«Вместо признания ошибок снова «люди — ленивые»». В Казахстане хотят пересмотреть предоставление соцпомощи бедным

Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана, подверг критике свое правительство за поддержку «социального иждивенчества» на протяжении многих лет. В связи с этим Кабинет министров начал пересмотр условий предоставления адресной социальной помощи для малообеспеченных граждан. В новых правилах предполагается учитывать не только доходы, но и расходы, наличие кредитов и вкладов. Каковы детали этого подхода и какие мнения он вызывает? Об этом сообщает Азаттык-Азия.
КРИТИКА «ЛЬГОТ», ИХ ВЛИЯНИЕ
«Зачем трудиться, когда можно получать выплаты, включая адресную социальную помощь, чуть ли не для каждого члена семьи? В результате, вместо эффективных решений в социальной сфере, правительство на протяжении по меньшей мере 15 лет поощряло иждивенчество и мошенничество», — заявил Токаев на пленарном заседании парламента в этом месяце. Он выразил недовольство по поводу получателей адресной социальной помощи и механизма ее распределения.
Токаев считает, что эти льготы «необоснованно завышены», отвлекая средства от важнейших проектов, таких как строительство образовательных и медицинских учреждений, а также развитие транспортной инфраструктуры.
Дисбаланс между доходами и расходами государственного бюджета Казахстана остается актуальной темой. В прошлом году, доходы бюджета составили 13,5 триллиона тенге (около 25 миллиардов долларов), в то время как расходы достигли 24 триллионов тенге (44,3 миллиарда долларов). Для покрытия дефицита правительство снова прибегло к средствам из Национального фонда, созданного для накопления ресурсов для будущих поколений. В 2024 году из него было изъято рекордные 6,3 триллиона тенге (11,6 миллиарда долларов), что почти вдвое превышает поступления в фонд, которые составили 3,8 триллиона тенге (около 7 миллиардов долларов).
На фоне растущего дефицита бюджета правительство начало пересматривать свои расходы и направило внимание на социальную сферу. В прошлом году один из четырех тенге, потраченных государством, ушел на социальные нужды (всего на эти цели выделили 5,5 триллиона тенге, что составляет примерно 10 миллиардов долларов).
Сокращение пенсий и стипендий не является популярным решением, и вряд ли осуществимо, поэтому власти решили заморозить минимальную зарплату на уровне 85 тысяч тенге (157 долларов), которая будет действовать с 2024 года. Министр финансов Мади Такиев объяснил такой шаг «текущей экономической ситуацией».
Теперь, после выступления президента, правительство намерено пересмотреть правила назначения адресной социальной помощи.
В текущем году на эти выплаты предусмотрено более 110 миллиардов тенге (приблизительно 203 миллиона долларов). По данным правительства, на 1 августа 2025 года адресную социальную помощь получали более 260 тысяч человек (примерно 1% населения), что составляет 48 тысяч семей.
Механизм выдачи АСП за последние несколько лет претерпел изменения. В феврале 2019 года после трагического пожара в Астане, в результате которого погибли пять девочек, произошли массовые протесты матерей, требующих улучшения социальной поддержки. После этих событий правительство пошло на уступки, и через шесть месяцев число получателей АСП возросло с 77 тысяч до полутора миллионов человек.
Вскоре правительство начало проводить подсчеты.
«Все больше людей предпочитают не работать или скрывать свои доходы, чтобы получить социальную помощь», — заявлял Токаев шесть лет назад, призывая изменить механизмы предоставления АСП, чтобы «они были прозрачными и мотивировали к трудовой деятельности, а не к безделью».
В результате, в 2020 году были введены новые виды адресной помощи: безусловная и обусловленная. Первая предназначена для семей, в которых есть инвалиды, не способные работать.
Для остальных нуждающихся помощь является обусловленной — трудоспособные члены семей, желающие получить выплату, должны зарегистрироваться на бирже труда и трудоустроиться по предложенным вакансиям или освоить новые профессии. В случае отказа семья лишается выплат.
ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
Теперь правительство вновь нацелено на изменение правил. В начале сентября министерство труда и социальной защиты населения вынесло на обсуждение консультативный документ, в котором предлагается пересмотреть порядок назначения АСП. Причина: помощь оказывается «недостаточно адресно, поскольку не учитываются реалии доходов и расходов граждан».
Ведомство указало на «слабые места» в механизме предоставления АСП: данные из государственных баз не учитываются полностью, отсутствует автоматизированный обмен информацией между госорганами, что приводит к ошибкам в определении нуждаемости — как в отказах, так и в необоснованном назначении выплат.
Министерство добавило, что в отдельных случаях семьи умышленно занижают свои доходы или оформляют имущество на других лиц, чтобы получить социальную помощь. Согласно данным, в прошлом году недостоверные сведения представили 3 131 семья, 420 семей скрыли свои доходы, почти шесть тысяч отказались от обследования своего материального положения, что в общей сложности составляет около 4% всех получателей.
Правительство теперь предлагает учитывать не только доходы, но и расходы, а также наличие кредитов и депозитов.
Согласно новому проекту, казахстанцам откажут в АСП, если их квартальные платежи по кредитам (кроме ипотеки) превышают двойной размер прожиточного минимума.
Министр труда Светлана Жакупова, комментируя эти инициативы в кулуарах мажилиса, привела пример семьи из трех человек: если кредит превышает три миллиона тенге, то ежемесячный платеж может составить 300 тысяч тенге, что «превышает черту бедности».
«Таким образом, эта семья не получит АСП. Это справедливо? Я считаю, что да, — заявила Жакупова. — Логика по кредитам проста: невозможно брать кредиты и одновременно закрывать их за счет адресной социальной помощи».
Кроме того, министерство настаивает на мониторинге расходных операций по банковским счетам. Если семья-претендент тратит в месяц сумму, превышающую черту бедности на человека, она также не будет иметь права на помощь.
Также будут учитываться и депозиты: если сумма вклада превышает 200 месячных расчетных показателей (в настоящее время это 782 тысячи тенге или около 1450 долларов), то АСП не будут выплачивать. Исключение составит накопительный депозит на приобретение жилья.
Тем не менее, власти ожидают, что новый механизм, если будет одобрен, может вызвать негативную реакцию со стороны получателей банковских кредитов и микрокредитов, снизить мотивацию к накоплениям. Возможно, некоторые претенденты на АСП будут намеренно избегать сбережений, чтобы не потерять право на пособие, а граждане в целом могут перейти на наличные средства, отмечают в правительстве.
Министерство также планирует учитывать наличие автомобилей. Если у семьи более двух машин, то она будет исключена из числа получателей помощи. Исключения сделают для многодетных и семей с детьми-инвалидами, которые могут иметь одну или две машины.
В документе ссылаются на опыт других стран — Италии, Германии, Канады и Австралии, где социальная помощь назначается с учетом доходов, имущества и всех активов, а также кредитных обязательств.
Данный проект обсуждается до 24 сентября.
РЕАКЦИЯ ПАРЛАМЕНТА И ЭКСПЕРТОВ
Хотя предложения Минтруда еще не дошли до парламента, они уже получают поддержку среди депутатов.
— Пересмотр правил предоставления адресной социальной помощи — это необходимость времени. Многие получают её, используя лазейки в законах, например, прибегают к фиктивным разводам или скрывают официальные доходы при трудоустройстве. Поэтому возникает необходимость пересмотреть эффективность расходования государственных средств, — считает сенатор Наурызбай Байкадамов.
— У нас были недостатки в области социальной помощи, возникали различные манипуляции, поэтому необходимо регулировать эту сферу. Правительство ищет способы её упорядочивания, — добавляет сенатор Марат Кожаев.
Экономисты поддерживают эту точку зрения, но с оговорками. Экономист Максат Халык подчеркивает, что для обсуждения механизмов социальной помощи необходимо провести широкую дискуссию, чтобы не оставить без поддержки тех, кто действительно нуждается.
— Число социальных льгот действительно возросло. Необходимо изменить формат и создать условия, чтобы выплаты доходили до тех, кому они действительно нужны, — отмечает Халык.
Эксперт по налоговой политике Гульнур Шолпанкулова выражает опасение, что акцент на кредитной истории и долгах претендентов на соцпомощь может негативно сказаться на уязвимых слоях населения. По её наблюдениям, уровень финансовой грамотности большинства казахстанцев низок, что затрудняет планирование бюджета и приводит к задолженности.
— Люди могут взять кредиты в нескольких местах в один день, не задумываясь о последствиях. Часто они не думают о том, как будут их возвращать, и в итоге не могут обслуживать кредиты. Есть и такие, кто берет кредиты по просьбе родственников или знакомых. Эти аспекты следует учитывать, — размышляет Шолпанкулова. — Правительство пытается сократить расходы и пересматривает пособия, стремясь к максимальной экономии. Но при этом важно не ухудшить положение социально уязвимых групп.
Шолпанкулова также отмечает, что бедные казахстанцы уже остро ощущают последствия роста инфляции. По официальным данным, в августе она составила более 12% в годовом выражении. Грядущая налоговая реформа и повышение налога на добавленную стоимость в следующем году могут привести к росту цен на товары и услуги. В таких условиях говорить о социальном иждивенчестве в Казахстане неуместно, утверждает она. Размеры выплат, как правило, незначительны, их недостаточно для нормального существования.
— Поддержка социально незащищенных групп существует не только у нас, но и в других странах, и она необходима. 55-60 тысяч тенге — это незначительная сумма. Если в семье шесть человек, то этих денег едва хватит на еду. Не думаю, что люди, получающие 60 тысяч тенге, являются иждивенцами. Это просто помощь, — подчеркивает эксперт по налоговой политике.
— Возможно, в Европе существует иждивенческая психологическая установка, где пособия достигают 700 долларов, и человек может сидеть дома, если не хочет работать. Но у нас пособия в десять раз меньше, — добавляет Халык.
Исследователь социологического центра Paperlab Дарина Жунусова считает, что обвинять казахстанцев в иждивенчестве несправедливо. В условиях нестабильной занятости — хотя официальная безработица в стране ниже пяти процентов, каждый пятый трудоспособный гражданин относится к категории самозанятых — поиск обходных путей для получения выплат становится вопросом выживания, отмечает она.
«Токаев говорит так, как будто льготы сами по себе являются плохой идеей. На самом деле, социальная поддержка — это необходимый инструмент для уязвимых групп. Проблема в том, что они были неправильно спроектированы, без учета поведенческих последствий и механизмов контроля, без понимания реальной жизни людей. Опасный нарратив: вместо признания ошибок в политике у нас снова люди “ленивые”. Такой подход подрывает доверие общества к социальным институтам и снова переводит обсуждение с качества управления на моральные характеристики граждан», — пишет Жунусова.

Читайте также: