Главные новости » Общество » «Манасчынын тарыхы»: История манасчы Ырчы уул 
Общество

«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Ырчы уул 

109
18 февраля в Национальном театре «Манас» состоялась презентация книги «Манасчылар», которая охватывает биографии и истории жизни 150 манасчы, существовавших на протяжении последних 500 лет. Эта работа была подготовлена манасчы и директором театра Нурбеком Талантбековым.

Список манасчы в книге организован хронологически, а манасчы Рысбай Исаков обогатил каждую историю стихами. Рысбай Исаков стал известен благодаря своему рекорду в Книге рекордов Гиннесса, когда пересказывал эпос «Манас» на протяжении 124 часов.

По словам Нурбека Талантбекова, искусство манасчы представляет собой не просто развлечение — это глубокая и значимая форма искусства, которая исполняется под музыку.

«Манасчы и мир «Манаса» имеют уникальное качество, которое до сих пор не изучено научным сообществом. Это видно из мифов, оставшихся в истории, и из событий, свидетелями которых мы являемся. Эпос «Манас» вдохновлял героев на подвиги и борьбу за народ и землю, и никто не мог соперничать с воздействием слов манасчы. Поэтому такие личности, как Байтик, и люди с внутренней силой, как Кыдыр Аке, считали своим долгом поддерживать и развивать сказительство», - отметил он.

Сколько имен манасчы дошло до нашего времени, а сколько осталось в тени истории? Даже сегодня мы не можем точно сказать, сколько манасчы существует.

Как заявил автор, их задача — донести до народа имена всех манасчы, и список будет продолжать расширяться в будущих изданиях.

В новой рубрике АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем освещать жизнь и творчество каждого из 150 манасчы.

Ырчы уул

Согласно народным легендам, Ырчы уул был одним из героев (чоро) Манаса и первым, кто воспел его доблести после смерти великого предводителя.

В древних рассказах говорится, что сам Манас высоко ценил своего спутника, называя его:

«Ырамандын Ырчы уулу,

Ырдап айткан кебимди.

Канчалар кордук кылганда,

Кайраным тапкан эбимди».

После смерти Манаса, не согласившись с правлением его брата Көбөша, который занял трон, Ырчы уул стал странствовать, прославляя путь великодушного.

В варианте Сагынбая Орозбакова упоминается, что Ырчы уул был «Ырамандын Ырчы уулу, ычкыры бапик кырк муундуу». Его имя звучит по-разному в разных рассказах. Например, в одном из них, когда Манас путешествовал в Алты шаар, Ырчы уул называется Зарылбеком, сыном Ырамана, который родился в преклонном возрасте. В другом случае, когда Манас одерживает победу над Орго в Кер-Көле, говорится, что Ырчы уул был визирем Орго и при рождении его звали Каратай.

Саякбай Каралаев также упоминает Ырчы уул, описывая его как русского, который искал Манаса, чтобы стать его витязем. Однако, о других подробностях жизни Ырчы уула информации не сохранилось.

Манасчы Рысбай Исаков так характеризует творчество Ырчы уула:

Ыр менен болуп макалы,

Ыр болгон алган макамы.

Ыраман уулу Каратай,

Ырчы уул болгон атагы.

Ырасы, алгач ушул дейт,

Ырдаган Манас атаны.

Өзөгү өрттүү тил менен,

Өчөшкөн жоону матады.

Өнөрү менен Ырчы уул,

Өлбөстүк ишин жасады.

Башталган дешет ошондон,

Баяндуу сөздүн катары.

Улуу сөз болуп түгөнгүс,

Уланып келет сапары.

«Оолакты ок да жетпеген,

Олпокту найза тешпеген.

Ой менен көзөп өзөгүн,

Оодарып ырга кептеген.

Аралык болуп турганда,

Алыс деп акыл чектеген.

Айтылган ыры жаралап,

Анжынын өзүн беттеген.

Сөөктөн өтүп ойлору,

Сөзүнө душман сестеген.

Чуу кылып ийген арасын,

Чучукка жеткен кеп менен.

Ушунун тилин кессек деп,

Убайлап душман кектеген.

Ырчы уул ырдын башы», - деп,

Ырастап бүгүн эскерем.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК