Главные новости » Общество » Новая магистраль: жители Чон-Арыка об опасениях сноса 400 частных домов
Общество

Новая магистраль: жители Чон-Арыка об опасениях сноса 400 частных домов

442
На улице Кожобергенова в Бишкеке местные жители выразили протест против намерений мэрии по реконструкции магистрали, которая, как они утверждают, может затронуть около 400 домов.

Во время пресс-конференции члены инициативной группы отметили, что предложенный проект нарушает их права на собственность. Они объединяются для защиты своих интересов и имущества.

«Соседи выбрали нас, чтобы привлечь внимание к нашей проблеме», — подчеркнули представители группы.

Жители столицы призвали местные власти рассмотреть альтернативные маршруты для реализации важного проекта.


Предыстория проблемы

Местные жители рассказали, что жилые районы «Киргизия-1» и «Киргизия-2» были основаны в 1938 году, а села Чон-Арык и Орто-Сай появились в 1949-м. Эти поселения были созданы для членов колхоза, которым выделялись участки для строительства и ведения хозяйства.

Изначально населенные пункты принадлежали Кантскому району, а в 1958 году были переданы в Аламединский район. В 1986 году они вошли в состав Ленинского района Фрунзе. По словам жителей, именно тогда была построена дорога, ныне известная как проспект Чингиза Айтматова. Ранее южную часть города отделяла взлетная полоса старого аэропорта.

Они также отметили, что планировка и строительство выполнялись сельской управой, а колхозы строго следовали требованиям того времени, соблюдая четкие границы застройки и стандарты размеров.


«Земельные наделы выдавались колхозом согласно официальным протоколам, и самовольное занятие земли было невозможно», — пояснили местные жители.


Жители подчеркнули, что их права собственности были легализованы. С принятием Земельного кодекса в 1999 году утверждено, что участки, находящиеся в бессрочном пользовании, считаются частной собственностью без дополнительного оформления. С 2000 года на основании документов и архивных материалов в Бюро технической инвентаризации были созданы кадастровые планы и определены границы участков. Массовая инвентаризация в 2004 году привела к выдаче госактов о праве на частную собственность.

«Люди живут в своих домах в установленных границах. Многие унаследовали жилье от предков, некоторые приобрели его. Хотя мы разные, нас объединяет то, что мы являемся законными собственниками нашей земли», — добавили участники встречи с представителями СМИ.


Конфликт на горизонте

О планах по реконструкции Кожобергенова жители узнали случайно в конце прошлого года. Позже представители Госстроя подтвердили информацию о планах по преобразованию этой улицы в часть новой магистрали, которая соединит международный аэропорт «Манас» и Ала-Арчинское ущелье.

Главной проблемой стала так называемая красная линия, обозначающая границы будущей дороги, которая, по словам местных жителей, неожиданно появилась на их участках в 2024 году, хотя до 2018 года проходила рядом с существующей трассой.


«Устное объяснение от Госстроя и «Бишкекглавархитектуры» шокировало нас. Нам сказали, что мы находимся в зоне дороги, и что нас снесут без предварительного согласования», — заявили жители Чон-Арыка.

Жители Чон-Арыка

Жители также сообщили, что их запросы о получении копий карт местности и генеральных планов были отклонены. ГУ «Бишкекглавархитектура» ответила, ссылаясь на Генплан Фрунзе 1970 года, когда границы столицы были значительно меньшими и этих поселков не существовало. В качестве причины отказа также указывался гриф секретности.

Местные жители оспаривают такую секретность, ссылаясь на пункт 16 Инструкции по определению секретности топографических карт и пункт 3 Положения о порядке работы с документами ДСП, которые не могут скрывать факты, затрагивающие права граждан.

«Это подтверждает, что генеральные планы и планы детальной застройки нашей улицы имеют другие обозначения красных линий», — заключили они.

Кроме того, жители заявили, что вместо предоставления информации «Бишкекглавархитектура» и Госстрой предпочли игнорировать их запросы, а местные МТУ предлагали людям «успокоиться и ждать своей участи».


Масштаб проекта

По информации, собранной жителями, планируется создание шестиполосной дороги с тротуарами, велодорожками и газонами. Для этого, как считают местные, необходимо изъять частные земельные участки вместе с домами с обеих сторон улицы Кожобергенова.

«Красная линия зашла на наши участки от 8 до 35 метров, поглощая дома и участки, порой не оставляя ничего. Это произошло в 2018 году неожиданно и без предупреждений, и теперь мы не можем получить ни одного документа», — сообщили бишкекчане, указывая на противоречия в устной информации чиновников.

Они также упомянули, что представитель «Бишкекглавархитектуры» предложил жителям самостоятельно определить красную линию, отмерив 25 метров от середины дороги, и показал неофициальный эскиз, на котором линия проходила прямой чертой, игнорируя изгибы дороги и захватывая места до 48 метров.


Призыв к диалогу

«Мы хотим, чтобы нас услышали, чтобы начался конструктивный диалог и были учтены наши предложения», — выразили свои пожелания участники пресс-конференции.

Они подчеркнули, что их право собственности нарушается, и их единственное жилье может быть уничтожено, а их мнение игнорируется.


Жители предлагают два альтернативных маршрута для новой магистрали: по западной границе госрезиденции «Ала-Арча» или вдоль русла реки Ала-Арчи, используя существующую дорогу к Дому-музею Чингиза Айтматова, с выходом на трассу Кашка-Суу или к селу Заречному.


По их словам, оба варианта имеют свои плюсы:


Горожане также выражают недоумение, почему не проводился анализ затрат на перенос и усиление инфраструктуры (вода, газ, электричество). Вопрос укладки коммуникаций в защитные лотки под дорогой, особенно для стратегической водопроводной магистрали и газовой магистрали высокого класса опасности, также остается открытым. Не учтены охранные зоны, а также безопасность пешеходов при пересечении новой магистрали.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК