Нацбанк Кыргызстана требует бесперебойной работы систем оплаты через QR-коды


Национальный банк Кыргызстана прокомментировал проблемы, связанные с оплатой через QR-коды.
Для улучшения доступности безналичных расчетов и распространения цифровых банковских услуг, Национальный банк Кыргызской Республики активно занимается надзором за коммерческими учреждениями и другими организациями, предоставляющими банковские услуги, уделяя особое внимание защите прав потребителей.
С учетом недавних сбоев в работе QR-кодов, банк направил рекомендации ключевым участникам платежных систем на необходимость пересмотра их технических возможностей и оптимизацию бизнес-процессов с целью обеспечения стабильного обслуживания клиентов.
Важно понимать, что хотя QR-коды являются популярным и удобным способом для приема платежей, они не должны стать единственным средством расчетов. В случае технических проблем (например, отсутствие интернет-соединения, неисправности сканера или ошибки в генерации кода) получатели платежей должны иметь альтернативные методы для приема оплат. По законодательству Кыргызстана, банки и платежные компании обязаны обеспечивать бесперебойную работу своих систем для безналичных расчетов в национальной валюте.
На сегодняшний день процесс внедрения безналичных платежей идет ускоренными темпами: к системе ELQR подключены 20 коммерческих банков и 14 платежных организаций, а также действуют 32 мобильных приложения. В стране зарегистрировано более 15 миллионов расчетных счетов, 9,8 миллионов банковских карт, 3,5 миллиона идентифицированных электронных кошельков и 3 миллиона мобильных приложений агентов. В первом полугодии 2025 года объем платежей через QR-коды достиг рекордных 274,9 миллиарда сомов, что в 19,9 раз превышает показатели аналогичного периода прошлого года (13,8 миллиарда сомов). Этот рост стал возможен благодаря массовому внедрению QR-кодов в более чем 80,5 тысяч торговых точек по всей республике.
Следует отметить, что бесперебойность безналичных платежей, включая использование QR-кодов, зависит от различных факторов, связанных с технологиями и инфраструктурой, включая работу самих участников рынка.
Национальный банк рекомендует:
• в случае невозможности оплаты через QR-код использовать альтернативные методы (банковские карты, NFC, мобильные платежные сервисы, интернет-банкинг, мобильный банкинг или наличные);
• при обнаружении ошибок в списании средств незамедлительно обращаться в обслуживающий банк.
С учетом недавних сбоев в работе QR-кодов, банк направил рекомендации ключевым участникам платежных систем на необходимость пересмотра их технических возможностей и оптимизацию бизнес-процессов с целью обеспечения стабильного обслуживания клиентов.
Важно понимать, что хотя QR-коды являются популярным и удобным способом для приема платежей, они не должны стать единственным средством расчетов. В случае технических проблем (например, отсутствие интернет-соединения, неисправности сканера или ошибки в генерации кода) получатели платежей должны иметь альтернативные методы для приема оплат. По законодательству Кыргызстана, банки и платежные компании обязаны обеспечивать бесперебойную работу своих систем для безналичных расчетов в национальной валюте.
На сегодняшний день процесс внедрения безналичных платежей идет ускоренными темпами: к системе ELQR подключены 20 коммерческих банков и 14 платежных организаций, а также действуют 32 мобильных приложения. В стране зарегистрировано более 15 миллионов расчетных счетов, 9,8 миллионов банковских карт, 3,5 миллиона идентифицированных электронных кошельков и 3 миллиона мобильных приложений агентов. В первом полугодии 2025 года объем платежей через QR-коды достиг рекордных 274,9 миллиарда сомов, что в 19,9 раз превышает показатели аналогичного периода прошлого года (13,8 миллиарда сомов). Этот рост стал возможен благодаря массовому внедрению QR-кодов в более чем 80,5 тысяч торговых точек по всей республике.
Следует отметить, что бесперебойность безналичных платежей, включая использование QR-кодов, зависит от различных факторов, связанных с технологиями и инфраструктурой, включая работу самих участников рынка.
Национальный банк рекомендует:
• в случае невозможности оплаты через QR-код использовать альтернативные методы (банковские карты, NFC, мобильные платежные сервисы, интернет-банкинг, мобильный банкинг или наличные);
• при обнаружении ошибок в списании средств незамедлительно обращаться в обслуживающий банк.

Читайте также: