Главные новости » Общество » «Манасчынын тарыхы»: История манасчы Сагынбая Орозбак уулу
Общество

«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Сагынбая Орозбак уулу

479
18 февраля в Национальном театре «Манас» состоялась презентация книги «Манасчылар», в которой собраны биографии и истории жизни 150 манасчы, охватывающие последние 500 лет. Идея создания книги принадлежит манасчы и директору театра Нурбеку Талантбекову.

В книге представлен хронологический перечень манасчы, дополненный стихами от Рысбая Исакова, который также вошел в Книгу рекордов Гиннесса за пересказ эпоса «Манас» на протяжении 124 часов.

Нурбек Талантбеков отметил, что манасчы не просто развлечение — это искусство, которое имеет глубокие корни и влияние на культуру и общество. «Сказительство и мир «Манаса» обладают уникальными свойствами, которые до сих пор не изучены наукой. Эпос вдохновлял людей на подвиги и защиту своего народа и земли», — добавил он.

Вопрос о том, сколько имен манасчы сохранилось до наших дней, и сколько осталось неизвестными, остается открытым. Нурбек Талантбеков подчеркнул важность передачи этих имен будущим поколениям, отметив, что список будет расширяться в следующих изданиях.

В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем знакомить читателей с историями жизни и творчества каждого из 150 манасчы.

Сагынбай Орозбак уулу (1867-1930)

Сагынбай Орозбак уулу — один из самых известных манасчы, чья биография и путь к становлению как великого сказителя до сих пор остаются не до конца изученными. Несмотря на множество рассказов о нем, точные даты событий часто не указываются. В 1992 году, в честь 125-летия со дня его рождения, исследователи Мырзаян Төлөмүшев и Шайлообек Дүйшеев выпустили книгу «Великий манасчы Сагынбай», которая включает ценные воспоминания о нем. На основе этого труда была предпринята попытка восстановить хронологию его жизни.

Сагынбай родился в Кабырга, на южном берегу озера Иссык-Куль, в семье рода Мойнок племени Саяк. Его отец Орозбак, изначально носивший имя Акеше, получил новое имя от Ормон хана. Согласно записям Ыбрайыма Абдыракман уулу, старший брат Орозбака, Орозой, играл на кернее у Ормон хана. После его смерти никто не смог играть на инструменте, и именно Орозбак смог извлечь звук из него, став личным кернейчи хана. Он прожил почти 80 лет, оставив сына Сагынбая, которому на тот момент было 13 лет.

С раннего детства Сагынбай обучался в мечетной школе в течение трех лет, но так и не освоил письмо. По воспоминаниям его жены Сайнап, он провел детство, пас ягнят, и именно в это время с ним начали происходить мистические явления, ставшие основой легенды о его избрании.

Однажды, пасти ягнят, он задремал под палящим солнцем. Ему приснилась необычная птица, которая запела, сев на песок. Когда птица села ему на плечо и выпустила в его рот каплю нектара, он пробудился с медовым вкусом во рту. В этот момент явились воины, требуя: «Сказывай «Манас»!». Находясь в полудрёме, Сагынбай начал произносить все, что видел в своем сне. Когда он пришёл в себя, он обнаружил, что один в безлюдной долине.

На следующий день, снова пас ягнят с братом Алишером, он почувствовал внутреннее побуждение говорить, хотя стеснялся. Ночью ему снова снились образы «Манаса». А наутро, когда брат ушёл на той, Сагынбай остался один. Воины снова пришли к нему.

Среди этого видения ягнята разбежались, и, следуя за звуком, Сагынбай оказался у незнакомого белого юрточного шатра. Внутри сидел старец с длинной белой бородой. Он приветствовал мальчика и сказал: «Зачерпни напиток из того кувшина — ты любим Богом, не отклоняйся от своего пути». Сагынбай пил, не в силах утолить жажду, и когда вышел наружу, шатёр исчез.

Позже, на празднике, где его брат исполнял «Манас», Сагынбай неожиданно продолжил сказание с того места, где замолчал. Брат был поражен и пообещал больше не сказывать «Манас» в его присутствии, с этого момента Сагынбай начал открыто исполнять эпос.

Эти события описал и Ыбрайым Абдыракман уулу, который наблюдал за Сагынбаем четыре года. В десять лет Сагынбай опять пас ягнят и увидел странную птицу, которая повторила его слова. Когда он попытался рассказать об этом брату, тот не поверил и отругал его.

Спустя годы, когда он стал известным манасчы, Сагынбай узнал на базаре в Токмоке о говорящей птице, и, увидев её, узнал ту самую из детства.

Поэт Каныбек Жунушев также описывал эту историю, о том, как Сагынбай, пас ягнят, уснул и услышал пение птицы. Когда он попытался поймать её, она улетела. Вернувшись домой, он рассказал отцу, который сказал, что это знак удачи.

Каныбек также упоминает, что вскоре после этого Сагынбай увидел во сне старца, который осыпал его золотой слюной, обещая, что это не причинит ему вреда.

Историк Белек Солтоноев отмечает, что Сагынбай стал сказителем в 16 лет, после смерти отца. Он воспитывался у старшего брата Алишера и стал учеником великого Тыныбека. В 1871 году Российская империя заняла Кульджу, что вызвало масштабные переселения племен, и Сагынбай, воспевая эпос, стал частью народной памяти.

Сагынбай Орозбак уулу, один из ключевых манасчы, продолжал сказывать эпос, даже когда его семья столкнулась с трудностями. Его жизнь была полна испытаний, но он всегда находил силы продолжать свой путь. Сагынбай оставил значительное наследие, и его имя продолжает жить в сердцах народа.

Сагынбай переехал в Кочкор, где продолжал сказывать «Манас» и обеспечивать свою семью. В 1916 году, во время Үркүна, он ушёл с народом в Китай, а в 1917 году вернулся, но столкнулся с новыми трудностями. Его жизнь была полна борьбы, но он всегда оставался верным своему искусству.

Когда началась коллективизация, Сагынбай столкнулся с преследованиями. Он покинул Кочкор и переехал на южный берег Иссык-Куля, где вновь начал сказывать «Манас», надеясь, что государство оценит его заслуги.

Однако его здоровье ухудшилось, и он стал забывчивым. Последние дни его жизни были полны страданий, и он ушел из жизни, оставив за собой наследие, которое будет жить вечно.

Сагынбай стал символом кыргызского народа, и его творчество продолжает вдохновлять будущие поколения. Его имя присвоено многим учебным заведениям, улицам и памятникам, а его жизнь и творчество остаются предметом исследований и восхищения.

Манасчы Рысбай Исаков описывал Сагынбая как выдающегося поэта и сказителя, чей талант был неоспорим. Сагынбай оставил глубокий след в истории кыргызской культуры, и его эпос продолжает жить в сердцах народа.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК