Кабмин признал утратившими силу ряд постановлений в сфере государственной жилищной политики
Согласно новому постановлению, утрачивают силу следующие нормативные акты:
Постановление от 13 июля 2021 года № 75, утверждающее Программу жилищного строительства «Мой дом 2021–2026»
ЖИЛИЩНАЯ ПРОГРАММА
Кыргызской Республики "Мой дом" на 2021-2026 годы
(Изменено постановлением Кабинета Министров КР от 14 апреля 2022 года № 217, 14 марта 2023 года № 140, 16 февраля 2024 года № 61)
Глава 1. Введение
1. Программа жилищного обеспечения граждан Кыргызской Республики "Мой дом" на 2021-2026 годы (далее – Программа) была разработана в соответствии с Национальной стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на 2018-2040 годы, утвержденной Указом Президента Кыргызской Республики от 31 октября 2018 года № 221.
2. Кыргызстан, как государство, ориентируется на принципы рыночной экономики, которые на данный момент доминируют во всем мире. В такой модели необходимо создать рыночную систему жилищного финансирования для удовлетворения потребностей населения в жилье.
С учетом текущего сокращения бюджетного финансирования, основными источниками средств для приобретения жилья становятся доходы граждан, средства финансовых учреждений, а также инструменты фондового рынка, аналогично тому, как это происходит в развитых странах.
3. В международной практике развитие жилищной сферы осуществляется совместно различными учреждениями, среди которых ипотечные компании, коммерческие банки, строительные и девелоперские компании, а также жилищно-сберегательные кредитные организации.
4. Программа предполагает применение комплексного подхода к жилищному обеспечению, что должно способствовать увеличению объемов строительства, снижению цен на жилье, улучшению условий жилищного финансирования и ипотечного кредитования, а также увеличению числа граждан, способных улучшить свои жилищные условия.
5. Программа представляет собой взаимосвязанный набор мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения через развитие ключевых направлений государственной поддержки.
Глава 2. Анализ текущей ситуации
6. За последние десять лет уровень обеспеченности граждан жильем в республике не изменился и составляет 15,7 кв.м на человека. С 2010 года наблюдается постепенное снижение этого показателя: в 2020 году он составил 12,5 кв.м на человека, включая 13,5 кв.м в городах и 12,8 кв.м в сельской местности (см. рисунок 1). При этом международные стандарты ООН рекомендуют, чтобы на одного человека приходилось не менее 30 кв.м жилья.
Рисунок 1. Обеспеченность жильем, кв.м на 1 человека.
7. В стране наблюдается нехватка жилого фонда. Для достижения уровня обеспеченности жильем в 18 кв.м на человека необходимо 117 миллионов кв.м жилья для всего населения (6,523 миллиона человек × 18 кв.м = 117 миллионов кв.м). На конец 2020 года жилищный фонд составлял лишь 86,463 миллиона кв.м, что означает дефицит в 30,960 миллиона кв.м.
8. Если темпы ввода жилья сохранятся на прежнем уровне — 1,060 миллиона кв.м в год, то устранение дефицита займет 29 лет (30,960 миллиона кв.м / 1,060 миллиона кв.м). Для обеспечения минимального уровня жилой площади в 18 кв.м на человека, учитывая прирост населения около 127 тысяч человек в год, необходимо строить 2,214 миллиона кв.м жилья ежегодно.
9. Согласно методике ООН по населенным пунктам, доступность жилья определяется количеством лет, которое нужно среднестатистической семье из трех человек, чтобы накопить средства на покупку среднего жилья (54 кв.м), если все доходы семьи будут направлены на эту цель. Приведены следующие показатели доступности жилья:
Рисунок 2. Доступность жилья в Кыргызстане за 2020 год, в годах.
10. Одним из способов решения жилищной проблемы является использование механизмов жилищного финансирования. Для обеспечения граждан жильем была принята Программа "Доступное жилье 2015-2020", утвержденная постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 августа 2015 года № 560.
11. В рамках реализации Программы "Доступное жилье 2015-2020", согласно постановлению Правительства Кыргызской Республики от 15 июля 2015 года № 499, было создано открытое акционерное общество "Государственная Ипотечная Компания" (ГИК), которое работает по следующим направлениям:
1) выдача ипотечных кредитов. На конец 2020 года общая сумма выданных ипотечных кредитов ГИК превысила 6 миллиардов сомов, что обеспечило жильем более 4,9 тысяч семей — примерно 18 тысяч граждан или свыше 290 тысяч кв.м. Из этой суммы 4,6 миллиарда сомов составляют бюджетные кредиты, 339,4 миллиона сомов — собственный капитал ГИК. За весь период реализации Программы "Доступное жилье 2015-2020" более 19 тысяч граждан приняли участие, из которых свыше 5 тысяч являются активными участниками;
2) развитие рынка ипотечных ценных бумаг. В июле 2018 года ГИК осуществила первую эмиссию ипотечных облигаций на сумму 200 миллионов сомов, что позволило привлечь внебюджетные источники для ипотечного кредитования и расширить круг участников Программы;
3) создание собственного жилищного фонда. В 2019 году были завершены строителства многоквартирных жилых зданий в Бишкеке (135 квартир) и Нарыне (60 квартир). Квартиры предоставлялись по механизму "Арендное жилье с последующим выкупом", который не требует первоначального взноса и участия банка-партнера;
4) развитие системы контрактных жилищных сбережений. Для создания правовой базы для этой системы был принят Закон Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики" от 18 июля 2019 года № 89. Также были утверждены Положение о лицензировании деятельности жилищно-сберегательных кредитных компаний и Правила их регулирования (постановления Национального банка Кыргызской Республики от 1 ноября 2019 года № 2019-П-33/55-1-(НФКУ) и № 2019-П-33/55-2-(НФКУ));
5) привлечение внебюджетных источников финансирования в сектор жилищного обеспечения. В числе таких источников — финансовые средства Правительства Германии, предоставляемые через Германский банк развития KfW. С ноября 2019 года было направлено 10,5 миллиона евро на жилищное кредитование семей с низкими и средними доходами, с учетом курса на развитие регионов в 2019 и 2020 годах. Ведется работа по освоению 9 миллионов евро в рамках II фазы. Достигнута договоренность о конверсии внешнего долга Кыргызской Республики на сумму 14,9 миллионов евро для ипотечного кредитования через ГИК.
Глава 3. Основные проблемы и пути их решения
12. В ходе выполнения Программы "Доступное жилье 2015-2020" были выявлены следующие проблемы:
1) финансирование программы осуществлялось преимущественно за счет государственного бюджета. Из-за ограниченности ресурсов, в программе смогли участвовать преимущественно работники бюджетных организаций;
2) не хватало финансовых средств для удовлетворения высокого спроса, так как использовались в основном бюджетные заемные ресурсы, и отсутствовали современные инструменты фондового рынка и механизмы привлечения инвестиций;
3) в рамках программы было построено всего два многоквартирных дома в Бишкеке и Нарыне. Однако строительство, проводимое ГИК, не обеспечивало широкого охвата населения и не было эффективным. Участники программы также использовали ипотечные кредиты для индивидуального строительства, но это не увеличивало объем жилищного фонда страны;
4) процедура подачи и рассмотрения заявок на участие в программе вызывала социальное напряжение из-за отсутствия эффективного механизма скоринга в ГИК;
5) недостаточный собственный капитал ГИК стал преградой для привлечения внебюджетных источников и расширения финансирования программы;
6) реализация мероприятий программы в основном зависела от ГИК, с недостаточным вовлечением государственных органов и местных властей, что негативно сказалось на эффективности проводимых мероприятий.
13. При выпуске и размещении ипотечных ценных бумаг были выявлены следующие ограничения:
1) недостаточно развитый рынок ипотечных ценных бумаг в Кыргызстане;
2) отсутствие интереса у инвесторов к ипотечным ценным бумагам из-за новизны продукта;
3) низкая активность участников и недостаточная развитость фондовой биржи;
4) отсутствие работы по выходу на зарубежные фондовые рынки.
14. На основании вышеизложенного, необходимо:
1) внедрить новые механизмы жилищного финансирования, включая различные рыночные инструменты для строительства доступного жилья;
2) повысить усилия по привлечению внебюджетных источников, в том числе через выпуск ценных бумаг на фондовом рынке;
3) создать специальные условия жилищного финансирования для социально уязвимых групп населения;
4) расширить круг участников жилищной программы;
5) упростить участие граждан в программе через цифровизацию обработки заявок;
6) обеспечить комплексный подход к реализации программы с активным вовлечением соответствующих государственных органов;
7) наладить прямое взаимодействие ГИК со строительным сектором для увеличения объемов строительства нового жилья;
8) разработать специальные строительные нормы и правила для жилья эконом-класса;
9) создать меры по развитию отечественной промышленности строительных материалов;
10) повысить привлекательность ценных бумаг ГИК через маркетинговые кампании и совершенствование нормативной базы.
Глава 4. Цели и приоритетные задачи
15. Главной целью данной Программы является обеспечение граждан доступным жильем.
16. Достижение этой цели будет обеспечено через выполнение следующих приоритетных задач:
1) развитие системы жилищного финансирования;
2) (утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
3) увеличение объемов жилищного строительства, включая реализацию инвестиционных проектов со строительной отраслью;
4) концентрация на привлечении внебюджетных источников финансирования в среднесрочной перспективе;
5) развитие рынка ценных бумаг, включая исламские ценные бумаги.
(Изменено постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
Глава 5. Проекты для реализации
17. Для достижения цели и реализации приоритетных задач предусмотрены следующие проекты и План мероприятий по реализации Программы.
18. Проект "Расширение финансирования":
1) для обеспечения бесперебойного финансирования Программы будет предусмотрено финансирование из республиканского бюджета, средств от выпуска и размещения ценных бумаг, а также привлечение грантов и кредитов международных партнеров;
2) для снижения нагрузки на бюджет и увеличения охвата населения в программе, будет привлечено внебюджетное финансирование на выгодных условиях;
3) для повышения доступности жилья необходимо оптимизировать маржу финансово-кредитных организаций, участвующих в программе;
4) для повышения привлекательности условий привлечения финансовых средств от инвесторов государственные органы исполкома будут предоставлять земельные участки ГИК, на которых будет осуществляться жилищное строительство;
5) часть жилья ГИК будет реализовываться методом прямой продажи с ограничениями на последующую реализацию в течение трех лет для первичного жилья, тогда как вторичное жилье можно будет продавать без ограничений. Условия прямой продажи будут размещены на сайте ГИК;
6) механизм долевого строительства предполагает привлечение частных инвестиций для возведения нового или реконструкции существующего жилья. Условия инвестиционного соглашения будут опубликованы на сайте ГИК.
(Изменено постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
19. (Утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
20. Проект "Повышение доступности жилищного финансирования":
1) доступность жилищного финансирования будет обеспечена за счет долгосрочных и доступных ипотечных кредитов, арендного жилья с последующим выкупом;
2) доступность условий жилищного финансирования будет обеспечена путем:
- поэтапного снижения конечной процентной ставки по льготным ипотечным кредитам до 4% годовых;
- увеличения сроков ипотечного кредитования или аренды с последующим выкупом;
- широкого применения накопительной части личного страхового счета;
3) также будут внедряться альтернативные механизмы жилищного обеспечения по исламским принципам финансирования;
4) ГИК будет финансировать жилищное строительство для повышения его доступности для населения;
5) для стимулирования первичного жилья возможны трехсторонние соглашения между ГИК, строительной компанией и участниками программы;
6) в рамках программы будут определены три направления жилищного финансирования: "Социальная ипотека", "Льготная ипотека" и "Доступная ипотека", с реализацией механизма "Арендное жилье с последующим выкупом".
(Изменено постановлением Кабинета Министров КР от 14 апреля 2022 года № 217, 14 марта 2023 года № 140, 16 февраля 2024 года № 61)
21. Проект "Долевое строительство жилья":
1) для снижения долговой нагрузки на бюджет будет запущен механизм жилищного финансирования, предусматривающий первоначальные взносы для строительства многоэтажного жилья;
2) ГИК будет проводить открытую аккредитацию строительных компаний для участия в долевом строительстве;
3) данный механизм будет доступен всем гражданам, включая тех, кто работает за границей.
(Изменено постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
22. Проект "Увеличение жилищного фонда":
1) местные органы власти подготовят селитебные зоны под комплексное жилищное строительство;
2) уполномоченный орган создаст проекты недорогого жилья с применением энергосберегающих технологий;
3) земельные участки и проекты будут переданы ГИК для дальнейшего финансирования;
4) строительство будет финансироваться за счет средств международных доноров и бюджета.
5) особое внимание будет уделено увеличению жилищного фонда в регионах;
6) построенное жилье будет продаваться участникам программы через ипотечное кредитование и аренду с последующим выкупом;
7) для обеспечения возврата средств и широкого охвата граждан будут использоваться различные финансовые инструменты;
8) ГИК будет проводить выкуп жилья, в том числе на этапах строительства.
(Изменено постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
23. Проект "Вовлечение государственных структур в реализацию Программы":
1) местные власти будут отвечать за предоставление земель для строительства доступного жилья;
2) будет запущен механизм электронного взаимодействия для использования накопительной части личного страхового счета граждан для оплаты первоначального взноса;
3) уполномоченные органы будут оказывать поддержку в строительстве и вводе жилья в эксплуатацию;
4) государственные органы будут содействовать в развитии финансовых инструментов фондового рынка;
5) будут проводиться мероприятия по привлечению внебюджетных средств.
24. Проект "Цифровизация услуг":
1) цифровизация будет направлена на удовлетворение потребностей граждан в государственных и муниципальных услугах;
2) граждане смогут подавать заявки на участие в программе через электронный портал ГИК;
3) будет внедрена электронная форма государственной регистрации прав на недвижимость;
4) будет разработан и внедрен электронный сервис для взаимодействия участников программы с государственными органами.
(Изменено постановления Кабинета Министров КР от 14 апреля 2022 года № 217, 16 февраля 2024 года № 61)
Глава 6. Законодательные аспекты
25. Необходимо пересмотреть законы, регулирующие жилищное обеспечение, для оптимизации законодательства в области ценных бумаг, ипотечного кредитования и налоговых преференций.
26. В рамках программы будут внесены изменения в законы о государственном ипотечном жилищном кредитовании и ипотечных ценных бумагах, касающиеся процентной ставки и сроков кредита.
27. (Утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
28. Для повышения доступности строительства необходимо разработать закон о долевом строительстве, который определяет взаимоотношения застройщиков и долевых участников.
Глава 7. Финансирование
29. Реализация программы предполагает финансирование в размере не менее 30 миллиардов сомов, включая гранты и кредиты международных доноров, средства ГИК и республиканского бюджета.
(Изменено постановления Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
30. Финансовые ресурсы будут направлены на механизмы приобретения или строительства жилья.
(Изменено постановления Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
Глава 8. Эффективность реализации
31. Национальный статистический комитет будет ежегодно анализировать обеспеченность жильем населения.
32. Министерство экономики и коммерции будет осуществлять мониторинг программы.
(Изменено постановления Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
33. Координацию реализации программы будет осуществлять Координационный совет.
Глава 9. Ожидаемые результаты
34. К концу 2026 года будут достигнуты следующие целевые показатели:
1) привлечено финансирование, включая международные доноры и выпуск ценных бумаг, на сумму не менее 30 миллиардов сомов;
2) профинансировано приобретение и строительство жилья объемом не менее 740000 кв.м;
3) обеспечено жильем не менее 15000 семей.
Глава 10. Возможные риски реализации программы и пути их минимизации
35. Реализация программы может столкнуться с различными рисками, включая:
возникновение форс-мажорных обстоятельств, таких как стихийные бедствия или социальные unrest;
36. Ухудшение политической и экономической ситуации может негативно повлиять на привлечение международных инвестиций;
37. Отсутствие свободных земель для строительства может стать риском, что требует инвентаризации земель;
38. Несоответствие сроков бюджетного кредита и сроков ипотечного кредита может привести к снижению жилищного финансирования.
Постановление от 14 апреля 2022 года № 217, вносящее изменения в документы по жилищной политике
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 14 апреля 2022 года № 217
О внесении изменений в некоторые решения Кабинета Министров Кыргызской Республики в сфере государственной жилищной политики
(В редакции постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики от 3 марта 2023 года № 115)
В целях реализации статьи 10 Закона Кыргызской Республики «О государственном ипотечном жилищном кредитовании», в соответствии со статьями 13 и 17 Конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики», Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. (Утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Кыргызской Республики от 3 марта 2023 года № 115)
2. Внести изменения в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении жилищной программы Кыргызской Республики «Мой дом 2021-2026» от 13 июля 2021 года № 75:
1) в приложении 1 к вышеуказанному постановлению:
- второй абзац подпункта 2 пункта 20 изложить в следующей редакции:
«- поэтапного снижения конечной процентной ставки по льготным ипотечным кредитам до 4% годовых, используя рефинансирование/переход/переуступку прав требований от коммерческих банков-партнеров в ГИК/другие банки-партнеры или иные возможные методы;»;
- пункт 24 дополнить подпунктом 3 следующего содержания:
«3) в целях сокращения расходов граждан будет внедрена электронная форма государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приобретенное гражданами в рамках реализации Программы.»;
2) в приложении 2 к вышеуказанному постановлению:
- главу 6 дополнить пунктом 20 следующего содержания: «
20 | Внедрение электронной формы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приобретенное гражданами в рамках реализации жилищной программы | Осуществлена цифровизация процессов государственной регистрации прав на недвижимое имущество | 2022-2023 годы | МЦР, МСХ | В рамках утвержденного бюджета |
- список сокращений дополнить абзацем одиннадцатым следующего содержания:
«МСХ - Министерство сельского хозяйства Кыргызской Республики»;
3) (утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров КР от 14 марта 2023 года № 140)
(В редакции постановления Кабинета Министров КР от 14 марта 2023 года № 140)
3. Признать утратившими силу:
1) постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка расчета коэффициентов, применяемых к базовой процентной ставке по государственному ипотечному кредиту» от 24 августа 2017 года № 534;
2) постановление Правительства Кыргызской Республики «О внесении изменений в постановление Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка расчета коэффициентов, применяемых к базовой процентной ставке по государственному ипотечному кредиту» от 24 августа 2017 года № 534» от 25 февраля 2019 года №93.
4. Министерству экономики и коммерции Кыргызской Республики в месячный срок установить процентные ставки по государственным ипотечным кредитам в рамках государственных жилищных программ.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление контроля исполнения решений Президента и Кабинета Министров Администрации Президента Кыргызской Республики.
6. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Постановление от 14 марта 2023 года № 140, вносившее изменения в постановления по государственной жилищной политике
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 14 марта 2023 года № 140
О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики в сфере государственной жилищной политики
В целях реализации статьи 9 Закона Кыргызской Республики "О государственном ипотечном жилищном кредитовании", в соответствии со статьями 13 и 17 Конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики", Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "Об утверждении жилищной программы Кыргызской Республики "Мой дом 2021-2026" от 13 июля 2021 года № 75:
1) в жилищной программе Кыргызской Республики "Мой дом 2021-2026", утвержденной вышеуказанным постановлением:
- подпункт 6 пункта 20 изложить в следующей редакции:
"6) принимая во внимание специфику и условия международных доноров при предоставлении инвестиционных средств, а также учитывая ограниченность средств республиканского бюджета, в рамках настоящей Программы будут определены три основных направления жилищного финансирования: "Социальная ипотека", "Льготная ипотека" и "Доступная ипотека". По направлению "Социальная ипотека" планируется в основном реализовывать механизм "Арендное жилье с последующим выкупом". Направление "Льготная ипотека" преимущественно будет реализовываться через систему контрактных жилищных сбережений. По направлению "Доступная ипотека" жилищное финансирование будет доступно для всех граждан страны вне зависимости от сферы трудовой деятельности.";
2) Порядок отбора участников жилищной программы Кыргызской Республики "Мой дом 2021-2026" изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Признать утратившим силу подпункт 3 пункта 2 постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики "О внесении изменений в некоторые решения Кабинета Министров Кыргызской Республики в сфере государственной жилищной политики" от 14 апреля 2022 года № 217.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.
Постановление от 16 февраля 2024 года № 61, изменявшее программу «Мой дом 2021–2026»
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 16 февраля 2024 года № 61
О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "Об утверждении жилищной программы Кыргызской Республики "Мой дом 2021-2026" от 13 июля 2021 года № 75
В целях реализации статьи 9 Закона Кыргызской Республики "О государственном ипотечном жилищном кредитовании", в соответствии со статьями 13 и 17 Конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики" Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "Об утверждении жилищной программы Кыргызской Республики "Мой дом 2021-2026" от 13 июля 2021 года № 75:
1) в приложении 1 к вышеуказанному постановлению:
- в пункте 16:
подпункт 2 признать утратившим силу;
подпункт 3 изложить в следующей редакции:
"3) увеличение объемов жилищного строительства, в том числе через реализацию инвестиционных проектов с участниками строительной отрасли;";
- подпункты 4-6 пункта 18 изложить в следующей редакции:
"4) для повышения привлекательности условий привлечения финансовых средств от инвесторов государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предоставляют земельные участки для ГИК, на которых в последующем с использованием различных механизмов, включая реализацию инвестиционных проектов с участниками строительной отрасли, будет осуществляться жилищное строительство;
5) для привлечения дополнительных источников финансирования Программы решением Совета директоров ГИК часть жилищного фонда ГИК будет реализовываться путем метода прямой продажи. При прямой продаже первичного жилья устанавливается ограничение на последующую реализацию жилья сроком до 3 (трех) лет, при прямой продаже вторичного жилья ограничения на последующую реализацию не устанавливаются. Условия прямой продажи, устанавливаемые решением Совета директоров ГИК, будут размещены на сайте ГИК;
6) строительство посредством реализации инвестиционных проектов с участниками строительной отрасли предусматривает привлечение инвестиций частного сектора для возведения нового жилья или реконструкции старого жилья. Суть механизма заключается в строительстве, эксплуатации и передаче объекта строительства частным партнером (инвестором) ГИК в соответствии с инвестиционным соглашением. Условия инвестиционного соглашения подлежат публикации на сайте ГИК.";
- пункты 19, 27 признать утратившими силу;
- подпункт 6 пункта 20 изложить в следующей редакции:
"6) принимая во внимание специфику и условия международных доноров при предоставлении инвестиционных средств, а также, учитывая ограниченность средств республиканского бюджета, в рамках настоящей Программы будут определены три основных направления жилищного финансирования: "Социальная ипотека", "Льготная ипотека" и "Доступная ипотека". По направлениям "Социальная ипотека" и "Льготная ипотека" планируется в основном реализовывать механизм жилищного финансирования "Арендное жилье с последующим выкупом". По направлению "Доступная ипотека" жилищное финансирование будет доступно через различные механизмы жилищного финансирования.";
- пункт 21 изложить в следующей редакции:
"21. Проект "Долевое строительство жилья":
1) в целях снижения долговой нагрузки на государственный бюджет и обеспечения широкомасштабного охвата населения будет запущен механизм жилищного финансирования, предусматривающий предоставление гражданами Кыргызской Республики первоначального взноса в ГИК для строительства многоэтажного жилья посредством механизма долевого строительства;
2) ГИК будет проводить открытую аккредитацию строительных компаний для участия в строительстве жилья посредством долевого строительства жилья;
3) данный механизм жилищного финансирования будет доступен для всех граждан республики, в том числе граждан, осуществляющих трудовую деятельность за пределами страны.
(Изменено постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
22. Проект "Увеличение жилищного фонда":
1) при наличии свободных земельных участков, а также спроса населения на жилье в данной местности органы местного самоуправления готовят селитебные зоны под комплексное жилищное строительство и обеспечивают социальную инфраструктуру;
2) уполномоченный государственный орган по разработке и реализации политики в сфере архитектурно-строительной деятельности готовит проекты недорогого жилья, при этом отвечающего современным требованиям, нормам и с применением энергосберегающих материалов;
3) земельные участки и проекты жилья для комплексной застройки в рамках Программы передаются ГИК для дальнейшего финансирования строительства доступного жилья;
4) строительство будет финансироваться за счет средств международных доноров, средств республиканского бюджета, средств ГИК, привлеченных средств фондового рынка, частного капитала, финансовых инструментов, в том числе через жилищные сертификаты, иных не запрещенных законодательством источников;
5) особое внимание будет уделено увеличению жилищного фонда в регионах и приграничных территориях;
6) построенное жилье будет реализовано участникам настоящей Программы, в том числе посредством механизмов ипотечного кредитования и аренды, с последующим выкупом;
7) в целях создания условий для бесперебойного возврата средств и обеспечения более широкого охвата граждан, при финансировании строительства на различных этапах предполагается использовать различные финансовые инструменты фондового рынка;
8) в целях оперативного обеспечения жильем участников настоящей Программы ГИК будет проводить выкуп жилья, в том числе на этапе строительства;
9) (утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
(Изменено постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
23. Проект "Вовлечение соответствующих государственных структур и органов местного самоуправления в реализацию Программы":
1) органы местного самоуправления ответственны за предоставление земельных участков для комплексного строительства доступного жилья в целях увеличения жилищного фонда;
2) Социальным фондом, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Кыргызской Республики совместно с ГИК будет запущен механизм электронного взаимодействия по использованию накопительной части личного страхового счета гражданина Кыргызской Республики для оплаты первоначального взноса по ипотечному кредиту;
3) уполномоченные государственные органы по разработке и реализации политики в сфере архитектурно-строительной деятельности, осуществляющие государственный надзор и контроль по вопросам экологической и технической безопасности, оказывают полноценное содействие в вопросах строительства и ввода в эксплуатацию жилья в рамках данной Программы;
4) уполномоченный государственный орган в сфере надзора и регулирования финансового рынка оказывает содействие в развитии финансовых инструментов фондового рынка (акции, облигации, исламские ценные бумаги, жилищные сертификаты и др.);
5) уполномоченные органы по реализации государственной политики в области инвестиций и экспорта, управления государственными финансами, а также по реализации государственной политики и управлению в сфере иностранных дел и во внешнеполитической сфере совместно с ГИК на регулярной основе проводят мероприятия по привлечению внебюджетных средств на реализацию Программы.
24. Проект "Цифровизация услуг":
1) основой цифровизации, проводимой в Кыргызской Республике, является ориентированность на удовлетворение потребностей граждан в предоставляемых государственных и муниципальных услугах;
2) в рамках реализации настоящей Программы с целью обеспечения высокого уровня доступа к участию в Программе, сокращения косвенных расходов граждан и минимизации влияния "человеческого фактора" на процессы ГИК требуется:
- подача заявки гражданами на участие в Программе через электронный портал ГИК для последующего получения жилья через ипотечный кредит или аренду с последующим выкупом;
- получение необходимых для участия в Программе документов/справок с использованием информационно-коммуникационных технологий посредством системы межведомственного электронного взаимодействия;
3) в целях сокращения расходов граждан будет внедрена электронная форма государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приобретенное гражданами в рамках реализации Программы;
4) в целях систематизации жилищного фонда, необходимого для реализации настоящей Программы, будет разработан и внедрен электронный сервис, обеспечивающий взаимодействие участников настоящей Программы с государственными органами в сфере строительства жилья и регистрации прав на недвижимое имущество, ГИК, банками и другими участниками жилищной сферы.
(Изменено постановления Кабинета Министров КР от 14 апреля 2022 года № 217, 16 февраля 2024 года № 61)
Глава 6. Законодательные аспекты
25. Исходя из положений настоящей Программы, целесообразно пересмотреть законы, регламентирующие развитие сектора жилищного обеспечения. Требуется оптимизация существующего законодательства Кыргызской Республики в области: рынка ценных бумаг, государственного ипотечного кредитования, предоставления налоговых и других преференций для развития жилищного финансирования и строительства жилья в рамках текущей Программы.
26. В рамках реализации настоящей Программы в целях повышения доступности жилья, в законы Кыргызской Республики в сфере развития ипотечного кредитования: "О государственном ипотечном жилищном кредитовании" и "Об ипотечных ценных бумагах" будут внесены изменения в части, установления размера процентной ставки, оптимизации срока кредита, состава ипотечного покрытия.
27. (Утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
28. Для повышения доступности жилищного строительства необходимо разработать и принять профильный закон в сфере долевого строительства, устанавливающий взаимоотношения застройщиков и долевых участников, в том числе с использованием финансовых инструментов.
Глава 7. Финансирование
29. Реализация настоящей Программы предполагает совокупное финансирование в размере не менее 30 млрд. сомов. Основными источниками финансирования будут гранты и кредиты международных партнеров (немецкий банк развития KfW, Евразийский фонд стабилизации и развития, другие международные доноры), средства от выпуска и размещения ценных бумаг, средства ГИК, средства республиканского бюджета и иных незапрещенных законодательством источников. Помимо этого, будут привлечены финансовые средства частных инвесторов для жилищного строительства посредством реализации инвестиционных проектов с участниками строительной отрасли с привлечением инвестиций частного сектора, жилищных сертификатов, фондовых инструментов.
(Изменено постановления Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
30. Финансовые ресурсы для реализации настоящей Программы будут направлены на жилищное финансирование механизмов приобретения или строительства жилья.
(Изменено постановления Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
Глава 8. Эффективность реализации
31. Для определения обеспеченности жильем населения Национальный статистический комитет Кыргызской Республики на ежегодной основе будет проводить анализ жилищного фонда страны.
32. Министерство экономики и коммерции Кыргызской Республики будет осуществлять мониторинг реализации Программы.
(Изменено постановления Кабинета Министров КР от 16 февраля 2024 года № 61)
33. Общую координацию реализации Программы будет проводить Координационный совет. Функции контроля за выполнением задач по реализации Программы возложены на Координационный совет.
Глава 9. Ожидаемые результаты
34. К концу 2026 года будет обеспечено достижение следующих целевых показателей:
1) привлечено финансирование, в том числе за счет международных доноров и выпуска ценных бумаг, на общую сумму не менее 30 млрд. сомов;
2) профинансировано приобретение и строительство жилья объемом не менее 740000 кв.м;
3) обеспечено жильем не менее 15000 семей.
Глава 10. Возможные риски реализации Программы и пути их минимизации
35. Реализации Программы могут угрожать разного рода риски, далее приведены основные из них.
Возникновение обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (форс-мажор). Непреодолимой силой является возникновение чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств в результате стихийных бедствий, таких как землетрясения, наводнения, пожары, ураганы, прочие природные стихийные бедствия, введение чрезвычайного положения, военные действия, террористические акты, эмбарго, общереспубликанские забастовки, массовые беспорядки, акты органов государственной власти или местного самоуправления, или иных обстоятельств, которые невозможно предусмотреть или предотвратить, либо возможно предусмотреть, но невозможно предотвратить.
36. Ухудшение политической и экономической ситуации в стране, которая может отрицательно повлиять на возможность привлечения международных инвестиций в систему жилищного финансирования.
37. Одним из рисков строительства жилья в рамках Программы является отсутствие у органов местного самоуправления свободных земельных участков для строительства жилья. В целях минимизации рисков необходимо проведение инвентаризации земельных участков под жилищное строительство.
38. Несовпадение сроков выделенного бюджетного кредита ГИК и сроков государственного ипотечного кредита/аренды может привести к сокращению/снижению объемов жилищного финансирования. В целях минимизации рисков ликвидности необходимо трансформировать в капитал ГИК выделенные ранее бюджетные кредиты.
Пункт 1 постановления от 1 апреля 2024 года № 147, вносивший изменения в другие постановления по вопросам жилищной политики
ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 1 апреля 2024 года № 147
О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Кыргызской Республики по вопросам государственной жилищной политики
В целях исполнения Указа Президента Кыргызской Республики "О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов жилищного обеспечения и строительства жилья для граждан Кыргызской Республики в сфере государственной жилищной политики" от 30 января 2024 года № 10, в соответствии со статьей 9 Закона Кыргызской Республики "О государственном ипотечном жилищном кредитовании", статьями 13 и 17 Конституционного Закона Кыргызской Республики "О Кабинете Министров Кыргызской Республики", Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести изменения в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "Об утверждении жилищной программы Кыргызской Республики "Мой дом 2021-2026" от 13 июля 2021 года № 75:
в приложении 3 к вышеуказанному постановлению:
1) в главе 2:
- пункт 5 дополнить подпунктом 6 следующего содержания:
"
6 | Механизмы жилищного финансирования ГИК (ипотечное кредитование через банки, арендное жилье с последующим выкупом и другие механизмы) | Опекуны лиц с ограниченными возможностями здоровья, вне зависимости от сферы осуществления трудовой деятельности | - платежеспособность участника |
- пункт 6 дополнить подпунктом 11 следующего содержания:
"11) при предоставлении жилищного финансирования для участников государственных жилищных программ, осуществляющих трудовую деятельность в городе Бишкек, допускается предоставление жилья в аренду с последующим выкупом в регионах республики. При этом для граждан, осуществляющих трудовую деятельность в регионах республики, не допускается предоставление жилья в аренду с последующим выкупом в городе Бишкек. Нормы настоящего подпункта не распространяются на участников Программы в рамках механизма долевого финансирования строительства жилья.";
2) главу 6 изложить в следующей редакции:
"Глава 6. Условия финансирования через долевое строительство жилья
№ | Параметры ипотечного кредита | Примечание |
1 | Участник Программы (целевая группа) | Все граждане, в том числе осуществляющие трудовую деятельность за пределами страны, при условии отсутствия у участника, супруга (супруги) участника и несовершеннолетних детей участника собственного жилья и каких-либо гражданско-правовых сделок, связанных с переходом права собственности на жилье на всей территории Кыргызской Республики за последние 3 (три) года до даты подачи заявления на участие в Программе и на момент получения жилищного финансирования |
2 | Целевое направление | Предоставление первоначального взноса для последующего финансирования долевого строительства жилья |
3 | Предмет аренды | Квартира в строящемся жилом доме на основании долевого финансирования по механизму "Арендное жилье с последующим выкупом". Право собственности до полного погашения стоимости жилья в соответствии с графиком погашения и договором аренды принадлежит ГИК |
4 | Стоимость аренды и первоначальный взнос (собственный вклад) | Стоимость аренды устанавливается отдельным решением ГИК с учетом источников финансирования, стоимости строительства. Первоначальный взнос не менее 50% от стоимости жилья. При едином предоставлении полной стоимости жилья объект аренды переходит в собственность участнику Программы в течение 30 (тридцати) рабочих дней |
5 | Валюта | Кыргызский сом |
6 | Срок аренды | До 15 (пятнадцать) лет |
7 | Виды и размер комиссий | Комиссия за прием ежемесячных арендных платежей - согласно тарифам банка-партнера |
8 | Изменение условий по предоставлению арендного жилья | Допускается возможность внесения арендного платежа в счет будущих погашений по текущему графику с учетом уменьшения срока выкупа арендного жилья (по желанию арендатора), при условии внесения суммы в размере оплаты не менее чем за два месяца. Допускается возможность досрочного выкупа арендного жилья с момента совершения сделки путем выплаты полного остатка суммы арендных платежей согласно графику |
9 | Страхование | Обязательное ежегодное страхование объекта аренды согласно Закону Кыргызской Республики "Об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий" |
2. Внести в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики "Об утверждении Положения о порядке и условиях привлечения финансовых средств физических или юридических лиц в строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" от 21 ноября 2023 года № 614 следующее изменение:
в Положении о порядке и условиях привлечения финансовых средств физических или юридических лиц в строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденном вышеуказанным постановлением:
- дополнить пунктом 1-1 следующего содержания:
"1-1. Нормы настоящего Положения не распространяются на строительство жилья с использованием механизмов долевого финансирования в рамках государственных жилищных программ, реализуемых уполномоченным органом в сфере ипотечного жилищного кредитования.".
3. Уполномоченному органу в сфере ипотечного жилищного кредитования в рамках реализации государственных жилищных программ обеспечить реализацию механизма:
- долевого финансирования строительства жилья для граждан, осуществляющих трудовую деятельность за пределами страны, и для других категорий граждан;
- расширения имеющегося жилья путем предоставления жилья в аренду с последующим выкупом из жилищного фонда уполномоченного органа в сфере ипотечного жилищного кредитования для участников государственных жилищных программ.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на управление контроля исполнения решений Президента и Кабинета Министров Администрации Президента Кыргызской Республики.
5. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня официального опубликования.
Опубликован в газете "Эркин Тоо" от 5 апреля 2024 года № 26
В пояснении к документу отмечается, что решение принято «в целях систематизации законодательства Кыргызской Республики» и вступает в силу со дня его официального опубликования.
Обсудим?
Смотрите также:

