Главные новости » Образование » Глава Кабмина утвердил Типовой устав общеобразовательной организации Кыргызстана
Образование

Глава Кабмина утвердил Типовой устав общеобразовательной организации Кыргызстана

78
Адылбек Касымалиев, председатель Кабинета министров, утвердил Типовой устав общеобразовательной организации Кыргызстана.

Согласно постановлению Кабмина № 230 от 24 апреля 2025 года, данное решение направлено на систематизацию деятельности образовательных учреждений в стране.

Министерству образования и науки поручено:

1) в течение двух месяцев совместно с местными государственными администрациями и органами самоуправления обновить уставы государственных и муниципальных образовательных учреждений;

2) предпринять иные необходимые меры в соответствии с данным постановлением.

Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования (газета «Эркин Тоо» от 25 апреля 2025 года №31).


ТИПОВОЙ УСТАВ общеобразовательной организации КР

Глава 1. Общие положения и правовой статус


Типовой устав общеобразовательной организации создан в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и определяет основные цели, задачи, правовой статус образовательной организации, а также структуру управления, полномочия, права и обязанности всех участников образовательного процесса.
Данный устав является стандартным для общеобразовательных учреждений государственной и муниципальной форм собственности и образцом для частных образовательных организаций.
СогласноТиповому положению, утвержденномупостановлением Кабинета Министров от 27 августа 2024 года № 519, к общеобразовательным учреждениям относятся: общеобразовательные школы, школы-комплексы, интернаты, специальные школы, вечерние и онлайн-школы, малокомплектные школы.
Образовательные учреждения государственной и муниципальной форм собственности являются некоммерческими и действуют в форме учреждений. Срок их функционирования не ограничен.
Учредителями таких организаций выступают государственные органы и органы местного самоуправления.
Образовательная система признается юридическим лицом согласно законодательству и имеет право от своего имени осуществлять права и нести обязательства, заключать договора, выступать в суде, иметь собственное имущество и счета в банках, а также печать и бланки с наименованием на государственных и официальных языках.
Согласно гражданскому законодательству, образовательные учреждения могут создавать структурные подразделения с статусом юридического лица или филиалов, наделяя их собственным имуществом.
Устав включает в себя следующие разделы:

1) общие положения и правовой статус;

2) цели и предмет деятельности;

3) органы управления и соуправления;

4) права и обязанности участников образовательного процесса;

5) имущество и финансовая деятельность;

6) учет и отчетность;

7) порядок реорганизации и ликвидации;

8) заключительные положения.


Устав должен содержать нормы и положения Типового положения и других нормативных актов, касающихся образовательной деятельности.
В уставе обязательно указываются полное и сокращенное наименование на государственных и официальных языках, юридический адрес, а также данные учредителей и адрес структурных подразделений, если таковые имеются.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает свой устав в соответствии с законодательством и Типовым уставом.

Глава 2. Основные цели и предмет деятельности


Главной целью является формирование общей культуры личности обучающихся на основе государственных образовательных стандартов и развитие жизненных компетенций, а также воспитание любви к Родине, правам человека, семье и окружающей среде.
Организация обеспечивает обучение и воспитание с акцентом на интересы личности, общества и государства, а также создает условия для разностороннего развития учащихся.
Устав должен содержать основные и дополнительные виды деятельности.
Основные виды деятельности включают:

1) начальное общее образование;

2) основное общее образование;

3) среднее общее образование.


Дополнительные виды деятельности включают:

1) предоставление дополнительных образовательных услуг;

2) уход за учащимися (летние лагеря);

3) другие виды деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Дополнительные услуги предоставляются с согласия обучающихся и их родителей на основании договора. Порядок их предоставления определяется Кабинетом Министров.


Устав также включает:

1) порядок организации образовательного процесса;

2) формы освоения образовательных программ и язык обучения;

3) перечень документов для приема учащихся и правила приема, перевода и отчисления;

4) продолжительность уроков и учебного года с указанием каникул.


Для специальных общеобразовательных организаций, работающих по модифицированным программам, в уставе указываются специфические виды деятельности.
В уставе интернатов следует указать условия проживания и максимальное количество мест.

Глава 3. Органы управления и соуправления


Учредитель является высшим органом управления, а в случае нескольких учредителей - общее собрание учредителей.
К полномочиям учредителей относятся:

1) утверждение и внесение изменений в устав;

2) определение направлений деятельности;

3) решение о ликвидации или реорганизации;

4) создание и ликвидация филиалов;

5) решение других вопросов, не входящих в компетенцию других органов управления.


Директор осуществляет непосредственное руководство образовательной организацией.

Директор назначается на основании конкурса на срок 5 лет. Увольнение или перевод осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. В отсутствие директора его обязанности исполняет заместитель.


Директор несет ответственность перед родителями, государством и обществом за результаты работы образовательной организации.

Он также отвечает за незаконное использование имущества и средств.


В уставе указываются полномочия директора, закрепленные в Типовом положении.
Органы соуправления включают общее собрание работников, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет и ученическое самоуправление.
Общее собрание работников включает всех сотрудников, созывается по инициативе директора или других органов и проводится не реже одного раза в год.
К полномочиям общего собрания относятся:

1) определение направлений деятельности и перспектив развития;

2) утверждение правил внутреннего распорядка;

3) принятие локальных актов по трудовым отношениям;

4) рассмотрение мер поощрения работников;

5) оценка эффективности деятельности работников;

6) создание условий для труда и профессионального роста;

7) поддержка инициатив по развитию организации;

8) иные полномочия, определяемые учредителем и администрацией.


В уставе указывается срок полномочий общего собрания и порядок его работы.
Для повышения качества услуг и прозрачности деятельности создается попечительский совет.

Попечительский совет осуществляет:

1) содействие в разработке стратегии развития;

2) привлечение инвестиций и гуманитарной помощи;

3) контроль за расходами внебюджетных средств;

4) помощь в решении текущих задач.

Попечительские советы могут привлекать средства на добровольной основе.


Для развития учебного процесса создается педагогический совет, состоящий из всех педагогов. Председателем совета является директор.
К полномочиям педагогического совета относятся:

1) реализация направлений развития образовательной организации;

2) внедрение инноваций в воспитании и обучении;

3) анализ учебной работы;

4) подведение итогов деятельности;

5) развитие системы повышения квалификации;

6) представление кандидатов на награждение;

7) решение вопросов перевода и отчисления учащихся;

8) иные полномочия, определяемые учредителем.


Методический совет создается для повышения квалификации педагогов и формирования их профессиональных качеств.

В состав совета входят руководители методических объединений и заместители директора.


К полномочиям методического совета относятся:

1) содействие в использовании современных методик;

2) разработка направлений методической работы;

3) координация методических объединений;

4) организация внеклассной работы;

5) помощь в повышении квалификации педагогов;

6) поддержка личностно-ориентированной деятельности педагогов.


Родительский комитет создается для помощи в организации учёбы и социальной поддержки детей, его состав формируется из родителей.
К полномочиям комитета относятся:

1) улучшение условий для учебного процесса;

2) защита прав обучающихся;

3) организация школьных мероприятий;

4) сотрудничество с администрацией и органами управления;

5) участие в укреплении материально-технической базы.


В образовательной организации могут создаваться органы ученического самоуправления, которые могут участвовать в заседаниях при обсуждении вопросов, касающихся учащихся.
Образовательная организация разрабатывает положения о всех органах соуправления.

Глава 4. Права и обязанности участников образовательного процесса


Участниками образовательного процесса являются: учащиеся, педагоги, вспомогательный и управленческий персонал, родители обучающихся.
Устав должен содержать права и обязанности всех участников процесса согласно законодательству.
Для создания безопасной среды обучения, а также для взаимодействия с родителями составляется договор, утвержденный уполномоченным органом.

Устав также указывает порядок заключения, продления и расторжения договора.

Глава 5. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность


Источниками формирования имущества являются:

1) республиканские и местные бюджеты;

2) другие законные источники.


Учредитель закрепляет за учреждением необходимое имущество для выполнения уставной деятельности.
Образовательные учреждения имеют право на доходную деятельность в соответствии с законодательством. Устав указывает источники финансирования и виды деятельности, приносящие доход.

Глава 6. Учет, отчетность и аудит


Устав определяет порядок учета и отчетности согласно законодательству в области бухгалтерского учета.

Глава 7. Реорганизация и ликвидация


Деятельность образовательной организации может быть прекращена путем ликвидации или реорганизации:

1) по решению учредителей;

2) по решению суда.


Реорганизация и ликвидация проводятся в соответствии с гражданским законодательством.
Дата регистрации прекращения деятельности фиксируется в приказе регистрирующего органа.
Документы об организации хранятся согласноЗакону о Национальном архивном фонде.

Глава 8. Заключительные положения


Учредители могут вносить изменения в устав в соответствии с законодательством.
Все изменения подлежат регистрации в органах юстиции.
Вопросы, не прописанные в уставе, регулируются законодательством Кыргызской Республики.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК