Трехъязычие в школах. Языковой барьер или мост в будущее?

В Жогорку Кенеше обсуждается новый законопроект, который может существенно трансформировать образовательную систему в Кыргызстане.
Депутат Миргул Темирбаева выдвинула инициативу о переходе всех государственных и муниципальных школ на трехъязычную модель обучения. Эта концепция, представленная как способ глобализации и укрепления национального единства, вызвала значительное недовольство со стороны кабинета министров, который усмотрел в ней угрозу конституционным правам, риск социального разобщения и финансовые затруднения.
Позиция за трехъязычие: преимущества и перспективы
На первый взгляд, предложение нардепа выглядит как стратегический шаг к будущему. Согласно обоснованию, основной целью является воспитание поколения кыргызстанцев, свободно владеющих тремя языками:
- кыргызским — для укрепления национальной идентичности и государственности;
- русским — как официальным языком и средством межнационального общения;
- английским — как «окном в мир» глобальной науки, бизнеса, технологий и туризма.
Согласно предложенному плану, начальные классы (1-4, а по новой системе — до 5-6) будут обучаться исключительно на государственном языке, а в среднем и старшем звеньях предметы должны преподаваться на всех трех языках.
Автор считает, что Кыргызстан, обладая советским опытом билингвизма, способен справиться с этим новым вызовом.
«Знание английского языка предоставит нашим гражданам конкурентное преимущество», — отмечается в обосновании, где также подчеркивается важность языка для развития туристической отрасли и привлечения инвестиций.
Темирбаева отвергает опасения о возможном ухудшении статуса русского языка, утверждая, что «освоение кыргызского языка не мешает развитию русского».
Ответ кабинета министров: множество рисков
Однако, получив законопроект на рассмотрение, кабинет министров подготовил критическое заключение, указывая на многочисленные риски — правовые, финансовые и социальные. В результате правительство сочло реформу нецелесообразной, выделив несколько ключевых моментов:
1. Потенциальное нарушение Конституции и риск дискриминации
Кабмин утверждает, что предложенная норма противоречит статье 13 Конституции, которая гарантирует всем этносам право на сохранение и развитие родного языка. В стране, где проживает более 80 народов, существуют школы с русским, узбекским и таджикским языками обучения. Обязательный переход начальных классов на кыргызский язык может быть воспринят как дискриминация по языковому признаку и ущемление прав граждан.
Также поднимается вопрос о детях с ограниченными возможностями. Например, в школах для детей с нарушениями слуха обучение ведется на русском жестовом языке, в то время как кыргызский жестовый язык еще не разработан. Как будут обучаться эти дети? Законопроект не дает ответа на этот вопрос.
2. Качество образования под угрозой
Правительство задает важный вопрос: как ученик, который шесть лет изучал математику и природоведение на кыргызском, сможет в 7-м классе сразу начать изучать алгебру, биологию и географию на трех языках? Это может привести не к знаниям, а к «каше» в голове и снижению успеваемости.
Однако ключевым недостатком реформы остаются кадры. Где взять тысячи учителей-предметников (физиков, химиков, историков), которые смогут преподавать на английском? По мнению кабмина, введение данной нормы приведет к массовым увольнениям текущих педагогов и кадровому кризису в образовательной системе.
3. Финансовая нагрузка
Автор законопроекта утверждает, что финансирование будет обеспечено за счет бюджета, однако не предоставляет никаких расчетов. Кабинет министров, в свою очередь, приводит конкретные данные: на переиздание учебников для 260 школ с русским языком обучения в 2025 году потребуются 126,6 миллиона сомов.
Перевод всех предметов для всех классов на три языка потребует огромных затрат:
— разработка и выпуск миллионов новых учебников и пособий;
— создание новых образовательных программ;
— масштабная переподготовка или найм новых учителей с соответствующим повышением зарплат.
Эти расходы могут оказаться неподъемными для государственного бюджета.
4. Социальные последствия и репутационные риски
В заключении прямо указано, что принудительная языковая реформа может «усугубить ситуацию среди этнических меньшинств» и вызвать новую волну эмиграции. Это негативно скажется на имидже Кыргызстана на международной арене, особенно на фоне недавнего увеличения числа релокантов, положительно влияющих на экономику страны.
Разница между «изучением языка» и «обучением на языке»
Ключевое противоречие в дебатах заключается в различии между понятиями «изучение языка» и «обучение на языке», на что указывает кабинет министров. Текущая система уже предполагает изучение трех языков как отдельных предметов, что позволяет школьникам освоить их, не жертвуя пониманием основных предметов.
Законопроект же предполагает более радикальный подход — использовать все три языка как средство для изучения физики, химии и истории. Это требует не просто знания языка, а свободного владения им на академическом уровне как от учеников, так и от преподавателей.
Заключение
Инициатива по внедрению трехъязычного обучения в школах Кыргызстана, безусловно, основывается на благих намерениях и стремлении интегрировать страну в глобальное сообщество.
Тем не менее, тщательно проанализированные опасения, представленные кабинетом министров, выявляют серьезные противоречия этой реформы. Ее реализация в предложенном формате может привести не к образовательному прогрессу, а к системному кризису: нарушению прав граждан, снижению качества образования, оттоку населения и чрезмерной нагрузке на бюджет.
Вероятно, что законопроект в текущем виде не имеет шансов на принятие. Однако сама дискуссия поднимает важный вопрос: как достичь баланса между укреплением государственной идентичности, сохранением межнационального согласия и необходимостью интеграции в глобальный мир?
Ответ на этот вопрос потребует не резких законодательных мер, а долгосрочной, взвешенной и профессионально подготовленной работы.
Обсудим?
Смотрите также: