Учителей не хватает даже в школе №61. Почему кризис кадров только усиливается?

Согласно данным Министерства просвещения, на начало учебного года было зарегистрировано отсутствие 947 учителей, из которых около 500 — в школах столицы. Вице-мэр Виктория Мозгачева утверждает, что дефицит составляет всего 5%, что подразумевает, что педагогический состав в городских школах укомплектован на 95%.
Тем не менее, официальная статистика не отражает реальной картины, с которой сталкиваются родители. В некоторых школах уроки по четырем-пяти предметам не проводятся. К примеру, в школе №56 учащиеся получают только один-два урока в день из-за нехватки преподавателей. Аналогичная ситуация наблюдается даже в самых известных учебных заведениях столицы.
Список проблемных школ выглядит следующим образом:
- в школе №70 не хватает учителей по множеству предметов, включая математику, физику, географию, биологию и языки;
- в школе №6 вакантны должности для преподавателей математики, русского языка и физкультуры;
- в школе №23 требуются учителя начальных классов, а также по географии, математике и информатике.
Массовые увольнения учителей продолжаются, и к началу учебного года в школах ощущается нехватка 10–20 специалистов. Так, в школе №37 за лето уволились 15 учителей, а в школе №44 — 11. Причины увольнений различны: кто-то уходит на пенсию, кто-то переезжает, а другие выбирают частные школы.
Одна из бывших учительниц школы №44 поделилась своей историей: "Моя зарплата составляла 28 500 сомов, но эти деньги не оправдывали усилий. Классы переполнены, и управлять аудиторией из 38 человек крайне сложно. Нагрузка значительно возросла, и родители требуют от нас не только обучения, но и воспитания. Если возникли проблемы с ребенком, всегда винят учителя. Я решила, что больше не могу так работать. Я преподавала русский язык и литературу, но возвращаться в школу не намерена. Коллеги говорят, что в частных школах тоже непросто, так как там родители требуют слишком многого. Поэтому я планирую отдохнуть пару месяцев и искать работу в другой сфере," - рассказала она.
Чиновники из департамента образования мэрии уверены, что начало учебного года всегда сопровождается трудностями, однако позже ситуация стабилизируется. Предполагается, что на вакансии будут наняты новые учителя или привлечены студенты педагогических вузов.
Министерство просвещения не беспокоится по поводу оттока кадров.
"Сентябрь — это период, когда учителя часто меняют места работы, и это считается нормальным. Кто-то уходит в декрет, кто-то меняет школу, а кто-то уходит в частный сектор. Это происходит регулярно в зависимости от условий труда и зарплаты," - считает министр Догдуркул Кендирбаева.
Ранее в министерстве утверждали, что для упрощения работы учителей будет проведена реформа, в рамках которой будет сокращена бумажная отчетность и классные журналы будут переведены в электронный формат. Также в Кодекс о правонарушениях предложено ввести ответственность за давление на учителей. В следующем году также планируется увеличение зарплат.
Тем не менее, эксперт Алмаз Тажибай высказывает сомнения. Он отмечает, что некоторые меры властей противоречат друг другу. Например, новые стандарты увеличивают максимальное количество учеников в классе с 30 до 36, что делает переполненные классы нормой. Большее количество детей означает больше нагрузки, но зарплата при этом не растет. Инфляция опережает рост окладов.
"Система образования за последние 30 лет пришла в упадок. За это время страна потеряла много учителей, а профессия утратила свою привлекательность. Лишь в последние три года государство начало уделять внимание этой проблеме, увеличив финансирование и повысив зарплаты на 93%. Но инфляция сводит на нет все усилия. Например, зарплата руководителей департамента образования в Бишкеке достигает 70–100 тысяч сомов, тогда как учитель получает в среднем 21 тысячу. При этом работа на полторы ставки запрещена. В результате труд учителей ценится меньше, чем труд дворников, зарабатывающих 40–50 тысяч," - утверждает он.
Учителя покидают профессию не только из-за усталости или нежелания следовать реформам, но также в поисках достойных условий труда. Многие идут в частные школы или полностью покидают сферу. В частных учебных заведениях зарплаты начинаются от 40-50 тысяч, в то время как в государственных школах они составляют 20-30 тысяч. Ранее в гимназиях были дополнительные стимулы, но после их отмены учителя лишились поддержки. Родители перестали финансировать школы напрямую, и талантливые педагоги все чаще выбирают частный сектор. Государственные школы теряют позиции, классы переполнены, и вместо 20-25 учеников в них сидят 40-50. При таких условиях качественное обучение становится невозможным.
Хотя министерство обещает повышения, инфляция продолжает съедать доходы, поскольку тарифы на коммунальные услуги и цены на продукты постоянно растут," - считает Тажибай.
Он также подчеркивает, что взаимодействие между различными структурами, такими как Минпросвещения и департамент образования, практически отсутствует. Каждое учреждение решает свои собственные проблемы, оставляя школы, родителей и учителей наедине с последствиями.
"Проблемы столичных школ, которые должны решаться департаментом, часто приписываются министерству. В итоге каждый обвиняет другого, а системного решения не существует. Необходимо установить зарплату учителей на уровне выше среднего по стране, чтобы это стало реальной мотивацией для работы в государственных школах," - подытожил эксперт.

Читайте также: