Кабмин утвердил типовое положение о психолого-медико-педагогической консультации
Данный документ был разработан с целью повышения доступности общего образования для детей с особыми потребностями, включая тех, кто страдает от физических или умственных нарушений, а также тяжелых заболеваний. Он направлен на создание условий для их обучения и предоставления необходимой медико-психологической, педагогической и социальной помощи.
Принятие этого положения поддерживает реализацию конституционного права всех граждан, в том числе детей с инвалидностью, на качественное и инклюзивное образование, как это предусмотрено национальным законодательством Кыргызской Республики.
Типовое положение о психолого-медико-педагогической консультации в Кыргызстане
Глава 1. Общие положения
Настоящее положение определяет порядок работы психолого-медико-педагогических консультаций (ПМПК) в Кыргызстане, с целью осуществления комплексной оценки детей с особыми образовательными потребностями и инвалидностью, а также создания необходимых условий для их обучения и социализации.
ПМПК учреждаются Министерством просвещения Кыргызской Республики и действуют в рамках его полномочий в области образования.
Эти консультации являются образовательными учреждениями, которые предоставляют услуги по диагностике, консультированию и поддержке, обеспечивая право каждого ребенка на доступное и качественное образование в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международными обязательствами.
В своей работе ПМПК руководствуются Конституцией Кыргызской Республики, Конвенцией о правах ребенка, законами «Об образовании», «О правах и гарантиях лиц с инвалидностью», а также указами Президента и постановлениями Кабинета Министров.
Деятельность ПМПК основана на принципах гуманизма, равенства, недопущения дискриминации и уважения к семье, что позволяет создать инклюзивную и доступную образовательную среду.
Основные понятия, используемые в данном положении, включают:
законный представитель – лицо, представляющее интересы ребенка (родитель, опекун);
реабилитация в образовании – процесс восстановления у обучающегося навыков и знаний после их утраты;
абилитация в образовании – процесс поддержки, направленный на развитие новых навыков у обучающегося;
индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРАО) – документ, разработанный для ребенка с инвалидностью, содержащий медицинские и психолого-педагогические мероприятия;
информированное согласие – добровольное согласие родителей на обследование ребенка;
электронная амбулаторная карта – документ, отражающий состояние здоровья ребенка;
карта развития ребенка – психолого-педагогический документ, который фиксирует динамику развития ребенка;
коррекционно-развивающие мероприятия – система педагогических и психологических воздействий на ребенка с особыми потребностями;
медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК) – орган, оценивающий состояние здоровья и определяющий степень инвалидности;
обследование – комплексная диагностика, проводимая специалистами ПМПК для оценки развития и образовательных потребностей ребенка;
образовательная среда – условия, в которых происходит обучение;
особые образовательные потребности – потребности, требующие создания специальных условий для обучения.
Глава 2. Цели и задачи ПМПК
Основная цель ПМПК заключается в своевременном выявлении и комплексном обследовании детей с особыми образовательными потребностями, организации их сопровождения и предоставлении специализированной помощи, а также содействии инклюзивному образованию через взаимодействие различных структур.
Задачи ПМПК включают:
проведение комплексной междисциплинарной диагностики;
определение формы и содержания обучения;
разработку рекомендаций по коррекционно-развивающей помощи;
консультирование родителей и педагогов;
мониторинг эффективности реализации рекомендаций;
ведение электронной базы данных.
Глава 3. Организационная структура ПМПК
Руководство ПМПК осуществляет заведующий, который должен соответствовать квалификационным требованиям, включая наличие высшего педагогического образования и опыта работы в области психолого-педагогического сопровождения не менее трех лет.
Штат ПМПК формируется с учетом междисциплинарного подхода и включает специалистов различных направлений: специальная педагогика, психология, медицина.
Специалисты ПМПК должны иметь соответствующее образование и опыт работы, соблюдать требования по повышению квалификации и профессиональной этике.
Глава 4. Функции и полномочия ПМПК
Республиканская ПМПК выполняет функции по разработке методик диагностики, мониторингу деятельности территориальных ПМПК, формированию базы данных и проведению экспертных обследований.
Территориальная ПМПК осуществляет текущие обследования и рекомендации по обучению, а также взаимодействует с родителями и образовательными учреждениями.
Глава 5. Порядок направления и проведения обследования в ПМПК
Обращение в ПМПК может инициироваться родителями, образовательными учреждениями и медицинскими организациями при выявлении трудностей в обучении или развитии ребенка.
Обследование проходит только с письменного согласия родителей и включает наблюдение, диагностику и анализ документации.
Глава 6. Руководство и кадровое обеспечение
Руководители ПМПК назначаются министром просвещения и несут ответственность за деятельность консультации.
Глава 7. Права и обязанности заведующего и специалистов ПМПК
Заведующий и специалисты ПМПК обязаны обеспечивать права и интересы ребенка, соблюдать требования конфиденциальности и профессиональной этики.
Глава 8. Права и обязанности родителей (законных представителей)
Родители имеют право защищать интересы своего ребенка, присутствовать при обследовании и получать информацию о результатах.
Глава 9. Взаимодействие ПМПК с другими организациями
ПМПК взаимодействует с образовательными и медицинскими учреждениями, создавая систему помощи детям с особыми потребностями.
Глава 10. Делопроизводство ПМПК
Делопроизводство ведется на государственном языке, все документы хранятся в установленном порядке.
Глава 11. Финансовое и материально-техническое обеспечение
Деятельность ПМПК финансируется из бюджета и других источников, включая гранты и пожертвования.
Глава 12. Реорганизация и ликвидация ПМПК
Реорганизация или ликвидация ПМПК осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Глава 13. Заключительные положения
Настоящее Положение служит основой для разработки локальных актов и может быть изменено уполномоченным органом.
Все рекомендации ПМПК обязательны для исполнения образовательными организациями.
Читайте также:
