Минский форум ЕАЭС: интеграция набирает обороты и приносит плоды КР

В белорусской столице состоялись два значимых события для Евразийского экономического союза: IV Евразийский экономический форум и заседание Высшего Евразийского экономического совета (саммит ЕАЭС). Эти мероприятия собрали свыше 2,7 тысячи участников из 33 стран, включая лидеров как государств "евразийской пятерки", так и наблюдателей и партнеров из других регионов. Организация форумов опровергла миф о том, что ЕАЭС является лишь «формальным объединением».
Эксперт Игорь Шестаков отметил, что саммит в Минске стал важной вехой, подводящей итоги и обозначающей дальнейшие перспективы сотрудничества стран ЕАЭС. Он подчеркнул значимость белорусского председательства в 2025 году, добавив, что Минская встреча показала наличие общего видения будущего Евразийского союза среди его участников. Обсуждение транспортно-логистических цепочек для экспорта стало одним из ключевых моментов, подчеркивающим необходимость беспрепятственного транзита товаров через внешние границы Союза.
Форум включал более 30 мероприятий, разделенных на шесть тематических блоков, охватывающих широкий спектр тем — от сельского хозяйства до высоких технологий. Минский саммит продемонстрировал как достижения интеграции, так и готовность стран двигаться вперед на благо своих граждан. Для Кыргызстана, активно участвующего в ЕАЭС, решения, принятые на форуме и саммите, имеют особую значимость, принося конкретную пользу экономике и населению.
Главный месседж белорусского председательства в 2025 году — никаких «встреч ради встреч», только результативные действия. Подтверждение этого курса видно по итогам минских переговоров: подписано около десяти документов, среди которых два значительных внешнеэкономических соглашения — с ОАЭ и временное торговое соглашение с Монголией. Эти соглашения свидетельствуют о растущем интересе к союзу со стороны новых партнеров.
Президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что одни страны наблюдают за успехами ЕАЭС, а другие ждут его неудач. Он подчеркнул, что будущее союза зависит только от его участников и их действий.
Внутрисоюзные вопросы также получили внимание, лидеры «пятерки» приняли ряд решений для улучшения работы ЕАЭС. В их числе — изменения в Договор о ЕАЭС и регламенты органов Союза, а также меры по дальнейшему упрощению торговли услугами и развитию транспортной инфраструктуры. Были одобрены механизмы мониторинга выполнения обязательств по устранению барьеров на внутреннем рынке и планы по дальнейшему снятию ограничений для бизнеса. Также обсуждались темы экономического сотрудничества в области спорта и кадровые вопросы Евразийской экономической комиссии.
Сроки следующей встречи лидеров определены на конец 2025 года в Санкт-Петербурге, где будет подведен итог белорусского председательства.
Форум в Минске стал возможностью подвести итоги первого десятилетия существования ЕАЭС и наметить амбициозные планы на будущее. Взаимная торговля в рамках Союза удвоилась, достигнув $97 миллиардов, а 93% расчетов между странами проводятся в национальных валютах, что является значительным шагом к дедолларизации. Лукашенко заметил, что хотя говорить о полном отказе от доллара еще рано, достигнутый уровень валютной независимости является очень серьезным.
На саммите были озвучены позитивные экономические результаты: товарооборот между странами ЕАЭС за последние десять лет превысил два триллиона долларов, что подтверждает востребованность национальной продукции. Особое внимание было уделено участию Кубы, которая, выступая в статусе наблюдателя, выразила готовность стать мостом между ЕАЭС и Латинской Америкой, что открывает новые перспективы для Кыргызстана. Кыргызские производители смогут существенно увеличить экспортные возможности, особенно учитывая конкуренцию на рынке Европейского Союза.
Лукашенко также подчеркнул, что ЕАЭС должен иметь не только экономические, но и информационные цели, что подразумевает создание единого информационного пространства, выходящего за рамки торговли и промышленной интеграции.
Экономическая мощь Союза заметно возросла: совокупный ВВП стран ЕАЭС увеличился с $1,6 до $2,6 трлн. Внешнеэкономические связи укрепляются, и к 2025 году ЕАЭС установил формальные отношения с рядом крупных объединений, общий ВВП которых составляет $72 трлн, что практически равно половине мировой экономики. Это подчеркивает, что Евразийский союз становится частью глобальных процессов.
Несмотря на успехи, Лукашенко указал на необходимость ускорения создания передовых производств, так как в рамках промышленной кооперации Союз одобрил лишь два совместных проекта на сумму $17 миллионов, что является "смехотворно малым". Он отметил, что акцент следует делать на отраслях, где традиционно доминируют западные корпорации, таких как фармацевтика и автомобилестроение.
Он также отметил, что Евразийская экономическая комиссия должна работать более активно и эффективно, чтобы решать вопросы, которые сейчас находятся на уровне глав государств, а могли бы быть реализованы в рамках ЕЭК.
Обсуждались и вопросы продовольственной безопасности. Союзные страны ищут пути стабилизации цен на определенные товары, включая возможность открытия внутреннего рынка для импорта. В этом контексте была представлена инициатива "Евразийский агроэкспресс", призванная создать сеть ускоренных перевозок сельхозпродукции внутри Союза и на внешние рынки.
В сфере цифрового развития также обозначены проблемы, такие как необходимость создания единой системы электронного документооборота и признания электронных подписей во всех странах — для удобства бизнеса и граждан.
Для Кыргызстана решения, принятые на форуме, представляют собой реальные возможности для роста экономики и повышения уровня жизни населения. Президент Садыр Жапаров, активно участвовавший в мероприятиях, обозначил приоритет использования ЕАЭС как инструмента для модернизации экономики страны. На пленарной сессии он акцентировал внимание на важности промышленной кооперации в рамках Союза и предложил механизм финансовой поддержки кооперационных проектов, который уже способствует запуску совместных производств.
Жапаров подчеркнул, что Кыргызстану важно развивать внутренние производственные мощности и сосредоточиться на товаропроизводстве, особенно в условиях глобальных экономических кризисов. Он также отметил, что малые страны сталкиваются с трудностями при участии в интеграционных инициативах, и предложил пересмотреть критерии отбора проектов, чтобы облегчить доступ для предприятий из таких стран, как Кыргызстан.
Это должно увеличить участие малого и среднего бизнеса в промышленных цепочках ЕАЭС. Жапаров предложил комплексную программу модернизации экономики, включая локализацию производства и развитие промышленных кластеров с акцентом на цифровую трансформацию и научные исследования.
Президент отметил, что основа для индустриального роста уже заложена в Национальной стратегии развития КР до 2030 года, где приоритетом выделена индустриализация и увеличение экспорта высококачественной продукции. Кыргызстан видит свои возможности в отраслях, где у него есть традиционные преимущества, таких как текстиль, переработка сельхозсырья и машиностроение.
Кыргызстан выступает за активное сотрудничество как внутри Союза, так и с внешними партнерами, обладая необходимыми ресурсами для формирования единой евразийской индустрии. Эта позиция гармонирует с общей стратегией саммита — делать акцент на совместных проектах и уникальных продуктах, а не на конкуренции.
Кыргызстан уже начал получать ощутимые результаты от этого подхода. Объем взаимной торговли с другими странами Союза удвоился за десятилетие — с $2,45 миллиарда в 2015 году до почти $5 миллиардов в 2024 году. Экспорт Кыргызской Республики в рамках ЕАЭС растет опережающими темпами, например, поставки в Россию увеличились на 46,3% за первые 10 месяцев 2024 года.
Союз также предоставляет Кыргызстану финансовые выгоды через механизм распределения пошлин. В первом квартале 2025 года в бюджет страны поступило 5,5 миллиарда сомов от импортных таможенных пошлин, собранных на внешней границе ЕАЭС. Основная часть этих поступлений пришла из России и превышает уровень прошлого года на 1%, что продолжит расти с увеличением внешней торговли.
Более глубокая интеграция открывает новые внешние рынки и инвестиции для Кыргызстана. Бишкек активно продвигает идеи расширения географии партнерств, выступая за создание зоны свободной торговли с Индонезией и продление соглашения с Ираном. Подписанные в Минске соглашения с ОАЭ и Монголией предоставят кыргызским экспортерам льготный доступ к новым нишам.
Партнерство с ОАЭ может привести к инвестициям в возобновляемую энергетику и туризм, а соглашение с Монголией создаст возможности для поставок кыргызской продукции на взаимовыгодной основе. В рамках форума также состоялся бизнес-диалог ЕАЭС-ОАЭ и круглый стол ЕАЭС–Монголия, где обсуждались конкретные инициативы.
Социальные эффекты евразийской интеграции для граждан Кыргызстана также значительны. Свобода трудовой миграции, обеспеченная Договором о ЕАЭС, облегчает поиск работы для миллионов кыргызстанцев, позволяя им работать в союзных странах без необходимости получения трудовых патентов, а их дипломы автоматически признаются.
Кыргызстан продолжает защищать права своих граждан, находящихся в трудовой миграции. В марте посол Кыргызстана в России напомнил о важности сохранения льгот для кыргызстанцев в свете новых миграционных правил. Москва подтвердила, что законопослушные кыргызстанцы сохранят все права, предусмотренные соглашениями, включая доступ к медицинской помощи и пенсиям.
Трудовая миграция стабилизирует экономику Кыргызстана: в 2024 году денежные переводы из России возросли на 12%, достигнув $2,6 миллиарда. Это свидетельствует о том, что в условиях санкций российская экономика продолжает нуждаться в трудовых ресурсах из дружеских стран, и ЕАЭС создаёт для этого благоприятный правовой режим.
Минский форум и саммит ЕАЭС наглядно продемонстрировали, что, несмотря на внешние вызовы, интеграционный проект на постсоветском пространстве успешно развивается и приносит реальную пользу. Кыргызстан, как небольшая экономика, уже извлек значительные выгоды от участия в союзе — от удвоения торговли до рекордного роста экономики на 9%, самого высокого среди стран ЕАЭС. По данным Евразийской комиссии, в 2024 году все государства «пятерки» вышли на траекторию роста выше докризисного уровня, а уровень безработицы в ЕАЭС снизился до 2,8%, что стало лучшим показателем за десятилетие.
Для Кыргызстана создание общего экономического пространства означает новые проекты, инвестиции и рабочие места — будь то строительство совместных фабрик, улучшение транспортных коридоров или цифровизация услуг для бизнеса. Простые граждане тоже выигрывают от снижения цен на товары благодаря отмене пошлин и совместным мерам против роста цен на продовольствие, упрощению поездок и расширению возможностей трудоустройства. Углубление интеграции отвечает национальным интересам Кыргызстана.
Обсудим?
Смотрите также: