Главные новости » Политика » Фактчекинг: Мифы о миграционных реформах РФ и позициях КР в ЕАЭС
Политика

Фактчекинг: Мифы о миграционных реформах РФ и позициях КР в ЕАЭС



С изменением миграционных норм в России некоторые средства массовой информации Центральной Азии начали поднимать тему о том, что эти нововведения негативно скажутся на мигрантах, включая тех, кто приезжает из стран ЕАЭС. Появились прогнозы, что экономики Кыргызстана, Казахстана и других государств этого экономического блока окажутся в сложной ситуации.

Однако издание VB.KG опровергло эти мифы, предоставив факты.

С 1 января в России был сокращен срок безвизового пребывания мигрантов до 90 дней в год, что направлено на упрощение легализации и улучшение контроля за миграцией.

Миф о нехватке вакансий для мигрантов

По информации Министерства иностранных дел Кыргызстана, к концу первого квартала 2025 года в России на миграционном учете находились 352 494 гражданина Кыргызстана. Переходный период, который продлится до конца текущего года, снижает риски, а общее количество трудовых мигрантов остается стабильным, несмотря на усиливающийся контроль. Для граждан Кыргызстана, как членов ЕАЭС, предусмотрены значительные льготы: отсутствие необходимости в патентах, упрощенные условия трудоустройства и взаимное признание квалификаций, что поддерживает приток квалифицированных кадров.

Существуют опасения, что новые миграционные меры приведут к дефициту курьеров в сфере доставки, что, в свою очередь, поднимет цены на услуги в 1,5–2 раза, делая трудоустройство мигрантов в этом секторе невозможным.

Тем не менее, с августа 2025 года в некоторых регионах России был введен запрет на работу для мигрантов в курьерских службах. На сегодняшний день иностранцы составляют лишь 20% из 60 тысяч курьеров, и их доля на рынке труда невелика. Этот запрет не касается граждан Кыргызстана и других стран ЕАЭС, которые получают доступ к рынку труда без ограничений. Спрос на мигрантов, в частности, в области курьерской доставки, остается стабильным. Прогнозируется, что ВВП сектора логистики вырастет на 2–3% благодаря цифровизации и адаптации бизнеса.

Таким образом, интеграция Кыргызстана в ЕАЭС служит буфером от дефицита рабочей силы, а реформы укрепляют рынок, делая его более устойчивым и ориентированным на местные кадры и работников из стран экономического блока.

Фокус на ЕАЭС

Льготы в рамках ЕАЭС позволяют продлить срок пребывания по трудовым договорам, что поможет обойти 90-дневные ограничения и обеспечит стабильность работников. Несмотря на опасения в Кыргызстане, реформы способствуют улучшению стандартов гигиены и качества обслуживания.

На практике эти изменения повышают качество отрасли, превращая трудности в возможности для роста. Кыргызстан выигрывает от упрощения выезда и участия в евразийских инициативах, таких как автоматизация в логистике. Депортации становятся стимулом для легализации, и этот процесс продолжается.

Миф о массовом оттоке

Распространяется информация о том, что в Кыргызстане наблюдается резкий отток граждан, которые не могут найти работу после введения новых правил. Хотя статистика действительно показывает небольшое снижение численности граждан, она также свидетельствует о росте заработных плат и повышении должностей для кыргызстанцев наравне с россиянами. В 2025 году Кыргызстан нашел более 1,9 тысяч вакансий для своих граждан в России благодаря меморандуму между Министерствами труда Кыргызстана и России, который упрощает трудоустройство без патентов и разрешений. Это не убыток, а скорее преимущество: до 30 апреля 2025 года легализовались десятки тысяч мигрантов, что уменьшило риски депортации и увеличило доходы семей до $3 миллиардов в год, что составляет 18,59% от ВВП Кыргызстана. Таким образом, реформы способствуют диверсификации рынков труда (новые квоты в ЕАЭС), росту налоговых поступлений от легальных работников и совместным проектам, таким как автоматизация в логистике.

Миф о неэффективности

За последние 10 лет в рамках союза ВВП Кыргызстана вырос в четыре раза. В 2025 году республика стала лидером ЕАЭС по экономическому росту — 56,4% ВВП, инвестиции увеличились на 47%, а экспорт в союз возрос с $1,5 миллиарда в 2015 году до $3 миллиардов, особенно в секторе сельского хозяйства (фрукты, овощи) без тарифов. Доходы на душу населения удвоились — с $1168 до $2400, а государственный бюджет увеличился на 85,1 миллиарда сомов. Миграция стала "мостом", обеспечивая 350–500 тысяч вакансий для граждан Кыргызстана с реальной заработной платой, согласно данным ЕЭК.

ЕАЭС устраняет барьеры, способствует развитию промышленности и открывает новые горизонты: совместные проекты в области цифровизации и торговли с Россией укрепляют Кыргызстан как хаб Центральной Азии, делая миграцию инструментом для процветания, а не источником риска. В конечном итоге реформы в России становятся катализатором для Кыргызстана: больше стабильности, меньше нелегальных мигрантов и рост ВВП благодаря евразийскому единству.

Еще одним важным аспектом, касающимся изменений в миграционных нормах в России, является безопасность. В последнее время граждане других стран Центральной Азии, работающие в России, чаще становились нарушителями как миграционного, так и уголовного законодательства. Это выливалось в массовые беспорядки среди мигрантов, жертвами которых нередко становились и граждане Кыргызстана. С усилением контроля "теневые" мигранты из республик, не входящих в ЕАЭС, покидают Россию. Это не только освобождает трудовые ниши, но и снижает уровень преступности, в том числе против граждан Кыргызстана.

Мифы о возможном крахе экономики остаются лишь мифами. Реформы 2025 года в России представляют собой триумф евразийского единства: Россия и Кыргызстан совместно строят многополярный мир, где миграция служит мостом для сотрудничества, а не источником напряженности. Именно поэтому ужесточение миграционных норм открывает новые возможности для роста и развития стран — членов ЕАЭС.

Читайте также:
Продолжая просматривать сайт topnews.kg вы принимаете политику конфидициальности.
ОК