Интервью президента Садыра Жапарова о проблемах школьного образования

Кыргызстан начал масштабную модернизацию своей образовательной системы. Однако существует критика, связанная с переполненностью классов, нехваткой педагогов и дефицитом современных учебников, что, по мнению некоторых, является следствием перехода на 12-летнюю систему обучения. На эти вопросы ответил президент Садыр Жапаров в интервью с ИА "Кабар".
- В преддверии нового учебного года родители и некоторые политики выражают недовольство системой школьного образования. Они высказывают мнение, что в классах учатся по 40–50 детей, и это связано с переходом на 12-летнюю программу. Правильно ли мы сделали, что перешли на 12-летнее образование так рано?
- Ошибочно связывать эту проблему с переходом на 12-летнее обучение.
Подобная ситуация наблюдалась и до введения новой системы.
Если в прошлые годы в первый класс приходило 140–150 тысяч детей, то в текущем году число первоклассников достигло 227 тысяч — это в два раза больше.
Ранее около 100 тысяч детей обучались в "нулевых" классах ежегодно.
Основная проблема заключается в Бишкеке, где высокая внутренняя миграция и отсутствие постоянной регистрации у многих семей усложняет прогнозирование количества детей.
Темпы урбанизации и рост населения остаются значительными.
Мы работаем по плану, строим новые школы и направляем инвестиции в Бишкек в первую очередь.
Расширяем и ремонтируем существующие учебные заведения; временные классы открываются в детских садах.
К примеру, в одной школе на улице Маликова, где находятся жилые дома, построенные Государственной ипотечной компанией, появилось слишком много учеников, и временно организовали 700 учебных мест на первых этажах этих зданий до завершения строительства новой школы.
Я поручил совместно с мэрией использовать пустующие здания для учебных нужд.
Родителям предлагается выбирать школу в зависимости от места проживания. Уровень образования в школах постепенно выравнивается, что позволяет избежать необходимости перевозить детей через весь город.
В 2025 году по республике было завершено строительство 119 образовательных учреждений, включая 68 школ и 27 детских садов, однако в Бишкеке по-прежнему существует нехватка учебных заведений.
Кроме того, капитальный ремонт был проведен в 20 школах и 4 детских садах.
Далее мы прекратим практику строительства школ по инициативе депутатов для получения голосов.
Например, в одном селе была хорошая школа, но рядом построили второй корпус, несмотря на то, что в соседнем селе учебное заведение находилось в плохом состоянии. Впредь строительство будет осуществляться только по рекомендациям Министерства просвещения с учетом роста числа учеников и населения.
В противном случае школы возводились в местах, где мало детей, а в других они были необходимы. Строили большие учебные заведения, где не хватало как учеников, так и учителей.
Важно понимать, что 12-летнее образование не зависит от зданий, а связано со стандартами, программами и учебниками, соответствующими международным нормам.
Да, в первые один-два года будут определенные сложности, но они будут постепенно решены. Мы перешли на международные стандарты, и это, по сути, следовало сделать 15–20 лет назад.
- Почему мы выбрали 12-летнее образование? В чем заключаются его ключевые особенности? Каковы преимущества 12-летней системы?
- Основная цель — улучшить качество подготовки выпускников и адаптировать их к современному рынку труда.
Исследования показывают, что у 15-летних учеников есть серьезные пробелы в понимании текстов и решении задач. Переход на 12-летнюю систему — это не просто добавление одного года обучения, это полное обновление содержания образования.
Дети будут обучаться по новым учебникам, акцент будет сделан на практические навыки и развитие критического мышления. В старших классах будет введена профориентация, а также увеличится внимание к математике и естественным наукам.
Кроме того, предусмотрены меры по укреплению дисциплины, ограничению использования телефонов, поддержке родителей и созданию возможностей для инклюзивного образования.
Международный опыт показывает, что 12-летняя система образования является мировым стандартом, применяемым в более чем 180 странах с доказанной эффективностью.
Например, Казахстан начал переход на 12-летнее образование в 2002 году и завершил его к 2017–2018 учебному году, что заняло почти 15 лет. Узбекистан же только в этом году начал этот процесс.
- Успех системы образования во многом зависит от квалификации учителей. Как вы видите дальнейшее развитие государственной политики в области подготовки и условий труда для педагогов?
- На данный момент в стране трудится более 93 тысяч учителей, из них свыше 87 тысяч работают в государственных школах. Да, наблюдается нехватка кадров из-за низкой зарплаты, но эта проблема значительно сократилась за последние годы.
Согласно предоставленным данным, на начало учебного года дефицит учителей составляет 947 человек, а не 2,5 тысячи, как сообщалось ранее.
Это результат наших целенаправленных действий. С 1 апреля следующего года мы планируем повысить зарплату учителям и медикам, что должно помочь решить проблему.
Кроме того, ежегодно педагогические вузы и колледжи выпускают более тысячи новых специалистов, которые в основном распределяются в школы. Также предпринимаются шаги по привлечению воспитателей детских садов в начальные классы и интеграции студентов в школьную среду через дуальное образование.
Проблема нехватки учителей будет решена. Я поручил Министерству высшего образования направлять студентов последних курсов на длительную практику с оплатой.
На самом деле нехватка педагогов — это глобальная проблема, в некоторых странах она достигает сотен тысяч.
Мы внедрим новые социальные инициативы для привлечения лучших учителей и решения проблемы дефицита.
Создадим возможность для "депозита учителя" в виде долгосрочной ипотеки. Также планируем краткосрочную переподготовку дипломированных специалистов, не нашедших работу, и привлечение волонтеров с дополнительным вознаграждением.
- Родители также критикуют качество учебников. Достаточно ли их для новой системы? Как контролируется их качество?
- Учебники всегда финансировались недостаточно. Ранее это зависело от доноров, а печать осуществляли частные издательства. О коррупции в тендерах не буду подробно говорить, но теперь такие практики прекращены.
Издательство "Учкун" будет выпускать качественные учебники, соответствующие современным требованиям. У нас появилась возможность закупать лучшие мировые издания и адаптировать их.
Впервые за многие годы введено стабильное финансирование: 744 миллиона сомов выделено на массовое издание новых учебников. Мы комплектуем полные наборы для 1–2 и 5–7 классов в соответствии с новыми программами.
Согласно имеющейся информации, учебники по английскому языку для 3–9 классов уже напечатаны и доставлены во все школы страны. В настоящее время печатаются учебники по "Математике" и "Природоведению. Я и мир" для 1, 2, 5 и 7 классов.
- Таким образом, в стране принято решение о коренной реформе образовательной системы. Общество выражает различные мнения. Как мы сможем оценить успех этой реформы?
- Важно понимать, что принято решение о кардинальной смене образовательной системы. Для этого в государственном бюджете предусмотрены специальные средства. Утверждена вся необходимая правовая и нормативная база, принято решение о переходе на 12-летнее образование, разработаны стандарты и учебные планы. У нас нет обратного пути.
Теперь обществу необходимо проявить единство и терпение, поддерживая действия Министерства просвещения, а не ограничиваясь критикой.
Наша цель ясна: обеспечить каждому ребенку качественное, современное и справедливое образование, основанное на национальных ценностях, семье и воспитании.

Читайте также: