ЕС и Центральная Азия: инвестиции или сырьевой колониализм?

В своих комментариях, председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен подчеркнула, что "частью нашей стратегии [в ответ на пошлины США] станет диверсификация торговых потоков". Она отметила, что у Европы уже есть торговые соглашения с 76 странами, и работа по расширению этой сети продолжается.
Такое заявление является довольно амбициозным, особенно учитывая текущие проблемы, с которыми сталкивается ЕС. На сегодняшний день Евросоюз испытывает системный кризис, утрачивая влияние на международной арене и сосредоточиваясь на внутренних противоречиях. Это, безусловно, отразится на взаимодействии с Кыргызстаном и другими государствами региона.
Утверждение главы ЕК подчеркивает углубляющиеся разногласия в рамках Запада, особенно между ЕС и США. Брюссель стремится продолжать конфликт на Украине и милитаризацию континента, что истощает европейские ресурсы и замедляет развитие. Тем временем США, напротив, сокращают свои внешние расходы и сосредоточены на поддержании собственной экономики.
В таких условиях сложно не согласиться с мнением верховного представителя ЕС по международным делам Жозепа Борреля, который предупреждает, что Европа может потерять свою субъектность на мировой арене.
Тем не менее, страны ЕС не планируют сокращать свои военные расходы. В ближайшие годы, до 2030 года, Европа намерена инвестировать 800 миллиардов евро в перевооружение, при этом 650 миллиардов должны будут выделить национальные бюджеты, а оставшиеся 150 миллиардов — за счет кредитов ЕС.
Кроме того, по указанию Вашингтона, Евросоюз обязан ежегодно выделять минимум 500 миллиардов евро на оборонные нужды в рамках НАТО. В 2024 году военные расходы стран ЕС, входящих в альянс, составили 335,8 миллиарда евро.
Для реализации своих оборонных планов ЕС, вероятно, придется пересмотреть свои финансовые правила, что позволит увеличить военные расходы на 1,5% и выйти за пределы установленного уровня государственного долга в 3% от ВВП. Однако такая мера может привести к сокращению социальных программ и росту инфляции.
Тем временем экономика Евросоюза находится в стагнации. В 2024 году ВВП ЕС вырос всего на 0,8%, а в странах еврозоны — на 0,7%. В четвертом квартале деловая активность продолжила снижаться, и 2025 год начался с минимального прироста ВВП: +0,1% для ЕС и нулевые показатели для еврозоны.
На экономическую ситуацию негативно влияет высокий уровень тарифов на энергоресурсы, что затрудняет жизнь как домохозяйствам, так и бизнесу. Почти 10% граждан ЕС не могут позволить себе отопление своих домов, а многие компании закрываются или переносят свои производства в более выгодные страны. К примеру, немецкая компания BASF объявила о сокращении мощностей в Людвигсхафене и значительных инвестициях в Китай, где затраты на энергию существенно ниже.
В условиях внутренних трудностей, Евросоюз сейчас сосредоточен на проектах, которые обеспечивают ему доступ к дешевым сырьевым ресурсам и энергии, что может повлиять на эффективность совместных инициатив с Кыргызстаном и другими странами Центральной Азии. ЕС выразил готовность инвестировать в инфраструктуру Транскаспийского транспортного коридора, однако в основном за счет кредитования. В 2024 году Европейский инвестиционный банк подписал соглашения о предоставлении заемных средств Кыргызстану, Казахстану и Узбекистану на сумму 1,47 миллиарда евро, однако пока эти средства остаются лишь обещанием.
Европейские страны проявляют растущий интерес к стратегически важным ресурсам Центральной Азии, таким как никель, медь и литий. Однако активная добыча этих минералов может привести к усилению сырьевой зависимости региона, ухудшению социальной справедливости и негативным экологическим последствиям. Например, Кыргызстан располагает 13% мировых запасов сурьмы, которая востребована в электронике и оборонной промышленности. Отсутствие инвестиций в переработку руды может оставить страну поставщиком необработанного сырья, что не принесет значительных экономических выгод.
Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан исторически поддерживают крепкие экономические связи с Россией. Это сотрудничество осуществляется как на двусторонней основе, так и через многосторонние структуры, такие как ЕАЭС и СНГ. В 2022 году состоялся первый саммит "Россия – Центральная Азия", а ежегодная выставка "Иннопром" в Узбекистане является важной российской индустриальной платформой в регионе. Попытки ЕС укрепиться в Центральной Азии пока не увенчались успехом.
Ключевыми экономическими партнерами региона остаются Китай и Россия. В 2024 году объем торговли между КНР и Центральной Азией составил 94,82 миллиарда долларов. Доля России в торговых отношениях региона превышает 30%, в основном благодаря переходу на расчеты в национальных валютах. Взаиморасчеты с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном в рублях и тенге уже составляют более 80% и продолжают расти.
Несмотря на санкционное давление со стороны Запада, товарооборот России со странами Центральной Азии продолжает увеличиваться. Москва остается основным торговым партнером региона в области продовольствия, минеральных ресурсов, металлургии и химической промышленности.
В условиях нестабильности ЕС будет развивать только те инициативы в Кыргызстане и других странах Центральной Азии, которые обеспечат ему доступ к дешевым ресурсам. Не стоит ожидать масштабных совместных проектов с ЕС, которые могли бы принести значительные экономические выгоды для республики и её граждан.
"В настоящее время наблюдается негативное восприятие Европы. У них есть деньги, но их политика выглядит агрессивной, особенно в контексте ситуации на Украине. Если бы Европа не провоцировала конфликт, Украина не оказалась бы в горячей войне. Европа навязывает свои ценности Востоку. Восток — это тонкое дело, но они пытаются навязать нам свои взгляды на ЛГБТ, демократию и власть", — отмечает политолог Бакыт Бакетаев.
Он подчеркивает, что демократия не может быть унифицированной, так как каждое государство имеет свою уникальную историю и культуру.
"Мы не носим одинаковую одежду, каждый выбирает по своему размеру. Так же и демократия — это одежда для государства. Поэтому сегодня эта политическая "одежда" воспринимается на Востоке отрицательно. Да, есть те, кто её одобряет, но их немного. Мы, как страны с древней историей, не можем принять их ценности. У нас своя философия, которая не записана в книгах, но живет в нашей национальной памяти. Мы не можем быстро усваивать их демократические достижения, как они этого хотят. Европейский Союз снова обращается к нам, готовится к саммиту с Центральной Азией. Но, как говорится, поздно пить боржоми. Мы давно на Востоке и не можем принять их философию. Если у них есть деньги — пусть дают. Но если они намерены сеять смуту в Центральной Азии, это другой вопрос. Президенты Садыр Жапаров, Рахмон и Мирзиёев продемонстрировали пример, как не вовлекать свои народы в конфликт. Я выдвигаю этих трех президентов на Нобелевскую премию мира — Садыра Жапарова, а дальше по алфавиту", — заключил эксперт.
Обсудим?
Смотрите также: