Главные новости » Образование » Минобразования предлагает утвердить госстандарт дошкольного образования и ухода за детьми
Образование

Минобразования предлагает утвердить госстандарт дошкольного образования и ухода за детьми

30
Министерство образования и науки Кыргызской Республики инициировало проект нового государственного образовательного стандарта, касающегося «Дошкольного образования и ухода за детьми».

В обновленный проект госстандарта внесены важные изменения:


  • Установлены морально-этические ценности и принципы, которым должны следовать дошкольные образовательные учреждения;

  • Дошкольный возраст теперь определяется как период с 1 года до 6 лет;

  • Включен список ключевых компетенций, которые необходимо развивать у детей в этот период: деятельностная, социально-коммуникативная, эмоционально-личностная и познавательная;

  • Определены методики и стратегии для комплексного развития личности ребенка в процессе обучения;

  • Обновлены формулировки, касающиеся инклюзивного образования и вопросов обучения на государственном языке;

  • Родители теперь рассматриваются как полноправные участники образовательного процесса;

  • Обеспечена преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием для более плавного перехода детей от одного уровня к другому.


Ожидается, что утверждение нового госстандарта приведет к увеличению охвата детей дошкольным образованием. Это будет достигнуто за счет оптимизации использования спальных помещений и преобразования подготовительных групп в средние и старшие.

Согласно плану поэтапного внедрения двенадцатилетней структуры школьного образования в Кыргызской Республике на 2024-2028 годы, также внесены изменения в нормативные акты в области общественного здравоохранения. Эти изменения касаются определения дошкольного возраста, возрастных групп детей в образовательных учреждениях, а также норм наполняемости групп и параметров спальных мест.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ КР «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И УХОД ЗА ДЕТЬМИ»

Приложение

Глава 1. Общие положения



Данный стандарт основывается на принципах, установленных Конституцией Кыргызской Республики, Конвенцией о правах ребенка, Кодексом Кыргызской Республики о детях и другими нормативными актами, касающимися образования в стране.



Государственный стандарт является обязательным для исполнения всеми учреждениями дошкольного образования и устанавливает минимальные требования к образованию и уходу за детьми от 1 до 6 лет.



Стандарт учитывает лучшие практики как отечественного, так и международного опыта в организации дошкольного образования.



Система дошкольного образования играет критическую роль в формировании человеческого капитала, который является основой успешного развития страны.



Стандарт будет периодически пересматриваться и актуализироваться по мере необходимости.



Данный стандарт также служит основой для формирования содержания профессионального образования и дополнительной подготовки педагогов.



В стандарте используются различные термины и понятия, такие как:





  • Безопасная развивающая образовательная среда – это условия, способствующие минимизации рисков и обеспечивающие безопасность детей.



  • Воспитание – процесс, направленный на развитие личности детей и социализацию через взаимодействие с окружающими.



  • Гендерное равенство – равные права и возможности для всех независимо от пола.



  • Годовой план – это документ, регулирующий деятельность дошкольной образовательной организации на год.



  • Грамотность и коммуникация – развитие связной речи и навыков общения у детей.



  • Дискриминация – любое предвзятое отношение по признакам пола, расы или других характеристик.



  • Дети с особыми образовательными потребностями – дети, нуждающиеся в особом внимании и поддержке в процессе обучения.



  • Дошкольная образовательная организация – учреждение, предоставляющее услуги воспитания и обучения детям в возрасте от 1,5 до 6 лет.



  • Дошкольная группа – объединение детей дошкольного возраста в образовательных учреждениях.



  • Дошкольная образовательная программа (основная) – документ, определяющий содержание образования для дошкольников.



  • Здоровье – общее состояние физического, психического и социального благополучия.



  • Инклюзивная среда – пространство, в котором все дети с разными образовательными потребностями могут учиться вместе.



  • Информационные образовательные технологии – технологии, использующие компьютеры и интернет для обучения.



  • Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) – методы и средства для сбора и обработки информации.



  • Календарный план – план, регулирующий деятельность дошкольной образовательной организации.



  • Когнитивное развитие – развитие мышления, памяти и внимания.



  • Компетентность – совокупность знаний и навыков для успешного выполнения задач.



  • Многоязычное образование – использование нескольких языков в образовательном процессе.



  • Многоязычные программы обучения – программы, в которых используются два и более языков.



  • Мониторинг и оценка дошкольной образовательной организации – процесс оценки и анализа деятельности образовательного учреждения.



  • Образовательные результаты – достижения и навыки, которые дети должны получить в процессе обучения.



  • Ответственное лицо – лицо, ответственное за безопасность и здоровье детей в образовательной организации.



  • Педагогический работник дошкольной образовательной организации – специалист, осуществляющий воспитание и обучение детей в учреждении.



  • Педагогический процесс в дошкольной образовательной организации – последовательное взаимодействие педагогов и детей для достижения образовательных целей.



  • Познание и когнитивное развитие – развитие интереса к знанию и познанию окружающего мира.



  • Поликультурный подход – образование, учитывающее культурное многообразие и толерантность.



  • Помощник педагога – лицо, помогающее в организации образовательного процесса.



  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение – комплексная поддержка детей с особыми образовательными потребностями.



  • Раннее выявление и вмешательство – мероприятия по поддержке детей с особыми потребностями.



  • Раннее развитие – меры, направленные на развитие детей с первых дней жизни.



  • Самообразование – самостоятельная работа над повышением уровня знаний и умений.



  • Семейное обучение, развитие и воспитание – форма получения образования вне дошкольных учреждений.



  • Социально-эмоциональное развитие – освоение социальных навыков и взаимодействие с окружающими.



  • Специальная дошкольная образовательная организация – учреждение для детей с особыми образовательными потребностями.



  • Специальные образовательные услуги – специализированные услуги для детей с особыми потребностями.



  • Методика преподавания – набор методов и приемов обучения.



  • Стратегия преподавания – общий подход к организации образовательного процесса.



  • Творчество и эстетическое развитие – формирование эстетических навыков и потребности в самовыражении.



  • Услуга дошкольного образования – деятельность, направленная на развитие детей от 1 до 6 лет.



  • Уход – организация питания и соблюдение режима дня.



  • Физическое развитие – поддержание здоровья и развитие двигательной активности.



  • STEAM-образование – интеграция науки, технологий, инженерии, искусства и математики в обучении.



  • Функциональная грамотность – применение знаний для решения практических задач.



  • Ценности – устойчивые культурные и моральные ориентиры, важные для общества.



Глава 2. Философия дошкольного образования



Система дошкольного образования в Кыргызстане нацелена на формирование самостоятельной и ответственной личности, способной к активному участию в жизни общества.



Самостоятельная и ответственная личность, которая осознает свою роль в образовании и умеет критически мыслить.

Творчески активный человек, стремящийся к познанию и инновациям для улучшения жизни общества.

Открытый и уверенный в себе человек, готовый к сотрудничеству и проявлению доброты к другим.

Гражданин Кыргызстана, преданный своей стране и осознающий свою ответственность перед обществом.



Ценности, формируемые в дошкольном образовании:



Патриотизм – любовь к Родине и желание способствовать ее процветанию.



Честность и справедливость – принципы, на которых строится доверие в обществе.



Ответственность – основа гармоничной жизни и личной зрелости.



Доброта и сострадание – качества, способствующие здоровым отношениям между людьми.



Трудолюбие и добросовестность – качества, необходимые для достижения успеха.



Уважение к природе – осознание важности природы как основы жизни.



Принципы устойчивого развития – важные в свете современных экологических вызовов.



Глава 3. Цели, задачи, принципы и ожидаемые результаты дошкольного образования



Государственный стандарт нацелен на достижение определенных целей и задач в развитии детей.



Цели дошкольного образования:



1) Обеспечение равного доступа к качественному дошкольному образованию.

2) Охрана жизни и укрепление здоровья, развитие детей с учетом индивидуальных потребностей.



Государственный стандарт решает следующие задачи:



Поддерживать физическое и психическое здоровье детей, исключая любые формы насилия.



Развивать познавательные и коммуникативные навыки в многоязычной среде.



Создавать условия для интеграции детей с особыми образовательными потребностями.



Воспитывать уважение к семейным и национальным ценностям.



Формировать понимание целостности мира с учетом современных экологических проблем.



Обеспечить готовность ребенка к школьному обучению.



В результате реализации стандартов дети к 6 годам должны обладать основами ключевых компетенций и быть готовыми к обучению в школе.

Ключевые компетенции развиваются через различные виды деятельности, обеспечивая преемственность между дошкольным и школьным образованием.



Эмоционально-личностная компетенция

















































Составные части компетенцииИндикаторы ключевых компетенций
Эмоциональное благополучиеРазвитие эмпатииСпособность осознавать чувства своих и других людей.
Умение управлять эмоциямиСпособность сохранять стрессоустойчивость.
Уверенность в себеПроявление жизнерадостности и эмоциональной устойчивости.
Чувство собственного достоинстваУважение к достоинству других.
Активность в творческой деятельностиЭмоциональная отзывчивость на красоту.
Интерес к двигательной активностиПроявление потребности в физической активности.
Культура здоровьяПриверженность здоровому образу жизниЗнание и соблюдение культурно-гигиенических навыков.
Безопасное поведениеЗнание правил безопасности в быту.
Забота о здоровьеСоблюдение норм здорового образа жизни.





Познавательно-деятельностная компетенция




















Составные части компетенцииИндикаторы ключевых компетенций
Экологическая грамотностьПонимание связи человека с природойЗнание норм поведения в природе.
Функциональная грамотностьСпособность к самостоятельному обучениюПроявление интереса к окружающим предметам и активные действия с ними.





Социально-коммуникативная компетенция




















Составные части компетенцииИндикаторы ключевых компетенций
СотрудничествоНавыки работы в командеСпособность достигать общих целей в совместной деятельности.
КоммуникацияСпособность ясно излагать мыслиУмение использовать различные формы общения.





Информационно-цифровая компетенция















Составные части компетенцииИндикаторы ключевых компетенций
Информационная грамотностьИнтерес к книге и чтениюСпособность использовать информацию для решения задач.



Глава 4. Организация образовательного процесса



Образовательный процесс в дошкольных учреждениях строится на ценностях и принципах госстандарта, принимая во внимание области развития детей согласно программам обучения.



Основные составляющие содержания образовательного процесса:



1) Уход и присмотр за детьми, включая обеспечение безопасности и гигиенического ухода.

2) Образовательный процесс, направленный на физическое, познавательное и социальное развитие.

3) Воспитательный процесс, формирующий нравственные качества и культурные навыки.

Образовательные и воспитательные процессы осуществляются на протяжении всего времени пребывания детей в учреждении, соблюдая санитарные нормы.

Для качественной реализации образовательного процесса родители должны обеспечивать детей необходимыми учебными материалами и гигиеническими средствами.



Содержание дошкольного образования включает 5 областей развития, каждая из которых направлена на определенный аспект: физическое, когнитивное, грамотность, социально-эмоциональное и творческое развитие.



Планирование воспитательно-образовательной деятельности



План занятий определяется продолжительностью, тематикой и содержанием в соответствии с возрастными особенностями детей.

На основе плана образовательные учреждения разрабатывают перспективные планы на год, расписание занятий и режим дня, учитывая коррекционную работу с детьми с особыми потребностями.

Основной план образовательной деятельности:




























































































































































Наименование занятийМладшая группа (от 1 года до 2 лет)Средняя группа (от 2 до 3 лет)Старшая группа (от 3 до 4 лет)Подготовительная группа (от 5 до 6 лет)
1Ознакомление с окружающим миром1111
2Развитие речи1111
3Обучение грамоте---1
4Формирование элементарных математических представлений--11
5Дидактические игры33--
6Конструирование--11
7Художественная литература1111
8Музыка2222
9Физическая культура2233
10Лепка-111
11Аппликация1---
12Рисование1111
13Кыргызский язык (для русскоязычных групп) или Русский язык (для кыргызскоязычных групп)---2
14Иностранный язык---2
15Занятия с психологом-122
16Занятия с логопедом--22
Всего11121216
Продолжительность8-10 мин.10-12 мин.12-15 мин.15-20 мин.

Примечание:

(*) Занятия чередуются через неделю.

(**) Государственный язык является основным языком обучения в дошкольных образовательных учреждениях.

В учреждениях с русским языком обучения обеспечивается преподавание кыргызского языка.

(***) Занятия с психологом и логопедом проводятся по мере необходимости.





Режим дня в дошкольных образовательных организациях



Режим дня должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Длительность пребывания детей в учреждениях устанавливается учредителями.



Комплектование групп осуществляется в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами:



1) Для детей от 1 до 3 лет – до 25 детей в группе:

- I младшая группа (от 1 до 2 лет) – до 25 детей;

- II младшая группа (от 2 до 3 лет) – до 25 детей;

- В группах с детьми двух возрастов (от 1 до 3 лет) – не более 20 детей;

2) Для детей от 3 лет и старше – до 30 детей:

- Средняя группа (от 3 до 4 лет) – до 30 детей;

- Старшая группа (от 4 до 5 лет) – до 30 детей;

- Подготовительная группа (от 5 до 6 лет) – до 30 детей.

- В группах с детьми двух возрастов (от 3 до 6 лет) – не более 25 детей;

- Группы вариативных организаций могут комплектоваться детьми разного возраста, но не более 25 детей в группе.

В специализированных детских садах для детей с ограниченными возможностями здоровья предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от категории детей.



Основное внимание в дошкольном образовании уделяется развитию ключевых компетенций детей через игровые методы и активные формы обучения.







Создание безопасной, развивающей образовательной среды (Приложение 4)



Создание безопасной, развивающей и здоровьесберегающей образовательной среды является обязательным условием для комфортного и безопасного обучения детей.

Компоненты безопасной и комфортной образовательной среды:



Физическая безопасность: безопасность помещений, надежное оборудование, контроль доступа и меры по эвакуации.



Гигиеническая безопасность: соблюдение санитарных норм, организация питания, обеспечение питьевого режима.



Психологическая безопасность: создание доверительной атмосферы, уважение к личности ребенка и доброжелательное общение.



Инклюзивность: обеспечение доступа ко всем ресурсам, адаптация среды к индивидуальным потребностям детей.



Развивающая среда: разнообразие материалов, зонирование пространства для различных видов деятельности.



Взаимодействие с родителями: открытость, вовлечение родителей в процесс обучения.



Педагогические работники проходят регулярный медицинский осмотр и инструктаж по профилактике заболеваний.



Родители обязаны предоставлять медицинскую справку и прививочную карту при записи ребенка в дошкольное учреждение.





Глава 5. Система оценивания и мониторинг



Оценка и мониторинг проводятся для анализа результатов образовательной деятельности и улучшения качества образования.



Мониторинг прогресса детей осуществляется для определения уровня их развития и формирования навыков.



Принципы мониторинга: регулярность, комплексность и создание естественной среды для детей.



Используются различные методы для оценки, включая наблюдение, портфолио и опросы родителей.



Результаты мониторинга используются для адаптации образовательного процесса и составления индивидуальных планов развития.



Оценка среды в образовательных учреждениях осуществляется по критериям качества и безопасности.



В дошкольных учреждениях проводятся как внутренний, так и внешний мониторинг.



Внешний мониторинг проводится регулярно в соответствии с правилами, установленными Министерством образования и науки Кыргызской Республики.



Внутренний мониторинг осуществляется руководством и педагогами для оценки работы учреждения и определения направлений для улучшения.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК