«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Дейди кызы Сейде
В книге имена манасчы размещены в хронологическом порядке, а дополнением к их историям стали стихи, написанные манасчы Рысбаем Исаковым, который вошел в Книгу рекордов Гиннесса за пересказ эпоса «Манас» в течение 124 часов.
Нурбек Талантбеков отметил, что искусство манасчы и эпос «Манас» представляют собой не просто форму развлечения, а обладают глубокой значимостью, которую наука до сих пор не полностью раскрыла. Это проявляется в мифах, оставшихся в истории, и в событиях, свидетелями которых мы были. Эпос вдохновлял героев на подвиги и борьбу за народ, и манасчы оказывали огромное влияние на общество, как это было с Байтиком и Кыдыром Аке, которые ценили и поддерживали сказительство», - поделился он.
На сегодняшний день остается неясным, сколько манасчы дошло до нашего времени и сколько имен осталось в тени истории. Общественность до сих пор не знает точного количества существующих манасчы.
Как отметил автор, их задача — сохранить имена всех манасчы и донести их до народа. Список будет обновлен в следующих изданиях.
В рамках новой рубрики АКИpress «Манасчынын тарыхы» мы будем знакомить читателей с биографиями и творчеством каждого из 150 манасчы.
Дейди кызы Сейде (1881-1946)
Сейде родилась в селе Жампа-Салды, которое входило в Багышскую волость Наманганского уезда. Её отец, человек красноречивый и искусный, был из племени саруу и славился как в Аксы, так и в Арпа.
В доме её отца часто останавливался известный манасчы Кыдыраалы, исполнявший эпос «Манас». Дейди воспитывала Сейде как сына, позволяла носить мужскую одежду, учила верховой езде и давала возможность быть свободной, наслаждаться красивыми нарядами и вкусной пищей.
Будучи творческой натурой, он много путешествовал по регионам, включая Тогуз-Торо, Жумгал, Кочкор, Иссык-Куль, а также в Ташкент, Туркестан и Самарканд, всегда беря Сейде с собой и представляя её как «сына Сейита». Сейде впервые познакомилась с «Манасом» от отца, а позже начала обучаться у Кыдыраалы.
С ранних лет, воспитанная как мальчик, смелая и решительная, она выходила к народу и исполняла «Манас». Постепенно её имя стало известным, и её дар проявлялся всё ярче.
Однако в возрасте 15 лет её выдали замуж. В новой семье, особенно свёкор и свекровь, не оценили её талант и считали его чем-то неприемлемым, полагая, что в ней «сидит шайтан».
Не желая подчиняться запретам, Сейде начала искать выход из этого брака. Узнав об этом, муж пригрозил ей: «Ты покинешь этот дом только мёртвой». Он подсыпал ей яд в еду, и, ничего не подозревая, Сейде потеряла сознание. Семья, посчитав её мертвой, начала готовить похороны. Однако она пришла в себя, собрала последние силы и сбежала к родителям.
Позже она вышла замуж за талантливого мастера и акына-импровизатора Жолдоша, сына Үчкемпира. Этот муж не только принял её дар, но и стал её творческим партнёром. Они часто выступали вместе — он пел, а она рассказывала «Манас», работая в гармонии и взаимопонимании.
Тем не менее, слухи о их близости начали распространяться, особенно среди религиозных людей. Кожо и муллы стали настраивать народ против неё, утверждая, что «женщине нельзя сказывать «Манас», иначе её постигнет наказание, и страдать будут не только она, но и её близкие».
Один из мулл, Сабыр эшен, заставил Сейде поклясться, что она больше не будет исполнять эпос на людях. Однако подавленный дар не давал ей покоя. Сейде продолжала рассказывать «Манас» по ночам, когда все спали, закрыв двери и поставив на страже внука Калмурата. Она сказывала эпос, пока голос не срывался.
Согласно воспоминаниям Калмурата Рыскул уулу, его бабушка исполняла эпосы «Манас», «Семетей», «Сейтек», «Кенен» и «Алымсарык–Кулансарык», постоянно добавляя: «Всё это — от Кыдыраалы».
От Сейде было записано три печатных листа эпоса, включая раздел «Манас строит город в Фергане», который хранится в Фонде рукописей Национальной академии наук Кыргызстана.
Манасчы Рысбай Исаков вспоминает о Сейде в своей книге «Манасчылар»:
Кадимки Кыдыраалыдан,
Кайыптын сөзүн тааныган.
Өткөрө ынтаа койгондон,
Өзүн да кайып даарыган.
Ургаачы жандан алгачкы,
Узанган ырдын наарынан.
Дейдинин кызы Сейде экен,
Демейки жандан өйдө экен.
Кайыптын ишин билгенден,
Кадыры дайым төрдө экен.
Ушуга чейин неликтен,
Ургаачы айтпай келди экен?
Алгачкы болуп аялдан,
Алыптыр кабар аяндан.
«Кыдыкем айткан Манас» деп,
Кыйырга жайып баяндан.
Өтүптүр Сейде энебиз,
Өмүрү асыл саналган.
Читайте также:
