Минприроды предлагает утвердить правила трансграничной перевозки опасных отходов
Данный документ был разработан в соответствии с законом «Об отходах производства и потребления», который был принят 15 августа 2023 года. Основная цель инициативы — адаптировать национальные нормы к международным стандартам в сфере безопасной транспортировки и утилизации опасных отходов.
Согласно обоснованию, в Кыргызстане нет предприятий, которые могли бы гарантировать безопасное удаление опасных отходов. В то же время наблюдаются случаи ввоза отходов с неясной классификацией и попытки транзитных перевозок без уведомления соответствующих органов.
Министерство регулярно получает запросы на вывоз опасных отходов за пределы страны. В частности, в 2024 году Министерство обороны Кыргызской Республики осуществило транспортировку некондиционного топлива «Самин» в Германию для утилизации. Иссык-Кол Интернешнл также обращалось с вопросом о перевозке отработанных свинцовых аккумуляторов в Иран через Узбекистан и Туркменистан.
Предложенные правила устанавливают регламентацию экспортных, импортных и транзитных операций с опасными отходами в соответствии с требованиями Базельской конвенции, которая контролирует трансграничные перевозки таких материалов. На новые нормы будут распространяться все организации, занимающиеся транспортировкой отходов, которые могут угрожать экологии и здоровью населения.
Положение о порядке государственного регулирования трансграничного перемещения опасных отходов в КР
Проект
Глава 1. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок трансграничного перемещения опасных отходов в Кыргызской Республике (далее - Положение).
2. Положение охватывает все организации, занимающиеся экспортом, импортом, транзитом и перевозкой отходов, которые признаны опасными в соответствии с Базельской конвенцией и национальным законодательством Кыргызской Республики.
Глава 2. Основные понятия
3. В настоящем Положении используются следующие основные определения:
государство импорта опасных отходов - территория, на которую планируется или осуществляется трансграничное перемещение опасных отходов с целью их использования;
государство транзита опасных отходов - любое государство, не являющееся государством-экспортером или импортером, через которое проходит транспортировка опасных отходов;
государство экспорта опасных отходов- территория, с которой планируется или осуществляется трансграничное перемещение опасных отходов;
заинтересованное государство - государство, участвующее в процессе экспорта, импорта или транзита, независимо от статуса участников Базельской конвенции.
захоронение отходов - процесс изоляции отходов в специальных хранилищах с целью предотвращения загрязнения окружающей среды и исключения возможности их дальнейшего использования;
импортер опасных отходов - юридическое или физическое лицо, включая индивидуальных предпринимателей, которое организует импорт опасных отходов в рамках юрисдикции государства-импортера;
компетентный орган – государственный орган, уполномоченный выдавать экспертные заключения на экспорт, импорт и транзит опасных отходов, а также предоставлять уведомления о трансграничных перевозках заинтересованным государствам.
лицензиар – государственный орган, уполномоченный выдавать лицензии на экспорт и импорт опасных отходов.
обращение с отходами – все виды деятельности, связанные со сбором, транспортировкой, переработкой, утилизацией и размещением отходов;
опасные отходы - отходы, содержащие вещества, обладающие опасными свойствами, что ставит под угрозу здоровье человека и окружающую среду;
отходы потребления - изделия и материалы, потерявшие свои потребительские качества из-за физического или морального износа;
отходы производства - остатки материалов и сырья, образованные в процессе производства, которые утратили свои потребительские свойства;
паспорт опасных отходов - документ, подтверждающий количественные и качественные характеристики отходов I-IV классов опасности;
перевозчик опасных отходов - юридическое или физическое лицо, осуществляющее транспортировку опасных отходов.
переработка отходов – процесс превращения отходов во вторичное сырье или энергию с учетом экологической безопасности;
производитель отходов – юридическое или физическое лицо, чья деятельность приводит к образованию отходов;
размещение отходов - любая операция по хранению и захоронению отходов;
технологический регламент – документ, определяющий порядок проведения операций по переработке или утилизации отходов;
трансграничное перемещение опасных отходов – любая перевозка опасных отходов с территории, на (через) территорию Кыргызской Республики;
транспортировка отходов - услуги по перемещению отходов как внутри, так и за пределами Кыргызской Республики;
уведомление на трансграничное перемещение отходов – документ, оформленный в соответствии с требованиями Базельской конвенции;
утилизация отходов – использование отходов для производства товаров, выполнения работ или оказания услуг путем повторного применения отходов.
экспортер опасных отходов– юридическое или физическое лицо, которое организует экспорт опасных отходов, находясь под юрисдикцией государства-экспортера.
Другие термины, использованные в данном Положении, применяются в соответствии с международными договорами, сторонами которых является Кыргызская Республика, и ее законодательством.
Глава 3. Общие требования
4. Для обеспечения экологической безопасности при трансграничной перевозке опасных отходов запрещается:
импорт и (или) экспорт опасных отходов физическими лицами как товары для личного пользования;
импорт и транзит отходов, указанных в приложении 1 к настоящему Положению;
импорт отходов с целью их захоронения или обеззараживания на территории Кыргызской Республики;
экспорт опасных отходов, указанных в приложениях 1 и 2 к настоящему Положению:
- в государства, где запрещен импорт таких отходов;
- в государства, которые не могут гарантировать экологически безопасное использование или захоронение отходов;
- в государства, не являющиеся сторонами Базельской конвенции, если только они не являются участниками двусторонних или многосторонних соглашений о перевозке отходов.
5. Экспорт опасных отходов, указанных в приложениях 1 и 2, а также импорт и транзит опасных отходов, указанных в приложении 2 к настоящему Положению, осуществляется в соответствии с данными нормами.
6. Экспорт и импорт опасных отходов на (с) таможенную территорию ЕАЭС, а также в (с) третьи страны возможен только при наличии лицензии на экспорт и (или) импорт опасных отходов, входящих в Единый перечень товаров, подлежащих нетарифному регулированию на (с) таможенную территорию ЕАЭС, на основании положительного экспертного заключения компетентного органа.
7. Транзит опасных отходов через территорию Кыргызской Республики возможен только при наличии положительного ответа от компетентного органа Кыргызской Республики на уведомление о трансграничных перемещениях отходов, согласно приложению 4 к настоящему Положению.
8. Импорт отходов в Кыргызскую Республику допускается только для целей переработки.
Глава 4. Порядок выдачи экспертного заключения на трансграничную перевозку опасных отходов
9. Экспертное заключение на трансграничную перевозку опасных отходов выдается компетентным органом в установленном порядке.
10.Экспертное заключение выдается на одну партию опасных отходов или на один год, если транспортировка осуществляется партиями, требующими многократного пересечения границы, при наличии письменного согласия заинтересованных государств, при соблюдении следующих условий:
отходы имеют одинаковые физические и химические характеристики и поставляются регулярно по одному и тому же контракту одной и той же организации, отвечающей за их использование или захоронение;
таможенное оформление отходов проходит в одном и том же таможенном органе, а перемещение осуществляется через одни и те же таможенные пункты на границе Кыргызской Республики, которые определяются таможенными органами;
при транзите через территорию заинтересованного государства таможенное оформление осуществляется теми же таможенными пунктами на границе данного государства при въезде и выезде;
заинтересованные государства предоставляют компетентному органу разрешения на многократный ввоз, вывоз и транзит отходов.
11. Экспертное заключение выдается при условии представления заявителем или его представителем, имеющим письменное подтверждение полномочий, в компетентный орган следующих документов:
заявление на выдачу экспертного заключения на трансграничное перемещение опасных отходов с указанием наименования отхода по Классификатору опасных отходов Кыргызской Республики, его количества, кода Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и перечня заинтересованных государств, участвующих в перевозке с указанием маршрута;
копия учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации заявителя как юридического лица или индивидуального предпринимателя;
копия договора (контракта) между экспортером и производителем или импортером и потребителем опасных отходов (если заявитель является посредником);
копия договора (контракта) на транспортировку опасных отходов;
копия договора (контракта) между экспортером (импортером) и лицом, отвечающим за удаление опасных отходов, с указанием экологически безопасного использования этих отходов;
уведомление о трансграничном перемещении отходов (в 3 экземплярах), оформленное на государственном или официальном языке и языке, приемлемом для государства импорта/экспорта/транзита, согласно приложению 4.
Документ о транспортировке опасных отходов (в 3 экземплярах), оформленный согласно приложению 5;
Информация о технических (технологических) возможностях для использования опасных отходов (выписка из технологического регламента, подтверждающая возможность использования опасных отходов в качестве сырья, или иной документ, подтверждающий возможность их использования без образования других опасных отходов) (в случае ввоза опасных отходов);
копия документа, подтверждающего страхование, залог или иную гарантию при трансграничной перевозке опасных отходов.
12. Документы на иностранном языке должны быть представлены с заверенными переводами на государственный или официальный язык. Каждый лист документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя или прошит и заверен.
Заявление и документы могут быть представлены в электронной форме в соответствии с законодательством Кыргызской Республики. Допускается отправка сканированных документов с электронной подписью заявителя, если это предусмотрено законодательством.
Отказ в выдаче экспертного заключения может быть основан на следующих причинах:
непредставление документов, указанных в пункте 1;
наличие неполных или недостоверных сведений в документах;
иные основания, предусмотренные национальным законодательством и Базельской конвенцией.
15. После предоставления документов компетентный орган в течение 7 рабочих дней уведомляет компетентные органы государства импорта (на бумажном и/или электронном носителе) и компетентных органов государств транзита о трансграничной перевозке опасных отходов.
16. После получения согласия государства импорта и транзита компетентный орган Кыргызской Республики в течение 7 рабочих дней оформляет заключение на трансграничную перевозку отходов и уведомляет заявителя о выдаче экспертного заключения.
Глава 5. Порядок выдачи лицензии на экспорт и (или) импорт опасных отходов
17. Лицензия на экспорт и (или) импорт опасных отходов выдается лицензиаром в соответствии с законодательством о лицензионно-разрешительной системе Кыргызской Республики.
18. Лицензия на экспорт и (или) импорт опасных отходов распространяется на всю территорию Кыргызской Республики и за ее пределами на основании международных договоров, является срочной и разовой.
19. Срок действия разовой лицензии не может превышать 1 года с момента ее выдачи. Действие лицензии может быть ограничено сроком действия внешнеэкономического контракта или другого документа.
20. Для оформления лицензии заявитель или его представитель должны предоставить следующие документы:
1) заявление о выдаче лицензии, оформленное в соответствии с инструкцией;
2) копия внешнеторгового контракта или иного документа, подтверждающего намерения сторон;
3) копия документа, удостоверяющего личность для физических лиц;
4) копия свидетельства о государственной регистрации для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
5) копия документа, подтверждающего оплату лицензионного сбора;
6) копия экспертного заключения на трансграничную перевозку опасных отходов, выданного компетентным органом Кыргызской Республики.
21. Указанные документы должны быть представлены на государственном или официальном языках, прошиты и пронумерованы.
22. Документы иностранных лиц должны быть легализованы или апостилированы компетентным органом их государства.
23. При обращении за лицензией через интернет заявитель заполняет заявление на сайте и прикрепляет отсканированные оригиналы документов в электронном формате. В этом случае он получает подтверждение о принятии документов с указанием даты и перечня представленных документов.
24. Заявитель может запросить выдачу электронной лицензии, указав это в своем заявлении.
25. Лицензиар выдает лицензию или отказывает в ее выдаче в течение 15 рабочих дней с момента подачи документов.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии могут быть:
1) наличие неполных или недостоверных данных в документах, поданных для лицензии;
2) несоблюдение требований, указанных в пунктах 20 - 23 настоящего Положения;
3) прекращение или приостановление действия документов, служащих основанием для лицензии;
4) нарушение международных обязательств, которые могут возникнуть в результате исполнения контракта, для реализации которого запрашивается лицензия;
5) иные основания, предусмотренные законодательством.
26. Решение об отказе должно быть мотивированным и представлено заявителю в письменной форме или в виде электронного документа.
27. Лицензиар оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель должен представить оригинал лицензии в таможенный орган до декларирования товаров, после чего ему выдается копия с отметкой о постановке на контроль.
28. Если лицензия выдана в форме электронного документа, представление ее оригинала в таможенный орган не требуется.
29. Порядок взаимодействия лицензиара и таможенных органов по контролю за соблюдением лицензий в форме электронного документа устанавливается законодательством Кыргызской Республики.
Глава 6. Лицензионные требования
30. При трансграничной перевозке отходов лицензиат обязан:
соблюдать законодательство Кыргызской Республики в области обращения с отходами и перевозки опасных грузов;
иметь экспертное заключение на трансграничное перемещение опасных отходов;
предоставлять отчетность об осуществленных операциях по импорту (экспорту);
обеспечивать беспрепятственный доступ уполномоченных лиц Лицензиара к транспортным средствам, осуществляющим транспортировку опасных отходов, и связанным с ними документам для лицензионного контроля;
осуществлять транспортировку опасных отходов экологически безопасным способом.
31. Транспортировка опасных отходов разрешена только с использованием специализированных транспортных средств, соответствующих международным стандартам маркировки и классификации химических веществ.
32. Порядок транспортировки опасных отходов на различных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, водном и т.д.), а также требования к погрузочно-разгрузочным работам определяются законодательством о перевозке опасных грузов.
33. Перевозка отходов производства допускается при наличии сопроводительного документа о трансграничной перевозке в соответствии с приложением 5.
34. С момента погрузки отходов на транспортное средство и до их выгрузки юридическую ответственность за безопасное обращение с отходами несет транспортная организация, владеющая данным транспортным средством.
Глава 7. Отчетность
35. Экспортер/импортер обязан уведомить компетентный орган о начале трансграничного перемещения опасных отходов и об их утилизации, представив документ о транспортировке в компетентный орган Кыргызской Республики.
36. Лицензиаты обязаны в течение 15 календарных дней по истечении срока действия лицензии предоставить справку о ее выполнении в уполномоченный орган.
37. Компетентный орган информирует секретариат Базельской конвенции о трансграничном перемещении опасных отходов.
Глава 8. Контроль
38. Государственный контроль за трансграничным перемещением опасных отходов осуществляется уполномоченными государственными органами в сфере таможенного, экологического и санитарно-эпидемиологического контроля, а также правоохранительными органами в установленном порядке.
39. Контроль включает в себя соблюдение организациями требований данного Положения и законодательства Кыргызской Республики, а также соблюдение экологической безопасности при трансграничных перевозках, включая международные соглашения.
40. Лицензионный контроль проводится в соответствии с законодательством о лицензировании в Кыргызской Республике.
41. Лицензиар имеет право приостановить или отменить лицензию в следующих случаях:
1) по заявлению лицензиата о прекращении действия лицензии;
2) прекращение деятельности лицензиата;
3) ликвидация юридического лица;
4) признание физического лица недееспособным или его смерть;
5) истечение срока действия лицензии;
6) исключение вида деятельности из перечня лицензируемых;
7) выполнение всех условий, на которые выданы лицензия и разрешение;
8) вступление в силу решения суда об аннулировании лицензии;
9) осуществление деятельности по адресу, не совпадающему с указанным в лицензии.
42. Государственные таможенные органы предпринимают необходимые меры по приостановке или запрету перемещения отходов через таможенную границу Кыргызской Республики и информируют об этом компетентный орган.
43. Уполномоченный государственный орган в сфере таможенного контроля ежегодно до 1 апреля направляет в уполномоченный орган в области охраны окружающей среды информацию о трансграничном перемещении отходов.
44. Решение лицензиара о прекращении действия лицензии доводится до лицензиата в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня его принятия.
45. Действие лицензии и (или) разрешения прекращается с момента принятия лицензиаром решения о прекращении или с момента вступления в силу решения суда об аннулировании.
Глава 9. Ответственность при трансграничном перемещении опасных отходов
46. Организация, нарушившая порядок, установленный данным Положением, а также допустившая незаконную трансграничную перевозку отходов, несет ответственность согласно законодательству Кыргызской Республики и Базельской конвенции.
47. Импортер (экспортер) опасных отходов, а также их уполномоченные лица, осуществляющие ввоз и (или) транзит, несут ответственность за причинение вреда и обязаны возместить ущерб.
48. В случае незаконной трансграничной перевозки отходов, осуществленной действиями экспортера или производителя, они обязаны вернуть отходы в государство-экспортер за свой счет.
49. Если трансграничное перемещение отходов, на которое получено экспертное заключение, не может быть завершено с соблюдением условий контракта, экспортер обязан вернуть отходы в течение 90 дней с момента уведомления компетентного органа или в другой срок, согласованный сторонами.
Читайте также:
