Минкультуры предлагает утвердить единый порядок проведения археологических исследований

Разработка данного проекта осуществляется в соответствии с законом «Об охране и использовании историко-культурного наследия». Он также призван упростить процесс перевода земельных участков из одной категории в другую в рамках программы «Правительственные акселераторы».
Согласно законодательству, все организации, занимающиеся строительными работами, освоением целинных земель или разработкой карьеров, обязаны за свой счет проводить археологическое обследование территории на этапе инженерно-изыскательских работ.
По информации ведомства, текущая ситуация, при которой отсутствует единый регламент для археологических работ, приводит к множеству проблем, среди которых:
- утрата и повреждение культурных ценностей;
- нелегальные раскопки объектов историко-культурного наследия;
- развитие «черного» рынка культурных ценностей;
- разрушение объектов наследия в процессе хозяйственной деятельности;
- непрозрачность процедур для заказчиков;
- недостаток отчетности по проведенным исследованиям.
Только квалифицированные специалисты могут проводить археологические исследования, и для этого необходимо наличие специального разрешения — открытого листа. Этот документ выдается уполномоченным государственным органом на срок не более одного года.
Для раскопок на объектах, которым требуется дальнейшее сохранение, открытый лист может быть зарегистрирован лишь при наличии финансовых гарантий для выполнения полного комплекса охранных мер, включая консервацию, реставрацию и музеефикацию в соответствии с международными стандартами.
Минкультуры поясняет, что внедрение данного порядка позволит:
- установить четкую и прозрачную систему для археологических исследований;
- определить единые требования к документации и отчетности;
- обеспечить доступность результатов исследований для научного сообщества и студентов;
- защитить объекты историко-культурного наследия от разрушения;
- развивать науку и популяризировать историко-культурное наследие.
Порядок проведения археологических полевых исследований и выдачи открытых листов
Общие положения
1. Настоящий порядок определяет организацию археологических полевых работ на территории Кыргызской Республики, а также процедуры, связанные с выдачей открытых листов — разрешений на проведение таких работ, и требования к научным отчетам с целью сохранения историко-культурного наследия.
2. Основные понятия и их определения:
объекты историко-культурного наследия – это недвижимые (памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры), движимые (единичные и комплексные) и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную и культурную ценность в соответствии с Законом Кыргызской Республики «Об охране и использовании историко-культурного наследия»;
культурный слой – это слой почвы, содержащий следы жизнедеятельности человека, включая археологические предметы;
археологические полевые исследования (работы) – это детальное изучение объектов историко-культурного наследия с целью выявления памятников археологии на земельных участках или в водных акваториях, которое включает археологическую разведку, раскопки, а также обнаружение и сохранение объектов историко-культурного наследия;
археологическая разведка – это научное исследование земельных участков или водных акваторий для выявления объектов историко-культурного наследия без масштабных раскопок;
археологические раскопки – это научные исследования объектов историко-культурного наследия с документированием процесса и результатов, направленные на изучение и сохранение культурных ценностей;
спасительные археологические полевые работы – это раскопки и исследования объектов историко-культурного наследия, находящихся под угрозой утраты;
археологическое обследование (экспертиза) – это комплекс визуальных исследований земельного участка и водных акваторий на предмет выявления объектов историко-культурного наследия перед началом строительных работ;
Открытый лист– это именной документ, который подтверждает право держателя на проведение археологических исследований на территории Кыргызской Республики, выданный государственным органом по охране памятников;
научный отчет о выполненных археологических работах – это заключение, представляющее результаты археологических полевых работ в соответствии с выданным открытым листом.
3. Археологические полевые исследования, включая подводные, могут проводиться только при наличии у исследователя открытого листа на право проведения конкретного вида исследований. Инструкция по проведению археологических разведок, раскопок и составлению отчетности утверждается государственным органом по охране памятников.
4. Одним из главных приоритетов археологических исследований является комплексный подход, в который вовлекаются специалисты естественно-научного профиля.
5. Археологическими исследованиями руководят специалисты, обладающие современными методами работы и навыками фиксации итогов в форме научного отчета.
6. Специалист, получивший открытый лист, несет ответственность за качество выполненных работ, консервацию объектов и лабораторную обработку собранного материала, а также за передачу культурных ценностей в государственные музейные учреждения.
7. Заказчиками археологических работ могут быть как физические, так и юридические лица, которые несут полную финансовую ответственность за организацию и законность проведения работ.
8. Передоверять руководство археологическими работами другому лицу запрещается.
Держатель открытого листа может собрать группу специалистов, включая иностранных археологов, для выполнения работ в зависимости от масштабов исследований.
При проведении исследований держатель открытого листа обязан оставаться на месте до завершения работ.
9. В случае выявления разрушений на объектах наследия или действий, угрожающих им, держатель открытого листа должен немедленно уведомить правоохранительные органы и соответствующие государственные органы.
10. Если в ходе археологических разведок обнаружен ранее неизвестный объект, держатель открытого листа обязан уведомить государственный орган по охране памятников в течение 10 рабочих дней.
11. По завершении работ держатель открытого листа должен представить научный отчет в государственный орган по охране памятников.
12. Обнаруженные во время исследований объекты подлежат передаче в государственные музейные учреждения в течение одного года после завершения работ.
Вывоз обнаруженных объектов за пределы страны запрещен.
Археологическая экспертная комиссия
13. Археологическая экспертная комиссия (АЭК) – это специальный орган, созданный для обеспечения сохранности объектов историко-культурного наследия и соблюдения законодательства.
14. АЭК состоит из 7 членов, включая ведущих археологов и заместителя министра, который является председателем комиссии.
АЭК создается приказом руководителя государственного органа на срок 3 года.
15. Функции АЭК:
– рассмотрение заявлений на выдачу открытых листов;
– принятие решений о выдаче или отказе в выдаче открытых листов;
– рассмотрение отчетов о проведенных археологических работах;
– рассмотрение жалоб на ошибки в проведении исследований;
– разработка методических рекомендаций для археологических исследований.
16. Заседания АЭК проводятся по мере необходимости.
17. Для принятия решений требуется присутствие всех членов комиссии, и решения принимаются открытым голосованием.
18. На основании решений АЭК издаются приказы о выдаче или отказе в выдаче открытых листов.
19. АЭК организует ежегодные отчетные сессии археологов для обсуждения проведенных работ.
20. Секретарь АЭК выполняет организационные функции и не является членом комиссии.
Открытые листы и порядок их выдачи
21. Открытые листы выдаются на имя одного специалиста с указанием срока проведения исследований.
22. Открытые листы делятся на несколько форм в зависимости от характера исследований.
форма 1 – для стационарных исследований одного объекта историко-культурного наследия на срок 6 месяцев;
форма 2 – для разведок объектов историко-культурного наследия на срок 1 год;
форма 3 – для разведок по всей территории страны на срок 1 год;
форма 4 – для проведения спасительных раскопок на срок 6 месяцев;
форма 5 – для проведения археологического обследования на срок 1 год.
23. В заявлении на выдачу открытого листа необходимо указать данные о исследователе и характер исследований.
– характер предполагаемых исследований;
– данные об объекте исследования;
– планируемые сроки проведения исследований;
– государственное музейное учреждение, куда будут переданы культурные ценности.
24. К заявлению прикладываются документы, подтверждающие необходимость исследования и наличие финансовых гарантий.
25. Если открытый лист запрашивается впервые, необходимо предоставить сведения о предыдущем участии в археологических работах.
26. Заявления рассматриваются в течение 10 рабочих дней.
27. На имя одного специалиста может быть выдано несколько открытых листов.
28. Открытые листы могут выдаваться нескольким специалистам, если площадь объекта превышает 2 гектара.
29. Заявитель должен обладать соответствующими знаниями и опытом в сфере археологии.
– высшее образование в области истории или археологии;
– опыт работы не менее трех лет в археологических исследованиях;
– знание современных методов археологических исследований.
30. АЭК принимает решение о выдаче или отказе в выдаче открытого листа.
31. Основанием для отказа может быть несоответствие заявленных требований.
32. Лица, нарушившие порядок, могут быть лишены права проводить исследования на срок от одного года до пяти лет.
33. Если исследования не проводились, открытый лист должен быть возвращен в АЭК с объяснением причины.
34. Отказ в выдаче открытого листа может быть обжалован в установленном законом порядке.
Отчетная научная документация об археологических полевых исследованиях
35. Научный отчет о проведенных археологических исследованиях является важнейшим источником для изучения истории и культуры.
36. Отчеты по формам 1–4 рассматриваются АЭК и хранятся в архиве государственного органа.
37. Отчеты по форме 5 рассматриваются специалистами и также хранятся в архиве.
38. Отчет должен включать титульный лист, введение, основную часть, заключение и приложения.
39. Все данные в отчете должны быть подтверждены материалами и документами.
40. К отчету прилагаются все необходимые документы и электронная версия отчета.
41. На каждый открытый лист требуется отдельный отчет.
Если проводятся исследования на нескольких объектах, допускается составление отдельных отчетов с приложением копий открытых листов.
К отчетам о проведенных археологических обследованиях также прилагаются копии открытых листов.
42. Держатели открытых листов обязаны соблюдать нормы законодательства о интеллектуальной собственности.
43. Все отчеты становятся доступными для ознакомления после поступления в архив.
44. Держатели открытых листов имеют право на продолжение исследований на одном объекте в течение двух лет при наличии отчета о предыдущих работах.
При наличии нескольких заявителей на проведение исследований преимущество отдается специалисту, проводившему работы ранее.
45. Археологический надзор на объекте осуществляется держателем открытых листов при проведении охранных работ.
При наличии нескольких претендентов на надзор преимущество также отдается специалисту, проводившему исследования ранее.

Читайте также: