Главные новости » Эксклюзив » Эркин Чечейбаев: «Минздраву не хватает рычагов, чтобы работать эффективнее»
Эксклюзив

Эркин Чечейбаев: «Минздраву не хватает рычагов, чтобы работать эффективнее»

498
Эркин Чечейбаев: «Минздраву не хватает рычагов, чтобы работать эффективнее»

В публикации «Слово Кыргызстанан» упоминается, что предлагается организовать региональные управления для Минздрава КР. Министр Чечейбаев подчеркнул, что ведомство сталкивается с трудностями из-за постоянного потока жалоб от граждан, в то время как его основная функция заключается в стратегическом управлении системой здравоохранения.

Чечейбаев рассказал о планах по расширению структуры министерства:
— Мы не можем утверждать, что это уже окончательное решение, оно сейчас рассматривается в администрации Президента. По его словам, Минздрав является единственным министерством в стране без своих региональных подразделений.

— Примерно 15 лет назад были упразднены областные управления, отвечавшие за координацию работы медицинских учреждений в регионах, — добавил министр. — Это произошло из-за нехватки бюджетных средств. Если другие министерства имеют свои подразделения в областях, то у нас нет достаточных рычагов для эффективного выполнения поставленных задач.

Основная задача министерства — разработка нормативных актов, определяющих политику здравоохранения в Кыргызстане. Необходимость реформирования системы давно назрела, и для этого требуется расширение структуры ведомства.

По словам министра, реформы в здравоохранении уже начали реализовываться, и запланированы более масштабные изменения для повышения качества медицинских услуг.

— Мы оптимизируем систему. У нас есть Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), но в прошлом году часть его бюджетных средств была передана Минздраву, что нарушило принцип единого плательщика. Существующий закон требует наличия одной госструктуры как «покупателя» медицинских услуг, тогда как поставщиками являются Минздрав и медучреждения. Мы уже год управляем средствами из госбюджета, и теперь планируем вернуть их обратно фонду, чтобы он вновь стал полноценным единым плательщиком, — отметил он.

— В то же время ФОМС будет отвечать за качество предоставляемых медицинских услуг. Реформа предполагает восстановление функции единого плательщика, который не только будет оплачивать стационарное лечение по установленным нормам, но и контролировать качество предоставляемых услуг. В настоящее время подобные контролирующие органы существуют в территориальных управлениях фонда. В то же время Минздрав сталкивается с потоком жалоб от пациентов, и для их рассмотрения нам приходится привлекать внештатных экспертов. Аналитический центр ведомства должен сосредоточиться на стратегическом планировании, а контроль за реализацией планов мог бы осуществлять областные управления, — добавил министр.

Как пояснил Эркин Чечейбаев, реформы также предполагают избавление от двойной финансовой отчетности.

— В текущей ситуации отчеты подаются как в ФОМС, так и в Минздрав, что увеличивает бюрократические процедуры. Мы можем сократить их количество вдвое, — подытожил он.

Министр резюмировал, что создание региональных управлений позволит Минздраву оптимизировать работу медицинских учреждений и сосредоточиться на стратегическом развитии отрасли.

Мнение эксперта

Бермет Барыктабасова, специалист по доказательной медицине и член Медицинского профсоюза КР, высказала свою точку зрения:

— Это действительно важный вопрос. Министр поднимает давно актуальную проблему. Областное управление и координация здравоохранения необходимы для реализации государственной политики по охране здоровья граждан в регионах, где министерство выступает центральным органом.

Необходимо отметить, что у всех министерств есть филиалы, а у Минздрава — нет. Причина всегда одна — нехватка финансирования. Неясно, почему нет бюджета на областные службы. На самом деле «филиалы» существуют, но финансирование для областных координаторов отменили. Люди выполняют свои обязанности без оплаты. Однако это время и усилия — дополнительно к основным обязанностям руководителей здравоохранения. Полномочия и функции областных координаторов не четко определены, а работы у них предостаточно.

Неопределенность в оплате и слабый контроль за деятельностью областных координаторов ведут к высоким коррупционным рискам. Коррупция возникает при распределении ресурсов, например, при закупках медоборудования, получении грантов и проведении несанкционированных реформ. При этом в некоторых областях наблюдается несовершенная кадровая политика, когда взятки при назначениях приводят к оттоку квалифицированных специалистов. Молодежь стремительно покидает страну, несмотря на наличие филиалов ФОМС и статистических отделов в областных центрах, которые собирают медицинскую отчетность для Централизованного Элемента Здравоохранения.

Координация и эффективная работа сектора в регионах не достигается в должной мере. Автоматизация и цифровизация данных могли бы решить многие проблемы в коммуникациях и финансовых потоках.

С другой стороны, областные здравоохранения должны активно сотрудничать с местными властями, такими как местные кенеши и мэрии. Этот вопрос имеет свои сложности.

С одной стороны, местные власти отвечают за состояние здравоохранения и должны работать над улучшением качества услуг и показателей здоровья на местах, а также устранять кадровый дефицит.

В каждом областном центре существуют мультисекторальные комитеты здоровья, которые обязаны заниматься вопросами здравоохранения на местах. Местные стратегии охраны здоровья и обязательства властей по финансированию также имеют место.

С другой стороны, иногда представители местных органов власти используют ресурсы медицинских учреждений в административных целях, и их решения могут не согласовываться с позицией Минздрава, что приводит к неэффективному использованию ресурсов.

Взаимоотношения между областными службами и местными властями часто ведут к конфликтам, что снижает эффективность как областных структур, так и Минздрава и ФОМС. Наличие четко определенных областных структур здравоохранения в регионах с ясными функциями и задачами могло бы значительно улучшить работу сектора, координацию ресурсов и показатели здоровья на местах.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК