Главные новости » Общество » Смерть подростков. Эксперты о том, как остановить насилие в стенах школы
Общество

Смерть подростков. Эксперты о том, как остановить насилие в стенах школы

487
Смерть двух подростков, произошедшая в результате школьной драки, вызвала общественное беспокойство. Это трагическое событие подчеркивает, что школы больше не являются безопасными местами для детей.

***

Аннас Айтбаев, 14 лет, учился в 8 классе школы №72, расположенной в микрорайоне "Джал". Мальчик был госпитализирован 22 января и скончался 4 февраля. В школе утверждают, что его травмы возникли в результате падения в туалете, однако родители настаивают на том, что старшеклассники избили его и вымогали деньги у него и его одноклассников. Родители требуют привлечь к ответственности не только агрессоров, но и учителей и администрацию школы, которые, по их мнению, скрыли факт избиения.

***

Еще один трагический случай произошел 12 февраля в школе №39, расположенной в селе Манас Кара-Суйского района, где скончался ученик 9 класса. По информации УВД, между учениками произошел конфликт, который привел к драке, в результате которой он получил смертельные травмы. Один из участников драки, 11-классник, родившийся в 2007 году, был арестован и помещен в СИЗО на два месяца по решению суда.

***

Ранее, мать одного из учеников школы №13 в Бишкеке сообщила о нападении старшеклассника на своих детей. "22 декабря я отвезла своих двоих детей в кафе, где они поели, а затем отправила их на кружок. Их встретил ученик из той же гимназии, который забрал у них пакет с пиццей и сладостями. Он также требовал деньги и избил моего старшего сына, что привело к сотрясению мозга. Мы лечились в больнице", - рассказала она.

Смертельные инциденты в школах: что можно изменить?

Эксперт и член рабочей группы по разработке законодательства в области образования Бурул Макенбаева отметила, что в 2023 году президент Садыр Жапаров подписал новый закон об образовании, который включает меры по обеспечению безопасности в учебных заведениях.

1. Обеспечение безопасности образовательной среды предполагает ряд мер, направленных на минимизацию рисков и защиту участников образовательного процесса.

2. Обязанности образовательного учреждения включают создание безопасных организационных и финансовых условий, развитие навыков безопасного поведения и повышение потенциала всех участников.

3. Для достижения этих целей учреждения могут сотрудничать с органами местного самоуправления, правоохранительными органами и родительскими сообществами.

Макенбаева также указала на результаты анализа бюджета сектора образования, который показал, что на безопасность выделяется лишь 0,001% от общего бюджета.

"Обязанность обеспечения безопасности образовательной среды лежит на государстве. Это требует принятия законов, разработки политик, выделения средств и подготовки специалистов. В 2023 году был принят закон, который гарантирует безопасность детей, включая защиту от чрезвычайных ситуаций", - добавила она.

Однако, по её словам, спустя два года после внедрения закона, бюджет на безопасность остается крайне низким - всего 0,001%. В то время как частные учебные заведения выделяют на эти нужды от 4% до 12% своего бюджета.

В программном бюджете имеется только небольшая строка на "приобретение охраны". Однако, наличие охраны не решает проблему безопасности детей. "Закон принят, но реализация его остается на уровне Министерства образования. Где же необходимые политики, стандарты финансирования и подготовленные специалисты по безопасности? Эффективность мер по созданию безопасной образовательной среды остается на минимальном уровне - 0,001%", - утверждает Макенбаева.

Она подчеркивает, что инциденты насилия в школах - это лишь часть проблемы, так как дети подвержены и другим формам насилия. Поэтому Министерству образования необходимо пересмотреть подходы к безопасности.

"Риски для детей начинаются с момента их выхода из дома. Если драка произошла вне школы, это не значит, что внутри учебного заведения безопасно. Необходимо изменить подход и минимизировать все риски. Например, разделить корпуса для старших и младших классов, а также организовать транспортировку детей", - добавляет эксперт.

Родители тоже должны заботиться о безопасности детей

Эксперт Екатерина Касымова считает, что ответственность за безопасность детей не должна полностью ложиться на плечи учителей и директоров.

"Создание безопасной среды - это не только задача образовательной системы, но и вопрос воспитания, сотрудничества между школой и родителями. Поэтому важно говорить о 'учебно-воспитательном процессе'. Неправильно перекладывать всю ответственность на школу, особенно в государственных учреждениях с ограниченным бюджетом", - подчеркивает Касымова.

Она выделяет несколько аспектов безопасной среды, включая физическую безопасность.

"В школах необходимо установить камеры видеонаблюдения. Это не требует больших затрат, как в прошлом. Видеонаблюдение должно охватывать всю территорию школы. Туалеты и раздевалки остаются незащищенными зонами, где могут происходить инциденты. Необходимо установить камеры на входах, а также внедрить систему контроля доступа", - объясняет она.

Касымова предлагает внедрить чат-ботов, которые позволят ученикам анонимно сообщать о случаях насилия. Инфлюенсеры также могут сыграть важную роль в борьбе с рэкетом и буллингом.

"Ученики сегодня меньше доверяют учителям, но больше прислушиваются к блогерам. Государство может использовать их влияние, создавая совместные ролики и фильмы. Мы помним, как после выхода сериала 'Акыркы сабак' многие дети заинтересовались программированием", - добавляет она.

Касымова подчеркивает, что воспитание ребенка эффективно лишь при взаимодействии 'школа - ученик - родитель'.

"К сожалению, кабинеты психологов в школах зачастую используются формально. Нужны полноценные профилактические меры. Важно также развивать родительские клубы, где им объяснят, как распознавать буллинг. В частных школах родители подписывают соглашения о посещении мероприятий, тогда как в государственных школах собрания часто сводятся к вопросам сбора денег. Необходимо изменить подход к взаимодействию с родителями, ведь никто не учит нас быть родителями, и каждый воспитывает ребенка так, как сами были воспитаны", - заключила Касымова.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК