Бакетаев: "Главное, внимание водителя, а не количество пристегнутых"

В последние годы в Бишкеке активно обсуждается необходимость требования пристегивания ремней безопасности в условиях городского движения. Хотя закон предписывает это, возникает вопрос: всегда ли он обоснован? Политолог Бакыт Бакетаев, в беседе с редакцией VB.KG, поднимает эту тему и считает, что пора переходить к более осознанному подходу, нежели механическое следование формальностям.
Городская специфика
Скоростные ограничения в крупных городах, в том числе и в Бишкеке, составляют 50-60 км/ч. В условиях плотного движения, с частыми светофорами и пешеходными переходами, вероятность серьезных травм в случае аварии низка по сравнению с загородными трассами.
"В европейских городах, таких как Париж, Берлин или Осло, скорость в центре не превышает 30-50 км/ч, и акцент делается не на штрафах за несоблюдение правил по ремням, а на формировании культуры вождения и создании безопасных зон для пешеходов. Главное — это внимание водителя, а не количество пристегнутых", - подчеркивает Бакетаев.
Жизнь в Бишкеке
Водители в Бишкеке сталкиваются с множеством коротких поездок в течение дня: выезд со стоянки, заезд обратно, подвоз пассажиров на соседние улицы. Постоянное пристегивание и расстегивание ремня отвлекает от вождения и создает дополнительные риски.
"Часто именно в такие моменты возникают опасные ситуации. Водитель одной рукой держит руль, а другой пытается справиться с ремнем — это приводит к потере концентрации и может вызвать аварию", - объясняет политолог.
Справедливость и логика
Если подходить с точки зрения безопасности, то ремни должны быть обязательными для всех. Однако в общественном транспорте, будь то автобусы или маршрутки, пассажиры не пристегиваются.
"Почему тогда это требование распространяется только на водителей легковых автомобилей? Если безопасность — это общая ценность, стандарты должны быть едиными. Если же технически это невозможно реализовать, то требования становятся выборочными и теряют свою значимость", - говорит Бакетаев.
Мировой опыт
Некоторые страны подходят к этому вопросу более гибко. В Японии и Южной Корее, например, в определенных регионах водителям такси разрешено не использовать ремень в черте города при скорости до 50 км/ч, если автомобиль оборудован подушками безопасности.
В США, в штатах Нью-Гэмпшир и Южная Дакота, ношение ремня для взрослых в населенных пунктах не является обязательным.
"Там считают, что каждый человек сам отвечает за свою жизнь, и государство не должно превращать контроль в источник дохода от штрафов", - добавляет политолог.
Разумный подход
Бакетаев предлагает разумное и гибкое решение:
в городах с низкими скоростями — ремень не обязателен;на трассах с превышением 80 км/ч — обязателен.
"Это не отказ от безопасности, а стремление сделать ее более разумной и человечной. Даже в самолете пассажиров просят пристегнуться только при взлете, посадке и в условиях турбулентности, когда возникает реальный риск. Почему бы не применить этот принцип на дорогах?", - подчеркивает Бакетаев.
Бишкек как пример разумного законодательства
Бишкек всегда ассоциировался с духом свободы и здравого смысла. Здесь часто зарождаются идеи реформ, которые затем принимаются другими городами региона.
"Пора продемонстрировать пример и в области дорожных правил: перейти от механического выполнения к осознанной ответственности. Не отменять использование ремней, а предоставить водителям право выбора — в городе по усмотрению, за его пределами — обязательно. Это будет проявлением доверия к гражданам, а не безответственности", - считает Бакетаев.
Доверие вместо штрафов
Политолог утверждает, что безопасность не должна превращаться в источник дохода для бюджета.
"Когда водители понимают, что их штрафуют не ради порядка, а для статистики, это подрывает уважение к закону. Нам нужно изменить философию: меньше наказаний — больше доверия и логики. Иначе в скором времени мы дойдем до абсурда, начнем заставлять всех водить в касках "для безопасности", - иронизирует Бакетаев.
"Я поддержу кандидата, который предложит концепцию разумной безопасности, где закон служит людям, а не наоборот", - заключает политолог.
Читайте также:
