«Манасчынын тарыхы»: История манасчы Акмата Ырысменде уулу
Биографии манасчы были представлены в хронологическом порядке, а стихи для каждой истории подготовил манасчы Рысбай Исаков. Он также занесён в Книгу рекордов Гиннесса за непрерывное пересказивание эпоса «Манас» в течение 124 часов.
Нурбек Талантбеков подчеркнул, что манасчы — это не просто форма развлечения или искусства, исполняемого под музыку.
«Искусство манасчы и мир «Манаса» обладают уникальными качествами, которые до сих пор не полностью изучены. Это видно из мифов, сохранившихся на страницах нашей истории, и из событий, свидетелями которых мы стали. Эпос «Манас» вдохновлял героев на благородные поступки и защиту народа и земли, и влияние слов манасчы невозможно переоценить. Поэтому такие выдающиеся личности, как Байтик, и сильные духом люди, как Кыдыр Аке, считали почётным поддерживать и развивать это искусство», - отметил он.
Сколько имён манасчы сохранили исторические хроники, а сколько осталось неизвестными? Даже сегодня нельзя точно сказать, сколько манасчы существует в обществе.
Как отметил автор книги, его задача — донести до народа имена всех манасчы. Список будет обновляться в будущих изданиях.
Новая рубрика АКИpress «Манасчынын тарыхы» будет посвящена каждому из 150 манасчы.
Акмат Ырысменде уулу (1891-1966)
Будущий манасчы родился в селе Шамшы, расположенном в Чуйской области, в семье рода Чертике племени Сарыбагыш. В возрасте трёх лет он остался без родителей и был воспитан дальним родственником. В мир эпоса «Манас» Акмат пришёл только после 20 лет.
По его воспоминаниям: «Однажды, пас sheep в Суусамыре, я уснул и увидел юношу, который сказал: «Это дар, данный героям», и вручил мне куриное яйцо. С того момента у меня возникло стремление рассказывать «Манас». Как только я начал говорить, стихи сами лились из меня. Сначала я сказывал их односельчанам, а в 1915 году в доме Мыктыбека в Токмоке выступил перед широкой аудиторией, где меня «обрядом» посвятили в сказители. Позже я стал учеником Сагынбая Орозбака. После прихода советской власти работал пастухом в колхозе. В 1939 году я поступил в Кыргызскую государственную филармонию, где проработал до середины 1950‑х годов. Вместе с мастерами, такими как Саякбай, я гастролировал по Киргизии, а также в Казахстане и Узбекистане, получив известность как «Семетейчи Акмат».
Однажды, вспоминал народный артист СССР Турсуналиев Эстебес, когда кыргызские артисты гастролировали по Узбекистану, они остановились в селе на берегу реки Ургенч. В ту ночь Акмат исполнил эпизод о том, как Күлчоро переплыл Ургенч. Хозяин был в восторге и на следующий день вновь пригласил его выступить. Акмат повторил свой рассказ, добавив шутку: «Вода Ургенча затопила всё...». Он так мастерски разыграл сцену, что жители, смеясь, восклицали: «И ткань плывёт, и камни плывут… какая беда». Те, кто понял шутку, смеялись до слёз, в то время как другие обиделись и ушли. На следующее утро Акмат отправился за новой тагой (головным убором) в мастерскую, но мастер сказал ему: «Таги нет — ночью вода Урунча унесла её».
Работая в филармонии, под руководством Ыбырайыма Абдыракман уулу Акмат записал части эпоса «Манас» — «Манастын Көзкамандардан көргөн жамандыгы», «Большой поход», а также из «Семетея» — «Детство Семетея», «Чынкожо менен Толтойдун Акунканды камап жаткан жери», «Семетей менен Чынкожонун жоолашканы», «Чынкожо менен Толтойдун Семетейден жеңилгени» и другие. Хотя эти записи не охватывают весь основной сюжет «Семетея», учёные отмечают, что их композиция осталась целостной, а материалы «Манаса», записанные Акматом, близки к версии Сагынбая. Его версия «Семетея» под названием «Ургенч» была издана в 1941 году. Также его записи вошли в 4‑томное издание «Манаса» 1958–1960 годов.
Последние годы своей жизни семетейчи Акмат Ырысменде уулу провёл на родине. В его селе открыта школа, носящая его имя.
В сборнике «Манасчылар» Рысбай Исаков оставил следующие строки о Семетейчи Акмате:
Үргөнчтүн суусу киргенин,
Үстүнөн үйөр жүргөнүн.
Үшүнөн кетип уккандар,
Үмүтсүз кылып сүлдөрүн.
Керемет кылып айтчу дейт,
Келтирип шерлер дүрбөөнүн.
Семетейчи Акмат деп,
Сезимин ээлейт мүлдөнүн.
Канатын күүлөп максаттын,
Кадырын эске сактаттым.
Көмүскө калып кай бири,
Көңүлдү келбейт аксаткым.
Андыктан, баарын санактап,
Амалын кылдым макташтын.
Ысымы унут болбосун,
Ырысменде уулу Акматтын.
Читайте также:
