Госпитальные школы. Дети в больницах есть, а современного положения нет?
Госпитальные школы: более чем просто обучение
Некоторые дети, проходящие лечение в больницах, могут находиться там на протяжении нескольких месяцев или даже лет, что приводит к их изоляции от обычной жизни и сверстников. В то же время они должны продолжать учиться и развиваться.В 2018 году Аляева впервые узнала о концепции госпитальных школ от Сергея Шарикова, который возглавляет проект "УчимЗнаем". Он поделился опытом открытия школы в московской больнице в сотрудничестве с благотворительным фондом "Подари жизнь" и мэрией Москвы.
Аляева отметила, что его слова о том, что дети не должны выпадать из образовательного процесса даже во время болезни, произвели на нее глубокое впечатление. Шариков пояснил, что поддержка педагогов помогает детям не только учиться, но и сохранять мотивацию для выздоровления и возвращения к обычной жизни.
Поэтому Аляева, при поддержке тогдашнего министра образования Гульмиры Кудайбердиевой, решила реализовать аналогичный проект в Кыргызстане. Они вместе посетили московскую больницу имени Димы Рогачева, после чего был подписан меморандум между Министерством образования КР и проектом "УчимЗнаем".
Изначально они открыли учебный кабинет в старом здании Национального центра онкологии и гематологии. Учителя из 60-й школы приходили к детям, проявляя неимоверный энтузиазм, несмотря на низкие зарплаты за такое обучение. Они работали по несколько часов, учитывая индивидуальные потребности детей, и несмотря на физические страдания, дети ждали их с нетерпением.
Позже стало ясно, что необходимо создать документ, который учтет специфику госпитального обучения: продолжительность уроков, квалификацию педагогов и оплату труда. Госпитальная педагогика должна быть более гибкой и адаптированной к состоянию детей, чтобы они могли получать не только знания, но и уверенность в своих силах.
Была сформирована межведомственная рабочая группа с участием врачей, педагогов, представителей Минздрава и чиновников, при поддержке ЮНИСЕФ. Спустя несколько месяцев работа над документом была завершена.
К сожалению, произошли изменения в стране, и положение было отправлено на согласование к министру Бейшеналиеву, где оно оставалось в ожидании целый год.
Далее возникла неожиданная ситуация: после переезда онкологического отделения в новое здание директор больницы Маймерова запретила доступ учителей. Официально это обосновывалось инфекционными рисками, но, по мнению Аляевой, причины были личными, так как между больницей и фондом существовали конфликты.
Несмотря на запреты, учителя продолжали приходить и проводить занятия под окнами больницы. "Сергей Шариков делился этой историей на конференциях, и аудитория всегда реагировала восторженно, ведь эти учителя настоящие герои, которые знали свою цель," - добавила Аляева.
Энтузиасты обращались в прокуратуру и Жогорку Кенеш, но, к сожалению, не получили должного ответа, кроме одного депутата, который предложил более внимательно рассмотреть вопросы обучения детей. Вице-премьер Эдиль Байсалов также посещал онкоотделение и подчеркнул необходимость масштабирования проекта, однако никаких дальнейших действий не последовало.
В декабре 2024 года на форуме по госпитальной педагогике юристы и эксперты заявили, что текущая редакция положения недопустима и дискриминирует детей. Предлагая пересмотреть документ, предыдущая рабочая группа столкнулась с игнорированием их инициативы.
Дети в больницах - это не просто пациенты. Это личности, которым нужны образование, поддержка и надежда.
Комментарии официальных лиц
Министерство образования и науки КР кратко прокомментировало ситуацию, отметив, что все предложения Аляевой будут внимательно рассмотрены."Мы открыты для диалога и всегда готовы к сотрудничеству," - сообщили в министерстве, не прокомментировав обвинения в адрес своих сотрудников.
Шайырбек Сулайманов, директор Национального центра охраны материнства и детства при Минздраве КР, сообщил Kaktus.media, что госпитальная школа продолжает функционировать в детском отделении онкологии.
"У нас есть 70 койкомест, и все дети школьного возраста получают образование," - добавил он, отметив, что учителям предоставлены все необходимые условия для работы, а вопрос оплаты решается отдельно.
Заместитель премьер-министра Эдиль Байсалов также дал комментарий по поводу документа, выразив намерение утвердить новые стандарты и развивать проект, включая создание учебных классов в детских больницах для детей, получающих лечение.
"Мы планируем строить новые больницы и целые городки, в которых будут предусмотрены классы для обучения," - добавил он в своем комментарии Kaktus.media.
Обсудим?
Смотрите также:

