Главные новости » Общество » Школьное насилие. Все еще хуже, чем кажется
Общество

Школьное насилие. Все еще хуже, чем кажется

Обсуждение школьного насилия в Кыргызстане стало привычным явлением, однако реальный масштаб этой проблемы остается недооцененным. Каждая новая трагедия или конфликт между учащимися вызывает временное внимание, но вскоре исчезает из общественного обсуждения. Эти инциденты — не единичные случаи, а отражение глубоких системных проблем, которые накапливались на протяжении многих лет.

Доминантная "система" в учебных заведениях

Родители учеников школы №7 в Караколе сообщают о наличии "системы" в учебном заведении. По их словам, старшеклассники принуждают младших учеников к платеже и физическому насилию. Одна из матерей даже записала обращение к главе ГКНБ Камчыбеку Ташиеву.

***

14-летний Аннас Айтбаев, ученик 8-го класса школы №72 в микрорайоне "Джал", был госпитализирован 22 января и, к сожалению, скончался 4 февраля. В администрации школы утверждают, что травмы мальчик получил, упав в туалете, однако родные считают, что он стал жертвой побоев со стороны старшеклассников, требовавших деньги у него и его друзей.

***

В школе №39 села Манас 12 февраля произошла драка между учениками, в результате которой один из девятиклассников погиб. Задержанный ученик 11-го класса, родившийся в 2007 году, был помещен под стражу на два месяца по решению суда.

Первое обширное исследование

Ранее не существовало достаточных данных для системного анализа школьного насилия. В этом году Министерство образования провело первое масштабное исследование, в котором приняли участие 500 учеников 5-11 классов из 50 школ страны, а также более 200 родителей и педагогов.

Результаты исследования показали, что наиболее распространенной формой насилия являются оскорбления и насмешки. 165 участников сообщили о вербальной травле, в то время как физические издевательства, кибербуллинг и социальное игнорирование встречаются реже, но все еще присутствуют в школьной среде.

Некоторые дети признавались, что им страшно приходить в школу из-за опасения стать жертвой насилия.

На вопрос о причинах травли школьники упомянули следующие факторы:

  • желание самоутвердиться;
  • давление со стороны сверстников;
  • проблемы в семье;
  • просто шутка;
  • дискриминация;
  • не знаю.
Несмотря на то, что большинство утверждает, что не участвует в травле, каждый пятый сталкивался с унижениями в интернете от одноклассников.

Выводы:
  • Исследование показало, что основным фактором риска является неблагополучие в семье, включая миграцию или развод родителей. Также важен разрыв между школой и родителями: некоторые из них, особенно находясь за границей, дистанцируются от воспитания, а школа не имеет инструментов для воздействия на них.
  • Религия играет двоякую роль: с одной стороны, случаи, когда девочкам запрещают посещать школьные мероприятия или требуют носить платок, негативно сказываются на атмосфере в школе; с другой стороны, имамы, проповедующие терпимость, могут оказывать положительное влияние.
  • Во многих регионах ощущается нехватка школьных психологов, а учителя и социальные работники перегружены бумажной работой и не обладают достаточной квалификацией для выполнения психологической работы.
  • Исследователи отметили, что установка камер и жесткие меры дисциплины могут улучшить порядок в школах, но при этом конфликты могут перемещаться на улицы и в интернет.

Мнение МВД и правозащитников

Данные от правоохранительных органов и правозащитных групп подтверждают, что школьное насилие является не просто проявлением агрессии в учебных заведениях, а системной проблемой.

Согласно статистике МВД, в 2024 году подростки совершили более 1,5 тыс. преступлений, и на учете ИДН находилось около 3 600 детей.

Исследование института омбудсмена показало, что свыше 70% подростков сталкивались с речью ненависти в социальных сетях, а более 60% — в мессенджерах, причем 80% таких сообщений содержали сексуальный подтекст. Девочки и женщины чаще становятся жертвами троллинга, запугивания и шантажа.

По информации Лиги защитников прав ребенка, каждый второй школьник в стране сталкивается с буллингом.
Психологическое давление, вымогательство и "дедовщина" стали частью повседневной жизни подростков.

Увеличение рисков для детей

Уполномоченная по правам ребенка Асель Чынбаева заявляет, что система защиты детей не готова к современным вызовам.
"Сейчас система защиты прав детей сталкивается с новыми вызовами. Общество меняется, и риски становятся другими. Несмотря на ужесточение законодательства, в 2025 году насилие остается одной из главных проблем. Анализ показывает, что перед нами стоят серьезные вызовы, такие как распространение онлайн-насилия, деструктивного контента, кибербуллинга и других угроз", — подчеркнула она.

Видеонаблюдение в школах, но проблемы начинаются дома

Министр просвещения Догдуркул Кендирбаева отметила, что ведомство предпринимает меры, однако без участия родителей они не будут достаточными.

В системе "Кундолук" появилась функция, позволяющая сообщать о фактах насилия. За полгода более 2,5 тыс. детей оставили обращения, которые были направлены в МВД и Минпросвещения. Если бы меры не принимались вовремя, статистика школьного насилия могла бы быть значительно выше. В настоящее время 80% школ оснащены видеонаблюдением, проводится мониторинг и профилактическая работа. Мы контролируем ситуацию в учебных заведениях, но где статистика о том, сколько родителей привлечены к ответственности за плохое обращение с детьми или халатность в их воспитании?" — отметила министр.

Асель Чынбаева подчеркивает, что родителям также нужна поддержка. Она рассказала, что во время поездок по стране родители признавались в том, что не знают, как общаться с детьми. Опросы показывают, что трудности в общении со взрослыми негативно влияют на психическое состояние детей.
"Для меня стало неожиданностью, что родители просят помощи, ведь многие признаются, что не могут начать разговор с ребенком, и в домах отсутствует общение. Дети иногда рассказывают о суицидальных мыслях, когда чувствуют, что их не понимают. Родителей нужно обучать взаимодействию с детьми, ведь это не их вина. Многое зависит от факторов, увеличивающих дистанцию между детьми и взрослыми", — заключила Чынбаева.

Как действовать?

Асель Чынбаева считает необходимым развивать цифровую грамотность среди родителей, педагогов и самих детей.
"Вынужденная миграция и эмоциональное выгорание взрослых повышают риски для семейного благополучия. Проблемы взаимодействия между школами, медучреждениями, правоохранительными органами и прокуратурой приводят к задержкам в реагировании на проблемы. Нехватка психологов, кризисных центров и мобильных групп снижает возможности долгосрочной реабилитации ребенка и повышает риск повторного насилия. Важно укреплять инфраструктуру помощи и обеспечивать системное сопровождение детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации", — подытожила она.

Читайте также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК