Главные новости » Политика » Эдиль Байсалов: Нашей школы скорей нет, чем есть
Политика

Эдиль Байсалов: Нашей школы скорей нет, чем есть

345


Ситуация в системе образования Кыргызстана достигла критической точки, и это нельзя игнорировать. По результатам международного исследования PISA, уровень знаний кыргызстанских школьников оказался одним из самых низких в мире. Они не способны логически мыслить, анализировать тексты и решать элементарные математические задачи.

- Уверенность в том, что у нас есть выдающаяся школа, которую кто-то пытается разрушить, ошибочна. На самом деле её просто нет, - так прокомментировал ситуацию заместитель председателя кабинета министров КР Эдиль Байсалов в интервью vb.kg.

По мнению Байсалова, система образования в стране устарела, а разговоры о её высоком качестве — это всего лишь иллюзия. Если срочно не предпринять меры, то ситуация будет только ухудшаться, и мы будем выпускать всё больше неподготовленных специалистов.

Он отметил, что на образование из бюджета выделяется примерно 12-13%, и государство готово увеличить эту сумму. В настоящее время кабинет министров активно работает над программой развития до 2030-2050 годов, акцентируя внимание на инвестициях в человеческий капитал.

- Наши амбиции по улучшению качества жизни в стране зависят от инноваций. Нам необходимо взглянуть на реальность и обратить внимание на состояние образования для наших детей. Лица старшего поколения, включая некоторых депутатов, часто вспоминают о преимуществах советской системы. Однако разве можно сказать, что сегодняшние школы соответствуют требованиям даже вчерашнего дня? Не обижая педагогов и учебные заведения, стоит признать, что из школ выходят совершенно неподготовленные дети, - добавил он.

Кыргызстан среди аутсайдеров

PISA (Программа международной оценки учащихся) является международным исследованием, проводимым ОЭСР, которое оценивает уровень подготовки 15-летних школьников в более чем 80 странах. Кыргызстан принял участие в этом исследовании в 2009 году, но с тех пор не возвращался к рейтингам, опасаясь дальнейшего падения. Тем не менее, Байсалов сообщил, что в мае этого года планируется новый срез знаний. Ранее он был против участия, но сейчас поддерживает эту инициативу, чтобы старшее поколение увидело истинное состояние образования. Также он отметил, что пандемия COVID-19 нанесла серьезный удар по системе образования, так как онлайн-обучение существует лишь на бумаге, а учителя сталкиваются с трудностями в обучении большого числа учеников.

- Наши дети не могут пересказать даже короткий текст. Они не умеют осмыслять информацию, выявлять противоречия и применять знания в реальной жизни, - говорит Байсалов. - То же самое касается математики: большинство учеников не понимают даже базовые концепции, не говоря о решении задач.

Результаты PISA считаются объективным индикатором качества школьного образования, однако Кыргызстан фактически отказался от участия в международных оценках, что, по мнению Байсалова, усугубляет проблему.

"Гордиться отдельными успехами — самообман"

Один из распространенных аргументов в защиту системы образования в Кыргызстане заключается в том, что некоторые выпускники поступают в престижные университеты. Однако, как утверждает Байсалов, это не является оправданием.

- Нам рассказывают о том, что кто-то 10 лет назад поступил в МГУ или Гарвард, и на этом основании делают выводы о качестве нашего образования. Но это не заслуга школы, а заслуга родителей и самого ребёнка. Настоящее образование должно давать возможность каждому, а не только выдающимся.

Байсалов уверен: основная задача образовательной системы заключается в том, чтобы повышать уровень всех учеников, а не лишь выдавать случайных талантливых учеников за успех.

- Если наша школа действительно выдающаяся, то пусть она возьмёт самого отстающего ученика и превратит его в думающего человека. Тогда мы сможем сказать, что система работает.

Финансирование: куда уходят средства?

Проблема финансирования образования в Кыргызстане остаётся одной из самых острых. Байсалов подчеркивает, что школы существуют больше на бумаге, чем в реальности, и без значительных вложений их развитие невозможно.

- Финансирование образования должно быть приоритетом на национальном уровне. Никакая помощь от ЮСАИД здесь не уместна! Это не вопрос международных организаций, это — наша внутренняя проблема! - эмоционально заявляет он.

12-летнее образование: миф о "западной модели"

Критики планов правительства по внедрению 12-летнего образования утверждают, что это заимствование западной системы. Однако Байсалов настаивает:

- Это международная модель, и она касается нашей страны, нашего будущего и нашей конкурентоспособности.

Он подчеркивает, что учебная программа должна соответствовать современным вызовам.

- Мы говорим о том, каким будет Кыргызстан в 2050 году. Это вопрос нашего процветания. Если мы не примем необходимые решения сейчас, наши дети окажутся неконкурентоспособными.

"Реформа или крах"

По мнению Байсалова, страна стоит перед выбором: либо кардинально изменить систему образования, либо признать её несостоятельность.

- Если нынешние учебные заведения не соответствуют требованиям времени, их нужно или реформировать, или закрывать. В текущем состоянии они бесполезны.

Ситуация такова, что выпускники не готовы к жизни в 21 веке, рынок труда требует специалистов, которых система не может подготовить, а реформы буксуют.

Готово ли общество принять эту правду? Или Кыргызстан продолжит игнорировать катастрофу в образовании?

Обсуждение этих вопросов требует немедленных действий. Иначе будущее страны окажется под угрозой, - заключил он.

София Березовская
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК