Между тенью и светом: философия кинематографа Актана Арыма Кубата

Фильмы Актана Арыма Кубата — это не просто кинопроизведения, а отражение души кыргызского народа, его историй и надежд. Этот режиссер, обладатель более 50 международных наград, недавно был удостоен главного приза 27-го Шанхайского международного кинофестиваля за свою работу «Кара Кызыл Сары» («Черный, красный, желтый»).
В интервью с Актаном Арымом Кубатом журналист 24.kg попытался заглянуть в его внутренний мир, исследуя мотивы его творчества и личные переживания, а не только технические аспекты кино.
Душевная красота
— В некоторых источниках вас называют Актан Абдыкалыков. Почему так?— Я — приемный сын. Мой фильм «Бешкемпир» отражает мою личную историю и переживания. Я долго мучился с фамилией своих биологических родителей, поэтому решил её сменить. Арым — имя моего биологического отца, а Кубат — это имя моего настоящего отца.
Когда я менял фамилию, моих родителей уже не было. Мой друг, бизнесмен, удивился, почему я это сделал, учитывая мою известность. Он смотрит на это с точки зрения бизнеса, в то время как для меня важны духовные и этические нормы, которые я должен соблюдать.
— Как ваше восприятие жизни менялось с течением времени и как это отразилось на вашем творчестве?
— Я могу сказать, что в детстве я ощущал себя некрасивым, но с годами это изменилось. Ранее я считал, что необходимо преодолеть свои комплексы через творчество. Если кто-то называл меня некрасивым, я был готов драться. У меня было прозвище Жакони, как у обезьянки из советской передачи. Фильм «Маймыл» посвящен этим временам.
Эти переживания и комплексы заставили меня задуматься о своем месте в жизни. Я стал писать стихи и рассказы, стремясь к самовыражению.

В школе я занимался рисованием стенгазет, и учителя предсказывали мне карьеру художника. После армии я поступил в художественное училище, а затем пришел на «Кыргызфильм», где сначала работал ассистентом, а потом стал художником-постановщиком. Я писал пейзажи и постепенно стал недолюбливать людей. Возможно, это связано с тем, что мое взросление совпало с застойными временами в Советском Союзе, когда обещания на съездах часто не исполнялись.
Но я не стал озлобленным. Во мне много доброты, ведь это одна из моих попыток стать лучше. Я понял, что пластические изменения не заменят внутреннюю красоту. Как говорится в песне: «На лицо ужасные, но добрые внутри».
— Считаете ли вы себя некрасивым?
— Нет, это я преодолел. Для меня физическая привлекательность утратила значение. Сейчас молодые люди стремятся к операциям, но я верю, что важно искать внутреннюю красоту. Я стремлюсь к энергии, которая затмевает внешность. Мои персонажи не соответствуют общепринятым стандартам красоты, это своеобразные и непрофессиональные актеры.
— Как вы определяете человеческую красоту?
— Главное — это душа, излучающая доброту и свет. Только так мы можем противостоять искусственному интеллекту.




— Как вы относитесь к людям, которые оценивают других по внешности?
— У них нет души. Это ущербные личности, обладающие привлекательной внешностью, но пустые внутри. С ними не нужно бороться, лучше работать над собой и стать примером. Ворчанием ничего не добьешься, только примером можно вдохновить других.
— Как вы выбираете актеров для своих фильмов?
— Чаще всего на местах съемок. В «Селкинчек», «Бешкемпир» и «Маймыл» нет профессиональных актеров, кроме моего сына Мирлана Абдыкалыкова, который играет главную роль. Он не актер, но с каждой новой картиной становится всё более опытным. Он просто живет в кадре.
Отношения отца и сына
— Каково работать вместе с сыном на съемках?— На площадке я не воспринимаю его как сына. Он снял три фильма и получил призы на фестивалях, и для меня он — актер и режиссер, а не просто сын.



Во время съемок «Селкинчек» в одной из сцен ему нужно было спрыгнуть с крыши. Все начали переживать, но я хотел добиться правдоподобного кадра. Я сказал ему прыгать. Он пытался дважды, и в итоге заплакал — оказалось, что он ушиб ногу. Режиссер Эрнест Абдыжапаров понес его в больницу.
В «Бешкемпире» есть сцена, где отец должен ударить сына. Актер не мог сделать это так, как мне нужно. Я переоделся в одежду актера, чтобы показать только руки и сделать нужный эффект. Все говорили, что я жестокий, но для меня это была рабочая ситуация. Мы создаем правдивое кино, а вне площадки мы просто отец и сын.
Редко бывает, когда отец может похвастаться таким взаимодействием с сыном.
Перспектива из глубины
— Почему ваши фильмы сосредоточены на простых людях из деревень?— Я рассказываю истории, которые знаю и могу правдиво передать. Моя жизнь проходит в селе, и это отражается в моих фильмах. «Эсимде» — это метафора, где главный герой собирает мусор как символ очищения. Мусор повсюду, и это меня раздражает.
Наше богатство или бедность может зависеть не от нас, но право жить чисто и достойно у нас есть. Это не государство выбрасывает мусор, а мы сами.
Сейчас мы теряем доброту. Люди стали корыстными, а желание просто делать добро исчезает.
Арстан Арым Кубат
Я стремлюсь искать и создавать таких героев в своих фильмах. В «Свет аке» я рассказываю о сельском электрике, который помогает людям и облегчает их жизнь.
— Верите ли вы в знаки?
— Я не занимаюсь знаками специально, но верю в вещи, которые подтверждаются личным опытом. Если быть внимательным к окружающему, жизнь подает нам знаки. Они не всегда очевидны, но могут помочь, если мы их не игнорируем. Познавая себя, становится легче жить.
— Были ли у вас мысли всё бросить?
— Да, это бывает, особенно на стадии завершения фильма, когда показываешь его коллегам. Иногда критика может быть жесткой, но затем я нахожу силы пересмотреть и улучшить, что в конечном итоге приносит удовлетворение и вдохновение продолжать.
«Кара Кызыл Сары»
— Какова для вас значимость награды за фильм «Кара Кызыл Сары» на Шанхайском кинофестивале?— Награды — это признание, которое вдохновляет на новые достижения, а также может помочь привлечь финансирование для будущих проектов.
— Как возникла идея снять фильм о мастере, который ткет ковры?
— Я хотел создать что-то новое и начал искать литературную основу. Встретил писательницу Топчугул Шайдуллаеву из Баткена, и мы вместе подготовили сценарий. Я решил снимать на юге, чтобы показать менталитет и жизнь местных жителей, ведь Баткен славится своими коврами.
История рассказывает о мастере, который путешествует по домам и становится свидетелем жизни людей.



Сначала люди ведут себя осторожно, но постепенно она становится частью их жизни, наблюдая за радостями и трагедиями.
Тематика показалась мне уникальной, ведь она сочетает в себе античные и архаичные элементы.
При написании сценария мы хотели акцентировать внимание на традициях ручного ткачества, но не стали делать это основным моментом, опасаясь, что фильм может стать слишком «ремесленным». Однако, думаю, суть всё равно будет понятна.
— Как, обладая множеством наград, вы сохраняете скромность и отсутствие тщеславия?
— В детстве я столкнулся с гордыней, окружая себя высокомерными людьми. Мои первые фильмы были без слов, так как я не доверял словам. Но я не стал злым. Я всегда был искренним в своем подходе.
У меня не было формул успеха, я действовал от сердца.
Актан Арым Кубат
Фильмы для меня — это работа. Если задание сделано, значит, я выполнил свою задачу. Важно оставаться собой, придерживаться своих ценностей, особенно в наше время, и не следовать моде. Надо быть увлеченным тем, что ты делаешь.
— Какой бы вы дали совет начинающему художнику?
— Найдите себя.
Обсудим?
Смотрите также:
