Глава Кабмина утвердил Типовой устав общеобразовательной организации Кыргызстана
Согласно постановлению Кабмина № 230 от 24 апреля 2025 года, данное решение направлено на систематизацию деятельности образовательных учреждений в стране.
Министерству образования и науки поручено:
1) в течение двух месяцев совместно с местными государственными администрациями и органами самоуправления обновить уставы государственных и муниципальных образовательных учреждений;
2) предпринять иные необходимые меры в соответствии с данным постановлением.
Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования (газета «Эркин Тоо» от 25 апреля 2025 года №31).
ТИПОВОЙ УСТАВ общеобразовательной организации КР
Глава 1. Общие положения и правовой статус
Типовой устав общеобразовательной организации создан в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и определяет основные цели, задачи, правовой статус образовательной организации, а также структуру управления, полномочия, права и обязанности всех участников образовательного процесса.
Данный устав является стандартным для общеобразовательных учреждений государственной и муниципальной форм собственности и образцом для частных образовательных организаций.
СогласноТиповому положению, утвержденномупостановлением Кабинета Министров от 27 августа 2024 года № 519, к общеобразовательным учреждениям относятся: общеобразовательные школы, школы-комплексы, интернаты, специальные школы, вечерние и онлайн-школы, малокомплектные школы.
Образовательные учреждения государственной и муниципальной форм собственности являются некоммерческими и действуют в форме учреждений. Срок их функционирования не ограничен.
Учредителями таких организаций выступают государственные органы и органы местного самоуправления.
Образовательная система признается юридическим лицом согласно законодательству и имеет право от своего имени осуществлять права и нести обязательства, заключать договора, выступать в суде, иметь собственное имущество и счета в банках, а также печать и бланки с наименованием на государственных и официальных языках.
Согласно гражданскому законодательству, образовательные учреждения могут создавать структурные подразделения с статусом юридического лица или филиалов, наделяя их собственным имуществом.
Устав включает в себя следующие разделы:
1) общие положения и правовой статус;
2) цели и предмет деятельности;
3) органы управления и соуправления;
4) права и обязанности участников образовательного процесса;
5) имущество и финансовая деятельность;
6) учет и отчетность;
7) порядок реорганизации и ликвидации;
8) заключительные положения.
Устав должен содержать нормы и положения Типового положения и других нормативных актов, касающихся образовательной деятельности.
В уставе обязательно указываются полное и сокращенное наименование на государственных и официальных языках, юридический адрес, а также данные учредителей и адрес структурных подразделений, если таковые имеются.
Каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает свой устав в соответствии с законодательством и Типовым уставом.
Глава 2. Основные цели и предмет деятельности
Главной целью является формирование общей культуры личности обучающихся на основе государственных образовательных стандартов и развитие жизненных компетенций, а также воспитание любви к Родине, правам человека, семье и окружающей среде.
Организация обеспечивает обучение и воспитание с акцентом на интересы личности, общества и государства, а также создает условия для разностороннего развития учащихся.
Устав должен содержать основные и дополнительные виды деятельности.
Основные виды деятельности включают:
1) начальное общее образование;
2) основное общее образование;
3) среднее общее образование.
Дополнительные виды деятельности включают:
1) предоставление дополнительных образовательных услуг;
2) уход за учащимися (летние лагеря);
3) другие виды деятельности в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Дополнительные услуги предоставляются с согласия обучающихся и их родителей на основании договора. Порядок их предоставления определяется Кабинетом Министров.
Устав также включает:
1) порядок организации образовательного процесса;
2) формы освоения образовательных программ и язык обучения;
3) перечень документов для приема учащихся и правила приема, перевода и отчисления;
4) продолжительность уроков и учебного года с указанием каникул.
Для специальных общеобразовательных организаций, работающих по модифицированным программам, в уставе указываются специфические виды деятельности.
В уставе интернатов следует указать условия проживания и максимальное количество мест.
Глава 3. Органы управления и соуправления
Учредитель является высшим органом управления, а в случае нескольких учредителей - общее собрание учредителей.
К полномочиям учредителей относятся:
1) утверждение и внесение изменений в устав;
2) определение направлений деятельности;
3) решение о ликвидации или реорганизации;
4) создание и ликвидация филиалов;
5) решение других вопросов, не входящих в компетенцию других органов управления.
Директор осуществляет непосредственное руководство образовательной организацией.
Директор назначается на основании конкурса на срок 5 лет. Увольнение или перевод осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. В отсутствие директора его обязанности исполняет заместитель.
Директор несет ответственность перед родителями, государством и обществом за результаты работы образовательной организации.
Он также отвечает за незаконное использование имущества и средств.
В уставе указываются полномочия директора, закрепленные в Типовом положении.
Органы соуправления включают общее собрание работников, попечительский совет, педагогический совет, родительский комитет и ученическое самоуправление.
Общее собрание работников включает всех сотрудников, созывается по инициативе директора или других органов и проводится не реже одного раза в год.
К полномочиям общего собрания относятся:
1) определение направлений деятельности и перспектив развития;
2) утверждение правил внутреннего распорядка;
3) принятие локальных актов по трудовым отношениям;
4) рассмотрение мер поощрения работников;
5) оценка эффективности деятельности работников;
6) создание условий для труда и профессионального роста;
7) поддержка инициатив по развитию организации;
8) иные полномочия, определяемые учредителем и администрацией.
В уставе указывается срок полномочий общего собрания и порядок его работы.
Для повышения качества услуг и прозрачности деятельности создается попечительский совет.
Попечительский совет осуществляет:
1) содействие в разработке стратегии развития;
2) привлечение инвестиций и гуманитарной помощи;
3) контроль за расходами внебюджетных средств;
4) помощь в решении текущих задач.
Попечительские советы могут привлекать средства на добровольной основе.
Для развития учебного процесса создается педагогический совет, состоящий из всех педагогов. Председателем совета является директор.
К полномочиям педагогического совета относятся:
1) реализация направлений развития образовательной организации;
2) внедрение инноваций в воспитании и обучении;
3) анализ учебной работы;
4) подведение итогов деятельности;
5) развитие системы повышения квалификации;
6) представление кандидатов на награждение;
7) решение вопросов перевода и отчисления учащихся;
8) иные полномочия, определяемые учредителем.
Методический совет создается для повышения квалификации педагогов и формирования их профессиональных качеств.
В состав совета входят руководители методических объединений и заместители директора.
К полномочиям методического совета относятся:
1) содействие в использовании современных методик;
2) разработка направлений методической работы;
3) координация методических объединений;
4) организация внеклассной работы;
5) помощь в повышении квалификации педагогов;
6) поддержка личностно-ориентированной деятельности педагогов.
Родительский комитет создается для помощи в организации учёбы и социальной поддержки детей, его состав формируется из родителей.
К полномочиям комитета относятся:
1) улучшение условий для учебного процесса;
2) защита прав обучающихся;
3) организация школьных мероприятий;
4) сотрудничество с администрацией и органами управления;
5) участие в укреплении материально-технической базы.
В образовательной организации могут создаваться органы ученического самоуправления, которые могут участвовать в заседаниях при обсуждении вопросов, касающихся учащихся.
Образовательная организация разрабатывает положения о всех органах соуправления.
Глава 4. Права и обязанности участников образовательного процесса
Участниками образовательного процесса являются: учащиеся, педагоги, вспомогательный и управленческий персонал, родители обучающихся.
Устав должен содержать права и обязанности всех участников процесса согласно законодательству.
Для создания безопасной среды обучения, а также для взаимодействия с родителями составляется договор, утвержденный уполномоченным органом.
Устав также указывает порядок заключения, продления и расторжения договора.
Глава 5. Имущество и финансово-хозяйственная деятельность
Источниками формирования имущества являются:
1) республиканские и местные бюджеты;
2) другие законные источники.
Учредитель закрепляет за учреждением необходимое имущество для выполнения уставной деятельности.
Образовательные учреждения имеют право на доходную деятельность в соответствии с законодательством. Устав указывает источники финансирования и виды деятельности, приносящие доход.
Глава 6. Учет, отчетность и аудит
Устав определяет порядок учета и отчетности согласно законодательству в области бухгалтерского учета.
Глава 7. Реорганизация и ликвидация
Деятельность образовательной организации может быть прекращена путем ликвидации или реорганизации:
1) по решению учредителей;
2) по решению суда.
Реорганизация и ликвидация проводятся в соответствии с гражданским законодательством.
Дата регистрации прекращения деятельности фиксируется в приказе регистрирующего органа.
Документы об организации хранятся согласноЗакону о Национальном архивном фонде.
Глава 8. Заключительные положения
Учредители могут вносить изменения в устав в соответствии с законодательством.
Все изменения подлежат регистрации в органах юстиции.
Вопросы, не прописанные в уставе, регулируются законодательством Кыргызской Республики.
Обсудим?
Смотрите также:

