Бишкек как страна в стране. Почему это нужно менять

В последние месяцы множество граждан Кыргызстана, включая депутатов Жогорку Кенеша и простых жителей, начинают задаваться вопросом о резком увеличении стоимости аренды жилья в Бишкеке. Недавнее заявление торага Жогорку Кенеша КР Нурланбека Тургунбек уулу подчеркивает, что высокие расценки на аренду квартир и домов ставят многие семьи в сложное экономическое положение. Однако, корень проблемы выходит за рамки лишь цен на аренду.
Бишкек: эпицентр нестабильности
Бишкек является крупнейшим городом Кыргызстана. По официальным данным, его население превышает 1,2 миллиона, а по неофициальным оценкам — достигает 1,4 миллиона. Это означает, что около 20% населения страны живет в столице, что создает чрезмерную концентрацию жителей.В Берлине, к примеру, всего 3,9 процента от общего числа населения Германии (3,7 миллиона из 84 миллионов) проживает в столице.
Сегодня Бишкек не только административный центр, но и место, где сосредоточены транспортные, коммунальные, экологические и социальные нагрузки. Вопрос: сможет ли город справиться с этой нагрузкой?
На данный момент аренда однокомнатной квартиры в центре Бишкека колеблется от $400 до $450, в то время как средняя зарплата составляет около $380. Это означает, что аренда квартиры в «золотом квадрате» может составлять 105–120% от месячного дохода. Если сравнить эту цифру с крупными городами других стран, ситуация выглядит следующим образом:
- Алматы – средняя зарплата $673, аренда «однушки» около $570, что составляет 85% от дохода;
- Астана – зарплата $600–650, аренда $570–600, то есть 90% от дохода;
- Санкт-Петербург – зарплата около $1 270, аренда 1-комнатной квартиры составляет примерно $930, или 73%;
- Москва – зарплата около $1 480, аренда достигает $1 560, что составляет 105% от дохода;
- Германия – средняя зарплата колеблется от €2 600 до €2 800, аренда — от €850 до €1 000, что составляет 35–40% от дохода.
Таким образом, Бишкек с его 120% от зарплаты, отдаваемыми за аренду однокомнатной квартиры, находится в критической зоне социального и экономического стресса.
Даже крупные города СНГ, такие как Москва, Алматы и Астана, имеют меньшую нагрузку.
В то же время в Германии аренда жилья составляет лишь до 40% зарплаты, что считается нормой. Когда аренда превышает доходы, это вызывает серьезные экономические проблемы.
Кроме высокой стоимости аренды, существуют и другие признаки, указывающие на то, что Бишкек, можно сказать, находится на грани. Например, дефицит качественного общественного транспорта и постоянные пробки на дорогах. Коммунальные системы работают на пределе возможностей, а зимой уровень загрязнения воздуха достигает опасных для здоровья значений.
Вопросы трудоустройства, здравоохранения, образования и бизнеса сосредоточены в Бишкеке, что приводит к миграции населения из регионов в столицу. Данная модель является неустойчивой и может привести к социальной, экономической и экологической деградации.
Германия: пример устойчивой децентрализации
Германия, как и многие европейские страны, избежала создания мегаполисов, где сосредоточена вся жизнь.В этой стране существует сеть равноправных городов, соединенных железнодорожными магистралями, которые служат основой экономического роста. Все регионы имеют доступ к инфраструктуре, рабочим местам и жилью. Берлин не является единственным центром, а лишь одним из многих городов в этой системе.
Многие немцы предпочитают жить в небольших населенных пунктах, имея при этом все необходимые условия для жизни: школы, спортивные и музыкальные учреждения, поликлиники и магазины.
Такой подход к децентрализации является не только более устойчивым, но и справедливым, так как граждане не обязаны мигрировать в столицу ради улучшения качества жизни.
Адаптация немецкой модели в Кыргызстане
Мы движемся в сторону децентрализации. Правительство КР уже предпринимает шаги в этом направлении, и это стоит отметить:В последние два года в Чуйской области открыто более 20 предприятий: автосборка, переработка и легкая промышленность. Это создает рабочие места не в столице, а в ее окрестностях.
Общий объем прямых инвестиций в развитие производства в Чуйской области в 2024 году составит более 44 миллиардов сомов, что значительно больше по сравнению с 14,3 миллиарда сомов в 2022 году и 27,9 миллиарда сомов в 2023 году. Это инвестиции только в основной капитал и не включают портфельные или финансовые вложения.
Запущена программа доступного жилья. По всей стране, включая сельские районы, активно строятся многоквартирные дома под ипотеку через ГИК.
Развивается инфраструктура: строятся объездные дороги вокруг Бишкека, улучшается железная дорога и связи между регионами.
Направление выбрано. Важно сделать его стратегическим и системным.
Будущее: стратегия вдоль железной дороги
Для разгрузки Бишкека и изменения системы расселения в стране можно создать модель децентрализованного развития на основе железной дороги от Токмака до Кара-Балты. Для этого необходимо модернизировать железную дорогу, включая:- электрификацию и запуск регулярных городских электропоездов;
- соединение с райцентрами: Кант, Аламедин, Военно-Антоновка, Сокулук, Кара-Балта;
- создание городов-спутников и малых промышленных узлов;
- развитие в пределах 1–2 километров от железнодорожных узлов;
- многофункциональные поселения: жилье, производство и социальная инфраструктура.
Во-вторых, можно реализовать программу «территориальной амнистии»:
- Не задавать вопросов о происхождении капитала, если он вложен вне Бишкека;
- Предоставлять «бонусы» для желающих открыть бизнес, строительство инфраструктуры или жилья в области: бесплатная земля, налоговые каникулы, упрощенные разрешения на строительство в обмен на рабочие места;
- Через 3–5 лет предоставить возможность легализации бизнеса без ретроактивных проверок.
Иными словами, перевести «тень» в легальную деятельность, предоставив ей пространство для развития.
В результате получится многоуровневая программа: электричка станет основой, города-спутники — ячейками нового общества, доступное жилье — необходимым ресурсом для молодежи.
В Германии города развиваются вдоль железных дорог, которые проходят через центры населенных пунктов. В Кыргызстане настало время сделать железную дорогу основой новой территориальной структуры и вектором новой экономики.
Нам необходимы территориальный и социальный баланс.
Автор: Омурбек Текебаев, Чрезвычайный и Полномочный Посол Кыргызской Республики в ФРГ
Обсудим?
Смотрите также: