Дружба по-китайски. Чем обернется Астанинский саммит для Центральной Азии?
Список подписанных документов
- Меморандум о сотрудничестве между министерствами промышленности стран Центральной Азии и КНР;
- План действий для укрепления торгово-экономических связей "Центральная Азия – Китай";
- Меморандум о взаимопонимании для углубления сотрудничества в области свободной торговли;
- Меморандум по инвестиционному сотрудничеству в сфере "зеленых минералов";
- Соглашение по сотрудничеству в области железнодорожных маршрутов "Китай - Центральная Азия - Европа";
- План действий для реализации инициативы "Один пояс, один путь";
- Инициатива для упрощения взаимных поездок граждан;
- Программа культурных мероприятий на 2025-2026 годы;
- Меморандум между таможенными службами о сотрудничестве в управлении рисками;
- Меморандум о техническом сотрудничестве в области неинтрузивной проверки;
- Меморандум о сотрудничестве в упрощении международных перевозок;
- Соглашение о гуманитарных обменах в области устойчивого транспорта между Китаем и Центральной Азией.
Китай, являясь крупнейшим соседом региона и значимым игроком на международной арене, имеет свои цели в этом сотрудничестве, в то время как Центральная Азия стремится извлечь выгоду из подписанных соглашений. Что стоит за этими намерениями? Разбираемся с экспертами.
Инициатива "Один пояс, один путь", предложенная Си Цзиньпином, укоренена в политической стратегии Китая. Здесь нет давления, чтобы превратить страны в колонии или играть роль старшего брата из-за внутренней нестабильности.
Китай настороженно относится к проблемам сепаратизма в Синьцзяне и влиянию уйгурской диаспоры за пределами страны. Ярким примером является попытка взрыва ворот китайского посольства в Бишкеке. Безопасность является важным аспектом для Китая.
Что касается меморандумов, то они представляют собой продолжение текущей политики, без неожиданных элементов. Мы видим, что экономическая зависимость от Китая будет продолжаться. У нас нет другого выбора, кроме как сотрудничать с Россией и Китаем.
В настоящее время нет борьбы за влияние. Мы ищем свои интересы, и это нормально!Ключевым моментом является проект железной дороги "Китай - Кыргызстан - Узбекистан", поскольку сейчас у нас есть только автодороги, а иногда возникают препятствия со стороны Казахстана. Ожидается, что этот проект принесет значительную экономическую выгоду и создаст рабочие места.
Финансовые расчеты этого проекта в первую очередь экономические, а политический аспект является дополнительным бонусом.
Зайнидин Курманов, политолог
- Я считаю, что история отношений с Китаем в контексте Российской империи и Советского Союза была сложной и часто идеологизированной. Границы, существовавшие в имперские времена и позже в СССР, стали источником территориальных споров, которые были признаны Советским Союзом в 1991 году.Сегодняшняя китайская внешняя политика в основном сосредоточена на экономическом расширении. Китайцы известны своими навыками ведения торговли и переговоров, но не являются наиболее сильными в военном плане.
Мы, напротив, стремимся к экономическим выгодам и придерживаемся многовекторной политики, дружим со всеми.
Китай, как крупный игрок, всегда планирует свои шаги с учетом исторических реалий. Интересно отметить, что в Китае построена мощная экономика даже в условиях отсутствия демократии. Как это возможно?
Подписанные документы имеют важное значение, так как они закрепляют долгосрочные отношения между соседними странами, включая Кыргызстан с Казахстаном, Узбекистаном и теперь с Китаем.
Обсудим?
Смотрите также: