Минобразования предлагает утвердить госстандарт дошкольного образования и ухода за детьми
В обновленный проект госстандарта внесены важные изменения:
- Установлены морально-этические ценности и принципы, которым должны следовать дошкольные образовательные учреждения;
- Дошкольный возраст теперь определяется как период с 1 года до 6 лет;
- Включен список ключевых компетенций, которые необходимо развивать у детей в этот период: деятельностная, социально-коммуникативная, эмоционально-личностная и познавательная;
- Определены методики и стратегии для комплексного развития личности ребенка в процессе обучения;
- Обновлены формулировки, касающиеся инклюзивного образования и вопросов обучения на государственном языке;
- Родители теперь рассматриваются как полноправные участники образовательного процесса;
- Обеспечена преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием для более плавного перехода детей от одного уровня к другому.
Ожидается, что утверждение нового госстандарта приведет к увеличению охвата детей дошкольным образованием. Это будет достигнуто за счет оптимизации использования спальных помещений и преобразования подготовительных групп в средние и старшие.
Согласно плану поэтапного внедрения двенадцатилетней структуры школьного образования в Кыргызской Республике на 2024-2028 годы, также внесены изменения в нормативные акты в области общественного здравоохранения. Эти изменения касаются определения дошкольного возраста, возрастных групп детей в образовательных учреждениях, а также норм наполняемости групп и параметров спальных мест.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КР «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УХОД ЗА ДЕТЬМИ»
Приложение
Глава 1. Общие положения
Данный стандарт основывается на принципах, установленных Конституцией Кыргызской Республики, Конвенцией о правах ребенка, Кодексом Кыргызской Республики о детях и другими нормативными актами, касающимися образования в стране.
Государственный стандарт является обязательным для исполнения всеми учреждениями дошкольного образования и устанавливает минимальные требования к образованию и уходу за детьми от 1 до 6 лет.
Стандарт учитывает лучшие практики как отечественного, так и международного опыта в организации дошкольного образования.
Система дошкольного образования играет критическую роль в формировании человеческого капитала, который является основой успешного развития страны.
Стандарт будет периодически пересматриваться и актуализироваться по мере необходимости.
Данный стандарт также служит основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительной подготовки педагогов.
В стандарте используются различные термины и понятия, такие как:
Безопасная развивающая образовательная среда – это условия, способствующие минимизации рисков и обеспечивающие безопасность детей.
Воспитание – процесс, направленный на развитие личности детей и социализацию через взаимодействие с окружающими.
Гендерное равенство – равные права и возможности для всех независимо от пола.
Годовой план – это документ, регулирующий деятельность дошкольной образовательной организации на год.
Грамотность и коммуникация – развитие связной речи и навыков общения у детей.
Дискриминация – любое предвзятое отношение по признакам пола, расы или других характеристик.
Дети с особыми образовательными потребностями – дети, нуждающиеся в особом внимании и поддержке в процессе обучения.
Дошкольная образовательная организация – учреждение, предоставляющее услуги воспитания и обучения детям в возрасте от 1,5 до 6 лет.
Дошкольная группа – объединение детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях.
Дошкольная образовательная программа (основная) – документ, определяющий содержание образования для дошкольников.
Здоровье – общее состояние физического, психического и социального благополучия.
Инклюзивная среда – пространство, в котором все дети с разными образовательными потребностями могут учиться вместе.
Информационные образовательные технологии – технологии, использующие компьютеры и интернет для обучения.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – методы и средства для сбора и обработки информации.
Календарный план – план, регулирующий деятельность дошкольной образовательной организации.
Когнитивное развитие – развитие мышления, памяти и внимания.
Компетентность – совокупность знаний и навыков для успешного выполнения задач.
Многоязычное образование – использование нескольких языков в образовательном процессе.
Многоязычные программы обучения – программы, в которых используются два и более языков.
Мониторинг и оценка дошкольной образовательной организации – процесс оценки и анализа деятельности образовательного учреждения.
Образовательные результаты – достижения и навыки, которые дети должны получить в процессе обучения.
Ответственное лицо – лицо, ответственное за безопасность и здоровье детей в образовательной организации.
Педагогический работник дошкольной образовательной организации – специалист, осуществляющий воспитание и обучение детей в учреждении.
Педагогический процесс в дошкольной образовательной организации – последовательное взаимодействие педагогов и детей для достижения образовательных целей.
Познание и когнитивное развитие – развитие интереса к знанию и познанию окружающего мира.
Поликультурный подход – образование, учитывающее культурное многообразие и толерантность.
Помощник педагога – лицо, помогающее в организации образовательного процесса.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение – комплексная поддержка детей с особыми образовательными потребностями.
Раннее выявление и вмешательство – мероприятия по поддержке детей с особыми потребностями.
Раннее развитие – меры, направленные на развитие детей с первых дней жизни.
Самообразование – самостоятельная работа над повышением уровня знаний и умений.
Семейное обучение, развитие и воспитание – форма получения образования вне дошкольных учреждений.
Социально-эмоциональное развитие – освоение социальных навыков и взаимодействие с окружающими.
Специальная дошкольная образовательная организация – учреждение для детей с особыми образовательными потребностями.
Специальные образовательные услуги – специализированные услуги для детей с особыми потребностями.
Методика преподавания – набор методов и приемов обучения.
Стратегия преподавания – общий подход к организации образовательного процесса.
Творчество и эстетическое развитие – формирование эстетических навыков и потребности в самовыражении.
Услуга дошкольного образования – деятельность, направленная на развитие детей от 1 до 6 лет.
Уход – организация питания и соблюдение режима дня.
Физическое развитие – поддержание здоровья и развитие двигательной активности.
STEAM-образование – интеграция науки, технологий, инженерии, искусства и математики в обучении.
Функциональная грамотность – применение знаний для решения практических задач.
Ценности – устойчивые культурные и моральные ориентиры, важные для общества.
Глава 2. Философия дошкольного образования
Система дошкольного образования в Кыргызстане нацелена на формирование самостоятельной и ответственной личности, способной к активному участию в жизни общества.
Самостоятельная и ответственная личность, которая осознает свою роль в образовании и умеет критически мыслить.
Творчески активный человек, стремящийся к познанию и инновациям для улучшения жизни общества.
Открытый и уверенный в себе человек, готовый к сотрудничеству и проявлению доброты к другим.
Гражданин Кыргызстана, преданный своей стране и осознающий свою ответственность перед обществом.
Ценности, формируемые в дошкольном образовании:
Патриотизм – любовь к Родине и желание способствовать ее процветанию.
Честность и справедливость – принципы, на которых строится доверие в обществе.
Ответственность – основа гармоничной жизни и личной зрелости.
Доброта и сострадание – качества, способствующие здоровым отношениям между людьми.
Трудолюбие и добросовестность – качества, необходимые для достижения успеха.
Уважение к природе – осознание важности природы как основы жизни.
Принципы устойчивого развития – важные в свете современных экологических вызовов.
Глава 3. Цели, задачи, принципы и ожидаемые результаты дошкольного образования
Государственный стандарт нацелен на достижение определенных целей и задач в развитии детей.
Цели дошкольного образования:
1) Обеспечение равного доступа к качественному дошкольному образованию.
2) Охрана жизни и укрепление здоровья, развитие детей с учетом индивидуальных потребностей.
Государственный стандарт решает следующие задачи:
Поддерживать физическое и психическое здоровье детей, исключая любые формы насилия.
Развивать познавательные и коммуникативные навыки в многоязычной среде.
Создавать условия для интеграции детей с особыми образовательными потребностями.
Воспитывать уважение к семейным и национальным ценностям.
Формировать понимание целостности мира с учетом современных экологических проблем.
Обеспечить готовность ребенка к школьному обучению.
В результате реализации стандартов дети к 6 годам должны обладать основами ключевых компетенций и быть готовыми к обучению в школе.
Ключевые компетенции развиваются через различные виды деятельности, обеспечивая преемственность между дошкольным и школьным образованием.
Эмоционально-личностная компетенция
Составные части компетенции | Индикаторы ключевых компетенций | |
Эмоциональное благополучие | Развитие эмпатии | Способность осознавать чувства своих и других людей. |
Умение управлять эмоциями | Способность сохранять стрессоустойчивость. | |
Уверенность в себе | Проявление жизнерадостности и эмоциональной устойчивости. | |
Чувство собственного достоинства | Уважение к достоинству других. | |
Активность в творческой деятельности | Эмоциональная отзывчивость на красоту. | |
Интерес к двигательной активности | Проявление потребности в физической активности. | |
Культура здоровья | Приверженность здоровому образу жизни | Знание и соблюдение культурно-гигиенических навыков. |
Безопасное поведение | Знание правил безопасности в быту. | |
Забота о здоровье | Соблюдение норм здорового образа жизни. |
Познавательно-деятельностная компетенция
Составные части компетенции | Индикаторы ключевых компетенций | |
Экологическая грамотность | Понимание связи человека с природой | Знание норм поведения в природе. |
Функциональная грамотность | Способность к самостоятельному обучению | Проявление интереса к окружающим предметам и активные действия с ними. |
Социально-коммуникативная компетенция
Составные части компетенции | Индикаторы ключевых компетенций | |
Сотрудничество | Навыки работы в команде | Способность достигать общих целей в совместной деятельности. |
Коммуникация | Способность ясно излагать мысли | Умение использовать различные формы общения. |
Информационно-цифровая компетенция
Составные части компетенции | Индикаторы ключевых компетенций | |
Информационная грамотность | Интерес к книге и чтению | Способность использовать информацию для решения задач. |
Глава 4. Организация образовательного процесса
Образовательный процесс в дошкольных учреждениях строится на ценностях и принципах госстандарта, принимая во внимание области развития детей согласно программам обучения.
Основные составляющие содержания образовательного процесса:
1) Уход и присмотр за детьми, включая обеспечение безопасности и гигиенического ухода.
2) Образовательный процесс, направленный на физическое, познавательное и социальное развитие.
3) Воспитательный процесс, формирующий нравственные качества и культурные навыки.
Образовательные и воспитательные процессы осуществляются на протяжении всего времени пребывания детей в учреждении, соблюдая санитарные нормы.
Для качественной реализации образовательного процесса родители должны обеспечивать детей необходимыми учебными материалами и гигиеническими средствами.
Содержание дошкольного образования включает 5 областей развития, каждая из которых направлена на определенный аспект: физическое, когнитивное, грамотность, социально-эмоциональное и творческое развитие.
Планирование воспитательно-образовательной деятельности
План занятий определяется продолжительностью, тематикой и содержанием в соответствии с возрастными особенностями детей.
На основе плана образовательные учреждения разрабатывают перспективные планы на год, расписание занятий и режим дня, учитывая коррекционную работу с детьми с особыми потребностями.
Основной план образовательной деятельности:
№ | Наименование занятий | Младшая группа (от 1 года до 2 лет) | Средняя группа (от 2 до 3 лет) | Старшая группа (от 3 до 4 лет) | Подготовительная группа (от 5 до 6 лет) |
1 | Ознакомление с окружающим миром | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Развитие речи | 1 | 1 | 1 | 1 |
3 | Обучение грамоте | - | - | - | 1 |
4 | Формирование элементарных математических представлений | - | - | 1 | 1 |
5 | Дидактические игры | 3 | 3 | - | - |
6 | Конструирование | - | - | 1 | 1 |
7 | Художественная литература | 1 | 1 | 1 | 1 |
8 | Музыка | 2 | 2 | 2 | 2 |
9 | Физическая культура | 2 | 2 | 3 | 3 |
10 | Лепка | - | 1 | 1 | 1 |
11 | Аппликация | 1 | - | - | - |
12 | Рисование | 1 | 1 | 1 | 1 |
13 | Кыргызский язык (для русскоязычных групп) или Русский язык (для кыргызскоязычных групп) | - | - | - | 2 |
14 | Иностранный язык | - | - | - | 2 |
15 | Занятия с психологом | - | 1 | 2 | 2 |
16 | Занятия с логопедом | - | - | 2 | 2 |
Всего | 11 | 12 | 12 | 16 | |
Продолжительность | 8-10 мин. | 10-12 мин. | 12-15 мин. | 15-20 мин. |
Примечание:
(*) Занятия чередуются через неделю.
(**) Государственный язык является основным языком обучения в дошкольных образовательных учреждениях.
В учреждениях с русским языком обучения обеспечивается преподавание кыргызского языка.
(***) Занятия с психологом и логопедом проводятся по мере необходимости.
Режим дня в дошкольных образовательных организациях
Режим дня должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Длительность пребывания детей в учреждениях устанавливается учредителями.
Комплектование групп осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами:
1) Для детей от 1 до 3 лет – до 25 детей в группе:
- I младшая группа (от 1 до 2 лет) – до 25 детей;
- II младшая группа (от 2 до 3 лет) – до 25 детей;
- В группах с детьми двух возрастов (от 1 до 3 лет) – не более 20 детей;
2) Для детей от 3 лет и старше – до 30 детей:
- Средняя группа (от 3 до 4 лет) – до 30 детей;
- Старшая группа (от 4 до 5 лет) – до 30 детей;
- Подготовительная группа (от 5 до 6 лет) – до 30 детей.
- В группах с детьми двух возрастов (от 3 до 6 лет) – не более 25 детей;
- Группы вариативных организаций могут комплектоваться детьми разного возраста, но не более 25 детей в группе.
В специализированных детских садах для детей с ограниченными возможностями здоровья предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей.
Основное внимание в дошкольном образовании уделяется развитию ключевых компетенций детей через игровые методы и активные формы обучения.
Создание безопасной, развивающей образовательной среды (Приложение 4)
Создание безопасной, развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды является обязательным условием для комфортного и безопасного обучения детей.
Компоненты безопасной и комфортной образовательной среды:
Физическая безопасность: безопасность помещений, надежное оборудование, контроль доступа и меры по эвакуации.
Гигиеническая безопасность: соблюдение санитарных норм, организация питания, обеспечение питьевого режима.
Психологическая безопасность: создание доверительной атмосферы, уважение к личности ребенка и доброжелательное общение.
Инклюзивность: обеспечение доступа ко всем ресурсам, адаптация среды к индивидуальным потребностям детей.
Развивающая среда: разнообразие материалов, зонирование пространства для различных видов деятельности.
Взаимодействие с родителями: открытость, вовлечение родителей в процесс обучения.
Педагогические работники проходят регулярный медицинский осмотр и инструктаж по профилактике заболеваний.
Родители обязаны предоставлять медицинскую справку и прививочную карту при записи ребенка в дошкольное учреждение.
Глава 5. Система оценивания и мониторинг
Оценка и мониторинг проводятся для анализа результатов образовательной деятельности и улучшения качества образования.
Мониторинг прогресса детей осуществляется для определения уровня их развития и формирования навыков.
Принципы мониторинга: регулярность, комплексность и создание естественной среды для детей.
Используются различные методы для оценки, включая наблюдение, портфолио и опросы родителей.
Результаты мониторинга используются для адаптации образовательного процесса и составления индивидуальных планов развития.
Оценка среды в образовательных учреждениях осуществляется по критериям качества и безопасности.
В дошкольных учреждениях проводятся как внутренний, так и внешний мониторинг.
Внешний мониторинг проводится регулярно в соответствии с правилами, установленными Министерством образования и науки Кыргызской Республики.
Внутренний мониторинг осуществляется руководством и педагогами для оценки работы учреждения и определения направлений для улучшения.
Обсудим?
Смотрите также: