Гендерное (не)равенство. Почему в КР мало женщин на руководящих должностях?

В 2022 году была утверждена Национальная стратегия по достижению гендерного равенства до 2030 года, ставшая вторым долгосрочным документом, посвященным государственной гендерной политике.
Согласно этой стратегии:
- существует значительный дисбаланс в сторону мужчин в органах власти;
- женщины по-прежнему сталкиваются с ограничениями в доступе к экономическим возможностям;
- работодатели предпочитают нанимать мужчин, избегая ответственности за репродуктивные функции женщин;
- гендерные стереотипы способствуют мнению, что мужчины более эффективны на рабочем месте;
- для женщин карьерный рост затруднен из-за этих же стереотипов;
- домашние обязанности оказывают негативное влияние на профессиональное развитие женщин.
Также в стратегии подчеркивается, что «равные права и возможности для женщин и мужчин в госорганах должны поддерживаться через комплекс специальных мер».
Например, в Законе «О государственных гарантиях равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин» обозначено, что в составе служащих госорганов не должно быть преобладания одного пола.
Кроме того, в документе указано: если в конкурсе на вакантную должность участвуют кандидаты разного пола, то работа должна быть предложена тому из них, кто менее представлен в данном органе.
Тем не менее, есть сомнения по поводу соблюдения этих норм. В той же стратегии 2022 года указывается на «явный перевес мужчин» в государственных органах, несмотря на принцип равного доступа.
По состоянию на октябрь 2021 года из 21 члена кабинета министров всего 4,7 процента составляли женщины: лишь одна женщина занимала пост министра, возглавляя Министерство природных ресурсов, экологии и технического надзора. Все семь полномочных представителей президента и мэры городов были мужчинами.
Читайте также
Неравные позиции: почему женщин не пускают к управлению страной
Изменилась ли ситуация за последние годы? Ответ — нет.
В кабмине по-прежнему 20 мужчин и 1 женщина — министр образования и науки Догдургуль Кендирбаева. Женщины никогда не занимали пост премьер-министра, а среди заместителей был хотя бы один представительница, которая отвечала за социальную сферу, но сейчас этот пост также занимает мужчина. В некоторых министерствах нет женщин даже среди заместителей.
Посты полномочных представителей президента в регионах и мэров городов по-прежнему занимают мужчины, и среди акимов районов также нет женщин. Позиции в правоохранительных органах также не отданы женщинам.
Если взглянуть на более низкие государственные должности, такие как руководство отделами или управлениями, то и здесь гендерное равенство остается под вопросом. Например, в администрации президента женщины возглавляют лишь четыре отдела, включая отраслевую политику и бухгалтерский учет, в то время как управление делами президента также возглавляет мужчина.
В администрации функционирует более 20 различных управлений и служб, большинство из которых возглавляют мужчины. Женщины чаще занимают должности специалистов или замов.
В администрации президента также есть комиссии и госучреждения, большинство из которых также возглавляют мужчины. Три советника и два помощника главы государства — все мужчины, а представители президента и кабмина в Жогорку Кенеше и Конституционном суде также не имеют женщин.
Единственными женщинами в администрации остаются те, кто занимает посты, связанные с правами ребенка и реализацией программ развития горных регионов.
В управлении делами президента из 29 государственных учреждений только три возглавляют женщины: одна клиника и два детских сада.
Аналогичная ситуация наблюдается и в других госорганах Кыргызстана. Согласно данным Государственного агентства по делам государственной службы и местного самоуправления, к концу 2023 года на госдолжностях работали 16,7 тысячи человек, из которых 6,9 тысячи были женщинами. Из 757 политических должностей 216 занимали женщины, а из 522 специальных госдолжностей — 168. Из 15,4 тысячи административных позиций 6,5 тысяч были заняты женщинами.
Если проанализировать распределение среди административных должностей, то женщины в основном занимают младшие и старшие позиции, в то время как главные и высшие должности остаются в основном за мужчинами.
Фото Госагентства по делам госслужбы и местного самоуправления. Представленность женщин в госорганах
Важно отметить, что власти считают внедрение 30-процентной квоты для женщин на выборах депутатов как парламента, так и местных кенешей значительным успехом. По итогам выборов в местные кенеши в конце 2024 года ЦИК сообщила, что 42 процента избранных депутатов составляют женщины.
Однако в Жогорку Кенеше ситуация не столь оптимистична: из 90 депутатов только 20 — женщины. В некоторых фракциях представленность женщин выше, но среди депутатских групп, объединяющих одномандатников, их нет вовсе.
Депутат второго созыва Айсулуу Мамашова подтверждает, что число женщин в власти постепенно сокращается.

«Если сравнивать, то ежегодно как будто «вымываются» женщины из госаппарата, особенно с политических и руководящих должностей. Министр-женщина только одна. Это огорчает, ведь мы постоянно говорим о необходимости повышения представленности женщин. Стратегия обещает много, но пока не работает. Если в местных кенешах квоты помогают увеличить число женщин, то в Жогорку Кенеше этого не наблюдается. Если будет принят новый закон, согласно которому из трех избранных депутатов от каждого округа одна должна быть женщиной, это улучшит ситуацию», — считает она.
Почему же в Кыргызстане так низкая представленность женщин на руководящих должностях?
Директор общественного объединения «Агентство социальных технологий» Зульфия Кочкорбаева выделяет несколько причин:
- стереотипы о том, что политика предназначена для мужчин, а женщины должны заниматься социальными или домашними вопросами;
- структурные барьеры, которые мешают женщинам продвигаться по карьерной лестнице;
- недостаток специальных мер, таких как квоты для женщин.
«Уровень образования и опыта женщин в ряде случаев даже превышает мужской. Но на практике эти факторы не всегда способствуют их продвижению. В результате пол оказывается значительным фактором при выборе кандидатов на должности. Женщины чаще представлены в законодательной и судебной ветвях власти, поскольку там действуют квоты. Мы помним, что без этой системы в парламенте преобладали мужчины. Если бы не квоты в парламенте и кенешах, женщин-депутатов было бы значительно меньше», — подчеркивает эксперт.
На сегодня единственной ветвью власти, где квоты для женщин не предусмотрены, является исполнительная.
По словам Зульфии Кочкорбаевой, внимание на эту проблему было обращено в Государственной программе по поддержке женского лидерства до 2030 года, утвержденной в марте 2024 года указом президента. В рамках этой программы запланирована разработка специальных законодательных инициатив для повышения представленности женщин на политических руководящих постах в госслужбе.

«Насколько мне известно, данный законопроект уже разработан и подан в Жогорку Кенеш, но пока не был рассмотрен. Он предполагает квоты при назначении на должности акимов, губернаторов и другие политические посты в исполнительной власти. Если эти меры будут приняты, мы увидим позитивные изменения в статистике. Женщины-лидеры, работающие в госслужбе, получат реальный шанс на продвижение», — добавила она.
Пока законопроекты, предложенные Айсулуу Мамашовой и Зульфией Кочкорбаевой, не приняты, говорить о добровольном повышении представленности женщин в власти остается трудно. Для изменения статистики, вероятно, нужны будут соответствующие законодательные меры. Но пока неясно, будут ли соблюдаться условия о минимальных 30 процентах женщин.
Обсудим?
Смотрите также: