Главные новости » Общество » «Манасчынын тарыхы»: История манасчы Багыша Сазан уулу
Общество

«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Багыша Сазан уулу

18 февраля в Национальном театре «Манас» состоялась презентация книги «Манасчылар», которая содержит биографии и рассказы о 150 манасчы за последние 500 лет. Автором книги является Нурбек Талантбеков, который также занимает пост директора театра.

Собранные материалы о манасчы были организованы в хронологическом порядке, и стихами обогатил их манасчы Рысбай Исаков, известный тем, что вошел в Книгу рекордов Гиннесса за многодневное пересказание эпоса «Манас», занявшее 124 часа.

Нурбек Талантбеков отметил, что искусство манасчы и сам мир «Манаса» представляют собой уникальное явление, которое до сих пор не полностью изучено. «Эти мифы, сохранившиеся на страницах истории, и события, свидетелями которых мы были, показывают, что манасчы обладали исключительным воздействием на людей. Эпос вдохновлял героев на защиту своего народа и земли, что делает их слова неоценимыми», — подчеркнул он.

Однако сколько манасчы осталось неизвестным и скрытыми на страницах истории? Общественность до сих пор не может точно сказать, сколько манасчы существует в наши дни.

Автор книги выразил надежду, что его работа поможет донести имена всех манасчы до народа, и будет продолжена в будущих изданиях.

В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем рассказывать о жизни и творчестве каждого из 150 манасчы.

Сазан уулу Багыш (1878-1958)

Багыш Сазан уулу, родившийся в селе Кара-Суу, находящемся в Жумгальском районе, является одним из самых известных манасчы, который исполнил весь цикл эпоса «Манас». Он принадлежал к роду каракучкач племени Саяк.

Свое мастерство он развивал под руководством Жакып уулу Байбагыша, ученика знаменитого сказителя Тыныбека. Таким образом, он опосредованно связан с традицией Тыныбека, а также был дальним родственником великого манасчы Сагынбая Орозбак уулу, с которым его разделяли шесть поколений (Сагынбай происходил из рода Мойнок Курманкожо, в то время как Багыш — из рода Күнтуу того же племени).

Эти связи обуславливают схожесть его исполнения с вариантом Сагынбая. Однако в рассказах Багыша есть и свои уникальные черты.

К примеру, он описывает легендарное копьё Манаса — «сыр найза» — следующим образом:

Сары карагай кыйдырган,

Сары атанга жыйдырган.

Күрөтүп кумга көмдүргөн,

Сегиз ай чаап кырдырган,

Сексен түрдүү сырдаган.

Чарайна менен чаптаган,

Сынып кетме болот деп,

Пил терисин каптаган.

Коло менен чырмаган,

Тийген жери ырбаган.

Кош кара кыл тактырган,

Душманды көздөй бактырган.

Колго жылуу болот деп,

Кой макмал менен тыштаган.

Первый раз «Манас» в исполнении Багыша был записан его сыном Мукамбетжаном арабским письмом в период с 1935 по 1938 год. В дальнейшем его рассказы были записаны другими собирателями фольклора, такими как Инаят Мусаев, Белек Токтогулов и Токтаалы Абдыраков.

В фонде рукописей Кыргызской национальной академии наук хранится 101 580 строк, записанных Багышем Сазан уулу, из которых 41 000 строк посвящены эпосу «Манас», 55 000 строк — «Семетею», и 580 строк — «Сейтека».

Сам манасчы с сожалением отмечал: «Манас — это бесконечный океан, рассказывай хоть всю жизнь — не исчерпаешь. Но при записи многое ускользает и остаётся вне строк».

Манасчы Багыш Сазан уулу также был упомянут Рысбаем Исаковым в его терме «Манасчылар», где он говорил о нем следующими словами:

Омогу күчөп намыстын,

Ойлорум менен жарыштым.

Ооматы мыкты шерлердин,

Отунан учкун тамыздым.

Жомокчу, манасчылардын,

Жоругун уксам жабыштым.

Ырастап кылдым далалат,

Ысымын санап калыштын.

Муну уккан жандар унутпай,

Муундан муунга жайышсын.

«Улуулук баркын күтүн» деп,

Урпакка кабар салышсын.

Арбакка куран багыштап,

Атынан таалим алышсын.

Салмагын айтам белгилеп,

Сазандын уулу Багыштын.

Читайте также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК