Главные новости » Экология » В Кыргызстане предлагают пересмотреть порядок обращения с опасными отходами автотранспорта
Экология

В Кыргызстане предлагают пересмотреть порядок обращения с опасными отходами автотранспорта

Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора предложило общественности проект постановления, который предполагает изменения в порядке обращения с опасными отходами.

Цель данного документа — улучшение системы сбора, хранения и утилизации отработанных аккумуляторных батарей и смазочных масел.

Эти новые требования помогут привести национальное законодательство в соответствие с международными соглашениями, касающимися Евразийского экономического союза и технического регламента таможенного союза 030/2012, который определяет стандарты для смазочных материалов, масел и специальных жидкостей.

По состоянию на 1 мая 2025 года, в Кыргызстане зарегистрировано 1,75 миллиона автомобилей, среди которых 8,1 тысячи электромобилей. Увеличение числа автомобилей приводит к росту объемов автомобильных отходов, включая отработанные масла, технические жидкости, аккумуляторы и фильтры.

Эти отходы классифицируются как опасные, так как содержат токсичные вещества и тяжелые металлы. На данный момент отработанные масла часто сливаются в почву или в канализацию, несмотря на то, что международные нормы предполагают их регенерацию или использование в энергетике.

В Кыргызстане зарегистрировано 274 пункта приема отработанных аккумуляторов и 586 пунктов замены масла. Наибольшее количество пунктов для сбора аккумуляторов находится в Иссык-Кульской области — 67, а для замены масла — в Чуйской области, где их 306.

Значительная часть аккумуляторных батарей оказывается в неформальном обороте, где свинец перерабатывается кустарным способом с нарушением санитарных норм. Легально собранные батареи экспортируются в Казахстан, Узбекистан, Россию и Китай для переработки на специализированных заводах.

В Кыргызстане намерены внедрить принцип расширенной ответственности производителей (РОП), который обязывает импортеров и производителей самостоятельно обеспечивать переработку отходов или выплачивать утилизационный сбор.

Собранные средства от утилизационного сбора будут направлены на развитие инфраструктуры для управления отходами, что включает создание систем сбора, транспортировки, хранения и переработки опасных отходов с учетом экологической безопасности.

Проект направлен на решение экологических проблем, связанных с загрязнением почвы и водоемов токсичными веществами, а также защиту здоровья населения от негативных последствий при неформальном сжигании отходов.
Проект постановления 

Проект

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О внесении изменений и дополнений в постановление

Правительства Кыргызской Республики от 28 декабря 2015 года

885

«Об утверждении Порядка обращения с опасными отходами на территории Кыргызской Республики»

В целях улучшения порядка обращения с опасными отходами на территории Кыргызской Республики, обеспечения безопасного сбора, хранения, учета и утилизации отработанных аккумуляторных батарей и смазочных масел, а также приведения в соответствие с Договором о Евразийском экономическом союзе и Техническим регламентом таможенного союза 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», в соответствии со статьями 13, 17 Конституционного Закона Кыргызской Республики «О Кабинете Министров Кыргызской Республики», Кабинет Министров Кыргызской Республики постановляет:
1. Внести в постановление Кабинета Министров Кыргызской Республики «Об утверждении Порядка обращения с опасными отходами на территории Кыргызской Республики» от 28 декабря 2015 года № 885 следующие изменения:

2. В § 3. Обращение с отработанными аккумуляторными батареями:

­ пункт 24 изложить в следующей редакции:

«Отработанная аккумуляторная батарея (АКБ) – это АКБ, включая электромобилей, гибридного автотранспорта, электросамокатов и другой техники (щелочные, никель–металлгидридные и литий–ионные), которая не может быть использована по своему прямому назначению после утраты ими потребительских свойств».

– в пункте 25 слова «и сдаче на переработку» заменить словами «переработке, замене на новый АКБ»;
– пункт 26 после слов «на месте их образования:» дополнить словами «СТО, автосервисы, пункты техосмотра, торгово–рыночные комплексы и другие.»;

– в пункте 34:

– после слова «нейтрализовать» дополнить словами «специальным раствором»;

– после слов «работы производятся» дополнить словами «в средствах индивидуальной защиты»;

– после пункта 34 дополнить подпунктами 35–356 следующего содержания:

«35. Запрещается хранение отработанных АКБ в местах, доступных для детей, на грунтовой поверхности и под открытым небом, вместе с другими отходами.»

«351. Образователи, сборщики отработанных АКБ обязаны вести учет, ежеквартально сдавать отчеты в уполномоченные органы по охране окружающей среды, в органы статистики о количестве их образования и передачи на переработку».

«352. Перед разбором щелочных АКБ следует слить в безопасную емкость и нейтрализовать специальным раствором».
«353. Переработка АКБ должна осуществляться экологически безопасным способом, на передовых безотходных технологиях.»

«354 Части отработанного АКБ как: пластик, железо, свинец, никель, литий, кадмий и другие, должны максимально подвергаться извлечению и переработке, без образования вторичных отходов.»

«355. Запрещается размещение отработанных АКБ, отдельных их частей на местах размещения твердых бытовых отходов.»

«356. Переработчики отработанных АКБ должны иметь лицензию и состоять в реестре переработчиков, утвержденного уполномоченным органом по охране окружающей среды.»

3. В § 4 Обращение с отработанными нефтепродуктами:

– пункт 36 изложить в следующей редакции:

«Отработанными нефтепродуктами (ОНП) являются: – отработанные смазочные материалы, отработанные масла и отработанные специальные жидкости, утратившие эксплуатационные свойства, в том числе слитые из рабочих систем, классифицируемые как отходы и подлежащие исключительно переработке (утилизации) с целью получения смазочных материалов, масел и специальных жидкостей;»

«паспорт качества ОНП – документ, устанавливающий соответствие численных значений показателей качества отработанной продукции, полученных в результате лабораторных испытаний, требованиям нормативной документации, выдаваемый изготовителем;»

«обращение с ОНП должно соответствовать требованиям и нормам Технического регламента Таможенного Союза 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям».

– в пункте 37:

– слова «отработанные нефтепродукты» заменить словом «ОНП»

– во втором абзаце после слов «турбинные масла» дополнить словами «компрессорные; гидравлические; антикоррозионные; электроизоляционные масла;»;

– в последнем абзаце дополнить предложением «Специальные жидкости: охлаждающие жидкости (в том числе смазочно–охлаждающие жидкости); тормозные жидкости.»
– в пункте 38 слова «отработанные нефтепродукты» заменить
словом «ОНП»;
– пункт 39 изложить в следующей редакции:

«39. Первичный сбор отработанных масел должен осуществляться на месте их образования: СТО, автосервисы, пункты техосмотра, пункты замены масла, торгово–рыночные комплексы и другие, раздельно от других отходов в специальные герметически закрываемые емкости.»

– из пункта 39 исключить второй и третий абзацы;
– дополнить пункт 39 подпунктом 391 следующего содержания:

«391.Образователи, сборщики ОНП обязаны вести учет, ежеквартально сдавать отчеты в уполномоченные органы по охране окружающей среды, в органы статистики о количестве их образования и передачи на переработку.»

«392. Перед разбором щелочных АКБ следует слить в безопасную емкость и нейтрализовать специальным раствором».

4. Утвердить требования к характеристикам продукции согласно приложению 2 к настоящему порядку.
5. Утвердить требования к физико-химическим показателям качества отработанной продукции (смазочным материалам, маслам) при их сборе, хранении (накоплении) и сдаче-приёме на переработку (утилизацию) согласно приложению 3 к настоящему порядку.

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Председатель

Кабинета Министров

Кыргызской Республики А.А. Касымалиев

Читайте также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК