стал основным игроком в области зеленой энергетики, значительно опередив Европу. В настоящее время страна контролирует 80% мирового производства солнечных панелей, 60% ветровых установок, строит половину действующих атомных реакторов и занимает около 70% рынка батарей для электротранспорта, как сообщает Le Monde.

С начала 2024 года в Китае было введено в эксплуатацию 198 ГВт новых мощностей солнечных панелей — почти столько же, сколько в сумме есть в США (239 ГВт). Таким образом, Китай преодолел отметку в 1 000 ГВт, в то время как Европейский союз имел на конец прошлого года 338 ГВт.

В начале 2010-х годов в энергетике Китая преобладал уголь, число бензиновых автомобилей быстро увеличивалось, а воздух в Пекине был настолько загрязнен, что власти оценивали ежегодные потери населения от загрязнения в 1,2 миллиона человек.

Охрана окружающей среды стала одним из ключевых направлений в планах развития государства. В пятилетнем плане (2011—2015) была запущена масштабная программа десульфуризации выбросов угольных электростанций, являвшихся причиной кислотных дождей и загрязнения воздуха.

Параллельно началось строительство линий электропередачи сверхвысокого напряжения для транспортировки зелёной энергии из солнечных и засушливых регионов в промышленные центры на побережье.

Пекин призвал сельские регионы участвовать в «зелёном переходе», что они восприняли как возможность для экономического возрождения. Так, компания Sungrow из развивающейся провинции Аньхой стала вторым в мире производителем инверторов (после Huawei) — оборудования для преобразования энергии солнечных панелей. Компания значительно выросла благодаря крупным контрактам на строительство солнечных ферм и программе электрификации удалённых деревень.

В 2020 году власти Аньхоя пригласили известного производителя электромобилей Nio, который в то время находился на грани банкротства. В обмен на инвестиции в размере 800 миллионов евро, Nio согласилась построить автоматизированный завод в городе Хэфэй, оснастив его современным оборудованием, включая немецкие роботы. Несмотря на продолжающиеся убытки, компания получает поддержку из местного бюджета.

Жесткая конкуренция как фактор «зеленого перехода»

По всей стране благодаря поддержке местных властей возникают новые производители электромобилей, такие как Li Auto, XPeng и Leapmotor. Однако не все они выживают, например, компания Neta из провинции Цзянси в июне объявила о банкротстве.

Подобные трудности испытывают и производители солнечных панелей. Крупнейшие компании снижают цены, что создает тяжелые условия для мелких игроков.

Тем не менее, власти Китая считают это необходимым шагом, полагая, что крупные объемы производства делают зеленые технологии доступными для мировой экономики. Внутренняя конкуренция стимулирует инновации, снижает себестоимость и повышает эффективность продукции.

Китай в настоящее время контролирует 80% мирового производства солнечных панелей, 60% — ветряных установок, строит половину всех действующих атомных реакторов и занимает около 70% рынка батарей для электромобилей. Крупнейшие компании, такие как CATL и BYD, соревнуются в создании батарей, которые можно зарядить всего за 5 минут.

Страна выстраивает свое доминирование в этой области по всей производственной цепочке: от инвестиций в добычу сырья до производства конечной продукции. Государство поддерживает этот процесс субсидиями и долгосрочным планированием.

На фоне стагнации на рынке недвижимости и слабой внутренней потребительской активности Пекин считает зеленые и цифровые технологии ответом на кризис традиционной модели роста. В 2024 году эти сектора росли в три раза быстрее, чем остальная экономика, и принесли Китаю более 1 600 миллиардов евро ВВП, что сопоставимо с размером экономики Испании.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК